Файл: Место под титульный.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Старшеклассники участвовали в акциях «Каждой малышке по книжке», «Игрушка», «Наш уютный двор», «Ветеран рядом», «Помоги пожилым людям», «Тропа здоровья», а также в организации развлекательных и поздравительных мероприятий для пожилых людей, организации игр и конкурсов для младших школьников.

Благотворительная деятельность учащихся старших классов с пожилыми людьми проходила в виде акции «Помоги пожилым людям». Со старшеклассниками обсуждался вопрос, с кем бы они хотели взаимодействовать, какие группы людей в наибольшей степени нуждаются в помощи и в их поддержке. Большинство испытуемых сказали, что пожилые люди нуждаются в поддержке и внимании и именно они являются наиболее опытными и умными. В связи с этим было выбрано указанное направление.

Был проведен опрос, который помог выявить основные проблемы, существующие у пожилых людей. Всего было опрошено 9 пожилых людей.

Поводя итог соцопросу, мы увидели две проблемы, которые существуют у пожилых людей: состояние здоровья и нехватка общения. Поскольку первую проблему мы не в состоянии устранить, то вторую, мы можем попробовать решить посредством благотворительной деятельности. Суть этого направления заключается в бескорыстной помощи пожилым людям. По данному направлению деятельность старшеклассников была организована таким образом: по желанию ребята систематически навещали пожилых людей, проводили развлекательные и поздравительные мероприятия, помогали с декоративным оформлением одежды, совместно изготавливали изделия декоративно – прикладного творчества, занимались совместным чтением художественной литературы, а так же делились своими успехами и проблемами друг с другом. Так же помогали бабушкам и дедушкам, которые живут одни и нуждаются в помощи (вынесли мусор, сходили в магазин и др.)

Благотворительная деятельность старшеклассников в детском доме проходило в виде акции «Выходной день сиротам». Учащиеся с детьми проводили различные игры. Результатом участия в акциях «Каждой малышке по книжке», «Игрушка» старшеклассниками были собраны детские книжки и игрушки, которые им самим уже не нужны.

Приобщение учащихся старших классов к благотворительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении осуществлялось следующим образом. Старшеклассники помогали воспитателям заниматься с детьми. Совместно с нами учащиеся устраивали для детей воспитательные и развлекательные мероприятия. Благодаря этому направлению старшеклассники начинают с пониманием относиться друг к другу.
Стараются больше помогать, поддерживать своих товарищей. Если возникают трудности, то ребята с радостью помогали в их решении. Общее дело их еще больше сплачивает.

В ходе организации пятого раздела программы - проводилась рефлексия. Учащиеся по очереди высказывали свою точку зрения по пройденному мероприятию, затрагивали важные вопросы, такие как:

  • понравилось ли проведенное мероприятие?

  • какой вклад лично я внесла, / внес в данное дело?

  • какие эмоции я ощущал, / ощущали во время проведения дела?

При проведении рефлексии мы учитывали то, чтобы каждый старшеклассник высказался, так как мнение каждого очень важно.

На первый вопрос большая часть испытуемых (7 человек) ответила, что им понравились проведенные мероприятия. По их мнению, им было весело, с большим удовольствием общались с пожилыми людьми, особенно понравились проведенные акции «Каждой малышке по книжке», «Игрушка» с детьми сиротами, потому что они понимали, что у них нет папы и мамы, и детям не кому купить книжки и игрушки. И только 3 испытуемым не понравились проведенные мероприятия. Выразили свое мнение тем, что они больше уставали при подготовке развлекательных мероприятий, у них не оставалось времени на личные дела.

На второй вопрос 3 испытуемых ответили, что они помогли воспитателям в организации проведении игр с детьми в детском саду, собрали книжки и игрушки для детей-сирот. 2 испытуемых ответили, что они помогли пожилым людям: вынесли мусор из дома, сходили в магазин. 5 испытуемых ответили, что собрали книжки, игрушки для детей-сирот, пожилым людям вынесли мусор, сходили в магазин, сделали уборку в доме. В детском саду играли с детьми, когда воспитатель был занят. 2 испытуемых отремонтировали стулья у пожилых людей, помогли по хозяйству с животными.

На вопрос, «какие эмоции я ощущал, / ощущали во время проведения дела?» большинство учащихся ответили, что при проведении мероприятий, акций они чувствовали важность и нужность обществу, испытывали радость в общении с пожилыми людьми, с детьми-сиротами, но в тоже время учащимся было жалко детей, которые остались без родителей.

По мнению старшеклассников, такие мероприятия важны для деревни, побольше бы создали волонтерских отрядов в школе, которые бы занимались по разным направлениям (борьба с алкогольной зависимостью, с табакокурением, с наркоманией; помощь социально-незащищенным слоям населения; проведение экологических мероприятий и др.).


Таким образом, можно сделать вывод, что наибольшей части испытуемых понравились проведенные мероприятия, акции совместно с нами.

После формирующего этапа эксперимента нами был проведен контрольный этап эксперимента, с целью выявления эффективности реализованных нами условий по приобщению учащихся старших классов к благотворительной деятельности.

На этом этапе была проведена повторная диагностика уровня готовности учащихся старших классов к благотворительной деятельности в экспериментальной и контрольной групп.

На этом этапе были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Для исследования мотивационного критерия мы использовали методику «Дигностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере»О.Ф. Потемкиной.

