Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 530
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Николай Александрович Ягодкин Александр Николаевич Згода
Энциклопедия детской мотивации
Николай Ягодкин, Александр Згода
Энциклопедия детской мотивации
Отрицательная и положительная мотивация
Психологические проблемы в жизни ребенка
Вместо предисловия к заключению – пирамида Дилтса
, которая также предполагает принадлежность к некоей группе.
По мере взросления ребенка его мотивационная сфера претерпевает две главные метаморфозы. Во‑первых, доля внутренней мотивации к обучению возрастает – к старшим классам подросток должен самостоятельно определять стратегию своего обучения. Во‑вторых, формируется группа мотивов, которая отвечает за самосовершенствование.
Развитие внутренней мотивации – очень сложный процесс. Без слаженной работы преподавателей и родителей она не возникнет.
КЕЙС
В разговоре с мамой одного пятиклассника мы случайно подняли тему творческих работ. И тут ее буквально прорвало: «Вчера в школе ребенку задали написать реферат. Выдали памятку, в которой написано, что это такое, как составить план, подобрать необходимую литературу, “реферировать” источники и т. д. Но никто в школе не учил его этому. Предполагается, вероятно, что все это должна сделать я, а школьные учителя – только проверить?»
Кто и в какой момент должен научить ребенка планировать свою деятельность и поддерживать собственную мотивацию в решении образовательных задач? Школа – лишь часть команды, главным в которой является родитель. Все, что не успевает или по каким‑то причинам не может сделать школа, должен подхватить именно он. Причем проблемы лучше не решать по факту, а предупреждать. Чем больше негатива по отношению к школе транслирует родитель, тем ниже мотивация ребенка.
Школа ориентируется на средний уровень. Если вы хотите получить более высокие результаты, будьте готовы приложить дополнительные усилия: возить ребенка в хорошую школу на другой конец города, оплачивать обучение в частной или заниматься семейным образованием. Школа – это старт, с которого надо начинать собственный путь. Источник успехов и неудач наших детей – это мы сами и та система ценностей, носителями и проводниками которой является каждый из нас.
Вопросы для самопроверки:
1. Что заставляет вас концентрировать внимание? Как вы концентрируете внимание ребенка?
2. Как часто вы просили своего ребенка помочь вам или научить вас чему‑то? Ваши собственные родители обращались к вам с такой просьбой? Какие ощущения при этом вы испытывали?
Поведение и реакции родителей нередко препятствуют формированию детской мотивации. Ошибки, которые мы при этом совершаем, можно условно разделить на три основные группы.
Уставший на работе папа или мама, которая весь вечер простояла возле плиты, не готовы демонстрировать чудеса терпения. Когда ребенок подходит к ним со своим рисунком и задает вопрос: «Как правильно?», они просто предлагают ему готовый вариант. Но это не помощь, а медвежья услуга. В данном случае поиск решения намного важнее конечного результата. В процессе поиска идет тренировка произвольного внимания и формируется мотивация исследования, необходимая для дальнейшего самообучения.
Предлагаю вам немного порефлексировать и ответить на следующие вопросы:
Сколько способов нарисовать дерево вы знаете?
1. Один.
2. Два‑три.
3. Бесконечное количество.
В какой момент вы начинаете показывать ребенку, «как правильно»?
1) с самого начала даю ему образец;
2) после первой неудачной попытки;
3) только после того, как он сам попытался сделать это в течение хотя бы 5 минут и у него не получилось.
Как вы реагируете, когда на заданный вопрос ребенок отвечает правильно, но по‑своему?
1) говорю «нет» и заставляю думать, пока он не даст тот ответ, который я считаю правильным;
2) говорю «да», но наводящими вопросами вывожу на нужный мне ответ;
3) говорю «да» и делюсь своим вариантом как одним из возможных.
Мотивационные сферы ребенка и взрослого отличаются друг от друга. Во взрослом мире поощрения достойна только законченная работа. Дошкольника надо хвалить за процесс. Разумеется, самостоятельная деятельность, в результате которой ребенок достиг успеха, достойна большего одобрения. Однако даже неудачные попытки сделать что‑либо пропускать нельзя: дети нуждаются в процессном поощрении.
