ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты приобщения учащихся старших классов к благотворительной деятельности
1.1 Понятие «волонтерство» и «благотворительная деятельность» в психолого-педагогической литературе
1.2 Специфика и содержание благотворительной деятельности учащихся старших классов
1.3 Условия приобщения учащихся старших классов к благотворительной деятельности
2.1 Диагностика уровня готовности учащихся старших классов к благотворительной деятельности
2.2 Реализация условий приобщения учащихся старших классов к благотворительной деятельности
интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
В Федеральном законе «О добровольчестве (волонтерстве)» добровольчество (волонтерство) рассматривается как совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением физическими лицами добровольно в свободное от работы (учебы) время деятельности в интересах получателей помощи добровольца (волонтера) [39].
В «Большом толковом словаре официальных терминов» добровольческая деятельность (волонтерство) — это «добровольная, безвозмездная, социально значимая деятельность физических лиц — добровольцев, реализуемая от лица и/или по поручительству негосударственной некоммерческой организации» [7].
Н. Ф. Басов определяет волонтерство как деятельность по своей природе просоциальную в целевом, процессуальном, содержательном, технологическом компонентах. Включаясь в волонтерскую деятельность, человек стремится на безвозмездных основах повлиять на трансформацию современного ему общества, сделать его лучше [4].
Таким образом, можно сказать, что волонтерство - это инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития. Это добровольная, непрофессиональная социальная работа, которая способствует улучшению качества жизни личности, личностном росте, углублению чувства солидарности, удовлетворению потребностей человека.
Теперь мы можем перейти к рассмотрению понятия «благотворительная деятельность».
Т.Н. Арсеньева рассматривает волонтерскую деятельность как определенный этап профессионального становления личности [3].
Г. П. Бодренкова, С. Е. Караваешников определяют волонтерскую деятельность как: широкий спектр социально направленных действий, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, предоставление услуг и другие формы гражданского участия, осуществляемые безвозмездно на основе осознанного выбора, с пользой для общества в целом, сообществ и самих добровольцев [6].
По мнению Ю.А. Зубок волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение [13].
Б.Ю. Шапиро, Е.Б. Царапкина считают, что благотворительная деятельность – это бескорыстная, добровольная помощь людям, нуждающимся в ней, особая форма человеческой деятельности, основанная на альтруистических мотивах [42, c. 7].
Л.Ф. Козодаева понятие «благотворительная деятельность» определяет как ресурс, способный активизировать творческую инициативу молодежи [16].
Благотворительная деятельность, по мнению Н.В. Черепановой, это педагогический процесс, формирующий готовность молодых людей к реализации социальной роли гражданина [41].
Итак, в своем исследовании мы будем брать за основу понятие «волонтёрская деятельность», выделенное Б.Ю. Шапиро, Е.Б. Царапкиной, которые считают, что благотворительная деятельность – это бескорыстная, добровольная помощь людям, нуждающимся в ней, особая форма человеческой деятельности, основанная на альтруистических мотивах [41, с.7].
Специфика и содержание благотворительной деятельности учащихся старших классов будут рассматриваться в следующем параграфе.
Главной стратегической целью развития благотворительной деятельности в учреждениях образования является объединение усилий учащейся молодежи и общественности в решении проблем гуманизации молодежной среды и оказании всесторонней социально-психологической помощи и поддержки нуждающихся категорий граждан [2].
Для рассмотрения специфики и содержания благотворительной деятельности, необходимо дать определение понятиям «специфика» и «содержание».
Итак, в словаре Т. Ф. Ефремовой дается следующие определение понятию «специфика» - отличительные особенности чего-л.; своеобразие[12].
В словаре Ожегова С. И. специфика определяется как совокупность специфических особенностей [21].
Следовательно, специфика благотворительной деятельности, это совокупность составляющих ее характеристик, отличающих от каких-либо других процессов и явлений.
Основными характеристиками, присущими благотворительной деятельности являются:
Добрая воля. Хотя мотивация участия в благотворительной деятельности, возможно, всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег (или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.
