Файл: Исследование опыта использования компьютерных технологий в развитии словеснологического мышления младших школьников 23.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
воспроизведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух — основные органы чувств человека), а также динамика процесса заучивания.

4. Методика «Запомни рисунки» предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти.

Дети в качестве стимулов получают картинки. Им дается инструкция примерно следующего содержания: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Из трех видов мышления: словесно-логического, словесно-логического и наглядно-действенного у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого — словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном детстве только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на словесно-логическое и наглядно-действенное мышление.

Именно этих двух видов мышления касаются описываемые психодиагностические методики. Как образное, так и действенное мышление имеют несколько аспектов, которые в той или иной степени проявляются при решении разных задач.

5. Методика «Что здесь лишнее?» призвана исследовать процессы словесно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Нужно внимательно посмотреть на картинки и определить, какой предмет и почему является лишним» [60].
2.2 Исследование опыта использования компьютерных технологий в развитии словесно-логического мышления младших школьников

Далее перейдем к описанию констатирующего этапа.

Цель данного этапа – выявить уровень развития словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста на начало эксперимента в экспериментальной группе.

Задачи:

- провести мониторинг детей данного возраста на продуктивность внимания, переключения и распределения внимания, объем внимания, объем кратковременной зрительной памяти, процессы словесно-логического мышления;

- зафиксировать полученные данные в таблицу.

Полученные результаты первичной диагностики представлены в Приложении 1.

Общие результаты начальной диагностики детей экспериментальной группы представлены в Таблице 2
Таблица 2 - Общие результаты начальной диагностики детей экспериментальной группы

Уровень

Показатель продуктивности внимания, %

Показатель переключения и распределен. Внимание %

Объем внимания, %

Объем кратковременной зрительной памяти%

Процессы словесно-логического мышления,

%

1

2

3

4

5

6

Очень высокий

0

0

0

0

40

Высокий

0

0

30

90

50

Средний

20

0

20

0

10

Низкий

60

40

50

10

0

Очень низкий

20

60

0

0

0


Общие результаты начальной диагностики детей контрольной группы представлены в Таблице 3.
Таблица 3 - Результаты начальной диагностики детей контрольной группы

Уровень

Показатель продуктивности внимания, %

Показатель переключения и распределения внимания, %

Объем внимания, %

Объем кратковременной зрительной памяти, %

Процессы словесно-логического мышления,

%

Очень высокий

0

0

0

0

0

Высокий

0

0

0

40

50

Средний

20

10

50

40

50

Низкий

70

70

50

20

0

Очень низкий

10

20

0

0

0



На основе исследований, проведённых в ходе констатирующего этапа исследовательской работы, направленного на выявление уровня познавательных способностей, можно сделать вывод, что в целом у детей продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая, показатель переключения и распределения внимания также имеет низкий уровень, а значит и объем внимания низкий. С объемом кратковременной зрительной памятью дела обстоят намного лучше - у 40% детей объем достаточно высокий. И в данной группе дети вообще не испытывают трудности в сравнении и группировке предметов по общим признакам.

2.3 Программа развития словесно-логического мышления младших школьников средствами компьютерных технологий
Обучение детей в процессе этих этапов осуществлялось с помощью дополнительной общеразвивающей программы «Логозаврик» с использованием развивающих компьютерных игр. Программа развития словесно-логического мышления предназначена для детей подготовительной группы [64].

Количество занятий – 16. Периодичность – одно занятие в неделю. Продолжительность занятия – 30 мин.

Учебная программа каждого занятия делится на две части: теоретическую и практическую. Теоретическая часть (объемом порядка три-пять минут) предназначена для изучения игр, развивающих интеллект, а практическая – для практического использования полученных знаний и получения необходимых навыков.

Практическая часть, в свою очередь, состоит из двух частей. В первой части (объемом порядка 10-15 мин.) проводится работа в рабочих тетрадях, а во второй (10-15 мин.) – на компьютерах. Структурная схема занятия представлена на рисунке 1.

Каждое занятие (кроме первого), посвящено изучению одной из базовых игр. В течение последующих трех занятий эта же игра в усложненном варианте будет использоваться снова.



Изучение игры (3-5 мин)





Работа в рабочих тетрадях (10-15 мин)





Занятие на компьютерах (10-15 мин)



Рисунок 1- Структурная схема занятия


Рисунок 2- Использование изучаемой игры в учебной программе
Таким образом, каждая изучаемая игра очередного занятия используется еще три раза (в усложненных вариантах) на последующих занятиях: игры на развитие внимания – под вторым номером в учебной программе занятия, игры на развитие зрительной памяти – под третьим номером, игры на развитие мышления – под четвертым (Рисунок 3) [57].



