Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 517

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
полноценный текст на много листов, детально описывающий человека во всех его проявлениях. Короткие фразы, которые мы здесь приводим, служат лишь иллюстрацией.

8.2. Изменение пирамиды Дилтса, или Как правильно и продуктивно менять свою жизнь



В возрасте примерно 15–28 лет человек достигает уровня развития, который позволяет ему осознать все грани своей внутренней пирамиды. А с осознанием приходит возможность что‑то менять.

Есть много способов управлять изменениями в своей жизни. Но, по сути, все они сводятся к модификации одного из уровней пирамиды Дилтса.

Давайте рассмотрим, как это работает.

Начнем с ответа на вопрос «Кто я?». Допустим, человек честно сказал себе: «Я – алкоголик», – а потом решил, что алкоголиком быть больше не хочет, а мечтает стать предпринимателем. Это самая эффективная трансформация. Но она и самая трудная. Вся пирамида уже заточена под алкоголика. Отказываясь от своего описания, он одновременно рушит и старый фундамент, и все этажи своей пирамиды. И начинает сверху вниз строить несуществующее здание.

Это не капитальный ремонт и не реставрация. Строить то, чего еще никогда не было, тяжело и опасно. Одного желания здесь недостаточно. Не обладая соответствующим опытом, способностями и талантом – то есть тем, что обычно называют бэкграундом, – можно очень быстро вернуться в старую парадигму. Человек придумывает себе новый образ. Он говорит: «Я – не я! Я есть кто‑то другой». Но пока это лишь мечты, не подкрепленные реальными ресурсами.
КЕЙС НИКОЛАЯ ЯГОДКИНА

Подобная ситуация была и в моей жизни. К окончанию школы я был уверен в своей исключительной интеллектуальной одаренности. Но в вуз поступить не смог. Это заставило меня посмотреть на себя непредвзято и оценить по всем уровням пирамиды Дилтса. Тогда я еще не знал о ее существовании. Поэтому просто задумался, каких качеств мне не хватает для достижения целей и как я могу их выработать. Я проанализировал свою систему ценностей и с удивлением обнаружил, что в ней отсутствует ценность добиваться чего бы то ни было. Чтобы изменить свою жизнь, необходимо было сконцентрироваться именно на этом аспекте.
Но что будет, если начать менять пирамиду с нижнего уровня? Как часто мы слышим расхожий совет: меняйте свое окружение. Хочешь быть умным – общайся с учеными, хочешь быть богатым – вступай в клуб миллионеров и т. д.


К сожалению, эта схема тоже не работает.

Почему?

Представьте себе обычного человека, который захотел стать миллионером – и поехал на конференцию миллионеров. Будет он интересным собеседником? Понравится ли ему самому то, о чем говорят окружающие? Скорее всего, нет. Либо среда его отторгнет, либо он отторгнет ее и убежит, навесив на новых знакомых кучу ярлыков. О чем ему говорить с миллионерами? О том, что надо брать на себя ответственность за свою жизнь и свое материальное положение? Об эффективности затраченных усилий?

Советы по смене окружения работают лишь в том случае, если все другие уровни пирамиды уже пришли в соответствие с новым образом. Это не волшебный лайфхак, не палочка‑выручалочка, а закономерный этап развития.

Соседний с окружением уровень – это действия. Но человек не управляет ими – действия механистичны.
УПРАЖНЕНИЕ

Сделайте простое упражнение: возьмите диктофон и в течение пяти минут рассказывайте о том, что вы делали вчера. Говорите о чем хотите – со всеми эмоциями и подробностями. Но постарайтесь при этом ни разу не использовать местоимение «я». Теперь прослушайте запись и посчитайте, сколько раз вы, несмотря на наш уговор, сказали «я». Вы по‑прежнему считаете, что можете управлять своей жизнью? Отлично. Тогда распрямите позвоночник, расправьте плечи и попробуйте до конца жизни ходить с идеальной осанкой. Скорее всего, осанка станет прежней уже через две минуты.
Человек не управляет своими действиями, если этого от него не требует окружение. Или если у него нет для этого необходимых качеств.