Приносимая польза. Должен быть определенный бенефициарий (тот, кто нуждается в помощи) или группа бенефициариев (в т. ч. такие абстрактные понятия, как окружающая среда или само общество), помимо (или в дополнение к) семьи или друзей волонтера.
Вознаграждение. Главная цель благотворительной деятельности не связана с получением финансовой прибыли, и любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы.
Степень участия. Хотя в большинстве случаев степень вовлечения в волонтерство постоянна, все же оно может осуществляться с различной степенью участия - от полного вовлечения до эпизодического участия в благотворительной деятельности.
Организационная структура. Волонтерство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, общественных или частных организациях. Неорганизованное волонтерство - это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком,
оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений, аренда оборудования или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие. Это преобладающая форма волонтерства во многих культурах. Организованное волонтерство осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе, и, как правило, более систематично и регулярно [27].
Благотворительная деятельность в организациях образования позволяет решать проблемы вовлечения учащихся старших классов в социально-ответственную деятельность, повысить социальную активность; создает почву для гуманизации отношений в коллективе и обществе, изменяя устаревшие, препятствующие развитию стереотипы в отношениях между подростками и взрослыми [2].
Участие старшеклассников в благотворительной деятельности способствует изменению мировоззрения самих учащихся и приносит пользу как государству, так и самим волонтерам, которые посредством благотворительной деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам [6].
Волонтёрская деятельность старшеклассников может включать в себя такие виды общественно полезной деятельности, как:
-посадка цветов, газонов, кустов и деревьев;
-помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодёжь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключённые и другие;
-благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;
-просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, курения, СПИДа, подростковой преступности;
-благотворительные концерты и театральные выступления;
-экологические марши, уборка мусора и загрязнений;
-пропаганда здорового образа жизни.
По мнению Н.Ф. Басова организация и развитие молодёжного добровольческого движения возможны только на основе и приучастия объективной информации об интересах, потребностях и мотивах потенциальных волонтёров [4].
Через получение и накопление опыта участия в благотворительной деятельности у учащихся старших классов формируются установки на активную жизненную позицию, духовно-нравственные ценности, базирующиеся на сочетании общественных и личных интересов, связанные с осознанием себя личностью, выбором будущей профессии, подготовкой к взрослой продуктивной жизни [34].
Организационные аспекты благотворительной деятельности должны быть нацелены на пропаганду идей добровольного труда на благо общества и привлечение учащейся молодежи к решению социально значимых проблем [2].
Благотворительная деятельность с педагогической точки зрения обладает значительным психолого-педагогическим потенциалом, который, прежде всего, проявляется в реализации воспитательной, образовательной и развивающей функций.
Педагогическая сущность благотворительной деятельности состоит в том, что волонтерство можно рассматривать, с одной стороны, с позиции воспитания: формирования и развития ценностей учащихся старших классов, изменения психологических качеств, мотивации на участие в деятельности, отношения к себе и окружающим людям. И с другой стороны, с позиции образования, прежде всего социального: усвоение социальных норм, знаний, формирование социального опыта, а также овладение технологией, приемами и формами организации благотворительной деятельности [5].
Среди старших школьников благотворительная деятельность является одной из эффективных форм организации, активизации и самореализации. Поэтому все мероприятия по развитию благотворительной деятельности в организациях образования, и вовлечению к этой деятельности учащихся старших классов должны быть непосредственно интегрированы в рамках социальной и педагогической работы школы, колледжа, университета или центра дополнительного образования [33].
Волонтерство связано с самообразованием старшеклассников, возможностью получения ранней профессиональной ориентации, способом самоопределения, утверждения себя как личности, возможностью проверки и развития способностей и деловых качеств, процессом накопления жизненного и делового опыта [33].
Благотворительная деятельность влияет на нравственное становление учащихся старших классов, обеспечивает реализацию потребности в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку, способствует познавательному и эмоциональному развитию, совершенствует такие стороны личности, как отзывчивость, сочувствие и сопереживание. Волонтерство формирует готовность к самостоятельному принятию решений, развивает лидерские качества и созидательную активность молодежи, восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом, предоставляет возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал, является способом сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста через осознание человеческого потенциала [19].
