Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 533

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Говорите ли вы ребенку: «Что люди подумают?»

Говорите ли вы ребенку: «Как тебе не стыдно?»

Как и чем вы упрекаете ребенка, если он испачкался? Говорите ли ему, что маме придется стирать или что люди увидят, какой он неряха?

Обвиняете ли вы ребенка в своем плохом состоянии?

Если ребенок вдруг начал громко петь в магазине, каковы ваши ощущения? Будете ли его одергивать? Насколько вам самому будет стыдно за ребенка?
Подумайте, в чем еще вы вините своего ребенка.
Применение стыда в качестве мотивации в долгосрочной перспективе неэффективно вдвойне. Оно слишком тесно привязано к общественным нормам, которые постоянно меняются. Разноцветные волосы и дырявые джинсы еще 10 лет назад были знаком принадлежности к малочисленным субкультурам, а сейчас это обычная уличная мода. Сколько моральных установок, ранее считавшихся незыблемыми, сгинет к тому времени, когда вырастет ваш ребенок? Получается, сегодня мы приучаем его стыдиться того, что будет неактуально уже через несколько лет.
Кейс

Хотите знать, чем закончилась история моей ученицы, которая задала вопрос о чувстве стыда? Я поговорил с ней весьма обстоятельно. Объяснил, почему негативную мотивацию нельзя применять по отношению к кому бы то ни было. Уверен, что лучше узнать об этом в подростковом возрасте, чем ставить разрушительные эксперименты сначала на себе, а потом – на собственных детях.
Надеюсь, желание стыдить своего ребенка у вас пропало. Если нет – перечитайте эту главу еще раз. С остальными – движемся дальше.

4.3.5. Избыток негативной обратной связи


Иногда у ребенка ничего не получается. Он ломает и портит все, за что бы ни взялся. Родители попадают в ловушку. С одной стороны, они хотят быть честными, с другой – понимают, что переизбыток негативной обратной связи отрицательно влияет на мотивацию.

Даже если критика справедлива, она работает как минус‑подкрепление. В результате ребенок входит в состояние ступора или сбегает в свой внутренний мир, из которого его практически невозможно выманить. Выход есть: следите, чтобы на любую негативную обратную связь приходилось как минимум два плюс‑подкрепления.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите основные типы негативной мотивации.

2. Какие из них применяли в отношении вас? Что вы при этом испытывали?


3. Какие из проявлений негативной мотивации вы применяете к своему ребенку или считаете возможным применить?


4.4. Блокировки мотивации: какие еще ошибки могут перекрыть детскую мотивацию



Если мотивация – это бензин, то его можно залить в бак и использовать. Однако бесполезно заливать бензин в бак с огромной дырой.

Всех нас с детства программируют на вербальном уровне: «Пальцы в розетку не суй», «Не трогай сковородку – в ней горячее масло», «Не толкай чайник – опрокинешь», «Не стучи по телевизору – сломаешь», «Не дергай растение – ему же больно», «Не тискай кота – он тебя укусит», «Не играй с этим мальчиком – он странный», «Не ходи по лужам – заболеешь», «Не ешь песок – глисты будут» и т. д.

Даже если критика справедлива, она работает как минус‑подкрепление.

Большая часть команд, которыми мы в приказном порядке загружаем ребенка, остается с ним на всю жизнь. И они вовсе не так актуальны, как кажутся. Свободный человек должен уметь ориентироваться в мире самостоятельно. Безусловно, направлять ребенка надо, однако старайтесь при этом избегать ограничительного программирования. Вместо этого используйте схемы переключения внимания: «Смотри, какая красивая кошка, пойдем ее посмотрим», или «Ух ты, какую грязюку ты достал – давай ее спрячем в урну» и т. д. Будьте готовы быстро сместить внимание ребенка на другой объект, поскольку первые пару минут после расставания «грязюка» все еще не потеряла для него своего очарования.

Он все тянет в рот – это нормально: таков его способ исследовать мир. Человек не может пропустить часть заложенной в нем биологической программы, иначе будет потом тормозить всю жизнь. Помогите ребенку – научите его нюхать, вместо того чтобы пробовать. И уберите из зоны досягаемости все острые предметы и мелкие игрушки. Что касается улицы – смиритесь: много песка он не съест.

Бывает, что ребенка постоянно носят на руках, переламывая его стремление к сепарации, отделению от родителей. В результате он вырастет пассивным. Любое физическое действие будет вызывать в нем страх, и он не выберется из своей ракушки, пока не встретит хорошего психотерапевта.

Если ребенок не любит рисковать и боится всего нового, это не его вина. Ваша задача – помочь ему преодолеть имеющиеся ограничения. Заставлять делать что‑либо нельзя, поскольку этим вы ограничиваете его еще больше.


Хотите знать, насколько ваш ребенок уверен в своей безопасности? Ответьте на следующие вопросы:

Как ведет себя ребенок при неожиданном появлении посторонних? Прячется за родителей или спокойно продолжает исследовать территорию?

Может ли он уйти из поля зрения родителей, не испытывая при этом страха и тревоги?

