Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 527
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Николай Александрович Ягодкин Александр Николаевич Згода
Энциклопедия детской мотивации
Николай Ягодкин, Александр Згода
Энциклопедия детской мотивации
Отрицательная и положительная мотивация
Психологические проблемы в жизни ребенка
Вместо предисловия к заключению – пирамида Дилтса
6 поведению со стороны ребенка и разрыву отношений.
Но что делать, если каждый из родителей транслирует собственное видение образа будущего? В этом случае у ребенка на руках оказывается не одна, а сразу две разные карты.
Допустим, у ребенка есть мама, которая окончила школу с золотой медалью и институт – с красным дипломом, но теперь сидит дома. И папа, профессиональный плотник, без высшего образования, зато с золотыми руками. Папу все любят. Даже без книг, библиотек и конференций он зарабатывает очень хорошо.
У ребенка возникает мыслительный диссонанс. Все вокруг говорят: «Учись, чтобы чего‑то добиться в жизни», – но таких примеров он не видит. Он общается со сверстниками и знает, что их родители едва сводят концы с концами, независимо от того, какой институт они когда‑то окончили. Мама требует от ребенка хороших отметок, а папа, наоборот, говорит, что можно быть и двоечником: «Главное, чтобы человек был хороший и умел работать руками».
Внутренний конфликт, который испытывает подросток, вынужденный выбирать между родителями, крайне разрушителен. Если вы не можете прийти к полному единству, то хотя бы объясните ребенку, что иметь разные образы будущего – это нормально. Дерево можно обойти и справа, и слева – результат будет одинаковым. Так же и в жизни: к одной и той же цели ведут различные пути. К тому же любой успех не приходит сам по себе, он требует усилий и вложений. Пусть папа‑плотник расскажет, сколько ему пришлось учиться, чтобы овладеть всеми тонкостями ремесла.
Консолидация важна и в ситуациях меньшего масштаба. Банальный пример: ребенок упал и ободрал колени. Мама тут же бросается его жалеть, но папа заявляет, что «мужики не плачут». В этом случае есть смысл рассказать ребенку, что обе реакции являются правильными. Можно поговорить и о разнице мужского и женского восприятия.
Еще один важный момент. Обратите внимание на то, как вы реагируете на замечания собственных родителей. Нередко взрослые требуют подчинения, аргументируя это тем, что «родителям виднее», но про дедушку и бабушку говорят, что они «отстали от жизни». Все мы неидеальны и действительно часто ошибаемся. К счастью, почти любую ошибку можно исправить. Попробуйте донести эту мысль до ребенка.
Научная вставка
Ошибаться могут все, даже великие ученые. Биологи знают, что у мухи шесть ног. Но Аристотель в одном из своих научных трудов написал, что их восемь. Почти две тысячи лет «лишние» мушиные ноги кочевали из книг в конспекты, а оттуда – в головы учеников. И только в XVIII веке Карл Линней (1707–1778) снова пересчитал их, работая над своей классификацией живых организмов.
Авторитет Аристотеля из‑за этой ошибки ничуть не пострадал, а для всех последующих поколений ситуация стала примером того, насколько критически надо относиться к информации, полученной даже из самых надежных источников.
На формирование образа будущего оказывают влияние не только ближайшие родственники. Определенный сумбур вносят школьные учителя и друзья, каждый из которых транслирует свою картину мира. Нет сомнения в том, что окружение играет огромную роль при выборе пути. Родителей, которые готовы оплачивать образование в частной школе или возить ребенка на противоположный конец города, чтобы дать ему возможность учиться в «хорошем» месте, можно понять. По большому счету, они платят за правильные дорожные карты. Однако даже эти карты будут отличаться друг от друга.
