Файл: 1 author Some of the authors of this publication are also working on these related projects.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

94
Глава 8 54. Опора на дружеские отношения, когда, например, один ра- ботает на всех.
55. Попросить студента, который разбирается в предмете, объ- яснить пропущенный материал.
66. Взять справку у врача и предъявить ее преподавателю.
Г
РУППА
8.
С
АМООРГАНИЗАЦИЯ
(1),
ПОМОЩЬ УНИВЕРСИТЕТУ
(2):
67(1). Самовнушение о том, что ты сможешь работать и учить- ся.
69(1). Более четкое ощущение временных рамок и ограниче- ний.
70(1). Планирование, расклад по пунктам.
80(1). Ориентироваться на цель: закончить вуз и иметь опыт работы.
30(2). Оказать преподавателю услугу, касающуюся учебного процесса, но не данной дисциплины.
50(2). Когда проходят мероприятия, касающиеся специально- сти, воспользоваться этим.
75(2). Если работа связана с университетом, использовать это.
Г
РУППА
9.
О
ПОРА НА ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ
:
3. Брать конспекты у одногруппников.
7. Представлять себя перед одногруппниками в таком виде, чтобы они вошли в твое положение.
40. Помогать студентам, которые помогают тебе.
47. Демонстрировать благодарность тем, кто тебе помогает.
49. Распределять подготовку заданий между разными людьми.
51. Делать задания и передавать их через других студентов.
87. Уважительно относиться к одногруппникам.
Г
РУППА
10.
К
ОМПРОМИССЫ НА РАБОТЕ
:
39. Если работа связана с чем-то общественно важным, исполь- зовать это.
53. Уходить с работы, если в университете что-то серьезное.
63. Использовать различное время суток, чтобы делать акцент либо на работе, либо на учебе.
71. Договориться на работе о том, что в определенный день де- лаешь определенный объем работы.
73. Брать сверхурочные часы на работе и другие виды отработ- ки.
74. Работать ночью.
76. Найти компромисс на работе.

Исследовательская стратегия согласования концептов
95 77. Опора на рабочий коллектив, когда необходима подстра- ховка.
84. Оформить индивидуальный график.
85. Использовать рабочий компьютер для подготовки к заняти- ям.
Г
РУППА
11.
В
ЕЖЛИВОСТЬ
:
14. Вежливо извиниться и уйти.
26. Продемонстрировать свое исключительно позитивное от- ношение к выбранной специальности.
33. Поведение на парах должно быть прилежным.
45. Если преподаватель пошел навстречу, не афишировать это перед одногруппниками.
46. Смотреть, как другие решают проблемы, и делать так же.
Г
РУППА
12.
О
ПОРА НА СОБСТВЕННЫЕ СИЛЫ
:
4. Стараться вникнуть в суть материала, если долго отсутство- вал.
8. Сдавать долги после пар, если понадобится.
9. Если преподаватель принципиальный, сдавать всеми силами.
10. Честно сознаться в том, что не готов, и принять любые по- следствия.
11. Готовиться по ночам.
На шестом этапе анализ взаимосвязей между группами позво- лил выделить три измерения (см. рис. 8.3): между третьей и деся- той группами (приоритет учебы по сравнению с работой), между седьмой и двенадцатой группами (уровень самостоятельности в решении проблем), между четвертой и одиннадцатой группами
(уровень вежливости в решении проблем).
Также на этом этапе было выделено три более общие группы
(регионы), которые можно назвать идеальными стратегиями пове- дения студентов: стратегия ловкача (группы 1, 2 и 6), стратегия бездельника (группы 3–5), стратегия трудяги (группы 8–12). Седь- мую группу можно считать инвариантной (см. рис. 8.4).
Естественно, что приведенные выше стратегии поведения не существуют в чистом виде, и любой студент, даже самый добросо- вестный, будет порой ссылаться на внешние причины, в то время как студент, халатно относящийся к учебе, будет вынужден искать компромиссы на работе. Вместе с тем эти стратегии дают хорошее


96
Глава 8 представление об общих линиях поведения, которым восновном могут следовать те или иные студенты.
Рис. 8.3. Измерения между группами на кластерной карте
Рис. 8.4. Регионы на кластерной карте

Исследовательская стратегия согласования концептов
97
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

