Файл: Место под титульный.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принципиальные основы деятельности ребенка:

  • добровольное включение ребенка в разнообразные виды деятельности;

  • реализация личных способностей ребенка;

  • значимость деятельности ребенка;

  • положительный результат участия в Программе.

Благотворительная деятельность учащихся старших классов может реализовываться в различных формах: акции, проекты, программы и т.д., которые могут носить как краткосрочный, так и долгосрочный характер. Для осуществления волонтерского движения в учреждении образования могут формироваться волонтерские отряды (группы) и создаваться органы самоуправления (школьные советы волонтеров). Вся благотворительная деятельность в организации образования должна быть согласована с руководством школы [2].

Любое поручение ученику должно предполагать действие, к которому он должен относиться с интересом, творчески, с душой, тогда оно расширит познавательный интерес, приучит к принятию самостоятельных решений и нахождению правильных путей к решению того дела, к которому ученик приступает.

Таким образом, условиями приобщения учащихся старших классов к благотворительной деятельности являются:

- формирование у учащихся старших классов потребности к общественно – полезному труду;

- создание ситуаций стимулирования и мотивация деятельности старшеклассников;

- разработка и реализация программы волонтерского движения старшеклассников;

- сотрудничество субъектов образовательной деятельности;

- использование разнообразных форм организации благотворительной деятельности.

В своем исследовании мы будем реализовывать следующие условия приобщения учащихся старших классов к благотворительной деятельности:

- наличие определенной программы по приобщению учащихся старших классов к благотворительной деятельности.

- использование разнообразных форм организации благотворительной деятельности (акции; развлекательные и поздравительные мероприятия).

Опытно-экспериментальное исследование по приобщению учащихся старших классов к благотворительной деятельности будет рассмотрено в следующей главе.



Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по приобщению учащихся старших классов к благотворительной деятельности

2.1 Диагностика уровня готовности учащихся старших классов к благотворительной деятельности



Целью опытно-экспериментального исследования являлась проверка эффективности условий приобщения учащихся старших классов к благотворительной деятельности.

Исследование осуществлялось на базе школы. В эксперименте принимали участие учащиеся двух 10 классов в составе 10 человек, в каждом классе. Всего 20 человек.

Опытно-экспериментальное исследование проходило в три этапа:

  1. Констатирующий этап эксперимента, целью которого является выявление исходного уровня готовности учащихся старших классов к благотворительной деятельности.

  2. Формирующий этап эксперимента, цель – повысить уровень готовности учащихся старших классов к благотворительной деятельности.

  3. Контрольный этап эксперимента, целью которого является выявить, повысился ли уровень готовности учащихся старших классов к благотворительной деятельности на формирующем этапе эксперимента.

Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление исходного уровня готовности учащихся старших классов к благотворительной деятельности.

Для этого нами были использованы следующие критерии и показатели, выделенные Н.В. Попович [26].

  • мотивационный критерий (наличие мотивов деятельности, познавательного интереса и осознание личностно-значимого смысла осуществления добровольческого труда);

  • когнитивный критерий (знания целей, задач, способов осуществляемой волонтером деятельности, методов работы с определенными категориями населения и группами благополучателей);

  • технологический критерий (наличие умений, необходимых для успешного выполнения добровольческого труда);

  • рефлексивный критерий (сформированность рефлексивной позиции, позитивное восприятие самого себя).


На основе названных выше показателей были выделены 3 уровня готовности учащихся старших классов к благотворительной деятельности.

Высокий уровень: наличие у старшеклассника мотивов деятельности, познавательного интереса и осознание личностно-значимого смысла осуществления добровольческого труда; старшеклассник знает цели, задачи, способы осуществляемой волонтером деятельности, методы работы с определенными категориями населения и группами благополучателей; наличие у старшеклассника умений, необходимых для успешного выполнения добровольческого труда; у старшеклассника сформированна рефлексивная позиция, позитивное восприятие самого себя.

Средний уровень: наличие у старшеклассника мотивов деятельности, познавательного интереса и не осознание личностно-значимого смысла осуществления добровольческого труда; старшеклассник знает цели, задачи, способы осуществляемой волонтером деятельности, но не знает методы работы с определенными категориями населения и группами благополучателей; наличие у старшеклассника умений, необходимых для успешного выполнения добровольческого труда, но не сформированна рефлексивная позиция, позитивное восприятие самого себя.

Низкий уровень: у старшеклассника отсутствуют мотивы деятельности, познавательный интерес, он не осознает личностно-значимый смысл осуществления добровольческого труда; старшеклассник не знает цели, задачи, способы осуществляемой волонтером деятельности и не знает методы работы с определенными категориями населения и группами благополучателей; отсутствие у старшеклассника умений, необходимых для успешного выполнения добровольческого труда и несформированность рефлексивной позиции, позитивное восприятие самого себя отсутствует.