Как научить ребенка ориентироваться в противоречивой информационной среде? Лучший способ – обращать его внимание на то, насколько различны образы будущего у разных людей. Например, вы воспитываете подростка с установкой, что он сам является кузнецом своего счастья. Но в его ближайшем окружении есть некто, внушающий, что без нужных связей ничего добиться нельзя. Самое время поговорить. Объясните, что тот человек не пришел к своей цели потому, что ему не хватило определенных качеств. Возможно, он получил отличное образование, но не смог продемонстрировать стойкость и твердость характера – поэтому и занимает невысокую позицию. Скажите, что, однажды потерпев неудачу, этот человек не стал делать вторую попытку. Чужой успех для него – напоминание о собственной слабости: проще говорить, что это невозможно.
Возможна и такая ситуация. Родители решают, что их ребенок должен прославиться. Неважно, чем именно он будет заниматься: играть на скрипке или гонять мяч. Всем известно, что знаменитые футболисты, хоккеисты, музыканты, врачи, программисты зарабатывают миллионы. В итоге ребенка отправляют в соответствующую секцию или кружок еще до того, как он начинает говорить. Проблема лишь в том, что сами родители не проходили этот путь. Вместо полноценной карты они снабжают ребенка своими фантазиями, а потом удивляются, что его карьера не складывается должным образом.
Чужой образ будущего невозможно передать. В редких случаях ребенку везет и он встречает на своем пути настоящего наставника‑профессионала. Однако для достижения успеха даже этого недостаточно: надо очень сильно хотеть и стараться. Осчастливить против воли нельзя. Основа мастерства лежит в сердце человека.
Дети не должны реализовывать мечты своих родителей. Более того, они вообще ничего нам не должны. Сегодня большинство ведущих психологов и педагогов сходятся во мнении, что цель жизни ребенка состоит не в продолжении семейной династии (учителей, водителей, нотариусов, врачей, циркачей, конструкторов, военных и т. д.), а в раскрытии собственной уникальности. И его талант может отличаться от таланта родителей.
У того, кто рос в среде финансистов, больше шансов добиться успеха в этой области. Но сделает ли это его счастливым? Будет ли он жить с ощущением, что занят именно тем, к чему лежит его душа? Или резко сменит профессию в середине жизненного пути?
Научная вставка
Ницше появился на свет в роду потомственных священников. Некоторые из его предков дослужились до звания епископа. Карьера мальчика была предопределена, однако с религией у него не ладилось. Настал день, когда Ницше заявил отцу, что священником не станет, и получил ответ: «Либо в церковь, либо – никуда». Ницше выбрал второй вариант: ушел из дома, занялся философией и обрушил всю мощь своего интеллекта на отрицание Бога. Он прославился, но психика его сильно пострадала, и умер знаменитый философ в клинике для умалишенных. Теперь давайте представим, что родители Ницше сказали ему примерно следующее: «Ты можешь быть или не быть священником. Выбирать путь – это твое право. Ты сильный, умный и талантливый. Чем бы ты ни занялся – философией, биологией или физикой, – мы поддержим тебя, потому что очень любим». Неизвестно, как в этом случае развивалась бы философия как наука, но сам Ницше, несомненно, был бы более счастливым человеком.
Подводя итоги этого раздела, хочу подчеркнуть: мы должны общаться с детьми. Видеть, что происходит в их жизни и какой образ будущего эти события создают. Диалог дает ребенку чувство безопасности. Важно поддерживать ребенка. Объяснять, что границ не существует и путь, который родители считают оптимальным, он сможет корректировать по мере своего взросления.
Дети не должны реализовывать мечты своих родителей. Более того, они вообще ничего нам не должны.
В некоторых знакомых мне семьях есть традиция: собираться вместе и обсуждать все новое и интересное, что они узнали за неделю. Темы могут быть любыми – от динозавров до истории внеземных цивилизаций. Главное – процесс совместного обучения, который мотивирует ребенка на поиск собственной информации. По мере взросления ребенка меняются его роль и статус в семейных вечерах. Единственное условие: ни в коем случае не использовать эти встречи для совместного выполнения домашнего задания – они должны быть чем‑то отдельным от стандартного учебного процесса.
Учитывайте и возраст ребенка. До 10–12 лет ему под силу только процессная мотивация: развиваться и учиться должно быть весело. После 12 лет содержание выходит на первый план и становится важнее, чем форма.
