ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты приобщения учащихся старших классов к благотворительной деятельности
1.1 Понятие «волонтерство» и «благотворительная деятельность» в психолого-педагогической литературе
1.2 Специфика и содержание благотворительной деятельности учащихся старших классов
1.3 Условия приобщения учащихся старших классов к благотворительной деятельности
2.1 Диагностика уровня готовности учащихся старших классов к благотворительной деятельности
2.2 Реализация условий приобщения учащихся старших классов к благотворительной деятельности
МЕСТО ПОД ТИТУЛЬНЫЙ
Содержание
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты приобщения учащихся старших классов к благотворительной деятельности 6
1.1 Понятие «волонтерство» и «благотворительная деятельность» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Специфика и содержание благотворительной деятельности учащихся старших классов 10
1.3 Условия приобщения учащихся старших классов к благотворительной деятельности 16
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по приобщению учащихся старших классов к благотворительной деятельности 22
2.1 Диагностика уровня готовности учащихся старших классов к благотворительной деятельности 22
2.2 Реализация условий приобщения учащихся старших классов к благотворительной деятельности 30
Заключение 40
Список использованных источников 42
Введение
Приобщение учащихся старших классов к благотворительной деятельности является значимым фактором развития общества. Волонтерство (добровольчество) располагает огромным воспитательным потенциалом. Идеи солидарности, безвозмездности, равенства, отказа от насилия, пропагандируемые добровольцами, становятся все более популярными в мире. волонтерство педагогический учащийся добровольчество
В реальной жизни молодые люди нередко сталкиваются с социальной несправедливостью и встают перед выбором: пройти, сделать вид, что ничего не заметили, или попытаться помочь разрешить ситуацию. Многие подростки, занятые в волонтерском движении, уже сделали свой выбор, поняв, что они в силах изменить мир в лучшую сторону. С моральной и этической точки зрения у человека нет другого выбора, кроме как приложить определенные усилия и преодолеть возникшие проблемы. И главная задача направлена на развитие у подростков основ нравственного воспитания, чувства
ответственности за будущее своей страны, за привитие им моральных качеств, возрождение в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и других важных ценностей, лежит в основе приобщения молодежи к благотворительной деятельности.
Эта тема приобретает актуальность, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке. У многих людей помощи со стороны близких родственников не оказывается, и поэтому они нуждаются в посторонней помощи, которую им могут оказать волонтеры. Волонтеры по собственному желанию делятся своим временем, энергией, навыками и знаниями для того, чтобы помочь другим людям или окружающей среде без какой – либо материальной выгоды. Каждому хочется верить в то, что работа, которую он выполняет, является очень важной, даже если она очень простая.
Тем не менее, мы не можем сказать, что значительная часть российской молодежи задействована в благотворительной деятельности. К сожалению, волонтерство не перетекает за рамки узкого круга людей. На наш взгляд это происходит потому, что сегодня у молодежи сложилось ложное представление о благотворительности, подростки не испытывают доверия к благотворительным организациям. У большинства молодых людей отсутствуют знания о плюсах и минусах участия в благотворительной деятельности. И это объясняется, скорее всего, слабой информированностью. Большинство молодых людей считают, что нужно иметь хоть какие-то материальные средства для того, чтобы помочь нуждающимся, а ведь это совсем не так. Не все понимают, и в этом не их вина, что помощь совсем не обязательно должна сводиться к деньгам. Конечно, есть и материальная помощь, она необходима, но суть волонтерства заключена не только в ней.
Таким образом, сегодняшний день можно назвать первой ступеней в развитии благотворительной деятельности в нашей стране. Наличие большого количества благотворительных организаций еще не свидетельствует о том, что в России в достаточной степени развито волонтерское движение. Но среди существующих благотворительных организаций, значительное место занимают молодежные.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия приобщения учащихся старших классов к благотворительной деятельности.
Объект исследования - процесс приобщения учащихся старших классов к благотворительной деятельности.
Предмет исследования - условия приобщения учащихся старших классов к благотворительной деятельности.
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы приобщения учащихся старших классов к благотворительной деятельности и выявить понятия «волонтерство» и «благотворительная деятельность» в психолого - педагогической литературе.
2. Выявить специфику и содержание приобщения учащихся старших классов к благотворительной деятельности.
3. Выявить и экспериментально проверить условия приобщения учащихся старших классов к благотворительной деятельности.