Для исследования мотивационного критерия мы использовали методику О.Ф. Потемкиной «Дигностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере».

Методика «Дигностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» содержит ряд шкал. В данном исследовании была использована одна из них – «Выявление установок, направленных на «альтруизм – эгоизм». Текст опросника состоит из 20 утверждений, на которые предлагалось ответить «да» или «нет», исходя из имеющейся у испытуемого тенденции поведения в данной ситуации.


По количественным результатам методики «Дигностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» у 6 испытуемых (60%) контрольной группы и у 3 испытуемых экспериментальной группы (30% от общего числа испытуемых) была выявлена альтруистическая установка, желание помочь людям. И у 4 испытуемых (40%) контрольной группы и у 7 испытуемых (70%) экспериментальной группы была выявлена эгоистическая тенденция.

Качественный анализ методики показал, что испытуемые, у которых была выявлена альтруистическая установка, имеют установку на то, чтобы действовать, прежде всего, на пользу другим, часто в ущерб себе (и делу). Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Такие люди могут быть весьма опасны для себя и окружающих, когда начинает самоотверженно «загонять» человечество (или просто семью или группу) в счастье. Но если они не позволяет себе такого, то может быть чрезвычайно полезен окружающим и, при этом, быть от этого счастливым вне зависимости от личного положения.

Испытуемые, у которых была выявлена эгоистическая тенденция, сосредоточены в основном на своих личных интересах. Это не обязательно означает, что их интересы сводятся к материальной выгоде - просто при принятии решений они весьма серьезно учитывает то, как их последствия отразятся на нем лично.

Для оценивания результатов по когнитивному критерию использовался метод анкетирования учащихся старших классов.

Целью анкетирования являлось выявление уровня знаний учащихся о благотворительной деятельности.

Подсчет результатов проводится следующим образом: всего в состав экспериментального исследования входило 20 испытуемых (возьмем это за 100%.),

Результаты анкетирования оказались следующими: в контрольной группе 2 испытуемых (20%) знают цель создания волонтерского отряда, 3 испытуемых (30%) стремятся помогать пожилым людям, у 1 испытуемый (10%) имеет желание взаимодействовать с учителями и воспитателями и 4 испытуемых (40%) имеют желание постоянно развиваться и расти в трудовой деятельности. В экспериментальной группе 3 испытуемых (30%) знают цель создания волонтерского отряда, 1 испытуемый (10%) стремится помогать пожилым людям, у 2 испытуемых (20%) имеют желание взаимодействовать с учителями и воспитателями и 4 испытуемых (40%) имеют желание постоянно развиваться и расти в трудовой деятельности.


Для исследования технологического критерия нами была использована методика Л. В. Байбородовой «Акт добровольцев».

Целью данной методики является определение активности и мотивов участия учащихся в благотворительной деятельности.

Перед началом эксперимента мы побеседовали с испытуемыми. Начинали свою беседу со слов: «Ребята, хотите поучаствовать в мероприятии посвященному празднику Дню матери! Приглашаю всех желающих принять участие в мероприятии, которое состоится 24 ноября в 14.00 часов в актовом зале».

На данное предложение откликнулось 8 человек контрольной группы, что составляет 80% от общего числа испытуемых и 5 человек экспериментальной группы (50%). По результатам можно сделать вывод о том, что испытуемые контрольной группы наиболее заинтересованы в создании волонтерского отряда.

Для исследования рефлексивного критерия мы использовали методику А. В. Карпова, В. В. Пономаревой определения индивидуальной меры рефлексивности.

Испытуемому необходимо было дать ответы на несколько утверждений опросника. Все пункты были сгруппированы в 4 группы:

  1. Ретроспективная рефлексия в деятельности;

  2. Рефлексия настоящей деятельности;

  3. Рассмотрение будущей деятельности;

  4. Рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми.

По результатам методики выяснилось, что в контрольной группе 2 испытуемых (20%) имеют высокий уровень развития рефлексии (у них преобладает рефлексия рассмотрения будущей деятельности, на втором месте находится рефлексия настоящей деятельности, затем, на третьем месте ретроспективная рефлексия деятельности и на последнем месте находится рефлексия общения и взаимодействия); 5 испытуемых (50%) имеют средний уровень развития рефлексии (у них преобладает рефлексия рассмотрения будущей деятельности; затем в равных соотношениях находятся такие виды рефлексии как: ретроспективная рефлексия деятельности и рефлексия настоящей деятельности, на последнем месте находится рефлексия общения и взаимодействия