Вопросы для самопроверки:
1. Вспомните, выстраивали ли родители ваш образовательный и жизненный маршрут? Какое влияние это на вас оказало?
2. Выстраивали ли вы образовательный и жизненный маршрут для вашего ребенка? Совпадает ли он с его образом будущего?
3. Насколько все это важно для вас и вашего ребенка?
4. Как пример ваших родителей повлиял на вашу мотивацию развития?
5. Есть ли в вашей семье традиция часа развития? Насколько, по вашему мнению, она важна для формирования мотивации ребенка?
6. Что и почему важно для ребенка?
7. Что он будет чувствовать, когда достигнет цели?
Прежде чем начать разговор об отрицательной мотивации, давайте разберемся, чем вообще мотивация отличается от дрессировки. Приемы в обоих случаях используются одинаковые – кнут и пряник. Так в чем же разница?
Цель дрессировки – добиться четкого выполнения поставленной задачи. Дрессировщик подал сигнал – собака прыгнула через кольцо. Родитель сказал убрать в комнате и сделать домашку – ребенок все выполнил, не пререкаясь и не споря.
Мотивация же – это способность двигаться самостоятельно. В первую очередь она предполагает свободу воли и проявлений. Результат не всегда оказывается предсказуемым, но направление и способы продвижения к цели ребенок выбирает сам.
УПРАЖНЕНИЕ
Давайте проведем два эксперимента. Их цель – получить собственный опыт, к которому в дальнейшем мы будем не раз обращаться.
1. Засеките время и напишите:
50 поощряющих и поддерживающих слов или фраз. С первыми пятью я помогу, остальные вспоминайте сами.
Время окончания:
Сколько времени вы потратили на выполнение упражнения?
Легко ли вам далось выполнение задания?
С какого номера начались затруднения?
Есть ли в вашем списке однокоренные слова или фразы, составленные из одинаковых слов?
Теперь запишите:
50 слов или фраз, которыми можно выразить неодобрение.
Время окончания:
Сколько времени ушло на выполнение упражнения?
Легко ли вам далось выполнение задания?
Но что делать, если каждый из родителей транслирует собственное видение образа будущего? В этом случае у ребенка на руках оказывается не одна, а сразу две разные карты.
Допустим, у ребенка есть мама, которая окончила школу с золотой медалью и институт – с красным дипломом, но теперь сидит дома. И папа, профессиональный плотник, без высшего образования, зато с золотыми руками. Папу все любят. Даже без книг, библиотек и конференций он зарабатывает очень хорошо.
У ребенка возникает мыслительный диссонанс. Все вокруг говорят: «Учись, чтобы чего‑то добиться в жизни», – но таких примеров он не видит. Он общается со сверстниками и знает, что их родители едва сводят концы с концами, независимо от того, какой институт они когда‑то окончили. Мама требует от ребенка хороших отметок, а папа, наоборот, говорит, что можно быть и двоечником: «Главное, чтобы человек был хороший и умел работать руками».
Внутренний конфликт, который испытывает подросток, вынужденный выбирать между родителями, крайне разрушителен. Если вы не можете прийти к полному единству, то хотя бы объясните ребенку, что иметь разные образы будущего – это нормально. Дерево можно обойти и справа, и слева – результат будет одинаковым. Так же и в жизни: к одной и той же цели ведут различные пути. К тому же любой успех не приходит сам по себе, он требует усилий и вложений. Пусть папа‑плотник расскажет, сколько ему пришлось учиться, чтобы овладеть всеми тонкостями ремесла.
Консолидация важна и в ситуациях меньшего масштаба. Банальный пример: ребенок упал и ободрал колени. Мама тут же бросается его жалеть, но папа заявляет, что «мужики не плачут». В этом случае есть смысл рассказать ребенку, что обе реакции являются правильными. Можно поговорить и о разнице мужского и женского восприятия.