Делитесь с ребенком собственным опытом и рассказывайте о своем детстве, чтобы развить в нем мотивацию к самостоятельной деятельности. Поощряйте его активность.

Но вот проходит несколько лет, и ребенок взрослеет. Теперь он уже не тянет в рот что ни попадя – он идет в школу и приносит из нее оценки, домашку, вызовы к учителю, директору и на родительские собрания.

Оценки – вещь неоднозначная. Некоторые полагают, что нельзя вешать на детей ярлыки. Но, к примеру, у основателя «Майкрософт» Билла Гейтса другое мнение: «Ваша школа, может, и покончила с делением на лидеров и неудачников, но жизнь – НЕТ. В некоторых школах не ставят плохих оценок и дают вам столько попыток, сколько требуется для правильного ответа. Это не имеет НИЧЕГО общего с реальной жизнью».

Мы можем спорить по поводу оценок сколько угодно, однако они все еще существуют. Поэтому давайте проясним ряд моментов.

1. У каждой плохой оценки есть свои причины. Они кроются в ученике, или в преподавателе, или в родителях, которые накануне контрольной привлекли ребенка к работам на даче. В любом случае работать надо с причиной, а не с оценкой.

2. В классическом варианте оценка пять означает отсутствие ошибок, четыре – наличие небольших погрешностей, три – это минимально приемлемый уровень, а два – неприемлемый. Получается, что большого смысла получать пятерки нет, поскольку эта оценка говорит не о том, что работа сделана отлично, а лишь об отсутствии в ней ошибок.

В семьях, где родители – профессора, а прародители – академики, такое положение дел считается нормой, а любое минимальное отклонение от нее расценивается как катастрофа. Важно донести до ребенка мысль о том, что дома существуют другие, отличные от школьных критерии оценки. Про них мы поговорим позже, в главе «Что хвалить и что порицать».

3. По закону за одно преступление можно наказать только один раз. Сам факт оценивания ребенка в школе – это уже травматичная ситуация. Даже если в дневнике много двоек, он был наказан в момент, когда получал их.

Чтобы избежать причинно‑следственной связи «у меня пятерка – меня любят, двойка – не любят», постарайтесь не реагировать на двойки вообще. Особенно это касается первой двойки. Лучше сработать на опережение и пару раз в начальной школе абсолютно буднично заявить ребенку, что и двойка, и пятерка – это всего лишь индикатор, который никак не влияет на родительскую любовь.
Если реагировать на двойки слишком бурно, то они могут превратиться в средство для привлечения внимания. Это бессознательный, но очень сильный механизм, который нельзя запускать.

Оценки говорят о взаимоотношениях ученика и школы. Родителям же лезть в этот процесс напрямую не стоит. Вы можете изменить режим дня ребенка, чтобы он высыпался. Или поставить получасовое ограничение на Интернет на его телефоне и компьютере. Возможно, стоит заняться поиском полноценной развивающей программы дополнительного образования. Но оценка знаний ученика в вопросе о гнездовании диких уток пусть останется в компетенции преподавателя.

Разумеется, родители могут и должны помогать. Но вместо того чтобы обсуждать содержимое дневника ребенка, разберитесь, что реально не дает ему учиться. Возможно, причина плохой успеваемости в конфликтах в классе или, наоборот, отношения настолько хороши, что он и на уроках не может оторваться от общения с друзьями.

Двойка, особенно первая, четвертная или годовая, может стать причиной девиантного поведения. Один мой ученик окончил 8‑й класс с двойкой по математике. Казалось бы, ничего особенного – обычная история. Однако родители за некоторое время до этого так красочно рассказали ему о грядущем наказании, что ребенок целую неделю гулял по району, ночевал в подворотнях, попрошайничал и был готов на все, лишь бы не попасться им на глаза. Через неделю его нашла милиция и вернула домой. К счастью, родители осознали, к чему привели их угрозы: страх мешал ребенку учиться, и дело чуть было не закончилось трагедией.

4. За оценки наказывать нельзя. Будет логично, если из‑за плохой успеваемости ребенок не получит желаемого подарка или должен будет отработать некие затраченные родителями ресурсы. В любом случае это должно быть не наказание, а закономерное развитие ситуации. Мы еще поговорим об этом в главе про Договор.

5. Ребенок должен чувствовать себя в безопасности и твердо знать, что ни плохие, ни хорошие оценки не влияют на родительскую любовь. На эту тему можно написать отдельную книгу. Более того, таких книг написано уже две: упомянутая ранее «Как любить своего ребенка» Росса Кэмпбелла и «Тайная опора» Людмилы Петрановской. Они, кстати, обязательны к прочтению.

Следующее, о чем стоит поговорить, – домашние задания. Родители делают их с ребенком, а иногда и вместо него. Для чего нужна домашка? У нее две очевидные функции: проверить, как ребенок понял материал, и закрепить эти знания в ходе самостоятельной работы. Неочевидная, но очень важная функция – это обратная связь педагогу. Если весь класс получает за домашнюю работу двойки, значит, либо материал был слишком сложным, либо объяснения плохими. По результатам домашки можно оценить работу педагога как с отдельным ребенком, так и с классом в целом.