Файл: Особливості поетики архаїчного епосу (поема Беовульф). Беовульф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
течения жизни во всей разнородности событий, происходящих одновременно и независимо др от др ВВ использует технику «потока сознания». Действие фактически происходит в памяти или в подсознании персон, кот активизируют непредсказуемые впечатления – толчки, реально составляющие душевн жизнь. Хар-р мыслится как совокупность восприятий, реакций, полуосознанных побуждений и подсознательных импульсов. Фиксация впечатлений, поток бытия, наслаивающийся на «поток сознания» определяют композицию и стиль романа «МиссисДэл», кот предстает не как истина о мире, но как истинность видения и не столько показывает реальность, сколько ее конструирует в согласии с особенностями мирочувствования и психологии описываемых персонажей.


84. Проблема героя у творчості Т.Еліота (Поезія Т. Еліота та проблеми модернізму в ліриці (аналіз твору за вибором))

Метром модернизма в поэзии явился англо-американский поэт Томас Стернз Элиот. *Стихи Э. холодны; они призваны передать внеличные чувства людей. В отличие от романистов и реалистов Э. в своих стихах не «высвобождал эмоции», а бегал от них. Если романтики и реалисты стремились передать неповторимую индивидуальность человеческой натуры, то Э. создавал деперсонализированную поэзию, в кот. не было образа индивидуальной личности. Отказ от эмоционального и индивидуального восприятия жизни – отход от специфики как романтической, так и реалистической поэзии – становится выражением модернистской поэзии Э. Ощущение кризиса идей и исчерпанности худ. возможностей, воплотившихся в искусстве классического реализма, у Э. (и близких ему по взглядам художников) не перерастало в уверенность, что завершилась определенная эпоха в культуре, отмеченная господством гуманистической доктрины. Новая система философско-эстетических идей, в кот. реализован принцип «современного видения», характерный для модернизма, складывается у Э. и др. писателей подобной ориентации под знаком всесторонней критики гуманизма, кот. противопоставляется идея надличностного творчества. Предавая смятение личности, вместе с крахом гуманизма утратившей своей духовные опоры, творчество, согласно Э., становится противодействием отчаянию, выходом из тупика, приобщением к миру непереходящих нравственных и культурных ценностей, «Магистральный сюжет» произведений модернизма определен стремлением за воссоздаваемым хаосом «катастрофической» реальности обнаружить присутствие культурной традиции и активность духовных начал. Поэтика такого сюжета чаще всего представляет собой сплав трагедийности пародии, лиризма, понятных и визуальных ассоциаций (особенно органичным он оказался в одном из программных произведений модернизма – поэме Э. «Бесплодная земля», 1922). «Б.з.» посвящена теме безуспешных действий и бессмысленных тревог человека, неотвратимо ведущих к смерти. Здесь Э. свободно обращается как с метрикой, так и с конструкцией стиха; образы, свободно сменяющие друг друга, связаны между собой лишь субъективными ассоциациями автора, не всегда понятными читающему; они произвольно переходят один в другой. Поэтический рассказ ведется от лица человека, не ограниченного ни временем, ни пространством, и при этом многоликого: это и Тирезит из Финикии, и одновременно рыцарь из легенды о святом Граале. Мы встречаем его в современном Лондоне и в то же время видим идущим по Парижу эпохи Бодлера. Лирический герой появляется во множестве «ликов» и выражает различные принципы и точки зрения. Как и
многие модернисты этих лет, Э. исходил из философии Дж Мактаггарта и Ф. Бредли объявлявшей относительность Времени и относительность самого человеческого существования. * У Э. возникают мотивы слияния настоящего с прошедшим, зыбкости границ между воспоминаниями о прошлом и эпизодами, отнесенными в будущее. Произвольное обращение с изображаемыми лицами вело в его поэзии к символической многозначительности образов.

Безплідна земля” Т. С. Еліота Метафизическая теория субстанциального единства человеч. души, легшая в основу элиотовского мировидения, отражает его желание изменить форму современной поэзии, что он наглядно демонстрирует в своих крупных поэмах «Бесплодная земля» и «Полые люди». Первая из них состоит из 5 частей («Погребение мертвых», «Игра в шахматы», «Огненная проповедь», «Смерть от воды», «Что сказал гром») и примечаний самого Элиота, объясняющего многочисленные аллюзии, цитаты или парафразы циатат, а также сложную мифологическую основу поэиы, ассоциирующейся и с легендой о Св. Граале, и с антропологией фрейзеровской «Золотой ветви». Сквозной образ поэмы – слепой Тирезий, могущий, однако, видеть в «час фиалки» - так поэтически образно назвал поэт сумерки, когда день и ночь встречаются. Слепое видение Тирезия основано на модернистской логике вещей, согласно которой истинное значение слова открывается необычайным путем, через многообразное использование его значений. Начало «Погребения мертвых» - парафраз «Кентерберийских рассказов» Чосера, затем следует переход к цитатам из вагнеровских опер, в частности из «Тристана и Изольды», через сложный ассоциативный ряд образов первоначального источника, образов, символизирующих хаос современной жизни, дезинтеграцию, фрагментацию. Сложная развернутая метафора распада относится к современной цивилизации, и непредсказуемый порядок вещей, определенная последовательность, истинное значение могут возникнуть как в результате центробежных, так и центростремительных сил. Таковы особенности модернистского поэтического сознания, ярко и талантливо проявившиеся в творчестве Т. С. Элиота.