Автомобиль ездит преимущественно по дорогам. Ему трудно ехать по тропинке в лесу, по болоту или просто по мягкой земле. Пешеходу дорога нужна не так сильно – у него совсем другие скорости. У велосипедиста багажник меньше, чем у автомобиля. Но автомобиль ограничен своей проходимостью и наличием дорог. Круг замкнулся. Учась чему‑либо, мы меняем свой автомобиль, повышая его проходимость. Мы делаем все, чтобы он мог проехать там, где нужно. И одновременно прокладываем себе дорогу на будущее.
УПРАЖНЕНИЕ

Посетите любой вебинар Advance и пообщайтесь с детьми, прошедшими обучение. Задайте им вопросы о том, насколько изменилось их мнение о способностях и как поменялись их жизненные планы.
Если на жигули повесить звезду мерседеса, никаких существенных изменений не произойдет. И запорожец с новым антикрылом и крутым обвесом по краям не станет удобнее – разве что добавится неудобств в объезде «лежачих полицейских». От косметического ремонта толку мало. Изменения должны быть существенными. Тюнинг не делает машину гоночной, но и смена машины не превращает плохого водителя в профессионала. Чтобы соответствовать новым требованиям, придется изрядно потрудиться. Хотя, наверное, это и хорошо. Век живи – век меняйся. Любое настоящее изменение тянет за собой два других. А эти два, соответственно, – четыре следующих, и так до бесконечности.



Похожая история происходит с ценностями. Мысль о том, что мы можем осознанно управлять ими или выбирать их в отрыве от нашего опыта, – это иллюзия. Попробуйте осознанно сделать прямую спину и отсутствие в речи местоимения «я» вашей высшей ценностью хотя бы на час. Немного позже расскажете мне, что у вас получилось.

И вот тут мы переходим к самому интересному. Третий уровень пирамиды Дилтса – навыки и качества. Наиболее эффективно начинать изменения именно здесь. Получая новые навыки, мы формируем новые нейронные связи. Они, в свою очередь, позволяют нам изменить наши действия. А действия меняют окружение.


За годы работы нашего Центра я сотни раз имел возможность убедиться в том, что навыки определяют все. У наших студентов мы в первую очередь развиваем способность работать с информацией. Начинаем с азов: учим запоминать простые пары слов и образованные из них последовательности, простые цифры. Затем переходим к комбинированным видам информации – сочетанию цифр и слов, историческим датам, годам жизни правителей, датам изобретений и т. д. И только потом вплотную занимаемся развитием мышления. Я уже говорил вам, что слово «соображать» не случайно состоит из двух частей: «со» – то есть тождество, соответствие, связь, и «образ». Таким образом, «соображение» – это процесс соединения образов. Прежде чем научить человека понимать, необходимо показать ему, как соединять образы. После этого можно смело давать студенту теорию множеств, теорию классификации, учить его работать с майнд‑картами и знакомить с десятками других инструментов для обработки информации.

С такой подготовкой дети начинают верить в свои силы. Они понимают, что у их когнитивных способностей нет потолка – лишь вложенные усилия и отдача от них. Наши студенты проходят по нескольку учебников за неделю. Их успеваемость растет. Рано или поздно наступает момент выбора: либо менять школу, либо переходить на домашнее обучение. Стандартная образовательная программа уже не может увлечь их.

Даже сверстники становятся менее интересными. Еще совсем недавно у них были общие заботы и интересы: учительница физики – злая, а учительница химии – еще злее, и обе ставят двойки. А теперь, когда у ребенка нет проблем с химией и физикой, тема для обсуждения оказалась исчерпанной. Возникает отчуждение. Попытки доказать одноклассникам, что и они могут быть не менее успешными, нередко вызывают агрессию. У
бывших приятелей нет запроса на изменения, они уже выработали в себе беспомощность. Помните эксперимент с собаками, которые даже не пытались найти безопасное место в комнате с электрическим полом?

Другие дети не хотят покидать привычных границ – ведь снаружи царит неизвестность. Пока кто‑то не возьмет их за руку и не выведет в эту неизвестность на экскурсию, они будут ее бояться. Именно поэтому, кстати, навыковое обучение так эффективно: оно не только открывает дверь, оно еще и дает новый опыт.

