Файл: Особливості поетики архаїчного епосу (поема Беовульф). Беовульф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
эпическая часть поэмы, повествующая о странствиях героя.

Таковы первые две части поэмы. После большого перерыва Байрон создает 3 и 4 части. В них четко выражена политическая тема. В 3-й песне Байрон говорит о событиях, недавно волновавших Европу: судьбе Наполеона, битве при Ватерлоо и выступает страстным обличителем деспотизма. 4-я песня пронизана волнением за судьбу итальянского народа. В худож. отношении 3 и 4 песни „Ч.-Г.” закрепляют общую тенденцию первых двух песен: лирический элемент здесь, несомненно, преобладает над эпическим. Автор стремится выделить все возвышенное, героическое и драматическое в изображаемых событиях общ. жизни народов.

49. Художня своєрідність романістики Діккенса

Ч.Диккенс (1812 - 1870) – английский прозаик, творч-во кот-го пронизано глубоким гуманизмом и сочувствием к «маленьким людям» - скромным труженикам, осуждением бесчеловечности и паразитизма, царящих в обществе. Его наиболее известные произв-я: «Записки Пиквикского клуба» (The Pickwick papers), «Оливер Твист» (Twist), «Николас Никльби» (Nickolas Nickleby), «Лавка древностей» (The old curiosity shop), «Домби и сын» (Domby & Son) и др. В ранних романах Д-са юмор поддерживает положительных персонажей в их борьбе с тяготами жизни, он также помогает читателю поверить в происходящее, каким бы мрачным оно ни было. Очевидно также стремление писателя более глубоко проникнуть в темные и светлые уголки жизни своих героев. В целом ранние произв-я проникнуты оптимизмом и жизнелю-бием. «Записки П. клуба» отличаются обилием различных по характеру описаний – от мягкой иронии до колючей, хотя и не злой, сатиры, как, например, в сцене выборов (речи кандидатов Физ-кина и Сламки). С мягким юмором изображен незадачливый «спортсмен» Уинкль, попадающий в нелепые ситуа-ции. В романе много комических моментов, диалогов, персонажей. Запомина-ется неистощимая энергия и острословие рассказчика. Читатель не сомневается в гуманистическрм отношении писателя к жизни и чел-ку. В отличие от «Записок П. клуба», в «Оливере Твисте» повествование окрашено мрачным юмором, рассказчик как бы с трудом верит, что все происходящее имеет отношение к цивилизованной Англии. Отрицательные персонажи - носители зла, они изображены гротескно и карикатурно, например глава воровской шайки Фейгин. Его сообщник Сайкс нарисован более деликатно: в его портрете – гротеск, карикатура и поучительный юмор. В последующих произведениях усиливается звучание соц. сатиры: высмеивается тип сквалыги (Скрудж в «Рождественской песни в прозе»), разоблачается эгоизм и отчужденность человека в обществе,
вторжение буржуазных отношений в личную жизнь, семейные связи («Домби и сын»). Герои, как правило, лишаются гротескных и комических черт, свойственных героям ранних романов.

53. Принципи реалістичного методу Бальзака.

