Файл: Исследование опыта использования компьютерных технологий в развитии словеснологического мышления младших школьников 23.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
воспроизведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух — основные органы чувств человека), а также динамика процесса заучивания.
4. Методика «Запомни рисунки» предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти.
Дети в качестве стимулов получают картинки. Им дается инструкция примерно следующего содержания: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Из трех видов мышления: словесно-логического, словесно-логического и наглядно-действенного у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого — словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном детстве только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на словесно-логическое и наглядно-действенное мышление.
Именно этих двух видов мышления касаются описываемые психодиагностические методики. Как образное, так и действенное мышление имеют несколько аспектов, которые в той или иной степени проявляются при решении разных задач.
5. Методика «Что здесь лишнее?» призвана исследовать процессы словесно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Нужно внимательно посмотреть на картинки и определить, какой предмет и почему является лишним» [60].
2.2 Исследование опыта использования компьютерных технологий в развитии словесно-логического мышления младших школьников
Далее перейдем к описанию констатирующего этапа.
Цель данного этапа – выявить уровень развития словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста на начало эксперимента в экспериментальной группе.
Задачи:
- провести мониторинг детей данного возраста на продуктивность внимания, переключения и распределения внимания, объем внимания, объем кратковременной зрительной памяти, процессы словесно-логического мышления;
- зафиксировать полученные данные в таблицу.
Полученные результаты первичной диагностики представлены в Приложении 1.
Общие результаты начальной диагностики детей экспериментальной группы представлены в Таблице 2
Таблица 2 - Общие результаты начальной диагностики детей экспериментальной группы
Общие результаты начальной диагностики детей контрольной группы представлены в Таблице 3.
Таблица 3 - Результаты начальной диагностики детей контрольной группы
На основе исследований, проведённых в ходе констатирующего этапа исследовательской работы, направленного на выявление уровня познавательных способностей, можно сделать вывод, что в целом у детей продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая, показатель переключения и распределения внимания также имеет низкий уровень, а значит и объем внимания низкий. С объемом кратковременной зрительной памятью дела обстоят намного лучше - у 40% детей объем достаточно высокий. И в данной группе дети вообще не испытывают трудности в сравнении и группировке предметов по общим признакам.
2.3 Программа развития словесно-логического мышления младших школьников средствами компьютерных технологий
Обучение детей в процессе этих этапов осуществлялось с помощью дополнительной общеразвивающей программы «Логозаврик» с использованием развивающих компьютерных игр. Программа развития словесно-логического мышления предназначена для детей подготовительной группы [64].
Количество занятий – 16. Периодичность – одно занятие в неделю. Продолжительность занятия – 30 мин.
Учебная программа каждого занятия делится на две части: теоретическую и практическую. Теоретическая часть (объемом порядка три-пять минут) предназначена для изучения игр, развивающих интеллект, а практическая – для практического использования полученных знаний и получения необходимых навыков.
Практическая часть, в свою очередь, состоит из двух частей. В первой части (объемом порядка 10-15 мин.) проводится работа в рабочих тетрадях, а во второй (10-15 мин.) – на компьютерах. Структурная схема занятия представлена на рисунке 1.
Каждое занятие (кроме первого), посвящено изучению одной из базовых игр. В течение последующих трех занятий эта же игра в усложненном варианте будет использоваться снова.
Рисунок 1- Структурная схема занятия
Рисунок 2- Использование изучаемой игры в учебной программе
Таким образом, каждая изучаемая игра очередного занятия используется еще три раза (в усложненных вариантах) на последующих занятиях: игры на развитие внимания – под вторым номером в учебной программе занятия, игры на развитие зрительной памяти – под третьим номером, игры на развитие мышления – под четвертым (Рисунок 3) [57].
Рисунок 3 - Использование изучаемых игр на последующих занятиях
Полностью учебная программа поурочного использования развивающих компьютерных игр представлена в Таблице 4.
