Файл: Финансовый анализ пао Магнит (20192021 гг.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Это изменение происходит под влиянием изменения:

1) выручки:



2) чистой прибыли на 1 руб. выручки:



3) стоимости внеоборотных активов:



4) стоимости оборотных активов:



Совокупное влияние факторов рассчитывается по формуле:



В 2020 по сравнению с 2019 г. рентабельность активов снизилась на 7,60%. При этом факторы, включенные в модель, оказали разнонаправленное влияние на изменение результирующего показателя. Положительным оказалось влияние изменения выручки (влияние фактора составило +2,99 процентных пунктов). Негативное влияние на результирующий показатель оказало действие таких факторов, как чистой прибыли на 1 руб. выручки (влияние фактора составило ‑8,98 процентных пунктов); стоимости внеоборотных активов (влияние фактора составило ‑1,09 процентных пунктов). Таким образом, в 2020 г. по сравнению с 2019 г. преобладающим оказалось влияние факторов, оказавших негативное влияние на величину показателя рентабельности активов. При этом под контролем следует держать факторы, оказавшие негативное влияние на результирующий показатель.

Аналогичные расчеты осуществляем по данным за 2020 и 2021 гг.:











Общее изменение рентабельности активов в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом рассчитывается по формуле:



Это изменение происходит под влиянием изменения:

1) выручки:



2) чистой прибыли на 1 руб. выручки:




3) стоимости внеоборотных активов:



4) стоимости оборотных активов:



Совокупное влияние факторов рассчитывается по формуле:



В 2021 по сравнению с 2020 г. рентабельность активов увеличилась на 10,72%. При этом факторы, включенные в модель, оказали разнонаправленное влияние на изменение результирующего показателя. Положительным оказалось влияние изменения чистой прибыли на 1 руб. выручки (влияние фактора составило +13,23 процентных пунктов); стоимости внеоборотных активов (влияние фактора составило +0,20 процентных пунктов). Негативное влияние на результирующий показатель оказало действие таких факторов, как выручки (влияние фактора составило ‑0,87 процентных пунктов); стоимости оборотных активов (влияние фактора составило ‑1,85 процентных пунктов). Таким образом, в 2021 г. по сравнению с 2020 г. преобладающим оказалось влияние факторов, оказавших положительное влияние на величину показателя рентабельности активов. При этом под контролем следует держать факторы, оказавшие негативное влияние на результирующий показатель.

В модель рентабельности активов также можно включить показатель коэффициента оборачиваемости, который рассчитывается по формуле:



Из этой формулы выражаем выручку:



И используя эту формулу, преобразуем полученную выше факторную модель:



Расчет коэффициента оборачиваемости активов за 2019‑2021 гг. осуществлен в 8‑м разделе.

Факторный анализ осуществляем с помощью способа абсолютных разниц. Влияние изменения коэффициента оборачиваемости активов на рентабельность активов определяется по формуле:



Влияние изменения чистой прибыли на 1 руб. выручки рассчитывается по формуле:



Совокупное влияние факторов составляет:



Осуществляем факторный анализ изменения рентабельности активов в 2020 г. по сравнению с 2019 г.:








Таким образом, в 2020 г. по сравнению с 2019 г. влияние факторов на результирующий показатель было разнонаправленным: под влиянием оборачиваемости активов рентабельность активов 0,00 процентных пунктов, под влиянием сокращения прибыли на 1 руб. выручки рентабельность активов снизилась 7,25 процентных пунктов, Совокупное влияние этих двух факторов послужило причиной сокращения результирующего показателя на ‑7,25 процентных пунктов. Таким образом, преобладающим оказалось влияние фактора, оказавшего негативное влияние на результирующий показатель.

Аналогичные расчеты осуществляем по данным за 2020 и 2021 гг.:







Таким образом, в 2021 г. по сравнению с 2020 г. влияние факторов на результирующий показатель было разнонаправленным: под влиянием оборачиваемости активов рентабельность активов 0,00 процентных пунктов, под влиянием наращивания прибыли на 1 руб. выручки рентабельность активов увеличилась 13,05 процентных пунктов, Совокупное влияние этих двух факторов послужило причиной наращивания результирующего показателя на 10,72 процентных пунктов. Таким образом, преобладающим оказалось влияние фактора, оказавшего положительное влияние на результирующий показатель.

