Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 516
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Николай Александрович Ягодкин Александр Николаевич Згода
Энциклопедия детской мотивации
Николай Ягодкин, Александр Згода
Энциклопедия детской мотивации
Отрицательная и положительная мотивация
Психологические проблемы в жизни ребенка
Вместо предисловия к заключению – пирамида Дилтса
Задача родителей и педагогов – сделать так, чтобы ребенок заслуженно чувствовал себя героем – и хотел большего.
Как мы используем положительные подкрепления? Велосипед может быть просто подарком на день рождения, без привязки к поведению и успехам ребенка. В этом случае он на мотивацию повлияет слабо или вообще не повлияет. Есть другой вариант: рассматривать его как подтверждение определенного уровня взрослости и ответственности ребенка. Наконец, он может быть призом, полученным за успехи в учебе или спорте. Но на все случаи жизни велосипедов не напасешься. Поэтому некоторые родители используют нематериальную мотивацию. Разработайте свою систему нематериальных поощрений и применяйте ее в зависимости от масштабов успеха: дай пять, дай десять, поднятие руки чемпиона, торжественный поход в кафе… Плюс‑подкрепления могут исходить и от самого ребенка. Победный танец или праздник, который он сам устраивает для близких, отлично работают в качестве автомотивации. Происходит, на первый взгляд, нелогичная вещь: ребенок не получает награду, а, наоборот, отдает что‑то другим людям. Однако смысл такого ритуала в том, чтобы закрепить свой успех, окончательно присвоить себе его авторство.
Тут нужно помнить еще об одном свойстве нашей культуры: у нас не принято получать похвалы от посторонних. Родители очень неохотно расстаются со своим монопольным правом раздавать плюс‑ и минус‑подкрепления. Допустим, ребенок в песочнице слепил куличик и чужая бабушка начинает им восхищаться. Что делает ребенок? Он смотрит на родителей, чтобы узнать, как реагировать на похвалу. Родители, как правило, происходящее не одобряют. Во взрослой жизни такой человек боится заявить о своих достижениях и чувствует себя некомфортно, когда об этих достижениях говорят другие. Почему? Потому что хвастаться плохо. Подобные установки деструктивны, но избавиться от них очень сложно. Долг родителей – не монополизировать право на похвалу, а, наоборот, поддерживать успешность своего ребенка.
Но вернемся к тому, как правильно давать плюс‑подкрепления. Обширная теоретическая база с обоснованиями изложена в книге Карен Прайор14 «Не рычите на собаку», которую я однозначно рекомендую всем прочитать. Главный тезис звучит так: никогда не откладывайте похвалу на потом. Хотя бы устно фиксируйте достижения ребенка.
Но если с успехами все более или менее понятно, то что делать с неудачами? Надо ли хвалить за ошибки, оценки и приложенные усилия? Каждый из этих пунктов заслуживает отдельного разговора.
Ошибки
Хвалить за ошибки не стоит, потому что таким образом мы подавляем критическое мышление ребенка. Похвала всегда должна быть конкретной: мы отмечаем оценки, усилия, достигнутый результат или проявленные качества. Если человек ошибся и мы хотим его поддержать, то надо так и сказать: «Ситуация грустная, ты сломал свою любимую машинку. Хотя, ломая ее, ты проявил упорство, терпение, физическую выносливость, а эти качества точно пригодятся тебе в жизни».
Не отрывайте ребенка от реальности, не говорите ему неправду. И не смейтесь – ведь смех всегда обесценивает сказанное.
Вы можете подчеркнуть, что результат нулевой: все сломалось или экзамен провален, но это никак не повлияло на вашу любовь к ребенку и готовность его поддержать. Если старые ошибки не повторяются, отметьте и это: похвалите и дайте плюс‑подкрепление.
Оценки
Цели оценивания могут быть разными. В случае со вступительными или выпускными экзаменами они нужны, чтобы показать уровень. Внутри процесса обучения оценки – это демонстрация прогресса в знаниях, навыках и компетенциях. Хвалить или ругать за оценки бессмысленно: вы не знаете ни реального уровня владения школьным предметом, ни причин такого уровня.
Отметка в дневнике – результат сложения множества факторов. Объективно выставленные оценки упрощают жизнь родителей. Оценки, не соответствующие действительному положению вещей, очень сильно вредят.
Например, ребенок получил двойку и мы, усвоив содержимое предыдущей главы, смогли удержать себя от ругани и строгих нотаций. Но что делать дальше?