Еще один важный момент. Обратите внимание на то, как вы реагируете на замечания собственных родителей. Нередко взрослые требуют подчинения, аргументируя это тем, что «родителям виднее», но про дедушку и бабушку говорят, что они «отстали от жизни». Все мы неидеальны и действительно часто ошибаемся. К счастью, почти любую ошибку можно исправить. Попробуйте донести эту мысль до ребенка.
Научная вставка
Ошибаться могут все, даже великие ученые. Биологи знают, что у мухи шесть ног. Но Аристотель в одном из своих научных трудов написал, что их восемь. Почти две тысячи лет «лишние» мушиные ноги кочевали из книг в конспекты, а оттуда – в головы учеников. И только в XVIII веке Карл Линней (1707–1778) снова пересчитал их, работая над своей классификацией живых организмов.
Авторитет Аристотеля из‑за этой ошибки ничуть не пострадал, а для всех последующих поколений ситуация стала примером того, насколько критически надо относиться к информации, полученной даже из самых надежных источников.
На формирование образа будущего оказывают влияние не только ближайшие родственники. Определенный сумбур вносят школьные учителя и друзья, каждый из которых транслирует свою картину мира. Нет сомнения в том, что окружение играет огромную роль при выборе пути. Родителей, которые готовы оплачивать образование в частной школе или возить ребенка на противоположный конец города, чтобы дать ему возможность учиться в «хорошем» месте, можно понять. По большому счету, они платят за правильные дорожные карты. Однако даже эти карты будут отличаться друг от друга.
Как научить ребенка ориентироваться в противоречивой информационной среде? Лучший способ – обращать его внимание на то, насколько различны образы будущего у разных людей. Например, вы воспитываете подростка с установкой, что он сам является кузнецом своего счастья. Но в его ближайшем окружении есть некто, внушающий, что без нужных связей ничего добиться нельзя. Самое время поговорить. Объясните, что тот человек не пришел к своей цели потому, что ему не хватило определенных качеств. Возможно, он получил отличное образование, но не смог продемонстрировать стойкость и твердость характера – поэтому и занимает невысокую позицию. Скажите, что, однажды потерпев неудачу, этот человек не стал делать вторую попытку. Чужой успех для него – напоминание о собственной слабости: проще говорить, что это невозможно.
Возможна и такая ситуация. Родители решают, что их ребенок должен прославиться. Неважно, чем именно он будет заниматься: играть на скрипке или гонять мяч. Всем известно, что знаменитые футболисты, хоккеисты, музыканты, врачи, программисты зарабатывают миллионы. В итоге ребенка отправляют в соответствующую секцию или кружок еще до того, как он начинает говорить. Проблема лишь в том, что сами родители не проходили этот путь. Вместо полноценной карты они снабжают ребенка своими фантазиями, а потом удивляются, что его карьера не складывается должным образом.
Чужой образ будущего невозможно передать. В редких случаях ребенку везет и он встречает на своем пути настоящего наставника‑профессионала. Однако для достижения успеха даже этого недостаточно: надо очень сильно хотеть и стараться. Осчастливить против воли нельзя. Основа мастерства лежит в сердце человека.
Дети не должны реализовывать мечты своих родителей. Более того, они вообще ничего нам не должны. Сегодня большинство ведущих психологов и педагогов сходятся во мнении, что цель жизни ребенка состоит не в продолжении семейной династии (учителей, водителей, нотариусов, врачей, циркачей, конструкторов, военных и т. д.), а в раскрытии собственной уникальности. И его талант может отличаться от таланта родителей.
У того, кто рос в среде финансистов, больше шансов добиться успеха в этой области. Но сделает ли это его счастливым? Будет ли он жить с ощущением, что занят именно тем, к чему лежит его душа? Или резко сменит профессию в середине жизненного пути?
