Файл: 1 author Some of the authors of this publication are also working on these related projects.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исследовательская стратегия «обоснованная теория»
103 шаг назад и задавать вопрос: Что здесь происходит? То, что я ду- маю и вижу, соответствует реальности данных?... 2) придерживать- ся позиции скептицизма. Все теоретические объяснения, категории гипотезы и вопросы о данных... должны приниматься как предва- рительные. Они всегда нуждаются в проверке, сопоставлении с фактическими данными и никогда не принимаются как факт... 3) следовать исследовательским процедурам. Сбор данных и аналити- ческие процедуры предназначены для того, чтобы придать точ- ность изучению. В то же время они помогают вам прорваться через предубеждения и направляют вас проверить по крайней мере неко- торые из ваших допущений, иначе они могут повлиять на такое прочтение данных, которое не соответствует реальности...» [Стра- усс, Корбин, 2001: с. 37–39].
После уяснения этих советов невольно вспоминаются импера- тивы этоса науки, предложенные Р.Мертоном, и в особенности ор- ганизованный скептицизм
49
. Последний является более общим принципом по отношению к трем представленным рекомендациям, которые можно охарактеризовать в качестве конкретных способов его реализации в процессе качественного исследования.
§ 9.2. Процесс и виды кодирования, применяемые при ис-
пользовании стратегии «обоснованной теории»
Переходя к самому процессу построения обоснованной теории, необходимо отметить, что его особенностью является «зигзагопо- добный» характер осуществления, заключающийся в чередовании сбора данных и их анализа [Egan, 2002: р. 280]. При этом исследо- ватель может использовать различные типы данных (результаты наблюдений, документальную информацию, личные памятки, транскрипты чужих интервью и прочее), но данные личных интер- вью рассматриваются как наилучший вариант. В одном из автори- тетных источников озвучено правило, согласно которому исследо- ватель должен провести не менее 30 интервью на протяжении всего процесса сбора данных [Handbook, 2002: р. 157]. Следует также помнить, что хорошая теоретическая подготовка к использованию стратегии «обоснованной теории» еще не делает из ученого прак- тика в этой области: «Лишь применением процедур на протяжении
49
Более подробно см.: [Мертон, 2006: с. 770–781].


104
Глава 9 всего исследования приобретается достаточное понимание того, как они работают, а также умение и опыт, которые дают возмож- ность с успехом продолжать использование этих техник» [Страусс,
Корбин, 2001: с. 23]. Таким образом, не получится провести иссле- дование с помощью стратегии «обоснованной теории», не прибегая к проведению интервью лично, а используя лишь данные, собран- ные другими людьми.
После того как были проведены первые интервью, исследова- тель может перейти к первой фазе анализа –
ОТКРЫТОМУ
КОДИРОВАНИЮ
. При открытом кодировании исследователь иденти- фицирует категории, представленные в данных. Каждая категория обладает свойствами, которые могут рассматриваться как субкате- гории. Свойствам присваиваются соответствующие измерения с целью демонстрации границ, в пределах которых они могут изме- няться [Handbook, 2002: р. 154]. Например, категория «особенности преподавателя» в исследовании проблемы совмещения студентами стационара учебы и работы имеет несколько свойств и соответ- ствующих измерений (см. табл. 9.2).
Таблица 9.2
Категория «особенности преподавателя», ее свойства
(субкатегории) и измерения свойств
Категория
Свойства
Шкала измерений особенности преподавателя требовательность высокая низкая отношение к про- ведению пар формальное творческое отношение к про- блемам студентов безразличное понимающее
Следующая фаза анализа называется
ОСЕВЫМ КОДИРОВАНИЕМ
Исследователь выбирает несколько обнаруженных на предыдущем этапе категорий и помещает их в центр процесса (взаимодействия между людьми), в качестве феноменов. Далее эти категории связы- ваются с другими категориями. Последние являются элементами упомянутой выше парадигмальной модели: причинные условия
(факторы, которые приводят к возникновению феномена), страте- гии (действия, предпринимаемые в ответ на причинные условия), промежуточные обстоятельства (специфические ситуационные