Предлагаю вам снова ответить на вопросы:
Какие виды деятельности ребенка удостаиваются вашей похвалы?
1) любые;
2) выполнение домашнего задания и работа по дому;
3) только те, которые были поручены кем‑то из родителей.
Ребенку нравится играть, но он не любит убираться. За что вы могли бы его похвалить?
Ребенок никак не реагирует на похвалу. Что вы делаете в такой ситуации?
Существует мнение, что ребенок, занятый чем‑то самостоятельно, не нуждается во вмешательстве взрослых. На самом деле такое утверждение справедливо лишь в одном случае: если процесс уже знаком ребенку. Но чтобы освоить что‑то новое, ему требуется ваша помощь. Совместная деятельность – отличный повод научить ребенка планировать, искать способы достижения цели и оценивать результаты.
А как поступаете вы:
• если ребенок жалуется;
• если он капризничает, плачет, устраивает истерику;
• если ребенок просит о помощи?
Проблема недостаточного поощрения процесса особенно актуальна в дошкольном и младшем школьном возрасте. При этом важно не навязывать ребенку взрослых мотивационных схем, а способствовать развитию его собственных.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие ошибки вы допускали в процессе формирования мотивации детей?
2. Какие ошибки были допущены вашими родителями при формировании вашей мотивации?
3. Каковы ключевые особенности мотивации школьников в начальных классах?
4. В чем разница между желанием ходить в школу и желанием учиться?
5. Как можно мотивировать ребенка на получение дополнительных знаний в областях, которые ему не слишком интересны?
6. Каким критериям должна отвечать мотивационная сфера ребенка к окончанию начальной школы?
В предыдущих главах мы с вами много говорили о мотивации и формирующих ее мотивах. Предлагаю снова воспользоваться метафорой с автомобилем, который приходит в движение только при условии, что в бензобаке есть топливо. Топливо в данном случае мы ассоциируем с мотивацией. Именно от нее в большей степени будет зависеть, как далеко и с какой скоростью поедет наша машина.
Однако не менее важно знать, куда она направится.
Здесь возможны варианты:
• ехать по навигатору, который показывает текущее местоположение и маршрут, выбирая его с учетом пробок и дорожной ситуации;
• ехать по навигатору с картой, но без информации о пробках;
• ехать с использованием бумажной карты или атласа автодорог;
• ехать вообще без карты, ориентируясь по солнцу и звездам.
Если маршрут знаком, нам не требуется ни навигатор, ни карта. Но отправляться в неизвестное место, полагаясь только на удачу, по меньшей мере странно. Некоторые дети получают уже готовую «карту» от родителей, другие – просто копируют чужой маршрут. Есть и такие, кто планирует свой путь самостоятельно, с учетом собственных особенностей и целей. Речь, разумеется, идет не о младших школьниках, а о подростках 15–16 лет.
Итак, мы движемся из точки А в точку Б. Но что такое на самом деле эта условная точка Б? Цели у всех разные, но материальные критерии, определяющие успех, нередко совпадают. Когда на своем пути мы столкнемся с конкурентами, хорошая навигационная система станет преимуществом. Помните, мы говорили, что все автомобили без бензина двигаются с одинаковой скоростью – нулевой? Но заправленные автомобили, нарезающие круги без представления, где находится финиш, тоже не приближаются к нему. Качество бензина, подвеска, мощность двигателя – по сравнению с правильным направлением это мелочи, которыми можно пренебречь.
Теперь давайте оставим автомобильные аналогии и вернемся к разговору о мотивации и детях. Образ будущего чрезвычайно важен. И родители должны знать, как правильно его сформировать.
КЕЙС
Когда мой друг был маленьким, он постоянно слышал от брата и сестры: «Не хочу утром вставать», «Опять много задали», «Наконец‑то выходные и можно не ходить в школу», «Поставили двойку – родители будут ругаться», «Ненавижу школу» и т. д. Оба старших ребенка в этой семье проблем с мотивацией к учебе не испытывали. Они ровно учились и без особого труда поступили в вуз. Родители, «образцово‑показательные» петербургские интеллигенты, тоже всю жизнь осваивали новые знания. Но мой друг к моменту, когда пришло время идти в школу, успел сформировать о ней сугубо негативное отношение. Как вы думаете, какие у него были оценки?