Сначала надо разобраться: откуда взялась эта двойка? Возможно, она появилась не по вине ребенка: у него конфликт с преподавателем или сработали другие субъективные факторы. Например, ребенку попался незнакомый материал: когда его объясняли в прошлом месяце, он болел, а потом не имел возможности наверстать.
То же самое касается пятерки: не факт, что она отражает реальный уровень знаний. Зацикленность на пятерках приводит к тому, что дети начинают выпрашивать оценки. Одни подлизываются, другие пытаются подкупить преподавателя своими карманными деньгами, третьи рассказывают о том, как строго их накажут дома.
Даже тройка в разных школах – это разная оценка. Тройка по математике в специализированной физматшколе может весить гораздо больше некоторых пятерок с плюсом в обычной.
Классическая система оценивания, по сути, четырехбалльная: единицу редко где ставят. И этого явно недостаточно. Можно попытаться улучшить ситуацию с помощью дополнительных плюсов и минусов. Но в любом случае каждая двойка, как и каждая пятерка, – это объективно разные оценки, и реагировать на них нужно по‑разному. Допустим, раньше ученик делал 45 ошибок в диктанте, а теперь уменьшил их до пяти. То есть его грамотность возросла в девять (!) раз, но при этом он все равно остался двоечником.
Не отрывайте ребенка от реальности, не говорите ему неправду. И не смейтесь – ведь смех всегда обесценивает сказанное.
Еще один важный момент: верхние оценки – это потолок. Выше пятерки или пятерки с плюсом ничего нет и быть не может. Но в жизни потолка нет. Призер районной олимпиады и призер всероссийской вернутся в свои школы и будут получать свои пятерки за совершенно разный уровень знаний.
Усилия
Хвалить за усилия нужно обязательно, оценивая не только их количество, но и качество. Количество усилий – это время, затраченное на выполнение определенной работы. Качество показывает, насколько сильно ребенок был сосредоточен, выложился ли он по максимуму.
Похвала за усилия сравнима с дозаправкой самолета в воздухе. Она позволяет продолжить движение, не прерывая процесс, не останавливаясь для подведения промежуточных итогов и не создавая особой процессной мотивации. Если ребенок работает над длительным проектом, не забывайте регулярно хвалить его за усилия.
Как‑то раз я был в гостях у друзей и наблюдал за их малышом. Он еще не умел ползать, мог только переворачиваться, да и то с большим трудом. Пока мы пили чай и разговаривали, ребенок, до этого только выгибавший спину, вдруг на мгновение встал на четвереньки. Когда он осознал, что только что совершил желаемое, удивлению его не было границ. Еще примерно через час малыш уже стабильно вставал на четвереньки и даже пытался ползти. Мы воочию наблюдали, как большой объем усилий трансформировался в результат.
На определенном этапе усилия оказываются намного важнее результата, поэтому хвалить за них надо постоянно. Все совершенные усилия – это тренировка, подготовка к чему‑то большему, и это делает их особенно ценными.
Человеку всегда проще прикладывать усилия там, где интересно. Любое новое сложное дело будет освоено гораздо быстрее, если область исследования вызывает восторг. Один мой знакомый преподаватель учит детей писать рефераты так: позволяет им выбрать самим тему, проговаривая ее и убеждаясь, что у ребенка есть весь необходимый материал и энтузиазм, чтобы раскрыть ее. Темы могут быть сколь угодно экзотическими: к примеру, один ученик писал реферат про все расы из «Звездных войн», а другой – про растаманов
15.
Достижения
Хорошо делай – хорошо будет. Правильные усилия дают правильные результаты. Достижения объективнее оценок. Их однозначно надо отмечать похвалой, а особо ценные – еще и материально. Не случайно спортсменам за победу вручают грамоту или медаль, а сейчас – еще и деньги.
Наличие материального символа достижения – медали, флага на Северном полюсе или надписи «здесь был Вася» – помогает человеку осознать себя как автора и творца.
Не прячьте награды ребенка в шкаф – разместите их на почетном месте. А если хотите, чтобы наград было больше, выделите для них отдельную полку.
Особо ценная категория – самостоятельные достижения. Есть разница между ребенком, который смог подтянуться десять раз в результате постоянной поддержки и помощи родителей, и тем, кто добился этого результата сам. Отмечайте такие победы отдельно. Самостоятельность сегодня – очень востребованное качество.
