Файл: 2. Перечислите особенности административного процесса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 264
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заявителями могут быть и сами органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия (бездействие) органов публичной власти, не связанные с осуществлением заявителями властных полномочий. Например, орган местного самоуправления может оспорить отказ регистрирующего органа в государственной регистрации устава муниципального образования или нарушение срока такой регистрации.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих" даны разъяснения по данной категории и в частности уточнено, что именно относится к предмету оспаривания.
Предметом оспаривания являются конкретные решения, действия и бездействие лиц, в компетенцию которых входит реализация властных полномочий.
Решения могут быть приняты как в письменной, так в устной и конклюдентной форме.
Письменные решения издаются в определенной форме – распоряжений, приказов, но могут быть оформлены и письмом, которым отказано в удовлетворении обращения.
Допускается и устная форма решений, как например, приказ подчиненному совершить какие-то действия.
Оспаривание в суде решений, принятых в устной и конклюдентной форме, представляет определенную сложность, так как требует собирания дополнительных доказательств. В письменных решениях четко выражена воля должностного лица, органа, поэтому оспаривать их в судебном порядке значительно легче, чем устное распоряжение.
Если действия, нарушающие права и свободы граждан, определяются легко (например, запрет на торговлю в палатке, наложенный должностным лицом, осуществляющим санитарный надзор), то доказать бездействие сложнее.
Бездействие органов публичной власти, должностных лиц и служащих чаще всего проявляется в уклонении от определенных действий, вытекающих из их полномочий и должностных обязанностей, предусмотренных нормативными правовыми актами, а также должностными инструкциями и договорами. Поскольку общество не всегда надлежащим образом информировано о полномочиях органов публичной власти, об обязанностях конкретных должностных лиц и служащих, то граждане реже оспаривают бездействие должностных лиц, чем их решения.
Субъектный состав лиц, чьи решения могут быть оспорены в суде, также вытекает из ст. 46 Конституции РФ – это
• органы государственной власти;
• органы местного самоуправления;
• общественные объединения (если им делегированы властные полномочия);
• должностные лица.
Понятие должностного лица дано в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ: "Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации". Поскольку законодатель не дал другого официального определения, то этим понятием пользуются и в других отраслях права, а также при рассмотрении иных дел, в том числе и в порядке гл. 25 ГПК РФ.
К заинтересованным лицам, как они обозначаются в заявлении об оспаривании, по делам данной категории дел относятся соответствующий орган (его структурное подразделение) или лицо, принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие) (ст. 257 ГПК РФ). К ним следует относить также лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц.
Государственные и муниципальные служащие обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", ст. 4, 15 и 18 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. 12 Федерального закона от 20.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". Решения, действия и бездействие государственных и муниципальных служащих также могут быть оспорены в суде общей юрисдикции в порядке гл. 25 ГПК РФ.
Понятие лиц, относящихся к федеральным государственным служащим, содержится в ст. 1, 8–10,12 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", а лиц, относящихся к муниципальным служащим, – в ст. 1, 2, 6, 7, 10 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Относительно порядка обжалования решений, действий и бездействия ряда государственных служащих установлены исключения. Так, несмотря на то что судебный пристав-исполнитель является государственным служащим, его решения, действия и бездействие обжалуются в порядке, установленном ст. 441 ГПК РФ. Заявление гражданина, находящегося в служебной зависимости от лиц, решение, действие или бездействие которых им оспаривается, рассматривается судом по правилам гл. 25 ГПК РФ лишь в случае, когда это прямо предусмотрено законом. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 254 ГПК РФ заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд и рассматривается по правилам гл. 25 ГПК РФ.
Необходимо иметь в виду, что существует отдельный круг лиц, наделенных властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления, которые принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены. Такие споры также рассматриваются и разрешаются в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ [1].
В порядке гл. 25 ГПК РФ в судах общей юрисдикции рассматриваются дела об оспаривании отказа в государственной регистрации некоммерческих организаций, в частности общественных объединений, религиозных организаций, политических партий [2].
19. Проанализируйте административное судопроизводство по делам об оспаривании решений, действия (бездействия) квалификационных коллегий судей.
20) Судопроизводство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Правом на обращение в суд с заявлением по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ обладают:
-
избиратели; -
участники референдума; -
кандидаты и их доверенные лица; -
избирательные объединения и их доверенные лица; -
политические партии и их региональные объединения; -
иные общественные объединения; -
инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители; -
иные группы участников референдума и их уполномоченные представители; -
наблюдатели; -
прокурор; -
Центральная избирательная комиссия РФ; -
избирательные комиссии субъектов РФ; -
избирательные комиссии муниципальных образований;
-
14) окружные, территориальные, участковые избирательные комиссии; -
15) соответствующие комиссии референдума.
Всех участников производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ можно разделить согласно юридическому интересу, по поводу которого участники и обращаются в суд. Участники данного вида производства, начиная от избирателя и заканчивая прокурором, обращаются в суд с заявлением, если считают, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ. Участники, начиная с центральной комиссии и заканчивая комиссиями референдума, обращаются в суд с заявлением, если считают, что имеется нарушение законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением, иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума, членом избирательной комиссии, комиссии референдума.
В связи с правовой природой избирательных прав и прав на участие в референдуме гражданина РФ ГПК РФ устанавливает сроки обращения и рассмотрения заявлений (ст. 260 ГПК РФ):
-
заявление в суд может быть подано в течение 3 месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме; -
заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение 10 дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения; -
заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за 8 дней до дня голосования; -
после опубликования результатов выборов, референдума заявление о нарушении избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ, имевшем место в период избирательной кампании, кампании референдума, может быть подано в суд в течение 1 года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.
В период избирательной кампании, кампании референдума заявление, поступившее в суд до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение 5 дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, заявление должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через 10 дней со дня его подачи.
Заявление о неправильности в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено и разрешено в течение 3 дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования – немедленно. Заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, должно быть рассмотрено и разрешено в течение 2 месяцев со дня его поступления в суд. Решение по заявлению об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) принимается судом не позднее чем за 5 дней до дня голосования. Решение по заявлению об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума принимается судом не позднее чем за 3 дня до дня голосования. Решение по заявлению о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума принимается судом не позднее чем через 14 дней, а в ходе избирательной кампании, кампании референдума – не позднее чем через 3 дня со дня поступления заявления в суд.
В процессе рассмотрения и разрешения дела по существу не могут быть применены в качестве мер по обеспечению иска:
-
наложение ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или их изъятие; -
запрещение избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.
Что касается обжалования судебных решений, вынесенных по данным категориям дел, то аппеляционная жалоба на решение суда или частная жалоба на определение суда могут быть поданы в течение 5 дней со дня принятия судом решения или определения (ст. 261 ГПК РФ).
21. Проанализируйте административное судопроизводство по делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, се регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами.