Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 546
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Николай Александрович Ягодкин Александр Николаевич Згода
Энциклопедия детской мотивации
Николай Ягодкин, Александр Згода
Энциклопедия детской мотивации
Отрицательная и положительная мотивация
Психологические проблемы в жизни ребенка
Вместо предисловия к заключению – пирамида Дилтса
5, опубликованного ВШЭ. Мы должны понимать, что сегодняшние школьники будут жить в мире с принципиально иным отношением к образованию. Мотивация к саморазвитию выйдет на первый план для человека, который захочет быть успешным в своей области.
Завершая эту главу, хочу добавить, что у каждого мотива есть своя цена и ценность. И то и другое может быть различным. Цена – это время, усилия, деньги, отношения, упущенные альтернативные возможности и многое другое, чем мы готовы заплатить для достижения своей цели. Любую мотивационную проблему можно представить в виде весов, на одной чаше которых сложено все, имеющее отношение к ценности, а на другой – к цене. В зависимости от того, какая чаша перевесит, мотивация либо возникнет, либо нет. По большому счету, вся наша работа с мотивационной сферой сводится к двум глобальным процессам:
• обозначить ценность и цену какого‑либо рода деятельности так, чтобы ребенок мог сделать выбор и превратить внешнюю мотивацию во внутреннюю;
• научить ребенка делать это самостоятельно.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие из вышеуказанных групп мотивов для вас являются наиболее и наименее важными? Постройте градацию каждой из групп.
2. Какие из вышеуказанных групп мотивов являются наиболее и наименее важными для вашего ребенка? Постройте градацию каждой из групп. Совпадает ли ваше мнение с мнением ребенка в этом вопросе?
3. Сравните полученные результаты.
«Ты должен прочитать книжку!» – кричит мама. «Я не хочу, мне не надо!» – чуть не плача, отвечает ребенок. Такой диалог типичен для семей, где по тем или иным причинам нарушена мотивация к чтению. У детей до определенного возраста тезис «я не хочу» абсолютно равен тезису «мне не надо». Но даже опытные преподаватели нередко впадают в ступор, когда слышат эту фразу. Может показаться, что «не хочу» – это смертельный приговор, но с ним можно и нужно работать. Отказ в данном случае означает лишь одно: взрослый не подготовился к диалогу.
Попробуйте провести эксперимент. Придумайте свой собственный алгоритм подготовки к диалогу, запишите его здесь, а затем сравните с рекомендациями, изложенными в этой книге.
В предыдущих главах мы говорили о мотивации в целом. Общие тезисы касались как детей, так и взрослых. Теперь давайте рассмотрим, какие метаморфозы претерпевает мотивация в развивающейся психике ребенка и как возраст влияет на выбор мотива.
Ребенок до 12 лет органически не может заниматься неинтересным делом, так что в этот период жизни мотивация у него в основном процессная и/или идентификационная. Включить его в какую‑либо деятельность проще всего через игру или подражание взрослым.
Эта мотивация неустойчива, поскольку необходимые функции психики, в первую очередь произвольное внимание, еще не сформированы. Мы с вами уже говорили о видах внимания. Непроизвольное внимание присутствует у человека с рождения, а произвольное – появляется в ходе жизни. Основную роль в формировании произвольного внимания играют взрослые. «Смотри, какая птичка!» – говорим мы и показываем, куда именно надо смотреть. На ранних этапах именно родительские «Посмотри!», «Послушай!», «Потрогай!» помогают ребенку хотя бы ненадолго сконцентрировать внимание на том или ином объекте. В одном из приложений к этой книге вы найдете подробные инструкции по развитию внимания у детей.
Произвольное внимание по речевому и жестовому указанию формируется у ребенка примерно к началу второго года жизни. Это очень важный этап. В дальнейшем от него будет зависеть темп и качество развития внимания и, как следствие, устойчивость мотивации.
В промежутке между третьим и седьмым годом ребенок обретает способность задерживать внимание на объекте или роде деятельности. Помимо игры и подражания, появляются еще два вида мотивации: «помоги мне» и «научи меня». Таким образом дети демонстрируют свое желание общаться со взрослыми. Отдельно стоит отметить мотивацию по созданию чего‑либо: поделок, рисунков, макетов и т. д.
