Файл: Образовательная программа магистратуры Государственная служба и кадровая политика Кафедра экономических и социальногуманитарных наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Информационная открытость - организационно-правовая характеристика деятельности любого элемента социального взаимодействия, обеспечивающая возможность получать необходимый объем сведений о структуре, задачах и функциях.

По данным всероссийского опроса, можно сделать вывод, что граждане, выступая за правовое и демократическое государство, верховенство закона, рассматривают это одновременно как необходимое условие существования. Причем под демократией, наряду с регулярными выборами (57,3%), они подразумевают также участие граждан в принятие решений органами власти (54,4%), открытость органов власти (59,7%), гражданские инициативы (42%), контроль со стороны общества за деятельностью властных структур (применительно к госслужбе за это высказались 56,4% респондентов) .

Для большинства граждан низкий уровень политической свободы, невозможность беспрепятственно высказывать свое мнение по острым политическим вопросам приводит к резкому снижению политического доверия населения властным структурам. В современной России различные социологические исследования демонстрируют низкий уровень доверия граждан практически ко всем властным структурам (Схема 3).



Схема 3.

Важно отметить что при низком уровне доверия к властным структурам высок уровень доверия Президенту РФ В.В. Путину. Для граждан В.В. Путин, в отличие от своих предшественников,- это президент, который обеспечивает стабильное развитие и новый курс реформ в стране. В рейтингах российских авторитетных политиков В.В. Путин занимает первое место. Отмечается рост доверия основным политическим институтам: для президента — с 53% (2021) до 80% (2022), для правительства — с 33% (2021) до 55%, для Госдумы и Совета Федерации — с 25% (2021) до более чем 40% (2022).

Государство считает необходимым создать условия, при которых предоставляется «право граждан свободно искать», но не «свободно получать» сведения и официальную информацию. В первоначальном варианте правительство представляло № 8-ФЗ «О доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в котором подробно описывалась процедура запроса государственной информации, в том числе указывались основания для отказа в предоставлении информации. Фактически данный проект закона предусматривал доступ граждан только к той информации, которую определят сами государственные служащие.


Запрашиваемые государственные сведения могут предоставляться как бесплатно, так и за определенную плату, если объем документов превышает размер, определенный правительством России. Контролировать данный процесс будут сами государственные служащие - «уполномоченные должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления». Кроме того, в законе № 8-ФЗ предусмотрено, что в случае невозможности предоставления информации в запрашиваемой форме документированная информация предоставляется в той форме, в какой она имеется в государственном органе или органе местного самоуправления». Эта оговорка указывает на то, что официальный ответ любого государственного служащего может содержать минимальную смысловую составляющую, что, по сути, для адресата не имеет никакой практической ценности.

Открытость власти невозможна без диалога с общественностью, который помогает повысить качество управленческого процесса, уменьшить вероятность ошибок, а если они все-таки были допущены –максимально быстро устранять их (или последствия, возникшие в результате ошибки). Эффективность деятельности органов государственного управления в большой степени определяется доверием населения, которое напрямую зависит от ее репутации среди общественности.

Информационная прозрачность деятельности государственной власти всех уровней должна обеспечивать реальную доступность для граждан информации о принимаемых ими решениях, о текущих итогах их деятельности.

Основной признак открытости - публичность парламентариев, государственных служащих. Требует особого внимания то обстоятельство, что одной из главных проблем, препятствующих стабильному развитию нашего государства граждане считают те обстоятельства, которые противостоят открытости - бюрократизм и коррупцию. Закрытость сведений о деятельности чиновников связана, во-первых, с принятием неправовых решений, а во-вторых, с нарушением требований законодательных норм.

Найти баланс соотношения секретности (тайны определенных сведений) и открытости - главная цель законодателей. Информация, которая не относится к государственной тайне (или к информации ДСП), должна быть доступной и предоставляться каждому гражданину в любой точке государства.

Обеспечение информационной открытости органов государственной власти напрямую связана с качеством работы органов государственного управления, которое включает в себя следующие составляющие:

1. Качественное повышение уровня прозрачности деятельности государственных структур;


2. Снижение необоснованного государственного контроля для граждан;

3. Обеспечение полноценной доступности к государственным сведениям для граждан.

Качественное государственное управление может искоренить коррупцию среди чиновнического аппарата, а также достичь задачи, сформулированные в рамках административных реформ.

Полноценное раскрытие информации обеспечивает стремительный рост прозрачности органов государственной власти. Эффективно функционирующая система, обеспечивающая раскрытие информации уменьшает возможности развития коррупции и злоупотреблений своими полномочиями государственных служащих, лишая возможности чиновников, которые ответственны за сбор и хранение информации, сделать её объектом торга. Кроме того, доступность информации исключает необходимость длительного поиска сведений или долговременной переписки с государственными органами.

Открытость государственных сведений предполагает раскрытие:

- информации, которая отражает итоги и результаты деятельности органов государственной власти (разработка и принятия нормативно- правовых актов);

- всей информации, описывающей структуру и регламенты органов государственной власти.

На уровень открытости власти также влияют периодические выступления чиновников в средствах массовой информации и размещение определенной информации на общедоступных сайтах органов власти, организация во всех властных структурах личных приемов граждан чиновниками.