Однако на этом история не заканчивается. Как ни странно, к учебе в институте он относился совершенно иначе. Из рассказов родителей, бабушек и дедушки следовало, что институт – это здорово. Свобода, собственный выбор, романтика выездов «на картошку», возможность заниматься наукой казались моему другу очень привлекательными.
Такое случается довольно часто. Школьные отличники в вузе попадают в списки «на пересдачу». Двоечники же, наоборот, делают успехи. Одна из причин кроется в смене статуса учебного заведения. Другая заключается в том, что в момент поступления в институт у подростка включается мощная соревновательная мотивация. Так произошло и с моим приятелем: чем ближе были выпускные экзамены, тем лучше он учился. О соревновательной мотивации мы еще поговорим в следующих главах. А теперь вернемся к образу будущего.
Карта не всегда соответствует местности. Задача родителей – сделать так, чтобы различий между ними было меньше. Моему другу повезло: его образ вуза, пусть и сильно романтизированный, совпал с действительностью. Но окажись он лишь плохой версией школы, разочарования было бы не избежать. Мой знакомый мог вообще перестать к чему‑либо стремиться.
Немного практики
Чтобы узнать, какой образ будущего формируется у вашего ребенка, задайте ему несколько вопросов:
– На кого ты хочешь быть похожим, когда вырастешь?
– Кто твой герой? На кого ты равняешься?
Если в качестве героя выступает вымышленный персонаж, спросите, чем он занимается в свободное от подвигов время. Какие способности этого персонажа кажутся ребенку самыми важными? Если он называет одного из родителей, поинтересуйтесь, знает ли ребенок, что делает этот родитель на работе.
Не пытайтесь корректировать ответы, соберите все свое мужество и слушайте, не перебивая ребенка, как бы вам ни хотелось сразу его вразумить. До следующего разговора на эту тему должно пройти несколько часов, а еще лучше – целый день. Расхождение представляемого и реального образов, осознание, что ожидания не будут реализованы, могут вызвать у ребенка всплеск психосоматических расстройств.
Замечено, что к середине первого класса дети начинают повально болеть. Причина в психосоматике: именно в это время приходит осознание, что реальная школа сильно отличается от того места, куда еще совсем недавно они так мечтали попасть. Это еще раз доказывает, что не каждый ребенок, который очень хочет в школу, мотивирован на учебу. Более того, чем сильнее было это желание, тем вероятнее возникновение сильнейшей демотивации уже через полгода обучения. Задача родителя в этой ситуации – лишить образ школы романтической составляющей. Только делать это надо очень аккуратно.
Работа с детьми никогда не бывает абсолютно прогнозируемой. Из десяти вариантов развития событий ребенок зачастую выбирает одиннадцатый, который ни родители, ни учителя не имели в виду. Невозможно предсказать, как именно образ жизни родителей повлияет на формирование образа будущего у ребенка. В идеале он видит активных родителей и тоже стремится узнавать и осваивать новое. Или, наоборот, родители требуют от него хороших оценок, хотя сами уже давно забыли, что проходили в школе. При этом отсутствие знаний никак не мешает им во взрослой жизни.
Есть и менее очевидные варианты. Например, ребенок понимает, что надо учиться, и очень старается. Однако перед его глазами – пример взрослых, которые ходят на нелюбимую работу, только чтобы прокормить его, одеть, обуть и отправить в школу или к репетитору. Примеряя на себя этот образ будущего, ребенок понимает, что сам в 35–45 лет такой жизнью жить не хочет. Логическая цепочка, которую он выстраивает, выглядит так: мои родители когда‑то делали все то, что сейчас требуют от меня, и это привело их к полному провалу. Если я повторю их путь, то сам стану таким же. Больше всего проблем с отрицанием родительского образа будущего возникает примерно в 7–8‑м классах. Подросток прямо заявляет: «Не хочу учиться, это бессмысленно». И заодно задает обидные вопросы: «А чего добились вы? Если ваши советы работают, то почему вы до сих пор не миллионеры?» Родители отвечают агрессией, что приводит к девиантному
По мере взросления ребенка его мотивационная сфера претерпевает две главные метаморфозы. Во‑первых, доля внутренней мотивации к обучению возрастает – к старшим классам подросток должен самостоятельно определять стратегию своего обучения. Во‑вторых, формируется группа мотивов, которая отвечает за самосовершенствование.
