Файл: Особливості поетики архаїчного епосу (поема Беовульф). Беовульф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
документальный мате-риал из научных работ, едет на место и впитывает атмосферу. В исторических и социологических рамках (забастовки шахтеров), Золя показывает жизнь новой социальной категории людей, которые хотят изменить условия жизни, не переходя в другой класс. Труд рабочих-шахтеров стал скорее способом суще-ствования, чем средством жизни. Если персонажами "Жерминаль" (Этьен, Катрин, Шаваль) управляют их собствен-ные страсти, они принадлежат к одной категории. В период кризиса они являют-ся прежде всего членами группы и реагируют как группа. Их личные интересы стираются перед более важным противостоянием буржуазии и рабочего класса. Углекопы терпят поражение в своей борьбе против безликой акцио-нерной компании. Но они почувство-вали, что залог будущей победы — в их сплоченности, в их единстве. Разно-голосица в стане руководителей рабочих, союз капитала и государства, посылаю-щего войска, которые расстреливают бастующих,— все это показано в романе с исключительной силой. Люди из народа — семья Маэ, семья потомствен-ных шахтеров — изображены с любовью. Сын прачки Жервезы Этьен Лантье становится признанным руково-дителем бастующих. И роман заканчива-ется величественной картиной весеннего обновления земли, когда в недрах ее зреют могучие силы, кладущие конец зимней спячке. В произведениях натура-листов социальная среда приобретает черты биологической среды обитания. Она воздействует на героев не только через воспитание, общественные услов-ности, финансовое положение, но и определяет их “видовые”, физиологи-ческие черты. В романе «Жерминаль» среда накладывает отпечаток на внешний облик героев. Работа в шахтах делает их бледными, низкорослыми, малокровными, с белёсыми волосами и въевшейся в кожу угольной пылью.

60 . Стильова своєрідність роману Гарді „Тесс з роду ДЕрбервіллів”.

В соответствии с разделением англ. викторианского романа на „старый” и „новый” можно выделить авторов, все еще продолжающих писать в старой викторианской традиции, хотя и с некоторыми поправкаи на современность. К их числу относится Томас Гарди с его романами „характеров и среды”, серией произведений, начатых в 70-е гг. Романы Гарди „Под деревом зеленым”, „Вдали от шумной толпы”, Возвращение на родину”, Жители лесов”, „Тэсс из рода д’Эрбервиллей”, „Джуд Незаметный” составили серию так называемых уэссекских романов или романов «характеров и среды». Оживив давно забытый регион Англии Уэссекс, Гарди акцентирует необходимость связи современного человека со своим прошлым, с корнями. Человеческая природа интересует его больше всего в соотнесенности со средой – понятием,
которое включает времена года, традиционные ремесла и занятия. Он не был историческим романистом, но он воскресил исторические события и людей, заставив их жить вне времени, в универсуме, огромном и формализованном, как миф. Трагические характеры Гарди несут печать лиризма и поэзии, они противопоставлены современному миру в разной степени, отдалены от родной почвы. Значительность трагических персонажей Гарди проистекает от непредсказуемости их действий и поступков, вырванных из обычного эмоц. настроя, поэт. их наполненность происх. за счет высвечивания исконной примитивно-природной структуры характера.

Один из самых значительных романов Гарди - „Тэсс из рода д’Эрбервиллей”. Подзаголовок романа – «История чистой женщины, правдиво изображенной» - бросает вызов викторианской системе произведений. В основе романа – биографический принцип. Биография сочетается с историей рода и нац. историей. Есть и автобиографический момент, т. к. Гарди также узнает о своем древнем роде. В романе отражается проблема столкновения города и деревни, что нарушает среду. Многое угадывается через антропонимику (лингвист. поворот).

Книга состоит из 7 глав, или «фаз», как их назвал автор, и в них повествуется о жизненном пути крестьянки Тэсс Дарбейфилд, которая происходит из знатного, но давно обедневшего рода Эрбервиллей. Как писал сам Гарди в одном из предисловий к своему роману, «в этом романе великая жизненная эпопея героини начинается после события, которое принято считать роковым для ее роли главного действующего лица – или, во всяком случае, непоправимым крушением всех ее прежних надежд и чаяний, а потому публика буквально восстала против общественных условностей, когда оказала этой книге горячий прием и согласилась со мной в том, что художественное произведение может еще очень многое добавить к тому, что уже было сказано о теневой стороне известной катастрофы».

69. Образ головного героя романа Мо­пассана «Любий друг».

Один из самых известных романов фр. писателя. Придавая поня­тию «проституция» расширительное толкование, ав­тор подразумевал под ним всеобщую продажность политиков, финансистов, аристократии и прессы, охватившую Францию эпохи Третьей республики Впоследст­вии эти идеи получили образное, художественное воплощение в «Милом друге».


