Файл: 1. Цивилизационный подход к типологии государства и права. Классификация нормы права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вместе с тем возможны и противоречия между рассматриваемыми категориями, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали.

Если право расходится с нравственностью в оценке тех или иных явлений, то это, как правило, не упрочивает его позиций в обществе, не усиливает влияния на сознание людей, а как раз наоборот.

Например, при решении такой глубоко нравственной проблемы, как свидетельский иммунитет в судопроизводстве, как показала практика, допустимы далеко не все правовые средства. Здесь право не должно было идти, образно говоря, "дальше морали" и выдвигать какие-то сугубо специфические требования. При свидетельстве близких родственников, например, приходили в конфликт между собой две обязанности (два ограничения): с одной стороны, правовая, требующая говорить правду (в УК была установлена уголовная ответственность за дачу ложных показаний и за уклонение от дачи показаний); с другой - нравственная, требующая не наносить вреда своему ближнему. Подобная коллизия ведет либо к нравственным потрясениям (распад семьи, разрыв родственных отношений и т.п.), либо к преступлениям (лжесвидетельство, уклонение от дачи показаний). В любом случае человек, общество и государство в конечном счете не заинтересованы в таких альтернативах.

Вот почему в ст. 51 Конституции РФ установлено, что "никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом". Данное положение выводит правовые предписания из состояния противоречия с моральными и укрепляет тем самым нравственные основы права.

Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов).

большинство авторов считают религиозные нормы правилами поведения, регулирующие отношения между людьми, исповедующими определенную конфессию с одной стороны и религиозными организациями, обществом, государством с другой.

Единство права и религиозных норм проявляется в том, что они, представляют собой общие правила поведения людей, носят сознательно-волевой характер, обладают формальной определенностью, системностью, служат критериями для оценки социально значимого поведения людей, соответствуют определенному типу культуры и уровню социально-экономического развития общества, определяют границы поведения людей, направлены на регулирование общественных отношений и др.


Различия права и религиозных норм обусловлены тем, что религиозные нормы по способу создания (формирования, возникновения) возникают в обществе (язычество в первобытном обществе, христианство, ислам) или религиозных организациях («Свидетели Иеговы», «Белое братство», «Адвентисты Седьмого дня» и др.), по форме фиксации(внешнего выражения) закрепляются в священных книгах (Веды, Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Талмуд и др.), либо устной форме (шаманизм, язычество и т.п.); по степени обязательности религиозные нормы обязательны только для верующих, по способу обеспечения религиозные нормы обеспечиваются верой человека в Бога, мнением религиозной общины (священнослужителей), по характеру регулятивного воздействия действуют через установление сформулированных положений религиозных догм, по уровню требований, предъявляемых к поведению человека уровень требований религиозных норм значительно выше, чем у норм права, т.к. религия осуждает любые формы проявления лжи, клеветы, измены, насилия, тогда как право осуждает только наиболее опасные и тяжкие их проявления, по характеру и порядку ответственности за их нарушение неисполнение или ненадлежащее выполнение религиозных норм влечет за собой осуждение со стороны церкви и членов религиозной общины, в т.ч. наступление санкций, носящих духовно-нравственный (выполнение возложенных обетов, чтение молитв, отлучение от церкви) или физический характер (самоистязание, соблюдение наложенного поста, выполнение различного рода работ в пользу церкви или религиозной общины), предусмотренных в каждой конфессии.

Взаимодействие права и религии выражено в закреплении и защите правом социально значимых положений религиозных норм, таких как: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и др., которые признаны обществом полезными и нарушение которых влечет за собой наступление юридической ответственности (например, предусматривается уголовная ответственность за убийство человека – ст.105 УК РФ, за кражу – ст.158 УК РФ и т.д.). В свою очередь, в странах, относящихся к религиозной правовой семье, право основывается на религиозных догмах. Так в большинстве исламских государств, где ислам является государственной религией, нормы
мусульманского права основывается на Коране, Сунне, Иджме, Киясе и других религиозных источниках, при этом в странах Ближнего Востока немаловажное значение для юридической практики играют адаты – религиозные обычаи. Нарушение норм шариата (свода мусульманских правил) влечет за собой серьезные наказания, вплоть до смертной казни (например, в 1997 г. по решению шариатского суда Чеченской республики (Ичкерии) было расстреляно несколько человек, включая одну женщину – казнь проводилась публично и транслировалась по телевидению).

Таким образом, воздействие религии на право сильнее всего сказывается в теократических и клерикальных государствах, и это воздействие менее интенсивно в светских государствах, где органы государства отделены от церкви и ни одна религия не является государственной или общеобязательной. В атеистических государствах, где любые конфессии находятся под запретом, религиозные нормы вообще не оказывают никакого влияния на возникновение, развитие и функционирование права.