«Человеческая комедия» Оноре де Бальзака – наиболее полная реализация XIX в., его устремленности к познанию и тех возможностей для познания, котор. предоставляла эпоха. Значительное место в системе «Человеческой комедии» занимает повесть «Гобсек». Гобсек – ростовщик; в эпоху, когда деньги становятся важнейшей силой обществ. жизни, люди, подобные Гобсеку, владея ими в неограниченном кол-ве, держат в своих руках коммерсантов и дельцов, министров и аристократов; диктовать им свои условия, быть свидетелем их унижения – вот че упоен Гобсек. В образе Гобсека, может быть более, чем в каком-нибудь другом из ведущих образов «Ч. комедии», Бальзак отдает дань романтическому методу, сохраняя присущее романтикам стремление к сгущению красок. Гобсек воплощает в себе наиболее отрицательные черты буржуазного стяжательства, и все же он не лишен известной монументальности. Гобсек – личность необыкновенная при всей своей типичности, раб своей нечеловеческой страсти, ее жертва. Даже в прямо связанной с романтизмом прозе Бальзака проявлялась такая мощь обобщений, такая нацеленность на познание самой сути соврем. общества, такая наблюдательность и такое мастерство воссоздания психологии, что очевидным было формирование какого-то нового качества – им был реалистический метод. Бальзаку была чужда объективная манера письма, устраняющая видимое присутствие автора в созданном им мире. Персонажи романов Бальзака – характеры со своей внутр. логикой, способные существовать «самостоятельно». При всем этом создатель не покидает своего творения, не уходит за кулисы. Он присутствует всегда, как исследователь и как равноправный участник спектакля. Во всем ощутимо присутствие сильного интеллекта писателя.

50.Особенности повествовательной манеры и образа рассказчика в «Ярмарке тщеславия»

Теккерей с самого начала своего твор-чества заявил о себе как о «художни­ке реальной жизни». Как истинный реалист, Теккерей считал, что у каждого персонажа есть собственная логика поведения, кото­рую нельзя изменять прямым автор­ским вмешательством.


Самый известный его роман «Ярмарка тще­славия», название и содержание которого навеяны Теккерею «Путем паломника» Д.Беньяна. В романе 2 сюжетные линии (жизнь Эмили Седли и Бекки Шарп). Писатель заботится о том, чтобы характеры его героев при всей их относительной условности не производили впечатление надуманных, неправдоподобных. В романе множество повествовательных линий, характер которых различен: окрашен в лирические, сентиментальные, иронические и резко сатирические тона. Они играют важную роль в романе и несут смысловую нагрузку.

Групповые портреты и массовые сцены описаны сатирически (семейство Питта Кроули, особняки аристократов, буржуа из Сити и т.д.). Концовка «Ярмарки…» подчеркивает глубину и значительность авторского замысла.

У книги есть подзаголовок «Роман без героя». Замысел состоял не в том, чтобы описать великие де­яния и крупные фигуры изображае­мой эпохи. Писатель скорее стремился показать реконструкции её социальной психологии, верова­ний, устремлений, жизненных ценностей, норм поведения.

В центре повествования у него довольно заурядные герои, но зато такие, о ком можно с уверен­ностью сказать, что они очень типич­ны для своего социального круга. Время действия — эпоха наполеоновских войн, однако исторические события интересуют автора лишь в той мере, в какой ими затронуты частная жизнь и сознание персонажей. Разыгранная истор драма важ­на писателю прежде всего потому, что, не случись её, по-иному сложи­лась бы жизнь его героев. Так Текке­рей, применяя новаторский художе­ственный принцип, решает одну из вечных проблем литературы — изо­бражение личности в контексте ис­тории.

Для него личность представля­ет собой соединение очень разнород­ных начал — внутренне конфликтное единство. Основное внимание в романе уделено не индивидуальным качествам персонажей, а социальной среде.

«Ярмарка тщеславия» - противоречивый роман. С одной стороны, кажется, что, как любили писать отечественные критики времен развитого социализма, это роман без героя, потому что «в современном мире есть только один герой - деньги», и роман посвящен социальным разоблачениям, которым Теккерей не был чужд. И действительно, сатирическое изображение английской знати дает основания к такому прочтению. Все зло, словно бы говорит рассказчик Теккерея, происходит от погони за деньгами, титулами, положением в свете. Человека определяет его среда.


«Ярмарка тщеславия» - это, в конечном итоге, не просто роман о погоне за деньгами, это роман о поиске счастья, но в таком контексте смысл романа оказывается еще мрачнее: счастье оказывается почти невозможно найти не только в деньгах, но и в любви – даже к Доббину и Эмилии счастье приходит так поздно, что, с точки зрения читателя, оказывается странным и как бы несовершенным.

