Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 523

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Не советуем вам вмешиваться в выполнение домашних заданий. Многие родители считают, что их ребенок должен получать только пятерки. Некоторые даже полагают, что его оценки в какой‑то степени характеризуют их самих. Это не так. Чтобы освоить тему, ребенку требуется время. Сначала он будет делать ошибки и не успевать, но затем сам справится и с домашней работой, и с итоговой контрольной.

Делая домашку за ребенка, родители совершают большую ошибку. Преподаватель получает недостоверную информацию о состоянии дел. Он открывает тетрадь и видит, что материал усвоен. Однако «усвоен» он родителями. Ребенок же получает за контрольную двойку, и в этом случае глупо предъявлять претензии школе за качество образования.
Любопытный факт

Летом 2021 года в Китае обвалились акции многих образовательных гигантов, так как ввели ряд запретов в законы страны в области репетиторства и дополнительного образования по программам обязательных школьных предметов. Одна из причин была как раз в том, что репетиторы мешают правильной оценке работы учителей и школ и слишком дорого обходятся родителям.
Родители часто ругают школу и школьных педагогов. По меткому выражению Игоря Рыбакова12, они относятся к школе «как к “ребенкохранилищу”, в которое ребенка надо утром сдать, а вечером забрать того же ребенка, только еще лучше». При этом, руководствуясь собственными амбициями, они сами же и противодействуют всем эффективным механизмам школьного обучения.

Есть еще один, более глубокий аспект. Школа – это первый фронт отношений, где ребенок проявляется сам, а родители – лишь осуществляют наставничество. В таком случае и домашку следует рассматривать как сферу личной ответственности. Не стоит влезать в нее напрямую. Лучше скорректируйте режим дня ребенка и позаботьтесь, чтобы у него было место для занятий.

К сожалению, часто приходится наблюдать такую картину: родители садятся делать домашку вместе с ребенком и в качестве мотивации используют физическую силу. Я уже говорил о недопустимости мотивации болью. Повторю еще раз: физические наказания недопустимы. Они могут служить лишь доказательством педагогического бессилия родителей. Ремень, подзатыльники, щелбаны, пощечины и т. д. – это не инструменты для повышения мотивации, а способ сбросить собственное напряжение и самоутвердиться под видом заботы о ребенке.


Последствия подобного «воспитания» могут быть плачевными: дети быстро усваивают принцип «саперной лопатки». Есть армейская байка о том, что за имеющуюся саперную лопатку можно получить до 11 нарядов (не так закреплена, не так заточена и т. п.), а за забытую – только один. Ребенок действует так же. Он понимает, что если за каждой ошибкой следует наказание, то лучше вообще не высовываться. Избежать боли не удастся, но можно хотя бы увеличить паузы между ударами. В результате ребенок начинает проявляться меньше, медленнее, притворяется глупым и иногда даже убеждает в этом и родителей, и невролога. Родители недоумевают: «Как же так, мы ему столько внимания, столько сил посвятили, уже все кулаки и ремни об него ободрали, а толку все равно нет?» Звучит как анекдот, но для многих детей это суровая проза жизни. Такие дети, вырастая, сохраняют блокировку на проявление. За любое свое действие они ждут неминуемого наказания и сохраняют крайнюю степень пассивности. В особо запущенных случаях помочь им сможет только специалист.
Кейс

Меня поразил пример одного папы. Его ребенок учится в 7‑м классе очень серьезной школы. На каникулы он всегда уходит с огромным домашним заданием по всем предметам. Папа заключил со своим сыном уговор, освобождающий его от заданной на каникулы домашки, если по этому предмету он имеет в году пятерку. Эта пятерка – зона ответственности самого ребенка. В чем тут смысл? Задание на каникулы – это две недели плотной работы с целью поддерживать высокий уровень знаний. Но за нее в начале следующей четверти можно получить всего одну оценку. Если ребенок считает, что его уровень знаний высок (а пятерка в году это доказывает), то он может смело позволить себе получить одну двойку в начале каждой четверти. Тут можно дать хороший совет педагогам: вы можете сильно увеличить выполнение заданий на каникулах, если дети будут знать, что получат не только одну оценку за весь каникулярный объем, а столько оценок, сколько они бы получили, если бы это была обычная домашка «стандартными порциями», или же получат плюс балл к четвертной оценке.
Последнее, о чем я хотел бы поговорить в этом разделе, – ярлыки. Фразы типа «С твоими мозгами только улицу мести» однозначно ограничивают мотивацию ребенка. Будучи многократно повторенными, они формируют представление ребенка о себе. Становятся его текстовой характеристикой на бессознательном уровне.

