Файл: Н. В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса) 13 Личностные характеристики, включая профессиональные навыки, оказывают влияние на это взаимодействие, делая его более устойчивым. 21.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рисунок 6 - Модульный вариант компоновки программы обучения навыкам психологической саморегуляции состояния
Модуль обучающей программы включает последовательное изучение приемов четырех техник психологической саморегуляции состояния.
На начальном этапе обучения осваиваются приемы достижения нужной степени мышечной релаксации как средства достижения релаксации эмоциональной; на последующих этапах выполняется переход к обучению психологическим, внутренним приемам мысленного моделирования желаемых состояний и их целевой регуляции при помощи словесных самоприказов, фиксирующих параметры желаемого состояния в конкретной ситуации.
Сочетание в одной обучающей программе содержательно разных приемов саморегуляции позволяет ускорить процесс обучения и дает возможность обучающимся сравнивать эффективность приемов для того, чтобы в дальнейшем научиться применять наиболее предпочтительные для каждого человека способы управления профессиональным стрессом. Внедрение программы обучения приемам саморегуляции, подготовленной для целевого контингента показало, ее эффективность.
Установлен многоуровневый пролонгированный эффект управления состоянием: у прошедших курс обучения педагогов нормализовались показатели артериального давления (p < 0,01), значимо снизилась выраженность ситуативной тревожности при выполнении работы в напряженных условиях (p < 0,01), повысился уровень субъективного комфорта в работе (p < 0,01), снизилось ощущение усталости (p < 0,05).
Таким образом, психологические технологии развития навыков произвольной саморегуляции состояния в напряженных условиях и приемов управления стрессом могут быть рекомендованы для широкого использования в образовательных организациях с целью развития ресурсов стресс-менеджмента у фармацевтических работников.
Целесообразность внедрения таких технологий подтверждена в исследованиях эффектов оптимизации состояния в напряженных условиях инновационных реформ. Для наиболее эффективного освоения приемов управления стрессом рекомендована адаптация данных обучающих технологий на основе учета специфических факторов напряженности труда педагогов, работающих с учениками разных возрастных групп
Для управления в подобной ситуации необходим управленец, обладающий такими качествами, как целеустремленность, высокая стрессоустойчивость, гибкость, оптимизм и в то же время напористость. В таких ситуациях менеджер должен быть знаменем, флагманом фирмы, на которого будет ориентироваться весь персонал. Для этого менеджеру все время нужно ставить для себя задачи, которые прежде считались невозможными, постепенно повышая свою планку и подготавливая себя к стрессовой ситуации.
Фармацевтический работник, наиболее сильно подвержен стрессу, так как в любой стрессовой ситуации, как уже сказано выше, он должен быть ориентиром для подчиненных. В условиях высоких стрессовых нагрузок легко может случится так называемое «выгорание» (термин происходит от английского burnout, введен Фрейденбергом) менеджера, что является профессиональным стрессом. Главная опасность «выгорания» в длитель- ности данного явления. Стресс накапливается постепенно и в какой-то момент приводит к психическому расстройству, или даже физиологическому истощению. [1]
Советы по управлению стрессом
— Старайтесь быть «позитивны»: Дайте себе установку: «как хорошо я могу справляться», и не думайте как всё ужасно и что всё будет плохо. Хорошо работает формула «Дело сложное, но я постараюсь, и все получится хорошо».
— Учитесь ставить реальные цели.
— Физическая нагрузка поможет вам бороться со стрессом: бег, теннис, садоводство — лучшие лекарства против стресса
— Всегда хорошо высыпайтесь. Недостаток хорошего здорового сна может привести к стрессу
— Сделайте что-то для других: переведите свои мысли на проблемы других — почувствуйте себя нужным кому-то ещё.
— Расслабьтесь, сделайте перерыв: Переключитесь на что-нибудь другое, не вызывающее у вас стрессовой реакции.
— Нарисуйте свои эмоции: когда мы видим свои чувства — мы можем ими управлять. Кроме того, с рисунком можно работать, дорисовывая или изменяя картинку на более позитивную.
— Следите за питанием: бананы, брокколи, гречка, рыба, изюм, финики — природные антидепрессанты, включайте их в рацион в напряженных ситуациях.
— Постарайтесь выговориться. Лучше всего — со специалистом или одним самым близким человеком. Еще лучше действует, когда мы рассказываем о своей проблеме мягкой игрушке или пишем письмо самому себе.
— Примите душ или ванну. Вода помогает снять напряжение и актуализирует состояние гармонии.
— Больше гуляйте на свежем воздухе, в красивой части города. Посетите музеи или выставки — восприятие прекрасного помогает восстановить хорошее настроение.
— Посидеть в тишине с закрытыми глазами.
— Посмотреть свои фотографии.
— Позволить себе право на ошибку.
— Подумать о чем — нибудь хорошем и приятном.
— Вспомнить 10 ситуаций своего успеха, когда Вам удалось добиться своей цели.
Ведение здорового образа жизни (сохранение и укрепление здоровья). По мнению. М.К. де Вриса, здоровая личность обладает следующими характеристиками:
— Здоровые люди обладают стабильным ощущением собственной индивидуальности и идентичности.
— Здоровые люди имеют больше сил для испытания реальностью.
— Здоровые люди прибегают к зрелым механизмам защиты в общении с окружающим миром. Они берут на себя ответственность за свои действия, а не обвиняют в неудачах других.
— Здоровые люди осознают собственную эффективность и изобретательность, они уверены в своей способности контролировать (или, по меньшей мере, влиять на) события, которые воздействуют на их жизнь.
— Здоровые люди положительно воспринимают образ и работу своего тела. Они не занимаются саморазрушительной деятельностью из–за искаженного восприятия себя и мира и не страдают пищеварительными расстройствами.