Подчиняясь требованиям жанра газетного «фельетона», автор придал этому произве­дению форму любовно-авантюрного романа. Но, бу­дучи мастером художественного слова, Мопассан со­здал подлинно реалистическое произведение. Его литературные источники следует искать в творчестве великих писателей-реалистов XIX в. В «Милом друге» за­метно и влияние Флобера, до самой смерти (1880 г.) остававшегося литературным наставником Мопас­сана, который перенял от своего учителя ясность, четкость стиля и строгость композиции; некоторые французские критики сравнивают образ героя с Эм­мой Бовари, также вступавшей в многочисленные любовные связи, но, в отличие от Дюруа, потерпев­шей сокрушительное поражение на жизненном пу­ти. Эротические сцены написаны под определенным воздействием Э.Золя («Нона»), в кружок почитате­лей которого входил одно время Мопассан.

На­писанный ярко и выразительно, роман до сих пор изучается в вузах всего мира как эталон французско­го литературного языка, а широкий круг затронутых в книге проблем, не утративших актуальности спустя

столетие, типичность и жизненность образов позволяют причислить это творение Мопассана к верши нам мировой реалистической прозы.

Главный герой (или «антигерой») «Милого друга»-невежда, лишенный совести и стремящийся лишь к наживе», демобилизованный унтер-офицер прибывший в Париж с пятью франками в кармане Жорж Дюруа, стремясь подняться по общественной лестнице, использует свое умение обольщать женшин («мужчина-проститутка») для установления нужных связей и упрочения материального благосо­стояния. Проявляя при этом незаурядный ум и ловкость, «милый друг» быстро делает головокружи­тельную карьеру и в конце романа становится зяте* финансиста-миллионера, достойным членом обще­ства; многие видят в Дюруа будущего министра.

Мопассан убедительно показывает, как и почем окружающие постепенно принимают удачливого карьериста в свой круг Выведенные в романе представители высшего обще­ства, политики, журналисты корыстолюбивы и про­дажны; его сатирическая, разоблачительная направ­ленность проявляется в описаниях министра Ларош-Матье и финансиста Вальтера, организующих за­хватническую колониальную экспедицию в Танжер для приумножения своего богатства.

Писатель создал целую галерею запоминающихся женских образов: профессиональная проститутка Рашель, замужние дамы (г-жи Марель, Форестье, Вальтер) и невинная, юная Сюзанна. При очевидной разнице в возрасте и общественном положении, все они порочны и не способны сдержать плотского влечения к обходительному, галантному Жоржу Дюруа. Достаточно смелые для своего времени, эро­тические сцены романа лишены грубого натурализ­ма, автор никогда не опускается до уровня дешевой порнографии.


62. «Портрет Доріана Грея» та концепція взаємодії життя та мистецтва в романіУальда.

О.Уайльд – один из наиболее инте-ресных представителей европейской литературы конца 19 в. Был лидером движения эстетизма. Эстетизм Уайльда проявляется в чрезвычайном интересе ко всему, что происходит в мире. Произве-дения пронизаны идеей социализма. Эстетический парадокс в его творчестве заключается в противоречии явления и логики восприятия. Увидеть его доста-точно просто в главном сочинении О.Уайльда – романе-символе «Портрет Дориана Грея». Авторское предисло­вие к нему звучало как манифест эс­тетизма, и самым вызывающим было заключи-тельное утверждение: «Всякое искусство совершенно бесполезно».роман У. как и его главный персонаж наиболее полно отражает основные постулаты эстетизма исповедуемыеавтором.живоевоплощение совершенной красоты,Д.Грей стремится доказать что красота выше истины и морали.Грей открывает для себя жизнь глазами лорда Генри Уоттона скучающего скептика и острослова, воспитывающего своего подопечного в духе гедонизма и полной свободе от всяких моральных обязательств.Худлжник Бэзил Холлуард черпающий в красоте юноши источник неиссякаемого вдохновения пишет портрет Д.Г. он хочет видеть в нем идеал не только физического но и нравственного совершенства в противоположность лорду Генри который утверждает что красота«имеет высшее право на власть»Усвоив уроки лорда Г. и поверив в то что «молодость- единственное что ценно в нашей жизни» Д.Г. хочет хочет чтобы увядание и тлен коснулись его изображения на холсте а не его прекрасной плоти.Портрет Дориана Грея обладает волшебным свойством: пороки, кото­рым тайно предаётся Дориан, иска­жают картину до безобразия, в то время как лицо самого Дориана со­храняет красоту и невинность моло­дости.Так в форме фантастического вымысла О.Уайльд воплощает свою мысль о том что искусство выше жизни.Скрытый от человеческих глаз портрет становится летописью жизни Д.Г. Преображения портрета ста­новятся мучением для Дориана, он бросается на полотно с ножом и гиб­нет. И снова на холсте появляется ли­цо прекрасного юноши, а мертвый Дориан похож на омерзительное чу­довище. Ударив ножом портрет, он убивает себя. Этой жестокой по отношению к Д.Грею иронией Уайльд утверждант торжество творчества над убожеством реальности. Несмотря на то что в предисловии к роману У. настойчиво повторяет что художник не моралист, «художник не стремится что-то доказать» всем ходом своего повесивования он утверждает обратное. Судьба Д.Г. доказывает что нет красоты вне истины а истины вне нравственного начала. О.У.-писатель ожививший своими пьесами театральную сцену, создал новый тип романа и утвердил право художника на ис­ключительность.