Есть такая притча: однажды Томас Эдисон принес своей матери письмо из школы. Мать вскрыла письмо и со слезами прочитала вслух. В письме говорилось, что ребенок слишком гениален для этой школы, поэтому ему надо учиться дома индивидуально. Прошли годы, и Эдисон, разбирая семейные документы, случайно нашел это письмо. И вдруг обнаружил, что на самом деле в нем говорилось, что ребенок умственно отсталый. Он плохо учится и мешает другим. Поэтому руководство школы просит забрать его домой и обучать самостоятельно. После этого Эдисон записал в своем дневнике: «Я был умственно отсталым, но стал одним из величайших гениев своего века благодаря своей выдающейся матери».



Помните: все в наших руках. Мы обладаем гораздо большим числом инструментов, чем мама Эдисона в середине XIX века. Просто посмотрите на оглавление этой книги, и вы увидите, что ваши шансы просто великолепны.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие действия могут привести к блокировке мотивации?

2. Какие ошибки по блокировке мотивации были допущены вашими родителями по отношению к вам? Какие ошибки вы повторили, а какие добавили?

3. Насколько оценки в школе были важны для вас? А для вашего ребенка?

4. Как в вашей семье принято относиться к школьным оценкам?

5. Что было причиной получения низких оценок у вас? А у вашего ребенка?

6. Оценивая действия вашего ребенка, вы используете школьную систему? Как на это реагирует ваш ребенок?

7. Помогали ли вам ваши родители выполнять домашние задания?

8. Помогаете ли вы своему ребенку выполнять домашние задания?

4.5. Что делать, если вы уже начали злоупотреблять негативной мотивацией



Существует много способов влиять на ребенка: на собственном примере и с помощью правильной позитивной мотивации. Научитесь уважать его заслуги. Пусть даже они еще очень малы, вроде выученной таблицы умножения, но за них надо хвалить. А также отмечать самые крохотные проявления тех качеств, которые вы хотите в нем культивировать.

Задача родителей и педагогов – сделать так, чтобы ребенок заслуженно чувствовал себя героем – и хотел большего. Только так он будет двигаться вперед, заряжать своей уверенностью окружающих.

Любые вынужденные действия рано или поздно заканчиваются. Попытки «железной ногой допинать ребенка до счастья» приведут к тому, что или «нога» сломается, или он научится хорошо уворачиваться. Силы и мотивацию дадут ребенку лишь собственные желания, живущие в его сердце.

Придет время, и ваш ребенок вырастет. Вы перестанете подталкивать его. Но если он ничего не хочет делать без хорошего пинка, то как будет зарабатывать? Сможет ли он получать удовольствие от этой жизни? Что будет с его детьми? Негативная мотивация не развивает в человеке ничего полезного – только неврозы и фобии. Но разве мы хотим этого?

Чтобы управлять ребенком, вы встраиваете в его психику определенные рычаги. Но вы должны понимать, что ими будут пользоваться и другие. Друзья, супруги и будущие собственные дети станут вертеть вашим выросшим ребенком
, и он никогда не сможет быть эффективным по жизни.

В ведущих компаниях мира при приеме на работу выявляется не только квалификация специалиста, но и его мотивация. Выбирая между человеком, любящим жизнь и расценивающим свою деятельность как один из способов раскрытия потенциала, и тем, кто просто боится умереть с голоду, работодатель однозначно сделает выбор в пользу первого. Еще несколько десятилетий назад в моде была формула: ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак. Сегодня такая позиция считается признаком дурного тона. Сотрудник, который боится своего руководителя, никому не нужен. Успеха добивается тот, кто может прямо высказать свое мнение и бесконфликтно его аргументировать13.

Мир изменился. Его ценности сильно отличаются от тех, что были в ходу в начале двухтысячных. Родители должны учиться выстраивать партнерские отношения со своими детьми, договариваться с ними, вместо того чтобы управлять и «стимулировать».