§ 8.4. Согласование концептов и теоретическая валидизация
Кроме описанных выше эмпирических фактов, проведенное исследование позволило выявить ряд важных методологических нюансов, касающихся использования стратегии согласования кон- цептов в процессе теоретической валидизации.
Во-первых, согласование концептов может дать исчерпываю- щую информацию, которая, тем не менее, является «одноплоскос- ной». Так, в приведенном примере раскрыты лишь поведенческие практики, в то время как их причины и последствия не затрагива- ются. Исходя из этого, согласование концептов является хорошим способом для начала исследования, но не может выступать в каче- стве источника всех данных, необходимых для теоретической ва- лидизации.
Во-вторых, неубедительно выглядит необходимость присвое- ния рейтинга утверждениям, сформированным на втором этапе.
Присвоение рейтинга действительно приемлемо в случае исследо- ваний, посвященных оценке социальных проектов или планирова- нию деятельности в организациях или группах. Дело в том, что в данном случае участники согласования концептов зачастую явля- ются или реципиентами соответствующей социальной программы, или теми, кто будет воплощать результаты планирования в дей- ствительность. Таким образом, полученные рейтинговые оценки могут дать важную информацию о качестве услуг или о приорите- тах дальнейшей деятельности. Однако при решении задач теорети- ческой валидизации ценность рейтинговых оценок существенно снижается вследствие необоснованности как их необходимости
(глупо было бы оценивать поведенческие практики с точки зрения их правильности или эффективности, поскольку первая вносит ценностный элемент, а вторая зависит от каждого конкретного слу- чая), так и их объективности (десять человек могут дать богатую описательную информацию, основанную как на своем опыте, так и на результатах наблюдения за другими студентами, но не могут да- вать оценки за всех).
В-третьих, внимания заслуживает мнение самого В.Трочима относительно сложности интерпретации взаимоотношений между кластерами. Так, он отмечает, что результаты согласования кон- цептов выдвигают на первый план схожесть между пунктами кла- стеров. Однако данный подход неприемлем в исследовании взаи-

98
Глава 8 моотношений между самими кластерами [Burke et al., 2005: p.
1409]. Приведенное выше исследование опровергает это утвержде- ние, поскольку полученные кластеры логично упорядочены по от- ношению друг к другу: оси измерений получены на основе класте- ров, расположенных «полярно», регионы (основные поведенческие стратегии) расположены последовательно, в соответствии с крите- рием самоотдачи студента в процессе учебы.
В-четвертых, оригинальная процедура согласования концептов предусматривает работу участников, генерирующих концептуаль- ные карты, на всех этапах, в том числе и на последнем (использо- вание результатов). Опять-таки, этот подход наиболее приемлем в случаях оценки или планирования. В случае же теоретической ва- лидизации исследователю нужна большая свобода на последнем этапе, ведь именно он формулирует гипотезы и проводит дальней- шее исследование. В частности, в приведенном примере непосред- ственно мной, а не участниками исследования были выделены из- мерения и регионы на кластерной карте. Думаю, это не является барьером для их использования в дальнейшем.


Г
ЛАВА
9. И
ССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СТРАТЕГИЯ
«
ОБОСНОВАННОЙ ТЕОРИИ
»
В противоположность «монолитному» количественному под- ходу, базирующемуся на общих унифицированных образцах и принципах измерения социальных феноменов, качественный под- ход, изначально исповедующий методологическую гибкость, поро- дил множество исследовательских стратегий, часто основываю- щихся на разных исследовательских принципах. В своих обзорах исследователи выделяют различное количество таких стратегий изучения социальной действительности, варьирующее от четырех до девяти наиболее влиятельных. Вместе с тем стратегии, наиболее часто встречающиеся в научной литературе, – это нарративное ис- следование, феноменология, обоснованная теория, этнография и кейс-стади. Кроме того, именно эти стратегии предусматривают использование систематизированных исследовательских процедур
[Creswell, 2007: p. 6–9].
Таким образом, переходя к описанию стратегии «обоснованной теории», необходимо объяснить, почему я фокусируюсь именно на данном подходе, а не, скажем, феноменологическом, нарративном или каком-либо другом типе качественного исследования. Свою позицию я основываю на двух аргументах. Во-первых, тип каче- ственного исследования должен, по возможности, отражать специ- фику именно социологического исследования. Во-вторых, полу- ченные результаты должны удовлетворять целям теоретической валидизации. Данные, подтверждающие обоснованность такого выбора, приведены ниже (см. табл. 9.1)
45
. Из этого сравнения наме- рено исключены исследования типа кейс-стади и включен дискурс- анализ. Первое связано с тем, что исследование случая или кейс- стади, по моему глубокому убеждению, должно занимать особое место в процессе теоретической валидизации. Второе продиктова- но наличием систематического сравнения феноменологии, дис-
45
Таблица построена на основе данных, взятых из статьи Х.Старкс,
С.Тринидад, а также справочника под редакцией Д.Миллера и
Н.Селкинда: [Starks, Trinidad, 2007: p. 1373; Handbook of research design,
2002: p. 147].

100
Глава 9 курс-анализа и обоснованной теории [Starks, Trinidad, 2007]. Как видно, обоснованная теория является единственным всецело со- циологическим типом качественного исследования, и именно ее ре- зультаты наилучшим образом соответствуют целям теоретической валидизации, поскольку обеспечивают исследователя теоретиче- ской моделью.
Таблица 9.1
Сравнительные характеристики различных типов каче-
ственного исследования
Тип исследования
Дисциплины, в которых зарож- дался подход
Форма отчета
(narrative form)
Нарративное ис- следование
Литература, ис- тория, психоло- гия, социология, антропология
Хронологическая история об индивидуальной жизни
Феноменология
Философия, со- циология, пси- хология
Описание сущности опыта
Обоснованная теория
Социология
Теория или теоретическая мо- дель
Этнография
Культурная ан- тропология, со- циология
Описание культурного пове- дения группы или индивида
Дискурс-анализ
Лингвистика, семиотика
Описание используемого язы- ка и того, как различные дис- курсы оформляются в каче- стве идентичностей и взаимо- отношений
Вместе с тем сама стратегия «обоснованной теории» делится на три различных типа, предусматривающих каждый свою проце- дуру проведения и различные принципы. Возникнув как результат сотрудничества между Б.Глазером и А.Страуссом в 1967 году, в дальнейшем стратегия «обоснованной теории» разделилась
46
и на данный момент включает системный дизайн А.Страусса и
46
О сути различий между подходами А.Страусса и Б.Глазера см., напри- мер: [Walker, Myrick, 2006].