Таблица 4 - Программа поурочного использования развивающих компьютерных игр
Продолжение таблицы
Как видно из приведенной таблицы, каждое занятие (кроме первого, вводного) посвящено изучению одной из базовых игр. В течение последующих трех занятий эта же игра в усложненном варианте будет использоваться снова (игры на развитие восприятия – под вторым номером в учебной программе занятия, игры на развитие зрительной памяти – под третьим номером, игры на развитие мышления – под четвертым) [65].
Статистические результаты игр (количество набранных очков, уровень зрительной памяти) сохраняются, поэтому каждый ребенок должен быть закреплен за определенным компьютером.
В ходе констатирующего этапа были зафиксированы данные, которые стали исходными для следующего этапа: - формирующего.
Формирующий этап длился в течение шести месяцев, проводился в виде игр – занятий, концентрированных по своему целевому содержанию, систематизированных в своей последовательности, и был направлен на развитие познавательных способностей. Активно использовались интерактивная доска, наглядные пособия и игры, обучающие сказки. Занятия постепенно становились разнообразнее и сложнее. Каждая последующая степень трудности выполнения заданий включала в себя материал предыдущей с обязательным её усложнением.
На начальном этапе реализации программы мы столкнулись с трудностями по обучению детей технических навыков работы с компьютером. Некоторые воспитанники не владели мышкой, часть детей не имели первичных представлений о компьютере, некоторым было трудно запомнить алгоритм запуска игр.
Таким образом, первые занятия приходилось больше времени уделять технической составляющей. Работа в тетрадях детям очень знакома и поэтому выполнение заданий для многих не составила особого труда. Для большей усвояемости предложенных заданий использовался наглядный материал в виде игрушек, картинок, слайдов, практических методов. Демонстрация заданий и их объяснение выполнялось с помощью интерактивной доски, на которой ребенку можно было и самому попробовать выполнить конкретное задание. Далее в проведение занятий были добавлены обучающие истории, которые делали занятия эмоционально красочными и более содержательными.
Первую половину программы (восемь занятий) дети работали за компьютером по одному. Во второй половине использовалась работа в парах для формирования таких качеств, как умение договариваться, уступать друг другу, советоваться по предложенной игре, умению разделять действия между собой, помогать друг другу в случае необходимости.
4. Методика «Запомни рисунки» предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти.
Дети в качестве стимулов получают картинки. Им дается инструкция примерно следующего содержания: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Из трех видов мышления: словесно-логического, словесно-логического и наглядно-действенного у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого — словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном детстве только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на словесно-логическое и наглядно-действенное мышление.
Именно этих двух видов мышления касаются описываемые психодиагностические методики. Как образное, так и действенное мышление имеют несколько аспектов, которые в той или иной степени проявляются при решении разных задач.
5. Методика «Что здесь лишнее?» призвана исследовать процессы словесно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Нужно внимательно посмотреть на картинки и определить, какой предмет и почему является лишним» [60].
2.2 Исследование опыта использования компьютерных технологий в развитии словесно-логического мышления младших школьников
Далее перейдем к описанию констатирующего этапа.
Цель данного этапа – выявить уровень развития словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста на начало эксперимента в экспериментальной группе.
Задачи:
- провести мониторинг детей данного возраста на продуктивность внимания, переключения и распределения внимания, объем внимания, объем кратковременной зрительной памяти, процессы словесно-логического мышления;
- зафиксировать полученные данные в таблицу.
Полученные результаты первичной диагностики представлены в Приложении 1.
Общие результаты начальной диагностики детей экспериментальной группы представлены в Таблице 2
Таблица 2 - Общие результаты начальной диагностики детей экспериментальной группы
Уровень | Показатель продуктивности внимания, % | Показатель переключения и распределен. Внимание % | Объем внимания, % | Объем кратковременной зрительной памяти% | Процессы словесно-логического мышления, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Очень высокий | 0 | 0 | 0 | 0 | 40 |
Высокий | 0 | 0 | 30 | 90 | 50 |
Средний | 20 | 0 | 20 | 0 | 10 |
Низкий | 60 | 40 | 50 | 10 | 0 |
Очень низкий | 20 | 60 | 0 | 0 | 0 |
Общие результаты начальной диагностики детей контрольной группы представлены в Таблице 3.