Признавая за детьми равенство, мы создаем им условия, чтобы превзойти нас. Каждое следующее поколение должно быть лучше предыдущего. Так оно и есть, даже если некоторые взрослые уверены, что «мир катится ко всем чертям». Старшее поколение всегда хочет доминировать, несмотря на то что его жизненные установки давно устарели. В этом главная причина вечного спора отцов и детей.

Родителям сегодня можно только посочувствовать: в основе их собственного воспитания лежала совершенно иная система – иерархическая. Партнерская модель отношений, принятая сегодня, им незнакома. В результате старшее поколение начальников и педагогов «старой школы» не может найти общего языка с молодыми людьми. Изменения происходят во всех сферах. Часть из них связана с технологией, остальные – с культурой и ценностями. Это раньше 15‑летний подросток не мог выжить без помощи родителей, а теперь дети уже в 12 лет зарабатывают в Интернете больше, чем некоторые взрослые.

Нет смысла отрицать прогресс и фанатично отстаивать свои методы воспитания. Тот, кто хочет сохранить душевный контакт со своими детьми, должен смотреть на мир по‑новому.


Если 8 лет назад на занятиях не было проблемы мобильных телефонов, да и появлялись они только у детей старших классов, то сейчас мобильный телефон есть у каждого первоклассника. В то время как еще 20 лет назад широко распространены были только стационарные телефоны, у кого‑то кнопочные, а у кого‑то – с вращающимся диском. Такая же ситуация была с персональными компьютерами 25 лет назад. Тогда это было чудо техники, сейчас ПК и/или ноутбук есть практически у каждого, более того, многие уже начали отказываться от них в пользу планшетов и смартфонов, полностью подхватывающих их функционал.

Человеком всю жизнь управляет то, к чему он привык с детства. Мотивация через стыд, страх и чувство вины может привести только к неврозу, как непрочный фундамент рано или поздно потребует все разобрать и построить заново. И тогда придется строить все с нуля или, что еще хуже, – с отрицательного опыта.

В жизни наших детей будет много вызовов и трудностей, и мы не в силах оградить их. Им придется самостоятельно строить отношения с этим миром. Чтобы эти отношения были гармоничными, мы должны дать им самое главное – многовариантное, творческое мышление и сильную свободную волю.

Вопросы для самопроверки:

1. Комфортно ли вам в партнерских отношениях?

2. Вспомните, в чем проявлялось партнерское, а в чем иерархическое в ваших отношениях с родителями? Что из этого вы копируете в своих отношения с ребенком?

3. Какие преимущества вы видите в выстраивании партнерских отношений с детьми?

4. Опишите, как именно вы планируете построить партнерские отношения со своим ребенком.

4.6. Положительная мотивация



Теперь давайте поговорим о положительной мотивации и о том, как она взаимодействует с минус‑подкреплениями.

Для начала вспомним предыдущий эксперимент и попробуем пофантазировать: что, если давать положительную и отрицательную мотивацию попеременно? Разбавить плюсы минусами? К сожалению, желаемого равновесия достичь не получится: плюс‑подкрепления мозг будет использовать как расходный материал, а минус‑подкрепления – накапливать.

Автомобиль будет ездить, пока в бензобаке есть топливо. Но если по нему методично бить кувалдой, любые дозаправки скоро станут бесполезными. Каждое минус‑подкрепление – это новая дырка в бензобаке, и чем больше дырок, тем быстрее вытекает бензин. Особенно глупо бить автомобиль, если он сломался и нуждается в ремонте. Но некоторые родители в отношении своих детей придерживаются иного мнения. Регулярные порции «педагогического насилия» они оправдывают словами: «Меня тоже так воспитывали – и ничего, стал человеком».

Возникает закономерный вопрос: а накапливаются ли последствия положительной мотивации? Да, накапливаются. Их можно сравнить со скидочной картой на топливо: чем больше покупаешь, тем больше получается скидка.

4.6.1. Что хвалить и что порицать


Итак, мы с вами убедились, что положительная мотивация и плюс‑подкрепления – это практически панацея от всех болезней. Теперь давайте поговорим о дозировке, ведь, как отмечал еще великий алхимик Парацельс, «все есть яд, и все есть лекарство, вопрос только в количестве».