Файл: Особливості поетики архаїчного епосу (поема Беовульф). Беовульф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
оригинальное экспериментирование, необычный сплав жанровых элементов, страстные проповеднические идеи, воззвание к чел-ву не упустить шанс и не позволить цивилизации погибнуть в условиях усилившейся бездуховности и нищеты духа, новых страшных бедствий, обрушившихся на чел-во. Акценты переместились и в плане построения романной структуры, усилились мотивы игры с читателем, пробуждения его активности, усложнилась философско-эстетическая основа произведения. Индивидуальн сознание требует расширения своего видения за счет истории, философии, морали. Расширяется и география сознания, вовлекающего в свой мир страны бывшей империи.

101. Риси поетики постмодерністської прози. Аналіз постмодерністського культового тексту (У. Еко, П. Зюскінд, М. Павіч, Дж. Барнс, М. Каннінгем – за вибором студента)

Ключевые понятия культуры П:

1.фрагментарность повествования. Сюжет в постмодерн-х произв-х складывается из нескольких микро-сюжетов. Отсутствие одной неразрыв-ной сюжетной линии свидетельствует об утрате целостности в самой дейст-вительности; в произвед-и превалиру-ет подчеркнутый алогизм повествова-ния.

2.автобиографичность. Один из иссле-дователей П, М.Липовецкий, считает, что автор явл-ся одним из центр-х ге-роев своего произв-я, а его герои, в свою очередь, пародируют автора. Эта черта свойственна многим П произв-м.

3.постмодернистская игра. Это фунда-ментальная черта, имеющая чрезвы-чайную актуальность в постмодерн-й лит-ре. Писатели используют ее как единств возможность сосущество-вания чел-ка с миром. Эстетич ф-я игры – выйти за границы абсурдного существования, преодолеть трагизм бытия, превратить трагедию в фарс.

4.ирония. постмодернистские произв-я щедро окрашены иронией, гротеском, скепсисом, пародированием. Ирония помогает писателю овладеть логикой абсурда. Рисуя безобразную действи-тельность в ироничном ключе, писа-тель одерживает над ней своего рода победу.

5.интертекстуальность, аллюзии, ци-татность. Наиболее важной катего-рией постмодернистской поэтики явл-ся интертекст-сть. Она обозначает межтекстовые отношения, к которым принадлежат цитаты, пародирование, литерат аллюзии и т.д. У.Эко и Р.Барт считают, что каждый текст интертек-стуален, кажд книга рассказывает о других книгах.


6.метатекст, метароман, метарассказ - литература о литературе.

Ведущие теоретики П.: Ю.Кристева, Р.Барт, У.Эко, И.Ильин, Т.Денисова, Д.Затонский, А.Зверев, К.Шахова. Писатели-постмодернисты: Т.Пинчон, У.Эко, Дж.Фаулз, Дж.Барт.

43. Модификации романтического романа в англ лит-ре 19 в.

Говоря о модификациях романтич романа в англ лит-ре 19 в., следует прежде всего обратиться к творчеству В.Скотта – создателя жанра истори-ческого романа. Его историч роман синтезировал искусство и историч науку. Писатель использовал тради-ции готического и антикварного рома-нов, внимательно отнесся к исполь-зованию местного колорита, матери-ального мира исследуемой эпохи. В основе худ метода Скотта – роман-тизм. Романтизм определил худ стр-ру его произведений. Скотт строит слож-ные авантюрно-романтич сюжеты, в которых отводит место случайностям, изменяющим ход событий. Фантастика преподносится как народные суеверия. Идеализирован-ные, «байронич характеры» действуют наряду с реалистическими образами. В романах Скотта вымысел сочетается с историч правдой, что свидетельствует о совершенстве романа 19 в по сравнению с предыдущей эпохой. Наиболее известные романы Скотта: «Роб Рой», «Айвенго», «Пуритане», «Эдинбургская темница». Роман «Айвенго» занимает особое место в творческом наследии писателя. В романе привлекает колорит средневековья, выраженный и в реалиях быта, и в описании обычаев и нравов, и в мощной балладной традиции, воспева-ющей благородство, смелость, справедливость короля. Главный пафос романа – в утвер-ждении места личности в историч процессе. Образ Айвенго – типично романтический. Каждый из героев, от знатного рыцаря до свинопаса или шута, строго индивидуализирован, каждый по-своему говорит, носит одежду, общается с другими. Захватывающий сюжет романа, повествующего о приключениях Айвенго, его невесты Ровенны, прекрасной Ревекки, дочери ростов-щика, короля Ричарда, раба Гурта, картины осады замка, этнографи-чески точное описание рыцарского турни-ра – все это превращает роман в одно из классических произв-й англ романтич литер-ры.

Эпоха романтизма в англ лит-ре дала начало еще одной разновидности романа – жанру «монодия». Главные черты жанра – гиперболизация, насыщенность метафора-ми, сильное личностное начало (сам о себе). Говоря о типе героя в романе-монодии, следует отметить, что герой такого романа – символ.


44-45. Нац. варіанти романтичної новели.