Население оценивает свою информированность о том, чем занимаются сейчас органы власти, невысоко. 12,2% полагают, что «знают все, что необходимо знать», 65,1% «имеют некоторое представление», 17,5% «совсем ничего не знают», 5,2% затрудняются ответить. Открытость решений и действий органов власти для граждан как «достаточную» оценивают 7,1% респондентов, как частичную - 49% .

То есть в целом больше половины опрошенных граждан уровень и масштабы этой открытости устраивают. В то же время 48,3% людей считают, что решения и действия властей не могут рассматриваться как открытые. С последним обстоятельством связан тот факт, что многим людям не понятны цели и смысл политики властей 32.

Такое противоречие является крайне интересным, так как именно открытость власти есть необходимое условие для построения гражданского общества.

Согласно полученным данным, причинами недостаточного взаимопонимания между органами власти и общественными организациями являются:

- во-первых, неготовность чиновников и общественных организаций к ведению продуктивного диалога и сотрудничеству;


- во-вторых, отсутствие необходимых организационных, правовых и информационных условий для эффективного взаимодействия - 43%, несовершенство правовой базы - 37%, недостаток информации, коммуникации - 36%, отсутствие финансирования - 27% (сумма ответов не равна 100%, так как по методике проведения опроса можно было выбрать несколько вариантов)34.

Представляется интересной та позиция, которую занимают по отношению к открытости сами служащие. Обобщая данные социологических исследований, проводимых Социологическим центром РАГС в 2010 году, можно выявить следующую тенденцию: большинство не только осознают недопустимость низкого уровня открытости информации о деятельности властных структур, но и имеют представление о мерах, которые помогут решить эти проблемы. В то же время принцип открытости, прозрачности аппарата многие понимают скорее, как простое информирование, «доведение до сведения граждан» принятых решений, но не как необходимое условие совместных усилий по решению возникающих проблем .

По результатам исследования можно сделать вывод о том, что выявленная ситуация носит двойственный характер. С одной стороны, очевидно, что органы власти осознают и признают важность и необходимость диалога с населением, с другой же - обозначается ряд проблем, требующих внимания, так как без их разрешения вряд ли возможно конструктивное взаимодействие. Особого внимания требует анализ формирования доверия населения в России в целом и в органах местной власти в частности.

Понятие «доверие» характеризуется как способность человека, группы, и населения в целом (субъект доверия) добровольно предоставить другому человеку, социальной группе (объекту доверия) ценностные и общественно значимые свойства, направленные на обеспечение прав и свобод, стабильность и безопасность существования. Будучи в основном категорией, отражающей особенности межличностных и нравственных отношений, доверие в обществе выступает как основа формирования именно гражданского доверия, которое включает в себя экономические, политические, социальные и духовные компоненты.

В обществе доверие выполняет следующие функции:

• Упорядочение. Доверие (и недоверие) является главным фактором, который регулирует, мотивацию личности, фиксируя конкретное отношение человека к происходящим в обществе процессам;

• Редукция. Доверие закрепляет те стороны социально признанного (данным субъектом), на основе которых создаются и развиваются конкретные и специализированные системы сознания и целенаправленная деятельность;


• Организация. Доверие устанавливает в гражданском сознании и общественной культуре определенные целевые установки и систему оценок, императивы и запреты, задачи и планы, которые выражаются в форме нормативных представлений. В области государственной власти доверие укрепляет диалог между государственными служащими и гражданами;

• Репродуцирование. Сформировавшееся доверие, процесс строительства отношений между субъектом и объектом управления, основанный на этом доверии, закладывает основу для развития дальнейшего диалога. Существование недоверия к властным структурам в демократических государствах объясняется объективным несовершенством любого государственного устройства, ведь даже в самом демократическом государстве невозможно гарантировать абсолютный приход к власти только честных, добропорядочных чиновников.

Детерминация общественного доверия населения к государственным структурам обусловлена причинами нравственного, социального, экономического, политического, эмпирического и психологического порядка. Способ возникновения, формирования и развития общественного доверия к органам государственного управления у граждан представляет собой многогранную систему их взаимоотношений в решении важных и актуальных социальных проблем. Данный способ основан на политических, экономических, собственно социальных, правовых и психологических элементах деятельности.

Анализируя опыт общественного развития развитых стран и России, можно сделать вывод о том, что главными социальными проблемами являются трудности, угрозы и необоснованные риски, которые порождаются негативными процессами и критическими ситуациями социального и природного характера: безработицей, инфляцией, тяжелыми болезнями, утратой трудоспособности, большим количеством несчастных случаев, вооруженными конфликтами и крупными террористическими актами, ростом преступности, а также стихийными бедствиями . Разрешением указанных социальных проблем призвана заниматься государственная власть, в том числе посредством работы с населением и налаживания эффективного диалога с обществом.

Социальная работа с гражданами предполагает практическую реализацию диалога власти и населения для общественного обеспечения и обслуживания, защиты и адаптации, помощи и поддержки, обеспечение возможности реабилитации нуждающихся в этом граждан. Основными задачами социальной работы с гражданами являются: социальное обеспечение и обслуживание всех категорий населения, защита и поддержка нуждающихся в этом слоев населения, общественная профилактика.