Файл: Н. В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса) 13 Личностные характеристики, включая профессиональные навыки, оказывают влияние на это взаимодействие, делая его более устойчивым. 21.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Устойчивые личностные характеристики и потребности помогают оператору успешно выполнять деятельность и в то же время сами оказываются под влиянием парафункциональных состояний, получая определенную тренировку и практику.

Дисфункциональные состояния отражают ту стадию профессиональной деятельности, когда регуляция состояния становится главной целью, делая саму деятельность второстепенной и даже невозможной. Такие дисфункциональные состояния (например, паника, хроническое утомление, сонливость и т.д.) отрицательно воздействуют на личностные особенности, приводя к их по крайней мере временной деструкции.

Предложенные подходы, несмотря на свою схематичность, находят достаточное подтверждение в исследованиях, проводимых в экстремальных условиях, которые практически всегда сопровождаются ярко выраженными стрессогенными реакциями. Стрессоры же незначительной интенсивности или с короткой продолжительностью воздействия имеют менее выраженные последствия, и в связи с этим предлагается разделить стрессоры на два класса: макро- и микрострессоры.

В то время как исследования и практические черты и методы управления стрессом направлены на макрострессоры, микрострессоры не привлекают пока пристального внимания. Есть основания предполагать, что в ближайшее время воздействие макрострессоров будет в значительной мере исключено (что уже имеет место в развитых странах), и тогда исследования состояний, обусловленных микрострессорами, станет чрезвычайно актуальным.

1.2 Способы профилактики стресса

В  экономически развитых странах проблему профилактики и  управления стрессом изучали более 40  лет назад. Первыми обратили внимание на проблему стресса американские исследователи. В  конце прошлого столетия в  США была обнародована статистика, которая показала, как сильно стресс влияет на американское общество. В  ней отмечалось, что у  90 % людей, страдающих хроническими колитами, причиной заболевания послужил стресс. Сердечные приступы и различные кардиологические заболевания, в  возникновении которых основную роль играет стресс, являются причиной 50 % всех смертей в  США.

Также усиление стрессового давления отмечено учеными и  практиками разного профиля как в  российских регионах, так и во многих странах мира [8, 9, 10]. Влияние факторов хронического социального стресса, в том числе и стресса на работе, на кардиоваскулярный риск и прогноз впервые было отражено в  Рекомендациях Европейского общества кардиологов по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний пересмотра 2012  года, а  затем и в последних Европейских рекомендациях кардиологов пересмотра 2016 года показано их влияние на профилактику ССЗ [11].


Избавиться от стресса в профессиональной сфере можно, главное – подходить к решению проблемы комплексно. Для начала не нужно переживать о том, что еще не произошло. Решать проблемы необходимо по мере их поступления.

Коллективная работа требует совместного обсуждения для принятия верного решения. Поэтому не нужно взваливать ответственность над управлением на собственные плечи. Необходимо уметь делегировать обязанности, избегать их накопления. Это позволит разделить зоны ответственности, избавит от перегрузок, что сделает работу более продуктивной.

В качестве методов профилактики, социальным работником может быть использовано следующее [5]:

– различные методы саморегуляции (смех, улыбка, потягивание, расслабления мышечной мускулатуры);

– выполнение дыхательных упражнений;

– аромо-, арт-, музыко-, чтение-терапия;

– занятие спортом;

– антистрессовая переделка дня (умение составлять распорядок дня, больше двигаться, учиться говорить «нет», если есть осознание того, что просьба не может быть выполнена, не пытаться сдерживать эмоциональные состояния в ответ на внешний раздражитель – если есть возможность, то можно и посмеяться и поплакать, не носить проблемы в себе, стараться обсудить из с родными или коллегами); – изменение отношения к проблемам и ситуации в целом (стремиться жить по принципу «могло быть и хуже»);

– представить людей, которым в данный момент времени еще хуже;

– прогулки на свежем воздухе (после работы, по выходным или перед сном);

– использование методов, направленных на переключение внимания с одного вида деятельности на другой (если длительное время необходимо работать за компьютером, то стоит время от времени переключаться на какое-либо другое занятие, например, попить чай с коллегами или просто поболтать).

Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что в психологопедагогической литературе стресс определяется как нехарактерная для организма реакция на положительные и отрицательные воздействия различной природы (стрессоры). Стресс, являясь особым психическим состоянием личности, проявляется не только в переживании положительных, либо отрицательных эмоций, но и находит свое отражение в мотивационных, когнитивных (познавательных), волевых, характерологических и других индивидуально-личностных компонентах человека [6].



Способы профилактики стрессовых ситуаций условно можно разделить на несколько групп

1. Профилактика чрезмерного стресса

  • Планомерность, предсказуемость действий и контроль рабочей нагрузки. Как рассказывают специалисты, даже сама нерушимость режима питания, сна и бодрствования в санатории-профилактории играет весьма и весьма целительную роль для организма.

  • Порядок на рабочем месте. 

  • Удобная эргономичная мебель. 

  • Уметь говорить нет помехам и отвлечениям.

  • Позитивный взгляд на себя, на рабочее место, на фирму, на коллектив, на начальника.  Позитивное отношение, вера в хороший результат нужна в самых разных ситуациях. Иначе мозг могут захлестнуть тревожные мысли. Поэтому на рабочем месте договаривайтесь и опирайтесь на договоренности в решении рабочих вопросов. Любой прецедент, для которого еще нет правил — это прекрасный повод создать новое правило.

2. Саморегуляция — это управление своими реакциями в гуще непростых событий. 

3. Лечение — это последний этап. Данным методом занимается медицина и врачи-психотерапевты и психиатры.

Методики саморегуляции, которые возможно применять прямо на работе:

  • Переключение внимания на что-то новое, другое, заведомо приятное. Это способствует выработке эндорфина, общему расслаблению и перезарядке внутренних энергетически батарей.

  • Перерыв в работе (например, на кофе). 

  • Взбодриться! Умыться холодной водой, подержать руки в холодной же воде. Тот же эффект можно получить, побрызгав холодной водой на ключевых сотрудников офиса.

  • Прогулка на свежем воздухе. В этом случае кислород насыщает ткани организма, конечно, если вы в этот момент дышите полной грудью. 

  • Созерцание природы хорошо тем, что окружающая природа никогда не бывает шаблонной и однообразной. Она всегда оригинальна. Даже если это всего лишь герань на подоконнике. 

  • Вкусно поесть (обедать лучше всегда вне рабочего кабинета: и клавиатура остается чище, и вы отдыхаете лучше за счет атмосферы ресторана или кафе).

  • Музыка. Она нужна разная: иногда Моцарт, иногда тяжелый рок. Есть у вас на работе возможность 5 минут послушать любимую музыку?

  • Ароматерапия на рабочем месте — дело рискованное. Не всем нравится то, что подходит вам. Поэтому аккуратнее. 

  • Изменить освещение (цветотерапия). Иногда для этого многого не нужно. Достаточно просто открыть жалюзи и хватает яркой кружки на рабочем столе.

  • Беруши. Если есть такая возможность, посидите в полной тишине. Это помогает на некоторое время отключиться от суеты и даже подремать — иногда это становится спасением.

  • Выпить воды. Обычной ключевой природной питьевой воды или минеральной.

  • Очень помогает так называемая прогрессивная релаксация — это чередование напряжения и расслабления мышц разных частей тела. Начинаем с мышц рук, лица, шеи, груди, живота и заканчиваем мышцами стоп. Просто и незаметно.


  • Физические упражнения. Химия стресса сжигается интенсивными движениями, физической работой (бегать по лестницам на 12 этаж без лифта, подтягивания, приседания, прыжки и вращения руками можно делать везде, воображаемые удары как на ринге, пританцовывать можно в просторном коридоре)

  • Антистрессовые дыхательные техники так же хороши именно тем, что они мало заметны окружающим. Удлинённый выдох — успокаивает и выводит напряжение из тела. Удлиненный вдох — насыщает кислородом. Дыхание дельфина — это мощнейшая техника, сочетающая в себе оба паттерна (форсированный мощный вдох и длинный плавный спокойный выдох).