Исследовательская стратегия «обоснованная теория»
105 факторы, оказывающие влияние на стратегии) и последствия (ре- зультаты, к которым приводит использование стратегий).
На третьей фазе, при
ИЗБИРАТЕЛЬНОМ КОДИРОВАНИИ
, исследова- тель приступает к написанию обоснованной теории про взаимо- связь между категориями, выделенными на предыдущей фазе ана- лиза [Handbook, 2002: р. 155]. Необходимость данной фазы обу- словлена тем, что при осевом кодировании выделяется не одна категория и соответствующая парадигмальная модель, а несколько.
Это требует выбора главной категории, вокруг которой будет раз- ворачиваться теория. Последнее осуществляется также с помощью парадигмальной модели. Кроме того, с целью придания «плотно- сти» разрабатываемой теории, на этой фазе проводятся дополни- тельные интервью, поскольку на первых двух фазах анализа могут быть упущены важные нюансы, осознание которых приходит на завершающей фазе анализа. При этом исследователь имеет четкий план интервью, что и определяет избирательный характер анали- за
50
§ 9.3. Применение теоретической выборки в реализации
стратегии «обоснованной теории»
Важным для понимания сути стратегии «обоснованной тео- рии» является понятие «теоретической выборки», связанное с от- бором понятий, доказавших теоретическую релевантность
51
в от- ношении развивающейся теории [Страусс, Корбин, 2001: с. 146].
Теоретическая выборка является отличительным признаком мето- дологии «обоснованной теории» [Draucker et al., 2007: р. 1137].
Несмотря на достаточное внимание, уделяемое этому понятию в работах, проанализированные мной определения [Страусс, Кор- бин, 2001; Draucker et al., 2007; Glaser, Strauss, 1967; Auerbach,
Silverstein, 2003] носят достаточно нечеткий характер. Поэтому я приведу собственное определение, сформулированное на основе
50
Более подробно об открытом, осевом и выборочном кодировании, см.:
[Страусс, Корбин, 2002: с. 49–119].
51
Теоретическая релевантность означает, что понятия считаются суще- ственными, так как они неоднократно присутствуют или заметно отсут- ствуют при сравнении различных случаев и, соответственно, обладают достаточной значимостью, для того чтобы им был присвоен статус кате- горий.


106
Глава 9 имеющихся: теоретическая выборка – это отбор людей, облада-
ющих информацией об интересующих исследователя аспектах эм-
пирической действительности, которые, в свою очередь, являют-
ся основой теоретически релевантных понятий. То есть критери- ем отбора людей выступают разрабатываемые теоретические положения, описывающие эмпирическую действительность. В ходе исследования с целью обогащения теории могут понадобиться не- запланированные изначально интервью как с уже имеющимися, так и с новыми участниками. Следовательно, выборку направляет раз- рабатываемая теория.
Теоретическая выборка связана с понятием теоретического насыщения, которое предполагает проведение интервью до тех пор, пока не обнаружится, что сообщаемые новыми участниками иссле- дования данные не добавляют новых понятий в разрабатываемую теорию. Теоретическое насыщение и теоретическая выборка ис- пользуются вместе для определения размера последней [Auerbach,
Silverstein, 2003: р. 17, 19–20].
Для того чтобы продемонстрировать место теоретической вы- борки в процессе разработки обоснованной теории, я использовал руководство, составленное на основе исследования людей, под- вергшихся сексуальному насилию [Draucker et al., 2007: р. 1141]
(см. рис. 9.1).
Согласно этому руководству использование теоретической вы- борки начинается параллельно с началом осевого кодирования и продолжается вплоть до завершения исследования.
Все выборочные методы, представленные выше, описаны в ра- боте М.Паттона [Patton, 2002: р. 243–244]. Они, а также еще восемь методов (гомогенный отбор, отбор критически важных случаев, теоретический отбор, приспосабливающийся или возникающий от- бор, целевой случайный отбор, отбор политически важных случаев, удобный отбор, смешанный целевой отбор) относятся к целена- правленному отбору. Рассмотрим их более подробно:
1. Отбор экстремальных (резко выделяющихся или отклоняю- щихся) случаев: изучение необычных проявлений интересующего феномена. Например, выдающиеся успехи / примечательные не- удачи, верхушка класса / потерявшие работу, экзотические случаи, кризисы.

Исследовательская стратегия «обоснованная теория»
107
Рис. 9.1. Место теоретической выборки в процессе построения
обоснованной теории
На рисунке: 1 – данные, полученные от участников интервью; 2 –
данные, полученные от новых участников или в процессе повторных ин-
тервью; 3 – основные исследовательские отчеты; 4 – данные из акаде-
мической и другой литературы.