Количественный анализ результатов методики «Дигностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» показал, что в экспериментальной группы у 8 испытуемых (80%) была выявлена альтруистическая установка, желание помочь людям, у 2 испытуемых (20%) была выявлена эгоистическая тенденция. В контрольной группе результаты не изменились.

Качественный анализ методики показал, что

испытуемые, у которых была выявлена альтруистическая установка, имеют установку на то, чтобы действовать, прежде всего, на пользу другим, часто в ущерб себе (и делу). Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Такие люди могутбыть весьма опасны для себя и окружающих, когда начинает самоотверженно «загонять» человечество (или просто семью или группу) в счастье.

Испытуемые, у которых была выявлена эгоистическая тенденция, сосредоточены в основном на своих личных интересах. Это не обязательно означает, что их интересы сводятся к материальной выгоде - просто при принятии решений они весьма серьезно учитывает то, как их последствия отразятся на нем лично.

Для оценивания результатов по когнитивному критерию использовался метод анкетирования учащихся старших классов.

Результаты анкетирования оказались следующими: в контрольной группе результаты не изменились. В экспериментальной группе 5 человек (50%) знают цель создания волонтерского отряда, 1 человек (10%) стремится помогать людям, у 2 человека (20%) имеют желание взаимодействовать с учителями и воспитателями и 2 испытуемых (20%) имеют желание постоянно развиваться и расти в трудовой деятельности.


Для исследования технологического критерия нами была использована методика «Акт добровольцев», составителем которой является Л. В. Байбородова.

Перед началом эксперимента мы побеседовали с испытуемыми контрольной и экспериментальной групп. Начинали свою беседу со слов: «Ребята, хотите поучаствовать в мероприятии посвященному празднованию Дня пожилого человека! Приглашаю всех желающих принять участие в мероприятии, которое состоится 1 октября в 14.00 часов в актовом зале».

На данное предложение откликнулось 8 человек контрольной группы, что составляет 80% от общего числа испытуемых и 7 человек экспериментальной группы (70%). По результатам можно сделать вывод о том, что испытуемые контрольной группы наиболее заинтересованы в создании волонтерского отряда.

Для исследования рефлексивного критерия мы использовали методику определения индивидуальной меры рефлексивности (А. В. Карпов, В. В. Пономарева).

По результатам данной методики выяснилось, что в контрольной группе показатели не изменились. В экспериментальной группе 6 испытуемых (60%) имеют высокий уровень развития рефлексии (у них преобладает рефлексия рассмотрения будущей деятельности, на втором месте находится рефлексия настоящей деятельности, затем, на третьем месте ретроспективная рефлексия деятельности и на последнем месте находится рефлексия общения и взаимодействия); 4 испытуемых (40%) имеют средний уровень развития рефлексии (у 3 испытуемых (30%) преобладает такой вид рефлексии как – рефлексия общения и взаимодействия, на втором месте находится ретроспективная рефлексия настоящей деятельности, на третьем и на четвертом соответственно рефлексия будущей деятельности и рефлексия настоящей деятельности, рефлексия; у 1 испытуемых (10%) преобладает такой вид рефлексии как рефлексия настоящей деятельности, рефлексия будущей деятельности находится на втором месте, затем следует ретроспективная рефлексия деятельности и на последнем месте находится рефлексия общения и взаимодействия). И 1 испытуемый (10%) имеет низкий уровень развития рефлексии.

Итак, на основании результатов контрольного этапа эксперимента мы отнесли детей к одному из уровней готовности учащихся старших классов к благотворительной деятельности.


К высокому уровню готовности к благотворительной деятельности мы отнесли 2 испытуемых (20%) контрольной группы и 5 испытуемых (50%) экспериментальной группы. У старшеклассников с таким уровнем имеются мотивы деятельности, присутствует познавательный интерес и осознание личностно-значимого смысла осуществления добровольческого труда; эти испытуемые знают цели, задачи, способы осуществляемой волонтером деятельности, методы работы с определенными категориями населения и группами благополучателей; у старшеклассников имеются умения, необходимые для успешного выполнения добровольческого труда; у них сформированна рефлексивная позиция, позитивное восприятие самого себя.

К среднему уровню мы отнесли 4 испытуемых (40%) контрольной группы и 4 испытуемых (40%) экспериментальной группы. У этих учащихся есть мотивы деятельности, познавательный интерес, они не осознают личностно-значимого смысла осуществления добровольческого труда; старшеклассники знают цели, задачи, способы осуществляемой волонтером деятельности, но не знают методы работы с определенными категориями населения и группами благополучателей; у них присутствуют умения, необходимые для успешного выполнения добровольческого труда, но не сформирована рефлексивная позиция, позитивное восприятие самого себя.

К низкому уровню мы отнесли 4 испытуемых (40%) контрольной группы и 1 испытуемого (10%) экспериментальной группы. У этих испытуемых отсутствуют мотивы деятельности, познавательный интерес, не осознают личностно-значимый смысл осуществления добровольческого труда; не знают целей, задач, способов осуществляемой волонтером деятельности и не знают методов работы с определенными категориями населения и группами благополучателей; у них отсутствуют умения, необходимые для успешного выполнения добровольческого труда и несформированность рефлексивной позиции, позитивное восприятие самого себя отсутствует.

Результаты наглядно представлены в таблице 2 и на рис.2.
Таблица 2

Результаты констатирующего этапа эксперимента

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Кол-во детей

Результаты (%)

Кол-во детей

Результаты (%)

Высокий уровень

2

20

5

50

Средний уровень

4

40

4

40

Низкий уровень

4

40

1

10