Рисунок 3 - Использование изучаемых игр на последующих занятиях
Полностью учебная программа поурочного использования развивающих компьютерных игр представлена в Таблице 4.
Таблица 4 - Программа поурочного использования развивающих компьютерных игр

Изучаемые игры (базовые)

Игры на развитие

внимания

Игры на развитие зрительной

памяти

Игры на развитие мышления

Призовые игры

1

2

3

4

5

Перемещение мыши

Координация движения

Составление картинки

Сборка фигуры

Раскраска

1

2

3

4

5

Выявление 4 отличий между 2 предметами

Координация движения по плоскости

Составление картинки по указателям

Сборка фигуры (девочка)

Раскраска черно-белой картинки



Продолжение таблицы

Запоминание положения 1 предмета

Выявление 4 отличий между 2 предметами

Составление картинки по указателям

Сборка фигуры (бабочки)

Раскраска черно-белой картинки

Определение лишнего в наборе

Выявление 6 отличий между 2 предметами

Запоминание положения 1 предмета

Сборка фигуры (автомобиль)

Сборка из геометрических фигур

Сборка пазлов размером 3х2

Выявление 6 отличий между 2 предметами

Запоминание положения 2 предметов

Определение лишнего в наборе

Сборка из геометрических фигур

Запоминание положения 6 карт

Сборка пазлов размером 3х3

Запоминание положения 2 предметов

Определение лишнего в наборе

Сборка из геометрических фигур

Нахождение соответствия между парами

Сборка пазлов размером 4х3

Запоминание положения 6 карт

Определение лишнего в наборе

Раскраска черно-белой картинки

Нахождение 2 определенных предметов

Сборка пазлов размером 5х3

Запоминание положения 12 карт

Нахождение соответствия между парами

Раскраска черно-белой картинки

Запоминание положения 3 предметов

Нахождение 2 определенных предметов

Запоминание положения 12 карт

Нахождение соответствия между парами

Раскраска черно-белой картинки

Расположение предметов на плоскости

Нахождение 2 определенных предметов

Запоминание положения 3 предметов

Нахождение соответствия между парами

Сборка из геометрических фигур

Определение положения фрагмента

Нахождение 3 определенных предметов

Запоминание положения 3 предметов

Расположение предметов на плоскости

Сборка из геометрических фигур




Запоминание положения 18 карт

Определение положения фрагмента

Запоминание положения 3 предметов

Расположение предметов на плоскости

Сборка из геометрических фигур




Заполнение матрицы цифрами до 3

Определение положения фрагмента

Запоминание положения 18 карт

Расположение предметов на плоскости

Раскраска черно-белой картинки




Сборка снежинки из фрагментов

Определение положения фрагмента

Запоминание положения 18 карт

Заполнение матрицы цифрами до 4

Раскраска черно-белой картинки




Расположение предметов на плоскости

Сборка квадрата из фрагментов

Запоминание положения 18 карт

Заполнение матрицы цифрами до 4

Раскраска черно-белой картинки




Расположение предметов на плоскости

Сборка круга из фрагментов

Запоминание положения 3 предметов

Заполнение матрицы цифрами до 4

Сборка из геометрических фигур






Как видно из приведенной таблицы, каждое занятие (кроме первого, вводного) посвящено изучению одной из базовых игр. В течение последующих трех занятий эта же игра в усложненном варианте будет использоваться снова (игры на развитие восприятия – под вторым номером в учебной программе занятия, игры на развитие зрительной памяти – под третьим номером, игры на развитие мышления – под четвертым) [65].

Статистические результаты игр (количество набранных очков, уровень зрительной памяти) сохраняются, поэтому каждый ребенок должен быть закреплен за определенным компьютером.

В ходе констатирующего этапа были зафиксированы данные, которые стали исходными для следующего этапа: - формирующего.

Формирующий этап длился в течение шести месяцев, проводился в виде игр – занятий, концентрированных по своему целевому содержанию, систематизированных в своей последовательности, и был направлен на развитие познавательных способностей. Активно использовались интерактивная доска, наглядные пособия и игры, обучающие сказки. Занятия постепенно становились разнообразнее и сложнее. Каждая последующая степень трудности выполнения заданий включала в себя материал предыдущей с обязательным её усложнением.

На начальном этапе реализации программы мы столкнулись с трудностями по обучению детей технических навыков работы с компьютером. Некоторые воспитанники не владели мышкой, часть детей не имели первичных представлений о компьютере, некоторым было трудно запомнить алгоритм запуска игр.

Таким образом, первые занятия приходилось больше времени уделять технической составляющей. Работа в тетрадях детям очень знакома и поэтому выполнение заданий для многих не составила особого труда. Для большей усвояемости предложенных заданий использовался наглядный материал в виде игрушек, картинок, слайдов, практических методов. Демонстрация заданий и их объяснение выполнялось с помощью интерактивной доски, на которой ребенку можно было и самому попробовать выполнить конкретное задание. Далее в проведение занятий были добавлены обучающие истории, которые делали занятия эмоционально красочными и более содержательными.

Первую половину программы (восемь занятий) дети работали за компьютером по одному. Во второй половине использовалась работа в парах для формирования таких качеств, как умение договариваться, уступать друг другу, советоваться по предложенной игре, умению разделять действия между собой, помогать друг другу в случае необходимости.