Развитие внутренней мотивации – очень сложный процесс. Без слаженной работы преподавателей и родителей она не возникнет.
КЕЙС
В разговоре с мамой одного пятиклассника мы случайно подняли тему творческих работ. И тут ее буквально прорвало: «Вчера в школе ребенку задали написать реферат. Выдали памятку, в которой написано, что это такое, как составить план, подобрать необходимую литературу, “реферировать” источники и т. д. Но никто в школе не учил его этому. Предполагается, вероятно, что все это должна сделать я, а школьные учителя – только проверить?»
Кто и в какой момент должен научить ребенка планировать свою деятельность и поддерживать собственную мотивацию в решении образовательных задач? Школа – лишь часть команды, главным в которой является родитель. Все, что не успевает или по каким‑то причинам не может сделать школа, должен подхватить именно он. Причем проблемы лучше не решать по факту, а предупреждать. Чем больше негатива по отношению к школе транслирует родитель, тем ниже мотивация ребенка.
Школа ориентируется на средний уровень. Если вы хотите получить более высокие результаты, будьте готовы приложить дополнительные усилия: возить ребенка в хорошую школу на другой конец города, оплачивать обучение в частной или заниматься семейным образованием. Школа – это старт, с которого надо начинать собственный путь. Источник успехов и неудач наших детей – это мы сами и та система ценностей, носителями и проводниками которой является каждый из нас.
Вопросы для самопроверки:
1. Что заставляет вас концентрировать внимание? Как вы концентрируете внимание ребенка?
2. Как часто вы просили своего ребенка помочь вам или научить вас чему‑то? Ваши собственные родители обращались к вам с такой просьбой? Какие ощущения при этом вы испытывали?
3.2. Ошибки в работе с мотивацией детей
Поведение и реакции родителей нередко препятствуют формированию детской мотивации. Ошибки, которые мы при этом совершаем, можно условно разделить на три основные группы.
3.2.1. Постулирование правильного решения
Уставший на работе папа или мама, которая весь вечер простояла возле плиты, не готовы демонстрировать чудеса терпения. Когда ребенок подходит к ним со своим рисунком и задает вопрос: «Как правильно?», они просто предлагают ему готовый вариант. Но это не помощь, а медвежья услуга. В данном случае поиск решения намного важнее конечного результата. В процессе поиска идет тренировка произвольного внимания и формируется мотивация исследования, необходимая для дальнейшего самообучения.
Предлагаю вам немного порефлексировать и ответить на следующие вопросы:
Сколько способов нарисовать дерево вы знаете?
1. Один.
2. Два‑три.
3. Бесконечное количество.
В какой момент вы начинаете показывать ребенку, «как правильно»?
1) с самого начала даю ему образец;
2) после первой неудачной попытки;
3) только после того, как он сам попытался сделать это в течение хотя бы 5 минут и у него не получилось.
Как вы реагируете, когда на заданный вопрос ребенок отвечает правильно, но по‑своему?
1) говорю «нет» и заставляю думать, пока он не даст тот ответ, который я считаю правильным;
2) говорю «да», но наводящими вопросами вывожу на нужный мне ответ;
3) говорю «да» и делюсь своим вариантом как одним из возможных.
3.2.2. Недостаточное поощрение процесса
Мотивационные сферы ребенка и взрослого отличаются друг от друга. Во взрослом мире поощрения достойна только законченная работа. Дошкольника надо хвалить за процесс. Разумеется, самостоятельная деятельность, в результате которой ребенок достиг успеха, достойна большего одобрения. Однако даже неудачные попытки сделать что‑либо пропускать нельзя: дети нуждаются в процессном поощрении.
Предлагаю вам снова ответить на вопросы:
Какие виды деятельности ребенка удостаиваются вашей похвалы?