Исследовательская стратегия «обоснованная теория»
101
Дж.Корбин, восходящий или развивающийся (emerging) дизайн
Б.Глазера и конструктивистский дизайн К.Чермез [Handbook, 2002: р. 154].
В своей статье я остановился на описании системного дизайна, поскольку он содержит наиболее строгие и структурированные процедурные рекомендации проведения исследования на базе стра- тегии «обоснованной теории» [Handbook, 2002: р. 157]. По мнению
С.Миллера и М.Фредерикса, такая строгость обеспечивается, в первую очередь, благодаря необходимости ориентации на пара- дигмальную модель, представляющую собой последовательность следующих элементов: Причинные условия => Феномен => Кон- текст => Промежуточные условия => Стратегии действия / взаимо- действия => Последствия [Miller, Fredericks, 1999: р. 538].
А.Страусс определяет обоснованную теорию как «теорию, ко- торая индуктивно выводится из изучения феномена, который она представляет. То есть она создается, развивается и верифицируется в разных условиях путем систематического сбора и анализа дан- ных, относящихся к изучаемому феномену. Таким образом, сбор данных, анализ и теория находятся во взаимной связи друг к другу.
Нельзя начинать с теории, а затем доказывать ее. Скорее начинают с области исследования, и все, что имеет отношение к этой обла- сти, имеет шанс проявиться» [Страусс, Корбин, 2001: с. 21]. Это определение я встретил и в других работах, посвященных особен- ностям построения обоснованной теории. Вместе с тем, если рас- сматривать специфику самой исследовательской стратегии, более уместным будет следующее определение: «Подход обоснованной
теории – это качественный исследовательский метод
47
, который
использует систематический ряд процедур для разработки индук-
тивно выведенной обоснованной теории некоего явления» [Страусс,
Корбин, 2001: с. 21].
К таким процедурам, прежде всего, необходимо отнести ис- пользование теоретической чувствительности, специфических ви- дов кодирования и теоретической выборки.
47
Конечно же логичнее вести речь не о методе, а о стратегии.

102
Глава 9
§ 9.1. Теоретическая чувствительность и ее роль в построе-
нии обоснованной теории
Для полноценного проведения процедуры «обоснованной тео- рии» (впрочем, представляется, не только для этого) важно разви- вать в процессе исследования теоретическую чувствительность. Ее можно описать как «свойство проницательности, способности осмысливать данные, способности понимать и умению отделять подходящее от того, что таковым не является» [Страусс, Корбин,
2001: c. 35].
Здесь следует упомянуть работу Г.Батыгина и И.Девятко
48
, со- гласно которой одну из версий «экстрасенсорной» методологии представляет обоснованная теория, опирающаяся на концепцию теоретической чувствительности: «Способность к «теоретической сенситивности» практически неотличима от способности к яснови- дению. Экстрасенс и хиромант тоже умеют развернуть концепту- ально насыщенную теорию быстрее, чем, например, «рутинный» врач-клиницист, у которого нет ничего, кроме квалификации и ди- пломов» [Батыгин, Девятко, 1994].
Приведенные аргументы, по существу, не являются научными.
Поэтому ниже приведено описание способов развития теоретиче- ской чувствительности ученого для того, чтобы читатель смог оце- нить приемлемость и необходимость ее использования в рамках исследовательской деятельности.
Источниками теоретической чувствительности являются лите- ратура, профессиональный и личный опыт, а также сам аналитиче- ский процесс [Страусс, Корбин, 2001: с. 35–37]. Вместе с тем,
А.Страусс и Дж.Корбин признают, что творческое использование знаний и опыта может увести от реальных аспектов исследуемого феномена к образному размышлению о нем. Чтобы этого не про- изошло, предлагается несколько советов: «1) периодически делать
48
Чтобы данная ссылка не оказалась вырванной из контекста, необходимо уточнить, что при упоминании «теоретической сенситивности» Г.Батыгин и И.Девятко ссылаются на работу Б.Глазера [Glaser, 1967], а не
А.Страусса и Дж.Корбин [Страусс, Корбин, 2001]. Кроме того,
Т.Васильева, которая перевела работу А.Страусса и Дж.Корбин, выражает особую благодарность И.Девятко «за ценные консультации и коммента- рии по рабочим вариантам книги» [Васильева, 2001: с. 246].