Ведущий жанр нем. и амер.лит Ром-ма – новелла. Среди нем.новеллистов Генрих Клейст и Э.Т.А.Гофман. До 19в в нем.лит Н не получила развития. В тв-ве Гете и Шиллера она была 2степ.жанром. Гете трактовал Н как «новость», как изображение эпизода, необычного случая. Под пером Клейста Н обрела невиданную до того масштабность. Он ставил своих героев перед неразрешимыми противоречиями, как бы обнажая несовершенство совр.мироустройства. Н Клейста как жанр построена на непримиримых жизненных конфликтах, таящих в себе катастрофич.последствия. Наряду с такой «трагедийной» Н в нем. лит получила большое распространение новелла –сказка (Л. Тик, А.Арним, К.Бретано, и прежде всего, Э.Т.А.Гофман). Лит.сказка как жанр существенно отличается от нар.сказок. Лит.сказка, как правило, не связана с народной. Её отличает наличие романтич. идеала. Чаще всего воплощенного в образе романтич.героя; фантастика в ней является плодом воображения автора, что впрочем не исключает использования отдельных фольклорных мотивов. Н заняла ведущ место в лит. США. Зачинателем её явл. В.Ирвинг («Книга эскизов»,). Если Ирвинг ставил перед собой целью, по его собств.словам, «простой и верный показ сцен обычной жизни», окрашенной юмором, то на новом этапе Э.По придаст жанру корот рассказа напряженность сюжета, трагич. колорит. Фантастика, кот. у Ирвинга была навеяна фольклорными мотивами, у По принимает черты страшного, нередко вызывает ужас, ощущение катастрофы. Вместе с тем Э.По рационалистичен, он стремится к точному

анализу, железной логике, прежде всего в детективном жанре, создателем кот он явился. В Н По своеобразнейшим образом соподчинены фантазия, воображение и логика факта. Именно благодаря тщательно разрабатываемой системе деталей и достигается впечатление достоверности, материальности вымысла. Мастерски используя в своих Н («Лигейя») фантастический сюжет, психологич.напряженность и красочную орнаментальность, По примиряет 2 вечные противопол идеи: бренность ч-ка и его «необоримое стремление к жизни. Наиболее важный принцип эстетики По – это упорядоченность, соразмерность, пропорциональность частей произведения, словом, гармония. Однако, будучи ром-ком, По корректирует этот принцип, уходящий в античность, фантазией, прихотливостью, орнаментальностью. Основн достоинством провед ис-ва По считал единство, т.е. «целостность эффекта и впечатления», которое оно производит. Правилам, кот. По вырабатывал для короткого рассказа, наиболее полно отвечают так называемые его
«логические рассказы». Многие его произвед соприкасаются с приключенческой, философской, пародийно-сатиритич.эссеистикой. Среди них есть и картины природы, и юмористич.жанровые зарисовки, и философские диалоги-размышления, и 1 из первых в амер.лит. урбанистич.Н «Ч-к толпы», показывающая отчужденность личн посреди аморфного людского скопления. По вошел в мировую лит. как талантливый художник, изобретательный рассказчик-новатор.

46.Романтическая поэзия и ее знаменитые представители в английской литературе.

Когда романтизм был признан, а к его создателям пришла заслуженная слава, их стали называть поэтами «озёрной школы». Уильям Вордсворт, Сэмюэл Тейлор Колридж, Роберт Саути - англ лирики, представители Озерной школы. Они были убеждены, что окружающая приро­да — живое, бесконечно сложное единство, к которому принадлежит и каждый человек. Но только поэтам дано понять тайны мировой души и воплотить ощущение единства все­го сущего.

Поэзия не условный язык, посред­ством которого воплощаются возвы­шенные те-мы, а способ выразить лирическое пере­живание и донести мысль о высшей гармонии мироздания — так понима­ли сущность искусства романтики. В их поэзии всегда есть элемент тайны, многознач­ности, что определяет и выбор обра­зов, и характер художественного ре­шения. В поэзии очень многое решают контекст и подтекст, яркость ассоциа-ций, по­рождаемых лирическим сюже-том, бо­гатство эмоциональной гаммы (стихотво­рения Вордсворта).

Выше всего Вордсворт ценил в поэзии естественность и стремился сделать свои стихи непринуждённы­ми, как живая речь. Их види­мая простота лишь усили-вает главную лирическую тему Вордс-ворта (цикл «Люси»).

Путь Кольриджа лежал в ином направ-лении. Его стихи пере­дают мучительные душевные метания и порывы. В них - моти­вы одиночества, человеческой разобщенности (поэме «Кристабель»).

Первые произведения Саути пронизаны сочувствием к беднякам и нищим бродя-гам («Жена солдата», «Жалобы бедня-ков»). Как и Колридж, он акцентирует внимание на чудесном, сверхъестествен-ном («Варвик»). Фон стихотворений Саути был надуманным, его больше привлекало изображение мельчайших подробностей.

Деят-сть поэтов Озерн школы помогла подвести итог исканиям просветителей и открыла новую страницу в истории лирической поэзии