— Здоровые люди испытывают полный спектр эмоций. Они не страдают внутренней ограниченностью. Они эмоционально относятся ко всему, что делают.
— Сексуальность и чувствительность дарят этим людям заряд положительных эмоций. Это важное измерение их жизни.
— Здоровые люди умеют справляться с беспокойством, они нелегко теряют контроль или прибегают к непродуманным действиям.
— Здоровые люди ценят близость и взаимность. Они умеют начинать и строить отношения и активно поддерживают круг людей, способных помочь или дать совет.
— Здоровые люди воспринимают себя как часть большой группы, они получают значительное чувство удовлетворения от того социального окружения, в котором живут. Они находятся в сообществе.
— Здоровая личность умеет позитивно воспринимать такие вещи, как зависимое положение и расставание. Она способна установить зрелые отношения.
— Здоровые люди, имеющие развитое самосознание, достаточно сильны, чтобы пережить неудачи и разочарования, которые являются неотъемлемой частью жизненного пути. Они знают, как пережить депрессию, и умеют работать, чтобы преодолеть поражение.
— Здоровые люди способны распознавать двуличие, но могут воспринимать других вполне объективно.
— Здоровые люди имеют творческую жилку и любят играть. Они умеют не соответствовать ожиданиям.
— Здоровые люди смотрят на мир позитивно. Они умеют переосмыслить происходящее, и составить оптимистичную картину будущего. Какие бы неудачи ни случались на их жизненном пути, у них всегда остается надежда, что дальше будет лучше.
— Здоровые люди способны на самонаблюдение и самоанализ. Они сильно мотивированы уделять время размышлениям о своей жизни.
Обучение управлению временем. Психологам и менеджерам давно известна схема анализа моментов, на которых теряется время. Ниже приводится схема, позволяющая руководителю проанализировать, где он теряет рабочее время, и продумать систему профилактики цейтнотов и стрессов из-за неэффективного использования рабочего времени.
Для того, чтобы этого избежать, необходимо придерживаться концепции самосохранительного поведения, что включает в себя: рациональное планирование работы, отказ от вредных привычек, чередование видов деятельности, получение положительных эмоций. Для работников умственного труда очень важна двигательная активность, которая должна составлять не менее 7-10 тысяч шагов в день. Успешное и гармоничное развитие менеджера – залог его здоровья, стрессоустойчивости и долголетия.
Все вышеперечисленные способы управления стрессом позволят руководителю повысить уровень эффективности работы организации. Стресс-менеджмент уверенно занимает свою нишу на рынке кадровых услуг. И хочется верить, что с его помощью удастся снизить уровень психологических нагрузок, которые испытывают руководители и сотрудники бизнес — структур, наладить бесперебойную работу в компании, направленную на получение хорошего результата.
2.3 Проведение анкетирования и анализ результатов
Исследование подходов к профилактике стресса в профессиональной деятельности фармацевтического работника ставит своей целью выявление факторов, влияющих на уровень стресса.
Объектом исследования выступили параметры, влияющие на уровень стресса фармацевтических работников.
Методы исследования - анкетирование.
Место проведения исследования – аптеки.
С целью изучения методов предупреждения стресса в профессиональной деятельности фармацевтического работника в период с 09.03.2020 по 15.04.2020 был проведен опрос в форме анкетирования, анкета представлена в приложении 1.
Всего было подготовлено и проанализировано 50 анкет.
Далее проанализируем полученные результаты.
Распределение респондентов по возрасту представлено на рисунке 7.
Рисунок 7 – Распределение респондентов по возрасту
Также можно отметить, что в опросе участвовали люди разных возрастов (рисунок 7). Отметим, что преобладают респонденты возраста от 31 до 45 лет – 32%. Далее идет группа опрошенных возрастом от 21 до 30 лет – 26%.
Рисунок 8 – Распределение респондентов по полу
По полу большинство опрошенных – женщины, 82%.
Далее рассмотрим респондентов по уровню дохода (рисунок 9).
Рисунок 9 – Распределение респондентов по уровню доходов
Отметим, что большинство респондентов указало стаж работы от 1 года до 5 лет, из 50 опрошенных – 22 человека имеют стаж до 5 лет.
Анализ ответов на вопрос: «Считаете ли вы, что ваша работа является стрессовой?» представлен на рисунке 10.
Рисунок 10 - Анализ ответов на вопрос: «Считаете ли вы, что ваша работа является стрессовой?»
Отметим, что большинство ответили, что в некоторых случаях лучше имеют факторы стресса на рабочем месте, а в некоторых – не сильное влияние, так ответили 22 человека из 50. Для 7 человек работа является стрессовым фактором.
Анализируя ответы на вопрос: «Выбирая между работой фармацевтом и другими специальностями, что Вы предпочтете?», был сделан вывод, что большинство предпочитают другую специальность – 54%, работу фармацевтом выберут 32%. Не важно место работы для 14% опрошенных.
Рисунок 11 - Анализ ответов на вопрос: «Выбирая между российским средством и зарубежным, вы выберите»
Далее были изучены результаты ответов на вопрос: «Укажите раздражающие факторы на рабочем месте» (рисунок 12).
Рисунок 12 - Анализ ответов на вопрос: «Укажите раздражающие факторы на рабочем месте»
Отметим, что большинство опрошенных выбрали в качестве раздражающего фактора длительность смены. Второй по популярности категорией является высокий уровень нагрузки. Только один из респондентов считает, что имеются иные причины для возникновения стрессовых ситуаций. Отметим, что при этом в аптеке достаточно большое количество посетителей и присутствуют некомфортные условия труда. Таким образом, актуальным для аптеки представляется