85. Художні відкриття Д.Г. Лоуренса – романіста (аналіз твору за вибором)

Д.Г.Лоуренс – один из самых значительных и читаемых писателей Англии XX в. После выхода в свет первого романа «Белый павлин» (1911) становится профессиональным литератором. Лоуренс создает еще девять романов, множество рассказов, стихов, пьес, путевые очерки, выступает как эссеист,
литературный и художественный критик, журнальный обозреватель. Важнейшую часть его обширного литературного наследия составляют романы, запечатлевшие многие существенные стороны жизни современного писателю британского общества. Лучшие из них — «Сыновья и любовники» (1913). «Радуга» (1915), «Влюбленные женщины» (1920), «Любовник леди Чаттерли» (1928) — стали классикой англоязычной прозы XX в.

Смелый экспериментатор и новатор, революционизировавший наряду с Дж. Джойсом и В. Вулф арсенал изобразительно-выразительных средств художественного письма, Лоуренс едва ли не первым в английской литературе отразил психологическое отчуждение как типическую особенность мироощущения современников. Процесс отчуждения личности, ее уродливого, одностороннего развития, извращение ее созидательных начал и, как следствие, духовное омертвение писатель непосредственно связывал с ходом капиталистической индустриализации, символизировавшей в его представлении окончательный разрыв живительной взаимосвязи между человеком и миром.

С первых написанных им книг Лоуренс противопоставляет мир «частный» миру «общественному» и объявляет первый единственно достойным внимания художника. Увлечение Фрейдом, захватившее английскую интеллигенцию послевоенного поколения, усилило популярность Лоуренса.

Стремясь уловить самые тонкие переживания, ощущения и даже импульсы, передать при этом интенсивность внутренней жизни человека и его «другого я», Лоуренс выработал своеобразный стиль. Писатель всегда ищет такие средства художественной выразительности, которые позволили бы ему раскрыть неосознанные его героями процессы, происходящие в темной сфере их подсознания.

Стиль Лоуренса чрезвычайно усложнен, красочен, порой изыскан. Писатель часто впадает в приподнятый тон, в патетику, предельно детализирует красочные описания природы, передающие настроение его героев или контрастирующие с ними. Некоторые периоды и фразы Лоуреса звучат как заклинания. Он постоянно прибегает к символике, причем его символы не всегда легко поддаются расшифровке.

«Любовник леди Чаттерли» – наиболее «программный» из романов Лоуренса, с примечательной художественной силой запечатлевший веру художника в исконное предназначение личности и любовь как наивысшую ценность человеческого существования. Не столь масштабный, как «Радуга», он, однако, с поразительной точностью и полнотой выразил кризисные умонастроения британской (и шире — европейской) молодежи, вышедшей из горнила Первой мировой войны с необратимой душевной травмой. В глазах этого поколения поистине символический смысл обретала жизненная одиссея главной героини романа Констанции Чаттерли — жены самовлюбленного аристократа, вернувшегося с фронта беспомощным паралитиком; ее прогрессирующее разочарование в людях его круга и с трудом обретаемое личное счастье с выходцем из народа — егерем мужа Оливером Меллорсом, человеком непростой судьбы, в условиях жесткой кастово-регламентированной среды сумевшим сохранить веру в истинные ценности и чувство собственного достоинства. Беспрецедентная для английской прозы яркость любовных сцен.


Увечность Клиффорда символична. Она символизирует глубокий эмоциональный паралич большинства современных мужчин того класса, к которому принадлежит Клиффорд.

Роман обладает как типологически близкими свойствами прозе «потерянного поколения», так и значительным своеобразием. В качестве сходства – обращение к судьбе молодого человека, физически и духовно искалеченного войной, взрастившего в душе индивидуализм как своеобразную форму защиты от обманувшего их общества, стремящегося найти себя, кто в погоне за успехом (Клиффорд), кто в любви (Меллорс); интерес к теме самопознания, разочарование, трагическая тональность, бескомпромиссная критика устоев лицемерной цивилизации, а также лирическая напряжённость. В качестве своеобразных черт – то, что подлинной героиней романа стала Констанция (Конни) Чаттерлей, которой и предстояло сделать выбор между настоящими ценностями и миражами, определить свое место в жизни. Основные акценты сделаны не на социальной стороне жизни, не на сюжетном действии, а перенесены в область категорий психологического и морально-этического характера, основной конфликт романа состоит в противостоянии холодного интеллекта, сознания рассудочного, боящегося чувств и подавляющего их, и чувственного сознания, свободно отдающегося страсти. Специфической чертой романа является наличие неомифологического сознания, мифологические элементы «подсвечивают» внешне реалистическое повествование.

86. Способы и формы художественной подачи реальности индивидуального сознания в цикле Пруста «В поисках утраченного времени» («У пошуках втраченого часу» Пруста як літературний портрет свідомості митця (аналіз твору за вибором))

Вторая половина XX века прошла под знаком всё более усиливающегося инте-реса к творчеству М.Пруста. Устойчивы-ми мифа­ми и легендами окружено имя Прус­та, тяжело больного человека, целиком отдавшегося титаническому труду над великой эпопеей «В поисках утраченного времени» (1913— 1927 гг.).

Критерий истины для него — впечат­ление. Центральное место в его творчестве занимает «инстинктивная память». Разум, по мнению Пруста, бессилен, а весь материал жизненных впечатлений сохраняется в материаль-ных объектах. Подлин­ная реальность, с его точки зрения, содержится у нас в душе.