Файл: Особливості поетики архаїчного епосу (поема Беовульф). Беовульф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, от ощущения бессилия человека перед лицом этой враждебной и роковой силы. Вместе с тем художественные открытия бельгийского драматурга (воспроизведение трагизма обыденной жизни; многоплановость образов; передача "состояния" персонажей средствами иносказания, намека, паузы, жеста, особой музыкальности фразы) оказали заметное влияние на формирование не только модернистского направления в театре XX века (и в частности, "театра абсурда" Э. Ионеско и С. Беккета), но и на развитие современной психолог. драмы.

71. Модернізм як домінанта зах.європ.культури 1-ї пол. 20ст.

Два параллельно взаимодействующих, развивающихся лит. напр. в лит. 20в — модернизм и реализм. Фундамент. различие сост. в том, что напр. модернизма строится на ином подходе к реальности, если есть соц.-историч. картина бытия — это реализм, какие бы технич. приемы не использовались. Если ее нет, если есть система абсолютов — модернизм.

Разные философы разрабатывали разные концепции этих абсолютов. Первой продуктивной для лит-ры концепцией стала философская идея Анри Бергсона, философия, которая называется интуитивизм. Интуитивизм француза Анри Бергсона на рубеже веков произвел революцию в интеллект. жизни - во главу ставится интуиция. Интуиция — внелогическое, иррациональное познание. Разум пытается познать окружающий мир, умерщвляя его, а иррациональный способ познания помогает проникнуть в истинную Вселенную, познать истинное мироздание. Эти идеи оказывают очень большое влияние на лит. Бергсоновская философия — одна из тех моделей, которые используются в новой лит., реализующей новое мировоззрение.

МОДЕРНИЗМ (фр. moderne — новейший)—эсте­тическая концепция, сложившаяся в 1910-е и особенно интенсивно развивавшаяся в межвоенное двадцатиле­тие. Отдельные исследователи связывают возникнове­ние М. с творчеством французских «проклятых поэтов» 1870-х (П.Верлен, А.Рембо) или даже с публикацией книги Ш.Бодлера «Цветы Зла» (1857). Однако более принята точка зрения, согласно которой М. складывал­ся в результате пересмотра философских основ и твор­ческих принципов художественной культуры 19 в., про­исходившего на протяжении нескольких десятилетий, вплоть до первой мировой войны. Об этом пересмотре свидетельствует история таких школ и направлений в европейской культуре, как импрессионизм, символизм, новая драма, кубизм,
имажинизм, футуризм и ряд других, менее значительных. При всех, порою резких, различиях программ и манифестов, эти школы объединяет воспри­ятие своей эпохи как времени необратимых историчес­ких перемен, сопровождающихся крахом верований духовных ценностей, которыми жили предшественни­ки. Возникшее на этой почве убеждение в необходимости радикального обновления художественного языка классического реализма дало основной импульс становлению М. как эстетической доктрины.

М. формируется в условиях приближающегося со­циально-исторического кризиса невиданных масштабов, апогеем которого стала мировая война. Эта атмосфера усиливает ощущение беспочвенности либерально-гума­нистического умонастроения и верований в неуклонный общественный прогресс, которыми жил 19 в. Становится все более очевидным банкротство преобладавшего в те времена позитивистского миропонимания. Новые кон­цепции в естествознании и в гуманитарных областях приводят к существенному изменению картины мира, непосредственно отзываясь и в искусстве М., философс­кой установкой которого становится движение от реального к реальнейшему.

Ранний М. отличается стремлением построить и ху­дожественно обосновать собственную концепцию чело­веческого омыта «в наше время».

Эта кон­цепция, требующая преодоления устаревшего, на взгляд приверженцев М., принципа «миметической референциальности» (т.е. осознанной соотнесенности художе­ственного произведения с кругом явлений объективной реальности, признаваемых наиболее существенными для ее понимания), призвана выразить новое самосоз­нание литературы, озабоченной не проблемами досто­верного воссоздания действительности, но ракурсами и уровнями восприятия жизненного опыта.

Необходимую содержательную точность понятию М. придал Элиот. Ощущение кризиса идей и исчерпаннос­ти художественных возможностей, воплотившихся в ис­кусстве классического реализма, у Элиота и близких ему по взглядам художников (П.Валери, Г.Бенн) пере­растало в уверенность, что завершилась определенная эпоха в культуре, отмеченная господством гуманисти­
ческой доктрины. Новая система философско-эсгетических идей, в которой осуществляется поиск изобразитель­ных форм, аутентичных для 20 в. (т.е. реализован прин­цип «современного видения», нормативный для М.), складывается у писателей подобной ориентации под знаком всесторонней критики гуманизма, которому при тивопоставляется апология надличностного творчества, противостоящего культу «декламирующей личности», которой не дано постичь высшие смыслы бытия.


72. Дискусії про модернізм у літературознавчій науці.

Период 1900-1930 гг необыкновенно богат новаторством, диапазон кот очень широк: от вызывающего беззаконного желания уничтожить лит-ру как институцию и заменить чем-то другим (авангардисты) до сознательного и самоотверженного желания приблизить лит-ру к совершенству и внести в нее новые пласты жизни и смысла (модернизм). Сложность в понимании М заключается в том, что название десятилетиями употреблялось расширительно, распространяясь на деструктивные течения. В связи с этим термин превратился в конгломерат понятий, объединенных без всякой логики.