КЕЙС
Один мой товарищ придумал, как использовать мотив «научи меня» для того, чтобы переключать внимание ребенка. Когда его сын капризничает, он говорит: «Ой, что‑то я забыл, как подметать пол, делать башенку из кубиков, бегать за кисой…» или еще что‑нибудь в этом роде. В ответ ребенок моментально забывает про свои печали и начинает учить папу. Возникает ощущение, что желание обучать других заложено в наших детях на инстинктивном уровне.
Младшего школьника сложнее всего научить организовывать свою деятельность, ведь он еще не понимает значения слова «надо». Случается, что опытные преподаватели, привыкшие работать со взрослыми, не могут удержать мотивацию маленьких детей на должном уровне. Что же в таком случае можно сказать о молодых родителях? Не отчаивайтесь! Мало у кого все получается с первого раза. Запаситесь терпением и не судите себя слишком строго.
Хочу обратить ваше внимание на один стереотип, который прочно сидит в сознании нашего общества: по достижении школьного возраста ребенок уже достаточно мотивирован на учебу. Это большое заблуждение. Люди, которые делают подобные заявления, чаще всего основываются на собственном опыте: все мы когда‑то мечтали пойти в школу – или хотя бы не были настроены по отношению к ней негативно.
Однако надо понимать две вещи:
• времена изменились: раньше культурная среда и государственная пропаганда образования работали иначе;
• «хотеть в школу» еще не значит «быть мотивированным к обучению».
У ребенка может быть множество причин «хотеть в школу». Например, он хочет обрести такой же социальный статус, как старший брат и сестра, и воспринимает «хождение в школу» в качестве обязательного условия. Или испытывает потребность приобщиться к группе счастливых обладателей школьной формы и портфеля. Случается, что ребенок воспринимает школу как место, где ему будет так же интересно и весело, как в подготовительной группе, куда водили его родители. Так или иначе, начало школьной жизни почти всегда будет связано с некоторым разочарованием и потерей мотивации.
Специалисты называют три главные особенности мотивации школьников начальных классов:
1 Низкая устойчивость мотивации. К обучению не готовы ни психика, ни физиология ребенка. Инструменты целеполагания еще не сформированы. Младшие школьники не в состоянии долго удерживать в поле внимания даже то, что им интересно.
2 Слишком большой объем внешней мотивации. Самооценка в этом возрасте напрямую зависит от мнения авторитетных взрослых. А это мнение зачастую выражается в отметках в школьном дневнике. Отечественная система образования нередко подменяет мотивацию к обучению мотивацией получения хорошей оценки. Важно, чтобы ребенок понимал, что двойка за забытую тетрадь или за плохое оформление домашней работы не является оценкой его способностей и знаний. К сожалению, чаще наши дети оказываются дезориентированными и предпочитают замкнуться в себе и вообще ничего не делать.
3 Акцент на внешней стороне процесса обучения, на социальных мотивах и мотивах сопричастности к группе. Ребенку важно ходить в школу, присутствовать в классе, общаться, играть определенную роль, носить форму и портфель и выполнять прочие ритуализированные действия. Но все это никак не связано с мотивацией к обучению. Расскажите ему о собственном школьном детстве. О том, как полученные знания помогли вам потом при устройстве на работу или участии в игре «Что? Где? Когда?». Нарисуйте конкретные образы и ситуации – пусть ребенок поймет, зачем он учится.
КЕЙС
У сына одного моего знакомого были проблемы с химией. Он собирался стать юристом, как папа, и решил, что химия ему не нужна. Все разговоры о том, что надо иметь хороший аттестат без троек, результата не дали. Тогда, по моему совету, отец объяснил ребенку, что много зарабатывает только тот, кто ориентируется в прикладных областях. Например, все юристы нефтяной отрасли должны знать химию, чтобы спокойно читать и понимать заключения экспертов по спорам о качестве углеводородов. А при подписании договоров на обработку нефти потребуются знания технологии, поскольку в документе четко оговариваются все стадии и сроки этого процесса. Как только сын моего знакомого получил конкретные образы будущего и понимание выгоды, которую можно извлечь из учебы, вопрос решился сам собой. Химия, особенно более сложная, органическая, была освоена самостоятельно и с большим удовольствием, а мечта работать в нефтяной отрасли начала осуществляться уже с третьего курса института. Юристы со знанием технологий действительно высоко ценятся.
В начальной школе ребенок должен получить определенный набор информации. Но не менее важно развитие у него когнитивных навыков, ряда психических функций и способностей к мотивации. В педагогике существуют свои нормы, по которым оценивается развитие мотивационной сферы в этом возрасте:
1. Рефлексивный критерий, означающий, что школьник в состоянии самостоятельно определить степень успешности своей деятельности, дать себе обратную связь.
Есть ли у ребенка привычка спрашивать себя: «Понял ли я материал? Готов ли я к контрольной работе?»
Как часто ребенок использует внешние способы проверки своей готовности? Например, просит родителей проверить его по учебнику или проходит онлайн‑тесты в Интернете?
2. Мотивационно‑познавательный критерий, предполагающий устойчивый интерес к познанию мира и себя как к особому роду деятельности.
Хочет ли ребенок развиваться сам?
Есть ли у него жажда познания окружающего мира?
Проявляет ли он любопытство и как долго может самостоятельно изучать то, что ему интересно?
3. Аффективный критерий, предполагающий получение положительных эмоций от приобретения новых знаний, умений, навыков.
Умеет ли ребенок похвалить себя сам?
Какие положительные подкрепления он использует?
Обращается ли он к родителям с просьбой похвалить его?
4. Когнитивный критерий, то есть наличие инструментов для определения познавательной задачи и поиска способов ее решения.
Что делает ребенок, столкнувшись с непонятной ситуацией или незнакомой задачей? Бежит с вопросом к родителям? Спрашивает педагога? Или пробует найти решение сам?
Есть ли у него привычка пользоваться словарем, энциклопедией или системами поиска в Интернете?
Может ли он сам оценить результаты поиска?
Если все перечисленные критерии развиты хорошо, можно говорить о том, что мотивационная сфера ребенка готова к вызовам средней школы.
«Хотеть в школу» еще не значит «быть мотивированным к обучению».
По такой же схеме оцениваются мотивации, связанные с внеучебной деятельностью. Например, мотивация к занятиям спортом
Завершая эту главу, хочу добавить, что у каждого мотива есть своя цена и ценность. И то и другое может быть различным. Цена – это время, усилия, деньги, отношения, упущенные альтернативные возможности и многое другое, чем мы готовы заплатить для достижения своей цели. Любую мотивационную проблему можно представить в виде весов, на одной чаше которых сложено все, имеющее отношение к ценности, а на другой – к цене. В зависимости от того, какая чаша перевесит, мотивация либо возникнет, либо нет. По большому счету, вся наша работа с мотивационной сферой сводится к двум глобальным процессам:
• обозначить ценность и цену какого‑либо рода деятельности так, чтобы ребенок мог сделать выбор и превратить внешнюю мотивацию во внутреннюю;
• научить ребенка делать это самостоятельно.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие из вышеуказанных групп мотивов для вас являются наиболее и наименее важными? Постройте градацию каждой из групп.
2. Какие из вышеуказанных групп мотивов являются наиболее и наименее важными для вашего ребенка? Постройте градацию каждой из групп. Совпадает ли ваше мнение с мнением ребенка в этом вопросе?
3. Сравните полученные результаты.
Часть 3
Особенности мотивации детей
3.1. Особенности мотивации детей
«Ты должен прочитать книжку!» – кричит мама. «Я не хочу, мне не надо!» – чуть не плача, отвечает ребенок. Такой диалог типичен для семей, где по тем или иным причинам нарушена мотивация к чтению. У детей до определенного возраста тезис «я не хочу» абсолютно равен тезису «мне не надо». Но даже опытные преподаватели нередко впадают в ступор, когда слышат эту фразу. Может показаться, что «не хочу» – это смертельный приговор, но с ним можно и нужно работать. Отказ в данном случае означает лишь одно: взрослый не подготовился к диалогу.