Но вернемся к нашим студентам: смена окружения происходит у них неизбежно. Теперь им гораздо комфортнее общаться с теми, кто вместе с ними проходил этот курс, чем с бывшими одноклассниками. Есть другой вариант: окружение остается прежним, но меняется статус. Дети остаются в старой школе, но начинают ассистировать преподавателям, ездить на олимпиады, становятся лидерами и старостами класса, вступают в РДШ и т. д. И это очень хорошо, ведь таким образом они выделяются из толпы. Их жизнь уже никогда не будет средней, а значит, не будут средними ни зарплата, ни цели, ни амбиции.
Изменения качеств и навыков не происходят моментально. Это долгий процесс, требующий вложения времени и труда. Причем трудиться придется не только тому, кто учится, но и тому, кто учит. По‑другому – никак. И вы тоже должны понимать, что с прочтением этой книги изменения в вашей жизни только начинаются.

Как человек, общающийся с представителями науки, педагогики, бизнеса и политики на самых разных уровнях, могу сказать – трансформации без усилий не бывает. Независимо от того, создают ли эти люди простые стартапы или стоят у руля крупнейших корпораций, они работают по 8–10 часов в сутки. Все разговоры о том, что настоящий предприниматель умеет построить свою жизнь так, чтобы работать всего 2–3 часа в неделю, – это сказки: таких людей я не встречал. Те, кто занимает топовые позиции в любой области, заняты делом постоянно. Даже если кому‑то кажется, что они целыми днями пьют кофе, плавают в океане или любуются горами, это не так. Они собирают информацию, анализируют и принимают решения. Творческий процесс, в который они погружены, завершается созданием цельной концепции и ее последующей реализацией.

Наиболее эффективно начинать изменения на том уровне пирамиды, где находятся навыки и качества.


Парадокс в том, что сбор информации и общение с людьми по количеству затрачиваемых усилий не идут ни в какое сравнение с работой, например, на стройке. Махать лопатой по 8–12 часов в день гораздо тяжелее, но оплачивается такой труд хуже. Все дело в квалификации. Чем работа сложнее, тем менее она тяжела физически и тем комфортнее условия. Умеющих подметать много, а способных собрать термоядерный реактор – мало. Это очень жесткая постановка вопроса, но такова реальность. И изменить ее мы не можем.
Кейс Николая Ягодкина

Я работал всю свою жизнь начиная примерно с 8 лет: дворником, уборщиком, расклейщиком объявлений. Я раздавал листовки и даже кроил кожу, из которой моя мама шила кошельки. Уже тогда я понимал, что чем квалифицированней работа, тем она комфортней, интересней и тем выше оплачивается.

В 13 лет я зарабатывал тем, что наклеивал этикетки на картриджи для приставок.

В 18 – был монтажником‑высотником с оплатой 125 рублей в час.

С 20 лет начал работать репетитором: стоимость часа выросла до 150 рублей, и уровень комфорта тоже повысился.

После обучения в Корее я, как преподаватель математики с опытом работы в корейском вузе, получал уже 500 рублей в час.

Сейчас все эти цифры остались далеко в прошлом. Все эти годы я занимался саморазвитием: книги, конференции, работа с лучшими специалистами в отрасли. Все, что я делаю сейчас, повышает мой профессиональный уровень. Сравнить результаты своей работы с прошлым годом я еще могу, но заглядывать в более ранний период бессмысленно – изменения слишком велики.
Все сказанное выше доказывает, что наиболее эффективно начинать изменения на том уровне пирамиды, где находятся навыки и качества. Таким образом вы сможете повлиять не только на ее нижние слои, но и на верхние. Лично я глубоко убежден, что вершина эффективности одна, но способов ее достижения существует множество. Вы можете пробовать свои силы в разных областях – от профессионального спорта до бизнеса. Придет время, и вы сами поймете, какой из путей подходит вам больше. Обретая новые навыки, вы неизбежно будете менять окружение. Чем больше усилий вы потратите на то, чтобы научиться чему‑то новому, тем быстрее измените свою жизнь.

Вопросы для самопроверки:

1. Вы все еще держите осанку, про которую мы говорили в одном из упражнений этой главы?

2. Попробуйте сами нарисовать пирамиду логических уровней. Как называется каждый уровень? Какой вопрос ему соответствует?