  • Медитация покоя. Любому работающему человеку доступен следующий приём. Вспоминаете самое приятное для себя место на этой земле, и представляете перед своим мысленным взором, что вы прямо сейчас та.

  • Телесный якорь на расслабление. Если в момент наивысшего расслабления с периодичностью дотрагиваться до определенной точки в теле, то можно поставить себе телесный или, как говорят умные люди, кинестетический якорь. И всякий раз, когда вам будет необходимо быстро попасть в состояние расслабления — вы просто вновь дотрагиваетесь до этого же места и расслабление приходит намного быстрее. Что вам и нужно в ситуации стресса.   

  • Звонок другу или девичник. Поболтать по душам с коллегой и выговориться. Для начала с этим коллегой нужно подружиться. Надеюсь, вы знаете как это делать… По опыту известно, что 1-2 друзей человеку достаточно для задушевных бесед. Милая болтовня с приятелем или подружками наполнена следующими процессами. Мы выгружаем из своего переполненного контейнера негатив, он распределяется между собеседниками равномерно, а иногда просто заземляется, уходит в землю, нам заметно легчает.

  • Психологические поглаживания товарища: «Ты молодец! Ты умница! Ты все правильно сделал!» наполняют наш контейнер более светлым содержимым. И нам становится еще легче. Мы восстанавливает свою самооценку и вновь готовы к новым подвигам во имя фирмы. А если на пике погружения в приятное расслабление образа наилучшего места на земле, вы поставим себе телесный якорь. 

  • Если вы на пике раздражительности можно выплеснуть накопившееся внутреннее напряжение криком, выругаться «заковыристым кудрявым словом» («Редиска! Нехороший человек!»), скомкать «лист гнева» и швырнуть его 1000 раз в воображаемую пропасть Ниагарского водопада.


  • Массаж . Достаточно потереть до горячей теплоты ладони, лицо, уши, шею, воротниковую зону.

​​​​Упражнение «Сова» из курса «Мягкое касание. Телесно-ориентированные практики для всех» очень хорошо подходит для снятия напряжения. Там одновременно можно «ухать и угукать», как сова, моргать, как сова, крутить шеей, как сова и массировать воротниковую зону незанятой рукой.

  • Самонаграждение («Сделал дело — скушай конфетку!»). Ящик с конфетками должен быть полон подарков, но недоступен без предъявления сертификата — свидетельства о подвиге. 

Таким образом, чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться распознавать в себе их признаки и симптомы, уметь управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. В этом случае, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболеваний. Психологические, терапевтические, релаксационные упражнения помогут поддерживать психологическое здоровье, предупреждать и преодолевать стрессовые ситуации, расслабляться, положительно настраиваться на профессиональную педагогическую деятельность.

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Причины стресса

Фармацевт — это специалист, задействованный на всех этапах создания лекарственных средств:

- изготовление;

- клинические испытания лекарства;

- реализация.



Рисунок 5 – Фармацевтические работники

Специалист, получивший фармацевтическое образование, должен соответствовать следующим критериям:

а) знание особенностей кассового учета;

б) изучение особенностей, правил назначения и противопоказаний новых лекарств;

в) знание состава и правил назначения рецептурных препаратов;

г) опыт работы с документами.

Работу фармацевтов можно отнести к напряженным видам труда. Связано это, прежде всего, с тем, что он выполняет ответственную работу по приготовлению лекарственных препаратов, в которой важна предельная точность и внимательность. Ошибка в способах приготовления может спровоцировать серьезные последствия. В связи с пребыванием в закрытых, плохо вентилируемых помещениях, воздух рабочей среды насыщается биологически активными веществами.

Действие лекарственных средств в аптечных учреждениях, на предприятиях химико-фармацевтической промышленности считается производственным фактором. Если не соблюдать санитарно-гигиенические нормы, работники подвергаются неблагоприятному влиянию вредных веществ. Лекарства могут поступать в