Попробуйте провести эксперимент. Придумайте свой собственный алгоритм подготовки к диалогу, запишите его здесь, а затем сравните с рекомендациями, изложенными в этой книге.
В предыдущих главах мы говорили о мотивации в целом. Общие тезисы касались как детей, так и взрослых. Теперь давайте рассмотрим, какие метаморфозы претерпевает мотивация в развивающейся психике ребенка и как возраст влияет на выбор мотива.
Ребенок до 12 лет органически не может заниматься неинтересным делом, так что в этот период жизни мотивация у него в основном процессная и/или идентификационная. Включить его в какую‑либо деятельность проще всего через игру или подражание взрослым.
Эта мотивация неустойчива, поскольку необходимые функции психики, в первую очередь произвольное внимание, еще не сформированы. Мы с вами уже говорили о видах внимания. Непроизвольное внимание присутствует у человека с рождения, а произвольное – появляется в ходе жизни. Основную роль в формировании произвольного внимания играют взрослые. «Смотри, какая птичка!» – говорим мы и показываем, куда именно надо смотреть. На ранних этапах именно родительские «Посмотри!», «Послушай!», «Потрогай!» помогают ребенку хотя бы ненадолго сконцентрировать внимание на том или ином объекте. В одном из приложений к этой книге вы найдете подробные инструкции по развитию внимания у детей.
Произвольное внимание по речевому и жестовому указанию формируется у ребенка примерно к началу второго года жизни. Это очень важный этап. В дальнейшем от него будет зависеть темп и качество развития внимания и, как следствие, устойчивость мотивации.
В промежутке между третьим и седьмым годом ребенок обретает способность задерживать внимание на объекте или роде деятельности. Помимо игры и подражания, появляются еще два вида мотивации: «помоги мне» и «научи меня». Таким образом дети демонстрируют свое желание общаться со взрослыми. Отдельно стоит отметить мотивацию по созданию чего‑либо: поделок, рисунков, макетов и т. д.
КЕЙС
Один мой товарищ придумал, как использовать мотив «научи меня» для того, чтобы переключать внимание ребенка. Когда его сын капризничает, он говорит: «Ой, что‑то я забыл, как подметать пол, делать башенку из кубиков, бегать за кисой…» или еще что‑нибудь в этом роде. В ответ ребенок моментально забывает про свои печали и начинает учить папу. Возникает ощущение, что желание обучать других заложено в наших детях на инстинктивном уровне.
Младшего школьника сложнее всего научить организовывать свою деятельность, ведь он еще не понимает значения слова «надо». Случается, что опытные преподаватели, привыкшие работать со взрослыми, не могут удержать мотивацию маленьких детей на должном уровне. Что же в таком случае можно сказать о молодых родителях? Не отчаивайтесь! Мало у кого все получается с первого раза. Запаситесь терпением и не судите себя слишком строго.
Хочу обратить ваше внимание на один стереотип, который прочно сидит в сознании нашего общества: по достижении школьного возраста ребенок уже достаточно мотивирован на учебу. Это большое заблуждение. Люди, которые делают подобные заявления, чаще всего основываются на собственном опыте: все мы когда‑то мечтали пойти в школу – или хотя бы не были настроены по отношению к ней негативно.
Однако надо понимать две вещи:
• времена изменились: раньше культурная среда и государственная пропаганда образования работали иначе;
• «хотеть в школу» еще не значит «быть мотивированным к обучению».
У ребенка может быть множество причин «хотеть в школу». Например, он хочет обрести такой же социальный статус, как старший брат и сестра, и воспринимает «хождение в школу» в качестве обязательного условия. Или испытывает потребность приобщиться к группе счастливых обладателей школьной формы и портфеля. Случается, что ребенок воспринимает школу как место, где ему будет так же интересно и весело, как в подготовительной группе, куда водили его родители. Так или иначе, начало школьной жизни почти всегда будет связано с некоторым разочарованием и потерей мотивации.
Специалисты называют три главные особенности мотивации школьников начальных классов:
1 Низкая устойчивость мотивации. К обучению не готовы ни психика, ни физиология ребенка. Инструменты целеполагания еще не сформированы. Младшие школьники не в состоянии долго удерживать в поле внимания даже то, что им интересно.