В системе эстетических ценностей, ориентированных на новаторское понимание того, как следует писать и жить, необходимо различать два противоположных принципа – модернизм и авангардное иск-во. В отличии от модерн иск-ва, кот ориентируется на новаторство в области формы и содержания, авангардное иск-во прежде всего строит систему новаторских ценностей в области прагматики. Смысл авангард иск-ва в активном и агрессивном воздействии на публику, его цель – производить шок, скандал, эпатаж. Самое существенное в авангардизме – его необычность, броскость. Но это не необычность формы и содержания. Авангард не создал новую поэтику. Наиболее явными направлениями авангардизма яв-ся футуризм, сюрреализм, дадаизм. К модернистскому типу мышления относятся постимпрессионизм, символизм, акмеизм. М достаточно условное обозначение периода культуры конца 19 – нач 20 в: от импрессионизма до нового романа и театра абсурда.

В современном литературоведении сущ-ет дискуссия по поводу различия между М и реализмом. Так например, творчество многих романистов и поэтов конца 19 в исследователи уже относят в высокому (серьезному) М, считая, что они своим творчеством предвосхищают грядущую эпоху, – Марсель Пруст, Джеймс Джойс, Вирджиния Вулф, Дэвид Херберт Лоуренс, Томас Стернс, Элиот, Фолкнер. В советском литературоведении возникает дискуссия по поводу реализма, так как сов идеологи не знали, куда поместить реалистов, кот по сути являлись теми же модернистами (Хемингуэй). Реализм, по мнению некоторых ученых, в эту эпоху перестает существовать как таковой. А Затонский считает, что, возможно, его вообще и не было, так как это было раздуто сов идеологами. Реализм – это искусственная концепция, наложенная на лит-ру. Определение направлений – это искусственное дело критиков и литературоведов, а не реальность исторической лит-ры. В 20 в реализм сущ-ет видоизменено. Модернизм открыто полемизировал с романтизмом, но соотношения М и романтизма более сложные, чем спор и дискуссия.


Одной их дискуссионных проблем М не только его хронология, но и где он начинается. Считается, что Европа дала миру лучших представителей М. Франция т Англия считаются классикой М. Многие исследователи полагают, что М начинается с 80-90-х гг 19в с символизма, как пересмотр основ классического иск-ва. Другие же соглашаются, что М начинается с 90-х г19 в , но не с символизма, а с пересмотра как символизма, так и реализма.

Дискуссии вокруг М базируются и на неверном толковании либо ошибочном приписывании эстетических и поэтологических хар-к. Так например, «двойной код» ошибочно приписывается только постмодернизму, когда еще Андре Жид начал полемику мотивирования и немотивирования человеческого поведения. М вместо позитивистской уверенности выдвигает познавательную неуверенность («Эпистемологическая неуверенность») - т.е. весь круг знаний доступный в данный момент человеку обществу, что тоже неверно приписывают только постмодернизму.

73. Сучасні уявлення про літ. рух авангардизму.

Авангард – термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революц., бунтарских движений и направлений в худож. культуре 20 в. Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории худож. культуры, отдельных видов искусства. При всем разнообразии явлений, включаемых в понятие А., они имеют общие культурно-истор. корни и многие общие основные характеристики. А. есть, прежде всего, реакция худ.-эстетич. сознания на глобальный, еще не встречавшийся в истории человечества перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванный научно-техн. прогрессом 20 в.

К характерным и общим чертам большинства авангардных феноменов относятся: их экспериментальный характер, чаще всего осознанный; революционно-разрушит. пафос относительно традиц. и традиц. ценностей культуры; резкий протест против всего, что представлялось их создателям и участникам ретроградным, консервативным, обыват., "буржуазным", "академическим"; в визуальных искусствах и лит-ре; безудержное стремление к созданию принципиально нового во всем и, прежде всего, в формах, приемах и средствах худож. выражения; а отсюда – часто декларативно-манифестарный и эпатажно-скандальный характер презентации представителями А. самих себя и своих произведений, направлений, движений и т.п.

Многие направления А. полярно различались по отношению к психол. основам творчества и восприятия искусства. Одни из них под влиянием сциентизма утверждали исключительно рационалистические основания искусства – это, прежде всего, дивизионизм и опирающиеся на него представители в абстракционизме с их поисками научных законов воздействия цвета на человека, "аналитич. искусство", конструктивизм, концептуализм, додекафония в музыке. Большая же часть и направлений, и отд. представителей А. ориентировались на принципиальный иррационализм худож. творчества, чему активно способствовала вся пестрая бурлящая духовная атмосфера 1-й пол. века, получившая еще и апокалиптич. окраску в рез-те кровопролитных войн, революций и неудержимого стремления человечества к созданию средств массового уничтожения. Отсюда активное использование приемов алогизма, парадоксии, абсурда в творчестве. В отношении худож. традиции, традиционных искусств резко отрицат. позицию манифестировали только футуристы, дадаисты и конструктивисты. Поп-арт, минимализм и концептуализм молча приняли это отрицание уже как совершившийся факт, как самоочевидную истину. В основном же большинство направлений и представителей А., особенно первой трети века, острие своей критики направляли против утилитаристски- позитивистского, академизировавшегося искусства последних трех столетий. При этом даже в этом искусстве часто отрицалось не все, но общие консервативно-формалистич. и натуралистически-реалистич. тенденции, принимались отдельные находки и достижения искусств предшествующих столетий, особенно в сфере формальных средств и способов выражения, и абсолютизировались.