1) любые;
2) выполнение домашнего задания и работа по дому;
3) только те, которые были поручены кем‑то из родителей.
Ребенку нравится играть, но он не любит убираться. За что вы могли бы его похвалить?
Ребенок никак не реагирует на похвалу. Что вы делаете в такой ситуации?
3.2.3. Игнорирование деятельности ребенка
Существует мнение, что ребенок, занятый чем‑то самостоятельно, не нуждается во вмешательстве взрослых. На самом деле такое утверждение справедливо лишь в одном случае: если процесс уже знаком ребенку. Но чтобы освоить что‑то новое, ему требуется ваша помощь. Совместная деятельность – отличный повод научить ребенка планировать, искать способы достижения цели и оценивать результаты.
А как поступаете вы:
• если ребенок жалуется;
• если он капризничает, плачет, устраивает истерику;
• если ребенок просит о помощи?
Проблема недостаточного поощрения процесса особенно актуальна в дошкольном и младшем школьном возрасте. При этом важно не навязывать ребенку взрослых мотивационных схем, а способствовать развитию его собственных.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие ошибки вы допускали в процессе формирования мотивации детей?
2. Какие ошибки были допущены вашими родителями при формировании вашей мотивации?
3. Каковы ключевые особенности мотивации школьников в начальных классах?
4. В чем разница между желанием ходить в школу и желанием учиться?
5. Как можно мотивировать ребенка на получение дополнительных знаний в областях, которые ему не слишком интересны?
6. Каким критериям должна отвечать мотивационная сфера ребенка к окончанию начальной школы?
3.3. С чего начать поиски детской мотивации и как правильно сформировать образ будущего
В предыдущих главах мы с вами много говорили о мотивации и формирующих ее мотивах. Предлагаю снова воспользоваться метафорой с автомобилем, который приходит в движение только при условии, что в бензобаке есть топливо. Топливо в данном случае мы ассоциируем с мотивацией. Именно от нее в большей степени будет зависеть, как далеко и с какой скоростью поедет наша машина.
Однако не менее важно знать, куда она направится.
Здесь возможны варианты:
• ехать по навигатору, который показывает текущее местоположение и маршрут, выбирая его с учетом пробок и дорожной ситуации;
• ехать по навигатору с картой, но без информации о пробках;
• ехать с использованием бумажной карты или атласа автодорог;
• ехать вообще без карты, ориентируясь по солнцу и звездам.
Если маршрут знаком, нам не требуется ни навигатор, ни карта. Но отправляться в неизвестное место, полагаясь только на удачу, по меньшей мере странно. Некоторые дети получают уже готовую «карту» от родителей, другие – просто копируют чужой маршрут. Есть и такие, кто планирует свой путь самостоятельно, с учетом собственных особенностей и целей. Речь, разумеется, идет не о младших школьниках, а о подростках 15–16 лет.
Итак, мы движемся из точки А в точку Б. Но что такое на самом деле эта условная точка Б? Цели у всех разные, но материальные критерии, определяющие успех, нередко совпадают. Когда на своем пути мы столкнемся с конкурентами, хорошая навигационная система станет преимуществом. Помните, мы говорили, что все автомобили без бензина двигаются с одинаковой скоростью – нулевой? Но заправленные автомобили, нарезающие круги без представления, где находится финиш, тоже не приближаются к нему. Качество бензина, подвеска, мощность двигателя – по сравнению с правильным направлением это мелочи, которыми можно пренебречь.
Теперь давайте оставим автомобильные аналогии и вернемся к разговору о мотивации и детях. Образ будущего чрезвычайно важен. И родители должны знать, как правильно его сформировать.
КЕЙС
Когда мой друг был маленьким, он постоянно слышал от брата и сестры: «Не хочу утром вставать», «Опять много задали», «Наконец‑то выходные и можно не ходить в школу», «Поставили двойку – родители будут ругаться», «Ненавижу школу» и т. д. Оба старших ребенка в этой семье проблем с мотивацией к учебе не испытывали. Они ровно учились и без особого труда поступили в вуз. Родители, «образцово‑показательные» петербургские интеллигенты, тоже всю жизнь осваивали новые знания. Но мой друг к моменту, когда пришло время идти в школу, успел сформировать о ней сугубо негативное отношение. Как вы думаете, какие у него были оценки?