Методологической и теоретической основой исследования являются взгляды современных исследователей в области добровольчества таких как: Л.А.Кудринская, Н.Ф. Маслова, А.В. Мудрик, А.В.Моров, В.А. Никитин, А.И. Остроухова, М.М. Плоткин, О.В. Решетников, В.Д. Семенов, Е.И. Холостова, С.С. Шиндаулетова и др.; концепции потребностей А. Маслоу, теории потребностей Ф. Мак-Клелланд, которые располагают мотивации человека в иерархической структуре и отождествляют их с основными потребностями человека.
Глава 1. Теоретические аспекты приобщения учащихся старших классов к благотворительной деятельности
1.1 Понятие «волонтерство» и «благотворительная деятельность» в психолого-педагогической литературе
Для рассмотрения понятия «благотворительная деятельность», необходимо, прежде всего, определить понятия, связанные с благотворительной деятельностью, и дать им определения.
На наш взгляд целесообразно начать с рассмотрения понятия «волонтер».
В «Социологическом энциклопедическом англо-русском словаре» С. А. Кравченко при переводе слово «волонтер» трактуется как «1) доброволец; волонтер; человек, добровольно согласившийся стать испытуемым; 2) человек, безвозмездно выполняющий работу» [17].
В словаре Т. Ф. Ефремовой дается следующие определение понятию «волонтер» — «1. Тот, кто поступил на военную службу по собственному желанию, доброволец; 2. пе-рен. Тот, кто добровольно принимает участие в каком-либо деле» [12].
В «Толковом словаре современного русского языка», волонтер — это тот, кто добровольно участвует в каком-либо деле (обычно новом, трудном, опасном для жизни) [21].
В «Русском синонимическом словаре» К. С. Горбачевича «волонтер — доброволец, охотник, любитель». Доброволец, в свою очередь, «человек, добровольно вступивший в действующую армию; тот, кто добровольно взял на себя какую-нибудь работу» [10].
В «Словаре русских синонимов и сходных по смыслу выражений» Н. Абрамова волонтер — это любитель [1].
По мнению Е. И. Холостовой, волонтеры - это люди, делающие что-либо неформально, работая бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы или сферы социального обеспечения, либо являются членами добровольческих организаций [33].
Российский психолог Н. А. Потапова в своей работе, посвященной волонтерству, пишет: «Волонтеры это люди, привлекаемые к общественно полезным мероприятиям государственными структурами, специалистами или церковью, занятые добровольным и безвозмездным трудом, в свободное от основной деятельности время, направленным на пользу другим людям, организациям и обществу в целом» [28].
Следовательно, волонтерами являются:
- дети среднего школьного возраста, старшие школьники, студенты высших учебных заведений;
- граждане среднего и пенсионного возраста;
- клиенты социальных служб, которые являются участниками программ самопомощи и взаимопомощи;
- родственники клиентов социальных служб;
- профессионалы, которые уделяют свободное от работы время добровольной помощи.
В результате проводимых исследований, выделены основные качества волонтера: общительность, интеллигентность, бескорыстность, сострадание, доброта, образованность, сила воли.
Исследователи И.И. Калачева, Н.И. Никитина, В.Л. Симонович выделяют также следующие качества:
- Умение выслушать человека, расположить к себе, корректность, выдержка, терпение, внимание, сочувствие, сострадание, ответственность и честность.
- Признание равной важности личной и коллективной ответственности.
- Отсутствие личных пристрастий и оценок, компетентность, пунктуальность, внимательность, опрятность, доброжелательность, тактичность.
- Стремление совершенствовать свои знания, умения, навыки.
- Не выходить за рамки обязанностей волонтера, не превышать своих полномочий.
- Умение воздерживаться от создания конфликтных ситуаций.
Далее следует приступить к рассмотрению понятия «волонтерство».
Волонтёрство или волонтёрская деятельность (от лат. voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение [15].
Сегодня термин «волонтерство» рассматривается как форма гражданского участия в общественно полезных делах, способ коллективного взаимодействия и представляет собой эффективный механизм решения актуальных социально-педагогических проблем.
Понятие волонтерство можно рассматривать в широком и в узком смысле. В широком смысле под понятие волонтерство попадает деятельность всех некоммерческих и общественных объединений, под которыми подразумеваются добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившиеся на основе общности