В Федеральном законе «О добровольчестве (волонтерстве)» добровольчество (волонтерство) рассматривается как совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением физическими лицами добровольно в свободное от работы (учебы) время деятельности в интересах получателей помощи добровольца (волонтера) [39].
В «Большом толковом словаре официальных терминов» добровольческая деятельность (волонтерство) — это «добровольная, безвозмездная, социально значимая деятельность физических лиц — добровольцев, реализуемая от лица и/или по поручительству негосударственной некоммерческой организации» [7].
Н. Ф. Басов определяет волонтерство как деятельность по своей природе просоциальную в целевом, процессуальном, содержательном, технологическом компонентах. Включаясь в волонтерскую деятельность, человек стремится на безвозмездных основах повлиять на трансформацию современного ему общества, сделать его лучше [4].
Таким образом, можно сказать, что волонтерство - это инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития. Это добровольная, непрофессиональная социальная работа, которая способствует улучшению качества жизни личности, личностном росте, углублению чувства солидарности, удовлетворению потребностей человека.
Теперь мы можем перейти к рассмотрению понятия «благотворительная деятельность».
Т.Н. Арсеньева рассматривает волонтерскую деятельность как определенный этап профессионального становления личности [3].
Г. П. Бодренкова, С. Е. Караваешников определяют волонтерскую деятельность как: широкий спектр социально направленных действий, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, предоставление услуг и другие формы гражданского участия, осуществляемые безвозмездно на основе осознанного выбора, с пользой для общества в целом, сообществ и самих добровольцев [6].
По мнению Ю.А. Зубок волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение [13].
Б.Ю. Шапиро, Е.Б. Царапкина считают, что благотворительная деятельность – это бескорыстная, добровольная помощь людям, нуждающимся в ней, особая форма человеческой деятельности, основанная на альтруистических мотивах [42, c. 7].
Л.Ф. Козодаева понятие «благотворительная деятельность» определяет как ресурс, способный активизировать творческую инициативу молодежи [16].
Благотворительная деятельность, по мнению Н.В. Черепановой, это педагогический процесс, формирующий готовность молодых людей к реализации социальной роли гражданина [41].
Итак, в своем исследовании мы будем брать за основу понятие «волонтёрская деятельность», выделенное Б.Ю. Шапиро, Е.Б. Царапкиной, которые считают, что благотворительная деятельность – это бескорыстная, добровольная помощь людям, нуждающимся в ней, особая форма человеческой деятельности, основанная на альтруистических мотивах [41, с.7].
Специфика и содержание благотворительной деятельности учащихся старших классов будут рассматриваться в следующем параграфе.
1.2 Специфика и содержание благотворительной деятельности учащихся старших классов
Главной стратегической целью развития благотворительной деятельности в учреждениях образования является объединение усилий учащейся молодежи и общественности в решении проблем гуманизации молодежной среды и оказании всесторонней социально-психологической помощи и поддержки нуждающихся категорий граждан [2].
Для рассмотрения специфики и содержания благотворительной деятельности, необходимо дать определение понятиям «специфика» и «содержание».
Итак, в словаре Т. Ф. Ефремовой дается следующие определение понятию «специфика» - отличительные особенности чего-л.; своеобразие[12].
В словаре Ожегова С. И. специфика определяется как совокупность специфических особенностей [21].
Следовательно, специфика благотворительной деятельности, это совокупность составляющих ее характеристик, отличающих от каких-либо других процессов и явлений.
Основными характеристиками, присущими благотворительной деятельности являются:
Добрая воля. Хотя мотивация участия в благотворительной деятельности, возможно, всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег (или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.
Приносимая польза. Должен быть определенный бенефициарий (тот, кто нуждается в помощи) или группа бенефициариев (в т. ч. такие абстрактные понятия, как окружающая среда или само общество), помимо (или в дополнение к) семьи или друзей волонтера.