Однако на этом история не заканчивается. Как ни странно, к учебе в институте он относился совершенно иначе. Из рассказов родителей, бабушек и дедушки следовало, что институт – это здорово. Свобода, собственный выбор, романтика выездов «на картошку», возможность заниматься наукой казались моему другу очень привлекательными.
Такое случается довольно часто. Школьные отличники в вузе попадают в списки «на пересдачу». Двоечники же, наоборот, делают успехи. Одна из причин кроется в смене статуса учебного заведения. Другая заключается в том, что в момент поступления в институт у подростка включается мощная соревновательная мотивация. Так произошло и с моим приятелем: чем ближе были выпускные экзамены, тем лучше он учился. О соревновательной мотивации мы еще поговорим в следующих главах. А теперь вернемся к образу будущего.
Карта не всегда соответствует местности. Задача родителей – сделать так, чтобы различий между ними было меньше. Моему другу повезло: его образ вуза, пусть и сильно романтизированный, совпал с действительностью. Но окажись он лишь плохой версией школы, разочарования было бы не избежать. Мой знакомый мог вообще перестать к чему‑либо стремиться.
Немного практики
Чтобы узнать, какой образ будущего формируется у вашего ребенка, задайте ему несколько вопросов:
– На кого ты хочешь быть похожим, когда вырастешь?
– Кто твой герой? На кого ты равняешься?
Если в качестве героя выступает вымышленный персонаж, спросите, чем он занимается в свободное от подвигов время. Какие способности этого персонажа кажутся ребенку самыми важными? Если он называет одного из родителей, поинтересуйтесь, знает ли ребенок, что делает этот родитель на работе.
Не пытайтесь корректировать ответы, соберите все свое мужество и слушайте, не перебивая ребенка, как бы вам ни хотелось сразу его вразумить. До следующего разговора на эту тему должно пройти несколько часов, а еще лучше – целый день. Расхождение представляемого и реального образов, осознание, что ожидания не будут реализованы, могут вызвать у ребенка всплеск психосоматических расстройств.
Замечено, что к середине первого класса дети начинают повально болеть. Причина в психосоматике: именно в это время приходит осознание, что реальная школа сильно отличается от того места, куда еще совсем недавно они так мечтали попасть. Это еще раз доказывает, что не каждый ребенок, который очень хочет в школу, мотивирован на учебу. Более того, чем сильнее было это желание, тем вероятнее возникновение сильнейшей демотивации уже через полгода обучения. Задача родителя в этой ситуации – лишить образ школы романтической составляющей. Только делать это надо очень аккуратно.
Работа с детьми никогда не бывает абсолютно прогнозируемой. Из десяти вариантов развития событий ребенок зачастую выбирает одиннадцатый, который ни родители, ни учителя не имели в виду. Невозможно предсказать, как именно образ жизни родителей повлияет на формирование образа будущего у ребенка. В идеале он видит активных родителей и тоже стремится узнавать и осваивать новое. Или, наоборот, родители требуют от него хороших оценок, хотя сами уже давно забыли, что проходили в школе. При этом отсутствие знаний никак не мешает им во взрослой жизни.
Есть и менее очевидные варианты. Например, ребенок понимает, что надо учиться, и очень старается. Однако перед его глазами – пример взрослых, которые ходят на нелюбимую работу, только чтобы прокормить его, одеть, обуть и отправить в школу или к репетитору. Примеряя на себя этот образ будущего, ребенок понимает, что сам в 35–45 лет такой жизнью жить не хочет. Логическая цепочка, которую он выстраивает, выглядит так: мои родители когда‑то делали все то, что сейчас требуют от меня, и это привело их к полному провалу. Если я повторю их путь, то сам стану таким же. Больше всего проблем с отрицанием родительского образа будущего возникает примерно в 7–8‑м классах. Подросток прямо заявляет: «Не хочу учиться, это бессмысленно». И заодно задает обидные вопросы: «А чего добились вы? Если ваши советы работают, то почему вы до сих пор не миллионеры?» Родители отвечают агрессией, что приводит к девиантному