С целью факторного анализа рентабельности собственного капитала можно применить модель Дюпон:



где – рентабельность собственного капитала;

– рентабельность продаж;

– коэффициент оборачиваемости активов;

– мультипликатор собственного капитала (коэффициент трансформации);

– чистая прибыль;

– выручка;

– стоимость совокупных активов;


– сумма собственного капитала.

Главная цель модели Дюпон – выявить факторы, которые определяют эффективность функционирования бизнеса, оценивают степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости. Представленные три фактора позволяют определить эффективность использования компанией вложенного собственного капитала. Первый фактор оборачиваемость активов, с одной стороны, отражает, сколько раз за период оборачивается капитал, вложенный в активы компании, т.е. оценивает интенсивность использования всех активов независимо от источников их образования. С другой стороны, показывает, сколько рублей выручки компания имеет с рубля, вложенного в активы. Следующий фактор – рентабельность продаж – измеряет операционную эффективность компании, иными словами, сколько прибыли компания извлекает из своих доходов. И последний фактор – это мультипликатор собственного капитала – показывает, какая часть деятельности компании финансируется за счет средств заемных источников и дает характеристику финансовой устойчивости и рискованности бизнеса.

Всем факторам данной модели, как по уровню значимости, так и по тенденциям изменения присуща отраслевая специфика, учитываемая аналитиками. Так, показатель ресурсоотдачи может иметь невысокое значение в высокотехнологических отраслях, отличающихся капиталоемкостью; напротив, показатель рентабельности продаж в них будет относительно высоким. Высокое значение мультипликатора могут позволить себе фирмы, имеющие стабильное и прогнозируемое поступление денег за свою продукцию. В противном случае, это может привести к банкротству. Если коэффициент ROE увеличивается за счет нормы прибыли и оборачиваемости активов, то это положительный знак для компании. Но если источником подъема является коэффициент капитализации, т.е. если компания привлекла заемный капитал, то это увеличивает риски. Анализируя рентабельность собственного капитала, необходимо учитывать все факторы, которые могут повлиять на данный показатель. Зачастую, это внешние факторы (покупка нового оборудования, введение новых технологий, политическая обстановка в регионе, выход на новый рынок и т.д.). Но необходимо отметить, что учетная оценка собственного капитала на практике не имеет отношения к планируемым доходам организации. На учетную стоимость организации не могут повлиять такие факторы, как: применение высоких технологий в производстве, высокоэффективный и квалифицированный персонал, престиж фирмы и прочие косвенные факторы.


Анализ динамики рентабельности собственного капитала с помощью модели Дюпон представлен в таблице .

Таблица 19 – Анализ рентабельности собственного капитала по модели Дюпон

Показатели

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Исходные данные:










1. Чистая прибыль, тыс. руб.

40 501 229

28 127 553

57 079 156

2. Выручка, тыс. руб.

665 891

767 443

712 086

3. Стоимость активов, тыс. руб.

206 529 031

234 166 985

251 106 182

4. Сумма собственного капитала, тыс. руб.

140 614 321

127 742 558

129 822 558

Расчетные показатели модели:










5. Рентабельность продаж, доли единицы

60,8226

36,6510

80,1577

6. Коэффициент оборачиваемости активов, оборотов

0,0032

0,0033

0,0028

7. Мультипликатор собственного капитала, доли единицы

1,4688

1,8331

1,9342

Результирующий показатель модели:










8. Рентабельность собственного капитала

0,2880
(28,80%)

0,2202
(22,02%)

0,4397
(43,97%)

Влияние факторов на изменение результирующего показателя:










9. Влияние изменения рентабельности продаж



‑0,1145
(‑11,45%)

0,2614
(26,14%)

10. Влияние изменения оборачиваемости активов



0,0029
(0,29%)

‑0,0649
(‑6,49%)

11. Влияние изменения мультипликатора собственного капитала



0,0438
(4,38%)

0,0230
(2,30%)

Проверка:










изменение результирующего показателя



‑0,0678
(‑6,78%)

0,2195
(21,95%)

совокупное влияние факторов



‑0,0678
(‑6,78%)

0,2195
(21,95%)