Файл: Образовательная программа магистратуры Государственная служба и кадровая политика Кафедра экономических и социальногуманитарных наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В рамках ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)», которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 (далее -ФЦП «Электронная Россия») отражена концепция «Электронного государства», которое вносит значительные изменения в процесс взаимодействия государства с населением с целью обеспечения более эффективных и результативных взаимоотношений. Основа этого взаимодействия - высокий уровень открытости государственной информации, расширение объема предоставляемых сведений, которую государственные органы обязаны обнародовать в информационно телекоммуникационных сетях, и в первую очередь в сети Интернет. Технические возможности сети Интернет позволили сделать официальные сайты весьма эффективным инструментом для обеспечения качественного взаимодействия государственных органов с гражданами, оптимальным, быстрым и экономным способом распространить информации о деятельности органов власти и довести государственные планы по решению социально значимых проблем до общественности.

Внедрение в общественные процессы концепции «электронного правительства» происходит с целью:

- Предоставления услуг для граждан в оперативном виде с помощью сети Интернет. Данная система позволяет не только предоставлять услуги через Интернет. Не принуждая граждан стоять в длинных очередях, организации могут предложить гражданам дополнительные услуги и возможности. Население, общественные объединения и организации могут совершать различные операции в одном месте в режиме 24 часа в сутки и 7 дней в неделю21;

- Преодоления информационного неравенства. Государственные органы власти могут обеспечить возможность использовать новые технологии населением с низким заработком, а также организовать возможность повысить уровень знаний в использовании компьютеров, особенно для людей с ограниченными возможностями и пожилых. Этого можно добиться с помощью использования различных способов и методов;

- Организации обучения в любых условиях, при любых ситуациях. Обучение должно основываться на желание, а не на отсутствии возможности, связанной с низкой материальной базой гражданина, или какими-либо физическими дефектами. Этого можно добиться с помощью электронного обеспечения, которое получило свое широкое распространение в развитых странах (knowledge workers);

- Построения результативных отношений власти и граждан. Предоставляемые государством услуги должны учитывать индивидуальность конкретного потребителя, это можно организовать с помощью использования новых информационно-коммуникативных технологий. Граждане, ощущая индивидуальную заботу к каждому начинают больше доверять государственному аппарату и относиться к органам власти с уважением;


- Разработки законов, которые будут отвечать современным требованиям и учитывать особенности стремительного внедрения инновационных технологий в информационное пространство. Развивающееся информационное общество требует от законодательных органов власти решения разнообразных важных проблем: конфиденциальность, возможность идентификации личности, вопросы юрисдикции в киберобласти, защита персональных данных граждан, организация налоговых платежей электронными коммерческими фирмами, а также виртуальная преступность и виртуальный терроризм. Государственная Дума должна учитывать все особенности информационного общества при создании законодательства, сохраняя равновесие между необходимым развитием Интернет технологий и защитой прав и свобод граждан.

- Создания такой формы правления, при которой граждане максимально могли бы участвовать в процессе разработки и принятия управленческих решений. Информатизация и автоматизация органов государственной власти в итоге приведут к образованию «прямой демократии» (без многочисленных посредников и звеньев).

Далее рассмотрим возможные перспективы для граждан при использовании государственных электронных информационных ресурсов.

Граждане ожидают от органов государственного управления действий, свойственных коммерческим организациям. Так, например, в США и других развитых странах граждане покупают билет на самолет, билет в театр в Интернете, могут также продлить регистрацию автомобиля или заплатить налоги через глобальную сеть. При таких возможностях нет необходимости создавать режим предоставления государственных услуг в режиме 24 часа 7 дней в неделю. Граждане хотят пользоваться государственными услугами из собственного дома или офиса в любое время суток без ограничений, а единственным средством для получения услуг должен стать мобильный телефон или компьютер.

Граждан не интересует, какой именно чиновник отвечает за предоставление той или иной услуги, лишь качество и оперативность должны заботить население.

За счет веб-порталов и электронных магазинов, через которые граждане имеют доступ к Интернету, можно создать единый интерфейс для всех государственных структур, скрыв многоступенчатую внутреннюю структуру органа власти.


Все эти нововведения позволят населению более активно принимать участие в процессе принятия управленческих решений, организовать диалог с властью, получить доступ к публичной информации, государственным документам и сведениям.

Если у человека нет времени обратиться по возникшей проблеме в государственный орган власти, он может направить электронное обращение, а также поучаствовать в дискуссии на сайтах государственных структур в Интернете.

Электронное правительство — способ предоставления информации и предоставления уже устоявшегося набора государственных услуг гражданам, коммерческим организациям, другим государственным структурам и государственным чиновникам, при котором нет необходимости лично общаться с заявителем, а отправить всю необходимую информацию для гражданина посредством сети Интернет.

Цель создания и усовершенствования электронного правительства состоит в том, чтобы не заменить государственных служащих или государственные структуры, а сделать диалог между властью и обществом максимально удобным и результативным .

В скором будущем электронное правительство «одного окна» будет менее актуально, чем в нынешнее время. Эта тенденция связана с интенсивным развитием социальных сетей Web 2.0. Данные технологии значительно расширяют способы государственной (политической) коммуникации и позволяют развить новые виды взаимодействия органов власти и граждан (бизнеса).