Научная вставка
Ницше появился на свет в роду потомственных священников. Некоторые из его предков дослужились до звания епископа. Карьера мальчика была предопределена, однако с религией у него не ладилось. Настал день, когда Ницше заявил отцу, что священником не станет, и получил ответ: «Либо в церковь, либо – никуда». Ницше выбрал второй вариант: ушел из дома, занялся философией и обрушил всю мощь своего интеллекта на отрицание Бога. Он прославился, но психика его сильно пострадала, и умер знаменитый философ в клинике для умалишенных. Теперь давайте представим, что родители Ницше сказали ему примерно следующее: «Ты можешь быть или не быть священником. Выбирать путь – это твое право. Ты сильный, умный и талантливый. Чем бы ты ни занялся – философией, биологией или физикой, – мы поддержим тебя, потому что очень любим». Неизвестно, как в этом случае развивалась бы философия как наука, но сам Ницше, несомненно, был бы более счастливым человеком.
Подводя итоги этого раздела, хочу подчеркнуть: мы должны общаться с детьми. Видеть, что происходит в их жизни и какой образ будущего эти события создают. Диалог дает ребенку чувство безопасности. Важно поддерживать ребенка. Объяснять, что границ не существует и путь, который родители считают оптимальным, он сможет корректировать по мере своего взросления.
Дети не должны реализовывать мечты своих родителей. Более того, они вообще ничего нам не должны.
В некоторых знакомых мне семьях есть традиция: собираться вместе и обсуждать все новое и интересное, что они узнали за неделю. Темы могут быть любыми – от динозавров до истории внеземных цивилизаций. Главное – процесс совместного обучения, который мотивирует ребенка на поиск собственной информации. По мере взросления ребенка меняются его роль и статус в семейных вечерах. Единственное условие: ни в коем случае не использовать эти встречи для совместного выполнения домашнего задания – они должны быть чем‑то отдельным от стандартного учебного процесса.
Учитывайте и возраст ребенка. До 10–12 лет ему под силу только процессная мотивация: развиваться и учиться должно быть весело. После 12 лет содержание выходит на первый план и становится важнее, чем форма.
Вопросы для самопроверки:
1. Вспомните, выстраивали ли родители ваш образовательный и жизненный маршрут? Какое влияние это на вас оказало?
2. Выстраивали ли вы образовательный и жизненный маршрут для вашего ребенка? Совпадает ли он с его образом будущего?
3. Насколько все это важно для вас и вашего ребенка?
4. Как пример ваших родителей повлиял на вашу мотивацию развития?
5. Есть ли в вашей семье традиция часа развития? Насколько, по вашему мнению, она важна для формирования мотивации ребенка?
6. Что и почему важно для ребенка?
7. Что он будет чувствовать, когда достигнет цели?
Часть 4
Отрицательная и положительная мотивация
4.1. Отрицательная мотивация: чего делать не стоит
Прежде чем начать разговор об отрицательной мотивации, давайте разберемся, чем вообще мотивация отличается от дрессировки. Приемы в обоих случаях используются одинаковые – кнут и пряник. Так в чем же разница?
Цель дрессировки – добиться четкого выполнения поставленной задачи. Дрессировщик подал сигнал – собака прыгнула через кольцо. Родитель сказал убрать в комнате и сделать домашку – ребенок все выполнил, не пререкаясь и не споря.
Мотивация же – это способность двигаться самостоятельно. В первую очередь она предполагает свободу воли и проявлений. Результат не всегда оказывается предсказуемым, но направление и способы продвижения к цели ребенок выбирает сам.
4.2. Почему нельзя размахивать кнутом и ждать чудес
УПРАЖНЕНИЕ
Давайте проведем два эксперимента. Их цель – получить собственный опыт, к которому в дальнейшем мы будем не раз обращаться.
1. Засеките время и напишите:
50 поощряющих и поддерживающих слов или фраз. С первыми пятью я помогу, остальные вспоминайте сами.
Время окончания:
Сколько времени вы потратили на выполнение упражнения?
Легко ли вам далось выполнение задания?
С какого номера начались затруднения?
Есть ли в вашем списке однокоренные слова или фразы, составленные из одинаковых слов?
Теперь запишите:
50 слов или фраз, которыми можно выразить неодобрение.
Время окончания:
Сколько времени ушло на выполнение упражнения?
Легко ли вам далось выполнение задания?