Российская Федерация является светским государством, поэтому в нашей стране провозглашается свобода совести и вероисповедания. В соответствии со ст. 148 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий»: Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Кроме того, правовые нормы устанавливают равенство религиозных объединений (следовательно и религиозных норм) перед законом, а также необходимость государственной регистрации религиозных объединений и их учредительных документов289.


Противоречия между правом и религиозными нормами в демократических государствах наступают, если нормы религии нарушают демократические права и свободы человека и гражданина, наносят вред интересам общества и государства (например, призывают к насилию, национальной или религиозной дискриминации, неподчинению законным требованиям органов власти и должностных лиц, и т.п.). В этом случае право запрещает существование подобных конфессий и деятельность соответствующих религиозных объединений.

Например, согласно ст. 239 УК РФ: «Организация объединения, посягающего на личность и права граждан»:

  1. Создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граж­дан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совер­шению иных противоправных деяний, а равно руководство таким объединением -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет.

  1. Участие в деятельности указанного объединения, а равно пропаганда деяний, предусмотренных частью первой настоящей статьи,-

наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч руб­лей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденно­го за период до одного года либо лишением свободы на срок до двух лет.

В антидемократических государствах, где религиозные нормы с их принципиальной позицией по вопросам противостояния злу, социальной несправедливости, уважительного отношения к человеку и его правам, семейным ценностям также вступают в противоречие с правом и правящим режимом, поэтому деятельность церкви может быть ограничена, либо вообще быть запрещена (например, СССР в 1920-30-е годы).

В заключение следует отметить, что право в системе социального регулирования взаимодействует не только с моралью, обычаем, религией, корпоративными нормами. Немаловажное значение в регулировании общественных отношений отводится политическим нормам, т.е. правилам поведения, регулиру­ющим отношения между людьми, группами и их объединениями в процессе достижения, осуществления и удержания государствен­ной власти. В политике имеются свои традиции, принципы, требования, образцы поведения, образующие в совокупности определенный кодекс политической этики, которого должны придерживаться все добросовестные политики (соблюдение требований закона, морали, служение общественным идеалам, уважение представителей других политических партий, добросовестное исполнение гражданских обязанностей, высоконравственное поведение в личной и семейной жизни, безупречная репутация и т.п.). Однако на деле большинство политиков не может похвастаться безупречной репутацией и добрым именем (коррупционные, политические, семейные, личные скандалы), во время предвыборных компаний мы наблюдаем многочисленное использование хитроумных и невсегда законных приемов, способов, средств (от использования услуг имиджмейкеров и пустых обещаний избирателям до клеветы в адрес оппонентов и прямого подкупа избирателей). Это придает политике в глазах граждан достаточно «грязный» и сомнительный характер, что вызывает недоверие к институтам государственной власти, праву и законам в частности.


Кроме политических норм, некоторые авторы в качестве социальных норм и регуляторов общественных отношений рассматривают семейные нормы290, военно-технические нормы (правила использования военно­служащими военной техники и боевого оружия)291, эстетические нормы292, домовые обыкновения293, деловые обыкновения294 и др. Однако, несмотря на большой спектр социальных регуляторов, именно правовые нормы, вне всякого сомнения, занимают главенствующее место в системе социальных норм и являются наиболее эффективным инструментом в регулировании

12 БИЛЕТ.ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ.

Правовой обычай считается исторически первым источником права, поскольку обычаи возникли раньше позитивного права, а первые законы представляли собой санкционированные государством обычаи. Таким образом, правовой обычай – это обычай, признаваемый или допускаемый государством. Иными словами, обычай приобретает правовой характер после одобрения и признания его государством. Одновременно этот обычай получает и защиту со стороны государства. Такие законодательные памятники, как Русская Правда, Салическая Правда, Законы Ману и др., представляют собой сборники правовых обычаев. Далеко не все обычаи становятся правовыми, а лишь те, которые отвечают интересам государства. Правовые обычаи не потеряли своего регулирующего значения и в современных условиях. Так, в ст. 5 ГК РФ дается определение обычаев делового оборота: это сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Деловой обычай (обычай делового оборота) признается рядом статей Гражданского кодекса РФ, например ст. 508 – о периодах поставки товаров, ст. 510 – о доставке товаров поставщиком и др. Обычай широко применяется в парламентской практике и в государственно-правовой сфере, например порядок формирования правительства в Великобритании, многие правовые институты королевской власти, порядок проведения заседаний парламента и др. Правовые обычаи активно используются в международных отношениях. Обычаи признаны государствами в торговой практике, морских и иных перевозках. Традиции общинной жизни распространены в современных государствах Африки, Латинской Америки, Японии и Китае. Особенно это касается семейных, наследственных и земельных отношений.