Файл: 1. Цивилизационный подход к типологии государства и права. Классификация нормы права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дело в мере и средствах принуждения, а не в его наличии или отсутствии. Право не исключает принуждения, но исключает принуждение в форме насилия и подавления.

По мнению Р. Иеринга (1818–1892), содержание права составляют интересы субъектов социального взаимодействия, т. е. интересы общества в целом, а единственным источником права является государство. Ж.Ж. Руссо видел цель всякой системы законов в свободе и равенстве. Современный российский правовед С.С. Алексеев рассматривает право в трех образах: – общеобязательные нормы, законы, деятельность судебных и других юридических учреждений, т. е. речь идет о реалиях, с которыми человек сталкивается в своей практической жизни; – особое сложное социальное образование, такое же, как государство, искусство, мораль; – явление мирозданческого порядка – одно из проявлений жизни людей.

Содержание права – это те правила, нормы, которые заключены в праве и которые оно использует для властного регулирования поведения. Под одним из важнейших углов своего рассмотрения право есть информационная система, содержащая предписания властного характера. В силу сказанного можно выделить языковую (имеются в виду языки естественные и искусственные) сторону содержания права.

Юридическое содержание права составляют нормативно-правовые предписания. В русском языке слово «предписание» трактуется как письменное распоряжение, приказ (4. С. 501). Понятие «нормативно-правовое предписание» позволяет охватить все элементы юридического содержания права (принципы, нормы, юридические дефиниции и т.п.), весьма удачно соединить психологический и социологический, логический и языковый, юридический и иные его аспекты.

Основными, ведущими элементами в юридическом содержании права являются принципы и нормы права. Относительно самостоятельное место в содержании права занимают другие, так называемые «нестандартные», «нетипичные» нормативно-правовые предписания: юридические формулы, рисунки,


16 БИЛЕТ.ДЕЙСТВИЕ НПА ВО ВРЕМЕНИ.

Действие нормативного правового акта во времени — время, в течение которого нормативный правовой акт способен оказывать регулятивное воздействие, т.е. порождать определенные юридические последствия. Это обязательность требований (предписаний) нормативно-правового акта (его исполнения) в течение определенного времени на определенной территории и в отношении определенного круга лиц и организаций. Действие нормативного правового акта во времени охватывает комплекс правил, определяющих:

а) момент вступления акта в законную силу;

б) момент прекращения его действия;

в) условия применения установленных нормативным актом правовых норм к отношениям, возникающим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»);

г) возможность применения некоторых положений нормативно-правового акта после утраты им юридической силы («переживание закона»).

С началом действия нормативно-правового акта вводится правовой режим, которому должны неуклонно следовать все. Вопрос о том, как вступает закон, иной правовой акт в силу, принципиально важен.

Действие нормативного правового акта в пространстве — пространство (территория), на которое распространяется действие нормативно-правового акта. Действие нормативно-правовых актов в пространстве характеризуют два принципа — территориальный принцип действия нормативных актов в пространстве и принцип экстерриториальности. Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.

Нормативно-правовые акты могут вступать в силу.

а) с момента принятия;

б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубли­кования);

в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

Утрата юридической силы происходит вследствие:

а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;

б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;

в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавлива­ющим новые правила регулирования той же социальной сферы.

По общему правилу 
закон обратной силы не имеет, то есть он не распро­страняется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового за­кона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имуществен­ный спор возник до вступления в силу нового закона. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

а) если указание на это имеется в самом акте;

б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответ­ственность.

Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени - «переживание закона», когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию но­вого закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.

Таким образом, нормальным, типичным принципом действия закона во времени является принцип немедленного действия, когда закон с момента вступления его в силу действует только «вперед»: ревизии сложившихся до него юридических прав и обязанностей он не производит.

17 БИЛЕТ.СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ГОС-ВА.

3. Соотношение и взаимосвязь государства и права

Право представляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляя личности субъективные права, а также возлагая на нее обязанности.