Теперь давайте представим такую ситуацию. Ребенок увлекается танцами, но родители видят в нем будущего врача. Танцами он готов заниматься самостоятельно и выкладываться по максимуму. Но все, что касается поступления в медицинский, не вызывает у него ни малейшего энтузиазма. И тогда родители прекращают давать плюс‑подкрепления на деятельность, важную для ребенка, и усиленно мотивируют его двигаться в нужную им сторону. Современная гуманистическая педагогика такой подход отвергает. Если мы говорим об уважении к ребенку и признании его индивидуальности, то не должны ставить его на свои рельсы. У него есть собственная дорога. В идеале он должен идти по ней сам.
Бывает, что, несмотря на все старания, ребенок занимает на соревнованиях второе, третье или даже четвертое место. Некоторые родители воспринимают это как личное поражение и делают поводом для увещеваний и манипуляций. Но вспомните любые крупные спортивные турниры: во время «цветочной церемонии» награды получают все, кто занял первые шесть мест, а в «Формуле‑1» – даже восемь. Организаторы понимают, что чемпионов мало, а остальные участники нуждаются в дополнительной мотивации. Родители тоже должны помнить об этом.
Кейс
Одна моя знакомая позвонила с вопросом, как ей правильно наказать ребенка, чтобы это имело положительный педагогический эффект. Оказалось, что ее восьмилетний сын только что занял второе место в районных соревнованиях по шахматам. В глазах мамы такой результат был просто провальным. Ведь она столько времени потратила на его подготовку: водила в секции, делала вместе с ним домашку шахматного клуба и т. д. Я сказал своей знакомой, что если ей нужна медаль чемпиона города по шахматам, то она сама вполне успеет ее получить, потренировавшись еще лет 5–10. Ребенок же ей ничего не должен. Он существует не для того, чтобы реализовывать ее личные амбиции. Более того, такая реакция мамы губительна для дальнейшей мотивации. К счастью, я был услышан. Моя знакомая признала ошибку и вместе с сыном отправилась в кафе праздновать его серебряную медаль.
Итак, за достижения надо обязательно хвалить и награждать, но ни в коем случае не наказывать за неудачи. Каждое поражение нуждается в тщательном разборе. Мы поговорим об этом отдельно в разделе, посвященном психологическим проблемам в жизни ребенка.
Качества
Положительные и отрицательные качества человека трудно поддаются определению. Прежде всего потому, что оценивать их каждый пытается со своей, субъективной точки зрения. Давайте проведем небольшой эксперимент.
ПРАКТИКА
Возьмите ручку и напишите пять своих самых явно выраженных положительных качеств и пять отрицательных. Справились? Если нет, значит, в зеркало вы смотритесь только для того, чтобы поправить прическу. Недостатки есть у всех. Их гораздо больше пяти. Чтобы не замечать их, надо прикладывать героические усилия или постоянно применять технику вытеснения, которую выражает известная формула про соломинку в чужом глазу. Позвоните друзьям и попросите охарактеризовать вас. Пусть опишут ваши пять положительных и пять отрицательных качеств. Не спорьте и не пытайтесь оправдаться. Подумайте о том, что непризнание своих недостатков – это тоже недостаток, причем весьма существенный.
Поставив этот опыт над собой, приступайте к исследованию качеств ребенка. Поделите их на положительные и отрицательные и разместите в колонки по пять штук в каждой. А теперь сравните со своим списком. В большинстве случаев родители уверены, что все хорошее ребенок почерпнул от них, а плохое – принес со стороны. Есть даже такое понятие, как парохиальный альтруизм, то есть свойство оправдывать собственные недостатки или недостатки своей группы (семьи, коллектива) и искать виноватых среди окружающих16.
Определившись с набором качеств, делаем следующее: полностью игнорируем все недостатки (лень, нерешительность, склонность к прокрастинации, засилье страхов и т. д.) и даем плюс‑подкрепления на достоинства. Результаты будут заметны уже через пару дней. Регулярно подливая топливо в бензобак, мы обеспечиваем движение автомобиля.
Родители, в разных жизненных ситуациях задающие себе вопрос «Какие качества я проявил?», показывают пример здоровой самокритики. Начиная примерно с пятого класса надо постепенно приучать к этому и детей. Умение видеть и анализировать свои ошибки – бесценно, только с его помощью человек может осознать причины поражения или успеха. Иногда это лекарство становится слишком горьким. Подсластите его: признайте вместе с ребенком, что он не добился желаемого из‑за лени, однако теперь он уже осознал это и не допустит ее проявления в следующий раз. Очень важно при этом разделять действия ребенка, ситуации, в которые он попадает, проявленные им качества и личность. Помните, что негативными могут быть только ситуации и действия, но не личность как таковая.