2 Слишком большой объем внешней мотивации. Самооценка в этом возрасте напрямую зависит от мнения авторитетных взрослых. А это мнение зачастую выражается в отметках в школьном дневнике. Отечественная система образования нередко подменяет мотивацию к обучению мотивацией получения хорошей оценки. Важно, чтобы ребенок понимал, что двойка за забытую тетрадь или за плохое оформление домашней работы не является оценкой его способностей и знаний. К сожалению, чаще наши дети оказываются дезориентированными и предпочитают замкнуться в себе и вообще ничего не делать.
3 Акцент на внешней стороне процесса обучения, на социальных мотивах и мотивах сопричастности к группе. Ребенку важно ходить в школу, присутствовать в классе, общаться, играть определенную роль, носить форму и портфель и выполнять прочие ритуализированные действия. Но все это никак не связано с мотивацией к обучению. Расскажите ему о собственном школьном детстве. О том, как полученные знания помогли вам потом при устройстве на работу или участии в игре «Что? Где? Когда?». Нарисуйте конкретные образы и ситуации – пусть ребенок поймет, зачем он учится.
КЕЙС
У сына одного моего знакомого были проблемы с химией. Он собирался стать юристом, как папа, и решил, что химия ему не нужна. Все разговоры о том, что надо иметь хороший аттестат без троек, результата не дали. Тогда, по моему совету, отец объяснил ребенку, что много зарабатывает только тот, кто ориентируется в прикладных областях. Например, все юристы нефтяной отрасли должны знать химию, чтобы спокойно читать и понимать заключения экспертов по спорам о качестве углеводородов. А при подписании договоров на обработку нефти потребуются знания технологии, поскольку в документе четко оговариваются все стадии и сроки этого процесса. Как только сын моего знакомого получил конкретные образы будущего и понимание выгоды, которую можно извлечь из учебы, вопрос решился сам собой. Химия, особенно более сложная, органическая, была освоена самостоятельно и с большим удовольствием, а мечта работать в нефтяной отрасли начала осуществляться уже с третьего курса института. Юристы со знанием технологий действительно высоко ценятся.
В начальной школе ребенок должен получить определенный набор информации. Но не менее важно развитие у него когнитивных навыков, ряда психических функций и способностей к мотивации. В педагогике существуют свои нормы, по которым оценивается развитие мотивационной сферы в этом возрасте:
1. Рефлексивный критерий, означающий, что школьник в состоянии самостоятельно определить степень успешности своей деятельности, дать себе обратную связь.
Есть ли у ребенка привычка спрашивать себя: «Понял ли я материал? Готов ли я к контрольной работе?»
Как часто ребенок использует внешние способы проверки своей готовности? Например, просит родителей проверить его по учебнику или проходит онлайн‑тесты в Интернете?
2. Мотивационно‑познавательный критерий, предполагающий устойчивый интерес к познанию мира и себя как к особому роду деятельности.
Хочет ли ребенок развиваться сам?
Есть ли у него жажда познания окружающего мира?
Проявляет ли он любопытство и как долго может самостоятельно изучать то, что ему интересно?
3. Аффективный критерий, предполагающий получение положительных эмоций от приобретения новых знаний, умений, навыков.
Умеет ли ребенок похвалить себя сам?
Какие положительные подкрепления он использует?
Обращается ли он к родителям с просьбой похвалить его?
4. Когнитивный критерий, то есть наличие инструментов для определения познавательной задачи и поиска способов ее решения.
Что делает ребенок, столкнувшись с непонятной ситуацией или незнакомой задачей? Бежит с вопросом к родителям? Спрашивает педагога? Или пробует найти решение сам?
Есть ли у него привычка пользоваться словарем, энциклопедией или системами поиска в Интернете?
Может ли он сам оценить результаты поиска?
Если все перечисленные критерии развиты хорошо, можно говорить о том, что мотивационная сфера ребенка готова к вызовам средней школы.
«Хотеть в школу» еще не значит «быть мотивированным к обучению».
По такой же схеме оцениваются мотивации, связанные с внеучебной деятельностью. Например, мотивация к занятиям спортом