Право находится в тесном взаимодействии с экономикой, политикой и государством. Так, в частности, экономический уровень развития определяет содержание политики и права, являясь системой отношений, которые возникают в сфере производства, потребления, распределения материальных благ. Сущность права также определяется системой экономических отношений. Экономические факторы находят свое отражение в праве, выступают как необходимость и определенная закономерность правового развития. Таким образом, ни один правовой акт не может быть создан без учета экономических условий, экономической необходимости общества и обоснованности.

Непосредственную связь имеет право с политикой, которая является средством оптимального решения задач, поставленных перед обществом, а также имеет непосредственную связь с государством. Через политические решения общество реагирует на различные жизненные ситуации. Поэтому политика только в том случае может являться реальной, действенной, когда она выражает интересы всего населения государства и в то же время обусловливает объективные закономерности функционирования определенной политико-правовой системы.


Все важные решения в государстве осуществляются посредством права, которое объединяет самые важные политические интересы, а также является действенным инструментом их полного достижения.

Соотношение права и государства проявляется:

1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;

2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;

3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;

4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.

Выделяют модели взаимоотношений права и государства:

1) тоталитарная;

2) либеральная;

3) прагматическая.

18 БИЛЕТ.ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ.

Юридическая терминология – выраженное непосредственно в тексте акта словесное обозначение определенного понятия. Относясь к средствам словесно-документального изложения, термины вместе с тем служат исходным материалом для строительства норм, их общностей. Таким образом, юридическая терминология имеет общее, сквозное значение в юридической технике, выступает в качестве начального звена при юридическом выражении воли законодателя. При формулировании юридических норм используются три вида терминов: общеупотребляемые, специальные технические и специальные юридические. К юридической технике принадлежит специальная юридическая терминология. Здесь термины – это обозначение юридических понятий, выражающих природу норм, юридические конструкции,
отраслевую типизацию норм, т.е. иных средств техники, относящихся к более глубоким пластам юридической материи, к содержанию права. Поэтому специальные юридические термины имеют свой, особый смысл. И, следовательно, юридические термины являются как бы мостиком от непосредственно воспринимаемых элементов текста ко всему комплексу технико-юридического инструментария.

Важнейшим средством юридической техники является юридическая терминология.

Юридическая терминология –это совокупность, система слов и словосочетаний, являющихся названием понятий, используемых в юридической науке и практике.

Понятие - логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-либо.

В зависимости от распространенности юридическая терминология бывает трех видов:

- Общеупотребительная - термины, являющиеся словами обычного литературного языка, используемые в бытовой речи, художественной литературе, в науке, в юридической деятельности. («организация», «пожар» , «работа»)

Специальная юридическая - термины введенные в состав юридической лексике законодателем и юридической доктриной и используемые для наименования того или иного юридического понятия («Иск», «оферта», «ответчик»)

Специальная неюридическая – это термины, используемые в различных неюридических сферах знаний (биологии, медицине, экономике) и заимствованные юридической наукой и практикой. («бюджетное обязательство», «эпидемия»)

По правовой сфере употребления:

-Терминология правовой науки

-Терминология правовой практики

По отраслевому принципу

-Общеправовые – используются во всех отраслях права и во всех юридических науках («норма права», «закон»)

-Межотраслевые- используются в нескольких отраслях и соответствующих юридических науках («вменяемость» (в уголовном и административном праве)

-отраслевые- используются в одной отрасли права и соответствующей юридической науке («организованная группа», «совокупность преступлений», «совокупность приговоров» (в уголовном праве)

В.А.Толстик классифицирует:

1) в зависимости от степени однозначности (однозначные и многозначные)

2)в зависимости от степени точности обозначаемого понятия (термины точного значения и термины, выражающие оценочные понятия)

3)в зависимости от времени использования (устоявшие и новые)

4)в зависимости от объема отражаемого термином понятия (родового значения видового значения)