51. Характ. черты поэтики и стиля в сказках Гофмана

Эрнст Те́одор Амаде́й Го́фман— немецкий писатель, композитор, художник романтического направления. Как художник и мыслитель Гофман преемственно связан с йенскими романтиками, с их пониманием искусства как единственно возможного источника преобразования мира. Гофман развивает многие идеи Ф. Шлегеля и Новалиса.

В основе мироощущения Гофмана лежит стремление к диало­гу с реальным миром. Молодые герои новелл-сказок и сказочных повестей Гофмана не только поэты и дети в ду­ше, но и хорошие люди, для которых блаженство сосредоточено в голубых глазах девиц, в конечном счёте стано­вящихся их жёнами. При этом автор снисходительно, но по-доброму по­смеивается над обретённым ими «бла­женством». Именно такой смех преоб­ладает в прозе Гофмана. Бывает смех язвительно-иронический, возвыша­ющий смеющегося над миром и чело­вечеством. Его часто называют «ро­мантической иронией». Приступами такого иронического, несмешного смеха страдает любимый герой Гоф­мана — Иоганнес Крейслер. Есть у Гофмана и сатирико-обличительный смех. Но не им определяется то­нальность его произведений, а свет­лой праздничной весёлостью.

Гофман адресовал свои книги не «посвящённым», а широкой публике, от которой требовалась лишь настро­енность на праздник. Без неё не почув­ствовать той атмосферы душевной приподнятости, освобождённое от повседневного, ожидания тайны и волшебства, которой веет со стра­ниц его сочинений. Недаром многие истории Гофмана связаны с праздни­ками: например, «Щелкунчик» (1816 ) и «Повелитель блох» (1822 ) — с Рож­деством, а повесть «Принцесса Брамбилла» (1820) — со знаменитым римским карнавалом. И как Серван­тес пародировал рыцарские романы, не уничтожая духа рыцарства, так Гофман пародирует столь популярные в XVIII столетии «сказки о феях», «Ты­сячу и одну ночь» и псевдонаучные трактаты о «духах стихий», сохраняя загадочную притягательность «вымыс­лов чудесных». Впрочем, тяга к страшному сущест­вует в детском «я» любого человека — где-то рядом со сказкой и любовью к рождественской ёлке. Стремясь вовлечь читателя в мир игры и детской фантазии, Гофман тем не менее видит, что «застрева­ние» взрослого человека в этом ми­ре —
такой же повод для смеха, как и обывательская рассудительность или естественно-научные сражения на подзорных трубах.

В «Житейских воззрениях кота Мурра с присовокуплением макула­турных листов из биографии ка­пельмейстера Иоганнеса Крейслера» (1820—1822 гг.) великовозрастный наследный принц Игнатий, игра­ющий в разноцветные чашечки, изо­бражён просто кретином. Повествование в романе ведётся в двух планах. Первый занимает нази­дательное жизнеописание-автобио­графия кота Мурра, «мурриана», как называют её критики по аналогии с «крейслерианой». Так издавна стро­ились плутовские романы. Этот при­ём использован и любимым писате­лем Гофмана Сервантесом в «Новелле о беседе собак», где пёс Берганса рассказывает своему товарищу Сципио­ну историю собственной бродяжьей жизни. Ранее Берганса уже фигуриро­вал в одной из новелл, вошедших в «Фантазии в манере Калло». В «Жи­тейских воззрениях» Гофман заимст­вует у Сервантеса не героя, а пове­ствовательную модель, заменяя псов на котов.

Смех Гофмана универсален. В жиз­неописании кота в травестированном (сниженном) варианте предстают все этапы жизни молодого «интеллигент­ного» современника Гофмана, чело­века, т. е. кота, без роду без племени. Со всеми его слабостями и недостат­ками, с любовью к вкусным косточ­кам и мягкой постельке (кот-филис­тер — одна из граней образа Мурра), с готовностью идти навстречу житей­ским соблазнам и демагогическим призывам.