Файл: 2. Перечислите особенности административного процесса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 263
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В рамках гл. 27 КАС РФ законодатель попытался аккумулировать процессуальные правила рассмотрения сразу нескольких категорий дел, которые можно условно назвать «дела о приостановлении деятельности» и которые в целом сводятся к временному (приостановлению деятельности) или постоянному (ликвидации, запрету и прекращении деятельности) прекращению функционирования административных ответчиков*. Вместе с этим следует помнить, что ряд процессуальных правил содержится в специальных законах.
Законодательное регулирование деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения,
1 Административное судопроизводство: Учебник / Под ред. профессора М. К. Тре-ушникова. М.: Городец, 2017. С. 373.
другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, средств массовой информации обеспечено рядом нормативных правовых актов, таковыми являются: Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 г. №95-ФЗ (с поел. изм. и доп.); Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. (с поел. изм. и доп.); Закон РФ «О средствах массовой информации» от27.12.1991 г. №2124-1.
Также необходимо иметь в виду, что материальные правоотношения в данной сфере урегулированы не только нормативно-правовыми актами уровня федерального закона, но и рядом подзаконных актов. Например, Указ Президента РФ от 13.10. 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 16.03. 2009 г. №228 «О федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» и другие[1].
Подведомственность и подсудность. Дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее — о приостановлении деятельности) отнесены к судебной подведомственности и рассматриваются по правилам гл. 27 КАС РФ.
Административное исковое заявление о приостановлении деятельности подается в суд по правилам подсудности, установленным гл. 2 КАС РФ (ч. 2 ст. 262 КАС РФ). Изначально отдается приоритет правилам родовой подсудности, которая позволяет определить, суд какого уровня (звена) компетентен рассматривать конкретное дело. По делам данной категории родовая подсудность обусловлена статусом административного ответчика.
Исходя из анализа ст. 20, 21 КАС РФ, можно сделать вывод, что по родовой подсудности дела данной категории относятся к компетенции судов субъектов (верховные суды республик, краевые, областные, суды городов федерального значения, суды автономной области, автономного округа), Верховного Суда РФ (п. 5, 6 ст. 20 КАС РФ, п. 5, 6 ст. 21 КАС РФ):
Верховный Суд РФ |
|
суды субъектов РФ |
|
Территориальная подсудность регулируется общими правилами и определяется местом нахождения административного ответчика (ст. 22 КАС РФ). Правила альтернативной территориальной подсудности в отношении рассматриваемых категорий дел законом не предусмотрены.
Лица, обладающие правом на обращение в суд с административным исковым заявлением. Субъектами права на обращение в суд по делам данной категории выступают органы и должностные лица, уполномоченные федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организаций, объединения или средства массовой информации (ч. 1 ст. 262 КАС РФ).
Таким образом, действующее административное процессуальное законодательство отсылает нас к федеральному законодательству, например, ФЗ «О политических партиях»; ФЗ «Об общественных объединениях»; Закон РФ «О средствах массовой информации»; ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и др.), которое позволяет конкретизировать лиц, являющихся административными истцами по делам данной категории.
Стороны ио делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, прекращении деятельности СМИ, религиозных и иных некоммерческих организаций:
административный истец
административный ответчик
-> Министерство юстиции РФ — в отношении политических партий, международных и общероссийских общественных объединений; религиозных объединений и иных некоммерческих объединений;
политическая партия;
региональное отделение
политической партии;
-
-> общественное объединение; -
-> религиозная организация; -
-> религиозная группа; -
-? некоммерческая организация;
средство массовой информации'.
Территориальные органы министерства юстиции — в отношении региональных отделений политических партий, иных общественных объединений, религиозных объединений и иных некоммерческих объединений;
-
-> Генеральный прокурор РФ — в отношении международных и общероссийских объединений, в отношении религиозных организаций; -
-? Прокурор субъекта РФ — в отношении иных общественных объединений, некоммерческих организаций, религиозных объединений; -
-> Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) — в отношении средств массовой информации; -
-> Органы государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля — в отношении ТСЖ, ЖК, ЖСК; -
-> Банк России — в отношении кредитных кооперативов; -
-> Федеральная налоговая служба — в отношении любых некоммерческих организаций
Порядок подачи административного искового заявления по делам данной категории включает — совершение ряда процессуальных действий, в результате которых будет возбуждено производство по делу. К значимым условиям соблюдения данного порядка, в частности, будут относиться: соблюдение формы и содержания административного искового заявления.
1 Административное судопроизводство: Учебник / Под ред. М. К. Треушникова. С. 378, 379.
Административное исковое заявление о приостановлении деятельности подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявления его в суд (ч. 1 ст. 125 КАС РФ). Кроме общих сведений, предусмотренных п. 1—3, 5, 8 ч. 2 ст. 125 КАС РФ, административное исковое заявление по делам данной категории должно содержать: установленные федеральным законом основания для приостановления деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо для запрета деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо для прекращении деятельности средств массовой информации и ссылки на фактические данные, основываясь на которых орган или лицо, обратившиеся в суд, пришли к выводу о наличии таких оснований; сведения о территории деятельности местных религиозных организаций, имеющиеся у централизованной религиозной организации, или о территории преимущественного распространения средства массовой информации (п. 2, 3 ч. 3 ст. 262 КАС РФ).
Данное административное исковое заявление, поданное от имени соответствующего органа, должно быть подписано его руководителем, а поданное от имени должностного лица — этим должностным лицом. Необходимым условием соблюдения порядка обращения в суд является приложение документов. К административному исковому заявлению по делам данной категории прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем обстоятельства, а также документы, указанные в ст. 126 КАС РФ.
Рассмотрение административного дела. Административное дело о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации рассматривается в течение одного месяца со дня принятия административного искового заявления. Исходя из совокупного анализа ст. 141 и ч. 1 ст. 263 КАС РФ, следует вывод, что указанный срок является сокращенным.
По административным делам о приостановлении деятельности суд на основании (заявления) ходатайства и в порядке, предусмотренном гл. 7 КАС РФ, может применить меры предварительной защиты в виде: приостановления деятельности соответствующих организации и объединения, средства массовой информации; приостановления выпуска и (или) реализации соответствующего печатного издания либо распространения материалов; наложения ареста на имущество соответствующих организаций, объединения; запрещения совершения определенных действий, связанных с деятельностью соответствующих организаций, объединения, средства массовой информации.
Участники процесса по рассмотрению административного дела о приостановлении деятельности — уполномоченные орган или должностное лицо, обратившиеся в суд, руководящий орган политической партии и другого общественного объединения, руководитель некоммерческой организации, в отношении которых решается вопрос о приостановлении деятельности или о ликвидации, представитель общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, в отношении которых решается вопрос о запрете деятельности, учредитель и главный редактор средства массовой информации, а также заинтересованные лица.
Все указанные субъекты должны быть извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела.
Если место нахождения указанных руководящего органа, руководителя, представителя, учредителя или главного редактора неизвестно, извещение о времени и месте рассмотрения административного дела не позднее десяти дней до дня судебного заседания размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере регистрации некоммерческих организаций и средств массовой информации, а также публикуется в официальных периодических изданиях, определенных Правительством РФ (ч. 3 ст. 263 КАС РФ).