Таблица 3 - Результаты начальной диагностики детей контрольной группы
Уровень | Показатель продуктивности внимания, % | Показатель переключения и распределения внимания, % | Объем внимания, % | Объем кратковременной зрительной памяти, % | Процессы словесно-логического мышления, % |
Очень высокий | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Высокий | 0 | 0 | 0 | 40 | 50 |
Средний | 20 | 10 | 50 | 40 | 50 |
Низкий | 70 | 70 | 50 | 20 | 0 |
Очень низкий | 10 | 20 | 0 | 0 | 0 |
На основе исследований, проведённых в ходе констатирующего этапа исследовательской работы, направленного на выявление уровня познавательных способностей, можно сделать вывод, что в целом у детей продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая, показатель переключения и распределения внимания также имеет низкий уровень, а значит и объем внимания низкий. С объемом кратковременной зрительной памятью дела обстоят намного лучше - у 40% детей объем достаточно высокий. И в данной группе дети вообще не испытывают трудности в сравнении и группировке предметов по общим признакам.
2.3 Программа развития словесно-логического мышления младших школьников средствами компьютерных технологий
Обучение детей в процессе этих этапов осуществлялось с помощью дополнительной общеразвивающей программы «Логозаврик» с использованием развивающих компьютерных игр. Программа развития словесно-логического мышления предназначена для детей подготовительной группы [64].
Количество занятий – 16. Периодичность – одно занятие в неделю. Продолжительность занятия – 30 мин.
Учебная программа каждого занятия делится на две части: теоретическую и практическую. Теоретическая часть (объемом порядка три-пять минут) предназначена для изучения игр, развивающих интеллект, а практическая – для практического использования полученных знаний и получения необходимых навыков.
Практическая часть, в свою очередь, состоит из двух частей. В первой части (объемом порядка 10-15 мин.) проводится работа в рабочих тетрадях, а во второй (10-15 мин.) – на компьютерах. Структурная схема занятия представлена на рисунке 1.
Каждое занятие (кроме первого), посвящено изучению одной из базовых игр. В течение последующих трех занятий эта же игра в усложненном варианте будет использоваться снова.
Изучение игры (3-5 мин) |
|
Работа в рабочих тетрадях (10-15 мин) |
|
Занятие на компьютерах (10-15 мин) |
Рисунок 1- Структурная схема занятия
Рисунок 2- Использование изучаемой игры в учебной программе
Таким образом, каждая изучаемая игра очередного занятия используется еще три раза (в усложненных вариантах) на последующих занятиях: игры на развитие внимания – под вторым номером в учебной программе занятия, игры на развитие зрительной памяти – под третьим номером, игры на развитие мышления – под четвертым (Рисунок 3) [57].
Рисунок 3 - Использование изучаемых игр на последующих занятиях
Полностью учебная программа поурочного использования развивающих компьютерных игр представлена в Таблице 4.