82. Риси новаторства у романній творчості Дж. Джойса.(Значущість художніх відкриттів Дж. Джойса для культури ХХ ст (аналіз твору за вибором))

Показательнім для творчества Джеймса Джойса явл. роман «Улисс». Роман описывает 1 день, прожитый в Дублине незаметными людьми, средними и обыкновенными. Одиссея Джойс считал самым человечным и великим персонажем лит-ры, совмещавшим все этапы жизни, все труды, все функции людей. Одиссей – чел-к, котор. превыше всего любил свой дом, свою родину; неутомимый путешественник, хитрец и ловкач, верный друг. Джойс отождествляет своего героя (Леопольда Блума) с Улиссом. Джойсу удалось показать в Блуме конкретного, обыденного чел-ка и каждого чел-ка вообще (двойной код) и как Улисса. Джойс воспроизводит день Стивена Дедала и Блума в мельчайших деталях. Джойс – мастер техники «потока сознания». Блум показан через свой внутр. портрет, мир. Это прием «внутренней речи» - мысленное изображение того, что происходит в сознании, слово, ассоциация, ощущение, далекое воспоминание. Внутр. монолог – первоначальный этап «потока сознания». Принципы в романе, приемы, характеристики – традиционные, герои представлены с отчетливостью, классич. нормы незаметно изменяются, переход к новым нормам, не чужеродным классическим. Нет субъективности приемов в том, что мы узнаем внутр. мысли и движения героев, герои сами носители наблюдений, впечатлений и оценок.

83. Романи В.Вульф як класика модернізму (аналіз твору за вибором) В (1882- 1941) – теоретик мод, создатель своеобразного вар-та англ. романа, создатель эссеистических набросков, одна из 1-х феминисток, глава лит-го кружка Блумсбери (1910). ВВ выступила убежденной противницей писателей старшого поколения – Уэлса, Голсуорси, кот она наз материалистами, поскольку их интерес не душа, а плоть. Им ВВ противопоставляет спиритуалистов – Джойса, Лоренса и Элиота, стремящихся приблизится к жизни. К спиритуалистам ВВ относит и себя. Для нее иск-во – это мир эмоций, воображения, бесконечных ассоциаций, это умение передать мгновенное впечатление, бег времени, разнообразие ощущений. ВВ интересует не развитие событий, а движ сознания, эмоций, чувств. Она не стремилась к изображ повседн реальности, ее увлекало все то, что нах-лось за ее пределами, за внешней оболочкой. Через все творчество ВВ проходит мотив «собственной комнаты», кот яв-ся метафорой пространства сознания. Пространство комнаты – это попытка оценить потенциал героя. Но «комната» сменяется пространством города. ВВ волнует вопрос: что более ценно: внутр мир героя или внешн жизнь? Центральной темой в тв-ве ВВ становится категория реальности, кот она разделяет на внутреннюю (подлинную) и внешнюю. Грань между ними зыбкая. Представление об «истинное реальности» она связывала смиром эмоций, боготого воображения, с потоком ассоциаций, мириадами впечатлений, обрушивающихся на чел в кажд мгновение его сущ-ния. Идея жизни, проникновение в глубинные внутренние пласты, проблема времени – темы, кот проникнута романная проза писат. По ее мнению, передать игру света, бег времени, гамму чувств, движение мыслей – это и значит передать реальность. Образ объективного мира предстает преломленным в сознании персонажей, ракурс изображения зависит от перемещающейся точки зрения. В р «Миссис Дэлоуэй» действие строится как драма приближения к истине, никогда не увенчающегося ее обретением, т.к. истина остается ускользающей, непроясненной и неокончательной. Для того чтобы показать неизбежную субъективность и относительность всего, что представляется истиной героям повеств, а также с целью воспроизведения будничного