Вознаграждение. Главная цель благотворительной деятельности не связана с получением финансовой прибыли, и любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы.
Степень участия. Хотя в большинстве случаев степень вовлечения в волонтерство постоянна, все же оно может осуществляться с различной степенью участия - от полного вовлечения до эпизодического участия в благотворительной деятельности.
Организационная структура. Волонтерство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, общественных или частных организациях. Неорганизованное волонтерство - это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком,
оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений, аренда оборудования или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие. Это преобладающая форма волонтерства во многих культурах. Организованное волонтерство осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе, и, как правило, более систематично и регулярно [27].
Благотворительная деятельность в организациях образования позволяет решать проблемы вовлечения учащихся старших классов в социально-ответственную деятельность, повысить социальную активность; создает почву для гуманизации отношений в коллективе и обществе, изменяя устаревшие, препятствующие развитию стереотипы в отношениях между подростками и взрослыми [2].
Участие старшеклассников в благотворительной деятельности способствует изменению мировоззрения самих учащихся и приносит пользу как государству, так и самим волонтерам, которые посредством благотворительной деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам [6].
Волонтёрская деятельность старшеклассников может включать в себя такие виды общественно полезной деятельности, как:
-посадка цветов, газонов, кустов и деревьев;
-помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодёжь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключённые и другие;
-благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;
-просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, курения, СПИДа, подростковой преступности;
-благотворительные концерты и театральные выступления;
-экологические марши, уборка мусора и загрязнений;
-пропаганда здорового образа жизни.
По мнению Н.Ф. Басова организация и развитие молодёжного добровольческого движения возможны только на основе и приучастия объективной информации об интересах, потребностях и мотивах потенциальных волонтёров [4].
Через получение и накопление опыта участия в благотворительной деятельности у учащихся старших классов формируются установки на активную жизненную позицию, духовно-нравственные ценности, базирующиеся на сочетании общественных и личных интересов, связанные с осознанием себя личностью, выбором будущей профессии, подготовкой к взрослой продуктивной жизни [34].
Организационные аспекты благотворительной деятельности должны быть нацелены на пропаганду идей добровольного труда на благо общества и привлечение учащейся молодежи к решению социально значимых проблем [2].
Благотворительная деятельность с педагогической точки зрения обладает значительным психолого-педагогическим потенциалом, который, прежде всего, проявляется в реализации воспитательной, образовательной и развивающей функций.
Педагогическая сущность благотворительной деятельности состоит в том, что волонтерство можно рассматривать, с одной стороны, с позиции воспитания: формирования и развития ценностей учащихся старших классов, изменения психологических качеств, мотивации на участие в деятельности, отношения к себе и окружающим людям. И с другой стороны, с позиции образования, прежде всего социального: усвоение социальных норм, знаний, формирование социального опыта, а также овладение технологией, приемами и формами организации благотворительной деятельности [5].
Среди старших школьников благотворительная деятельность является одной из эффективных форм организации, активизации и самореализации. Поэтому все мероприятия по развитию благотворительной деятельности в организациях образования, и вовлечению к этой деятельности учащихся старших классов должны быть непосредственно интегрированы в рамках социальной и педагогической работы школы, колледжа, университета или центра дополнительного образования [33].
Волонтерство связано с самообразованием старшеклассников, возможностью получения ранней профессиональной ориентации, способом самоопределения, утверждения себя как личности, возможностью проверки и развития способностей и деловых качеств, процессом накопления жизненного и делового опыта [33].
Благотворительная деятельность влияет на нравственное становление учащихся старших классов, обеспечивает реализацию потребности в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку, способствует познавательному и эмоциональному развитию, совершенствует такие стороны личности, как отзывчивость, сочувствие и сопереживание. Волонтерство формирует готовность к самостоятельному принятию решений, развивает лидерские качества и созидательную активность молодежи, восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом, предоставляет возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал, является способом сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста через осознание человеческого потенциала [19].