Таблица 4 - Программа поурочного использования развивающих компьютерных игр
Изучаемые игры (базовые) | Игры на развитие внимания | Игры на развитие зрительной памяти | Игры на развитие мышления | Призовые игры |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Перемещение мыши | Координация движения | Составление картинки | Сборка фигуры | Раскраска |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Выявление 4 отличий между 2 предметами | Координация движения по плоскости | Составление картинки по указателям | Сборка фигуры (девочка) | Раскраска черно-белой картинки |
Продолжение таблицы
Запоминание положения 1 предмета | Выявление 4 отличий между 2 предметами | Составление картинки по указателям | Сборка фигуры (бабочки) | Раскраска черно-белой картинки | ||
Определение лишнего в наборе | Выявление 6 отличий между 2 предметами | Запоминание положения 1 предмета | Сборка фигуры (автомобиль) | Сборка из геометрических фигур | ||
Сборка пазлов размером 3х2 | Выявление 6 отличий между 2 предметами | Запоминание положения 2 предметов | Определение лишнего в наборе | Сборка из геометрических фигур | ||
Запоминание положения 6 карт | Сборка пазлов размером 3х3 | Запоминание положения 2 предметов | Определение лишнего в наборе | Сборка из геометрических фигур | ||
Нахождение соответствия между парами | Сборка пазлов размером 4х3 | Запоминание положения 6 карт | Определение лишнего в наборе | Раскраска черно-белой картинки | ||
Нахождение 2 определенных предметов | Сборка пазлов размером 5х3 | Запоминание положения 12 карт | Нахождение соответствия между парами | Раскраска черно-белой картинки | ||
Запоминание положения 3 предметов | Нахождение 2 определенных предметов | Запоминание положения 12 карт | Нахождение соответствия между парами | Раскраска черно-белой картинки | ||
Расположение предметов на плоскости | Нахождение 2 определенных предметов | Запоминание положения 3 предметов | Нахождение соответствия между парами | Сборка из геометрических фигур | ||
Определение положения фрагмента | Нахождение 3 определенных предметов | Запоминание положения 3 предметов | Расположение предметов на плоскости | Сборка из геометрических фигур | | |
Запоминание положения 18 карт | Определение положения фрагмента | Запоминание положения 3 предметов | Расположение предметов на плоскости | Сборка из геометрических фигур | | |
Заполнение матрицы цифрами до 3 | Определение положения фрагмента | Запоминание положения 18 карт | Расположение предметов на плоскости | Раскраска черно-белой картинки | | |
Сборка снежинки из фрагментов | Определение положения фрагмента | Запоминание положения 18 карт | Заполнение матрицы цифрами до 4 | Раскраска черно-белой картинки | | |
Расположение предметов на плоскости | Сборка квадрата из фрагментов | Запоминание положения 18 карт | Заполнение матрицы цифрами до 4 | Раскраска черно-белой картинки | | |
Расположение предметов на плоскости | Сборка круга из фрагментов | Запоминание положения 3 предметов | Заполнение матрицы цифрами до 4 | Сборка из геометрических фигур | |
Как видно из приведенной таблицы, каждое занятие (кроме первого, вводного) посвящено изучению одной из базовых игр. В течение последующих трех занятий эта же игра в усложненном варианте будет использоваться снова (игры на развитие восприятия – под вторым номером в учебной программе занятия, игры на развитие зрительной памяти – под третьим номером, игры на развитие мышления – под четвертым) [65].
Статистические результаты игр (количество набранных очков, уровень зрительной памяти) сохраняются, поэтому каждый ребенок должен быть закреплен за определенным компьютером.
В ходе констатирующего этапа были зафиксированы данные, которые стали исходными для следующего этапа: - формирующего.
Формирующий этап длился в течение шести месяцев, проводился в виде игр – занятий, концентрированных по своему целевому содержанию, систематизированных в своей последовательности, и был направлен на развитие познавательных способностей. Активно использовались интерактивная доска, наглядные пособия и игры, обучающие сказки. Занятия постепенно становились разнообразнее и сложнее. Каждая последующая степень трудности выполнения заданий включала в себя материал предыдущей с обязательным её усложнением.
На начальном этапе реализации программы мы столкнулись с трудностями по обучению детей технических навыков работы с компьютером. Некоторые воспитанники не владели мышкой, часть детей не имели первичных представлений о компьютере, некоторым было трудно запомнить алгоритм запуска игр.
Таким образом, первые занятия приходилось больше времени уделять технической составляющей. Работа в тетрадях детям очень знакома и поэтому выполнение заданий для многих не составила особого труда. Для большей усвояемости предложенных заданий использовался наглядный материал в виде игрушек, картинок, слайдов, практических методов. Демонстрация заданий и их объяснение выполнялось с помощью интерактивной доски, на которой ребенку можно было и самому попробовать выполнить конкретное задание. Далее в проведение занятий были добавлены обучающие истории, которые делали занятия эмоционально красочными и более содержательными.
Первую половину программы (восемь занятий) дети работали за компьютером по одному. Во второй половине использовалась работа в парах для формирования таких качеств, как умение договариваться, уступать друг другу, советоваться по предложенной игре, умению разделять действия между собой, помогать друг другу в случае необходимости.