Создание электронного правительства подразумевает разработку государственными структурами официальных сайтов в сети Интернет, которые должны функционировать бесперебойно. Государственные сайты должны содержать хотя бы минимальный объем информации (общие сведения о самом государственном органе, о его структуре, полномочиях, нормативно-правовые акты, конкурсы и вакансии), определенный комплект веб-серверов и возможность обмена информацией с другими органами государственной власти.

«Электронное правительство» выполняет следующие задачи:

• усовершенствование и упрощение для граждан процесса предоставления государственных услуг населению и бизнесу;

• обеспечение функционирования диалога власти и общества;

• возможность самообслуживания граждан в вопросах получения

государственной информации;

• уменьшение воздействия факторов географического местоположения и физических дисфункций граждан.

Развитие «электронного правительства» имеет цель обеспечить наиболее эффективное и менее затратное государственное управление, а также изменение вектора взаимодействия между обществом и властью. В итоге это приведет к становлению реальной демократии и повышению ответственности государственных служащих перед гражданами.


Но, несмотря на положительные стороны становления «электронного правительства», существует ряд проблем, которые могут значительно снизить положительный эффект от применения этого инновационного продукта23.

Первая и весьма масштабная проблема - доступность компьютеров и сети Интернет. Это неравенство связано и с географическими особенностями проживания некоторых граждан нашей страны (крайний Север), и с низким уровнем дохода определенных слоев населения.

Следующая проблема - компьютерная безопасность. Можно выделить 6 слабых областей :

1. Управление программой безопасности;

2.Контроль за доступом к информационным ресурсам;

3.Контроль техническим обслуживанием программного обеспечения;

4.Четкость распределения обязанностей по оперативному контролю над системами;

5.Четкость и ясность в вопросах преемственности служб.

Возможность совершения мошенничества и нецелевого использования сведений закрытого характера в официальных электронных ресурсах вызывает тревогу в государственных структурах.

Третья масштабная проблема - проблема конфиденциальности, которая напрямую связана с информационной безопасностью.

Мировой опыт внедрения и функционирования «электронного государственного управления» показывает всю необходимость обеспечения охраны данных, так как государственные услуги предоставляются в электронном виде. Как следствие, может возникнуть проблема разглашения или незаконного использования охраняемой важной информации.

Активное использование сети Интернет для получения государственных услуг гражданами в режиме онлайн, предоставления доступа к различной государственной информации порождает ряд организационно-технических вопросов, связанных с тем, какую информацию необходимо выкладывать на информационных ресурсах сети, чтобы не нанести вред государству, коммерческим структурам и гражданину. По мнению специалистов в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, существующий уровень защиты данных не в полном объеме соответствует потребностям граждан и государства.

Для ограничения распространения некоторых данных во всех государствах мира существует ряд законодательных актов, запрещающих или ограничивающих круг их распространения. В России приняты федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О государственной тайне», «О персональных данных».

Кроме того, для регулирования способов предоставления информационных ресурсов в современном государстве была принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, направлена на развитие Концепции национальной безопасности Российской Федерации в сфере информационной открытости. Среди указанных в Доктрине рисков в области информационной безопасности России основными с позиции обеспечения открытости государственной власти путем создания электронных государственных услуг являются:


- противодействие реализации обществом своих прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, обозначенных в Конституции Российской Федерации;

- нерациональный, необоснованный запрет доступа к общественно необходимым сведениям;

- ненадлежащее исполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и лично гражданами требований норм законодательства, регулирующих отношения в информационной среде;

- незаконное ограничение доступа граждан к открытой официальной информации как федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов РФ;

- несоблюдение законных прав граждан на свободное распространение информации.

С учетом повышения актуальности внедрения технологий электронного государственного управления, о чем неоднократно упоминал в своих выступлениях Президент РФ, в нынешнее время необходимо уделить внимание вопросу о сохранности важной информации, связанной с массовым внедрением технологии электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП). Без внедрения и использования ЭЦП предоставление электронных государственных услуг практически невозможно и даже потенциально опасно с позиции сохранности, достоверности передаваемых сведений и адресности оказания государственных услуг обществу.

В анализируемой проблеме имеется очень важный аспект. Тенденция внедрения электронного документооборота в нашей стране предусматривает его сочетание с классическим бумажным документооборотом. Современные информационные системы, несомненно, являются существенным каналом утечки информации при отсутствии надлежащих мер защиты. Однако при этом не следует упускать из виду и другой весьма опасный канал утечек. Можно привести немало примеров инцидентов с бумажными носителями конфиденциальной информации, поэтому следует уделить внимание внедрению в организациях и учреждениях отлаженных механизмов учета, хранения, обработки, накопления и уничтожения критически важной информации на бумажных носителях.

Проведенное Институтом развития свободы информации в 2010 г. исследование выявило, что содержание публикуемой на официальных сайтах органов власти информации не в полном объеме отвечает требованиям законодательства и потребностям граждан. Но результаты мониторинга в 2011 г. показали, что ряд федеральных ведомств учел замечания экспертов института и качество многих интернет-страниц заметно улучшилось. Возможно, свою роль сыграло также то, что после открытия почти всеми федеральными органами исполнительной власти своих представительств в Интернете в 2010 г. появилась возможность заняться их наполнением социально значимой информацией. В то же время сравнительный анализ результатов 2010 и 2011 гг. показал, что качество сайтов пятерки лидеров существенно не изменилось.