108
Глава 9 2. Интенсивный отбор: информационно богатые случаи, кото- рые наилучшим образом представляют феномен (но не экстремаль- но). Например, хорошие студенты / плохие студенты, выше / ниже среднего.
3. Отбор максимальной вариации: отбор разнообразных случа- ев для описания вариации в интересующем феномене; уникальные свидетельства, которые проявляются в различных условиях; опре- деление общих важных паттернов, которые проходят «красной ни- тью» через вариации.
4. Гомогенный отбор: фокусировка, уменьшение вариации, упрощенный анализ, содействие групповому интервьюированию.
5. Отбор типичных случаев: иллюстрация или освещение того, что является типичным, нормальным, средним.
6. Отбор критически важных случаев: возможность логической генерализации и максимального использования информации для других случаев, поскольку если «это» справедливо в одном случае,
«это», вероятно, будет справедливо и в других.
7. Отбор методом снежного кома: определение интересующих случаев благодаря отбору людей, которым знакомы те, кто облада- ет богатой информацией, и, таким образом, подходят для изучения.
8. Критериальный отбор: отбор всех случаев, которые отвеча- ют определенному критерию. Например, дети, подвергнувшиеся жестокому обращению и пребывающие в специальных учреждени- ях, защищающих их права.
9. Теоретический отбор: поиск проявления теоретического конструкта, интересующего исследователя, для его проработки и проверки вариаций.
10. Отбор подтверждающих и опровергающих случаев: разра- ботка и углубление инициального анализа, поиск исключений, про- верка вариации.
11. Стратифицированный целевой отбор: иллюстрация харак- теристик определенных подгрупп, облегчение сравнения.
12. Приспосабливающийся или возникающий отбор: следова- ние новым примерам в процессе полевой работы, принятие пре- имуществ неожиданности, гибкость.
13. Целевой случайный отбор (малый размер выборки): добав- ление правдоподобия, когда потенциальная целевая выборка боль- ше, чем может себе позволить исследователь; уменьшение смеще-

Исследовательская стратегия «обоснованная теория»
109 ний в пределах целевой категории (не для генерализации или ре- презентативности).
14. Отбор политически важных случаев: привлечение внима- ния к исследованию или уклонение от привлечения нежелательно- го внимания посредством целевого включения/исключения в вы- борку политически чувствительных случаев.
15. Удобный отбор: удобность в плане экономии времени, де- нег и усилий. Приводит к наихудшей рациональности, наиболее низкому правдоподобию, отбору наименее информативных случа- ев.
16. Комбинированный (смешанный) целевой отбор: триангуля- ция, гибкость, соответствие нескольким целям и потребностям.
Отбор тех или иных методов целенаправленного отбора для реализации теоретической выборки осуществляется исходя из осо- бенностей разрабатываемой теории, групп людей, обладающих не- обходимой информацией, а также возможностей самого исследова- теля.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13

§ 9.4. Применение стратегии «обоснованной теории» в ис-
следовании феномена учебы в условиях ограниченного времени
Для демонстрации результатов, которые могут быть получены с помощью стратегии «обоснованной теории», мною было прове- дено исследование со студентами стационара одного из коммерче- ских вузов Киева.
Исходя из того, что в соответствии со стратегией «обоснован- ной теории» феномен, подлежащий изучению, должен определять- ся исследователем не «априорно», а на основании имеющихся эм- пирических данных, на первом этапе исследования было проведено групповое обсуждение со студентами второго курса (порядка 20 человек). Тема обсуждения была максимально широкой и касалась того, с чем связана сегодняшняя учеба студентов. Была сделана по- пытка затронуть максимальное количество вопросов, начиная от неформального общения со сверстниками и заканчивая отношени- ем к проведению пар. Наибольшие эмоции у части студентов вы- звала проблема, связанная с необходимостью совмещения учебы и работы. Поэтому в дальнейшем я решил остановиться именно на ней.

110
Глава 9
На втором этапе была использована стратегия согласования концептов для определения поведенческих практик студентов, свя- занных с необходимостью совмещения работы и учебы. Основные результаты этого исследования приведены выше (см. главу 8, пара- граф 3).
На третьем этапе на основе стратегии «обоснованной теории» была осуществлена дальнейшая фокусировка на феномене, подле- жащем исследованию (учеба в условиях ограниченного времени) и разработан соответствующий теоретический базис. В общей слож- ности этот этап занял около четырех месяцев и включал три фазы.
На первой фазе было проведено семь полуструктурированных ин- тервью, на второй фазе – десять (шесть – с участниками первой фа- зы, четыре – с новыми участниками), на третьей фазе – двенадцать
(одиннадцать – с участниками первой и второй фазы, одно – с но- вым участником). Таким образом, из двенадцати участников иссле- дования с одним было проведено одно интервью, с пятью – два, с шестью – три.
На четвертом этапе было проведено четыре дополнительных интервью с четырьмя студентами другого коммерческого вуза для проверки непротиворечивости разработанной теории в ином орга- низационном контексте. Полученные на этом этапе данные не про- тиворечат главным теоретическим положениям, сформулирован- ным на предыдущем этапе. При этом необходимо подчеркнуть, что отсутствие противоречий в новых данных не указывает на невоз- можность дальнейшего обогащения и детализации полученных теоретических формулировок.
Ниже приведены главные результаты, полученные на третьем этапе исследования. Они структурированы в соответствии с пара- дигмальной моделью, предложенной А.Страуссом (причинные условия => феномен => контекст => промежуточные условия => стратегии действия / взаимодействия => последствия).
В процессе анализа полученных данных было выделено пять главных
ПРИЧИННЫХ УСЛОВИЙ
, обусловливающих возникновение указанного феномена:
— финансовое положение семьи;
— личные финансовые потребности;
— значение, которое придается учебе;
— значение, которое придается свободному времени;