Файл: Учебное пособие для среднего профессионального образования одобрено методическим советом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 374

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

59
Рис.5.5. Дивизиональная структура управления
Область применения: многопрофильные предприятия, предприятия с расположением в различных регионах, предприятия, осуществляющие сложные инновационные проекты.
Достоинства дивизиональной структуры управления:

более тесная связь производства с потребителями, ускоренная реакция на изменения во внешней среде;

улучшение координации работ в подразделениях вследствие подчинения одному лицу;

возникновение у подразделений конкурентных преимуществ малых форм;

четкое разграничение ответственности;

высокая самостоятельность структурных единиц;

разгрузка высшего менеджмента;

простота коммуникационных сетей.
Недостатки дивизиональной структуры управления:

высокая потребность в руководящих кадрах;

сложная координация;

повышенные затраты за счет дублирования функций;

сложность осуществления единой политики;

разобщенность персонала.
5.4. МАТ РИ ЧНАЯ СТ РУКТУРА УП РАВЛЕНИЯ
Матричная структура представляет собой решетчатую структуру, в которой организация управления по функциям осуществляется начальниками отделов. Организация выполнения проектов осуществляется руководителями проектов. Эта структура построена на
принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны — непосредственному руководителю функциональной службы, с другой стороны — руководителю проекта, который наделен необходимыми полномочиями в соответствии с запланированными сроками выполнения данного проекта. В установившуюся линейно-функциональную структуру вводятся (временно или постоянно) особые штабные органы (лица или группа лиц), которые координируют существующие горизонтальные связи по выполнению конкретной программы (проекта), сохраняя при этом вертикальные отношения, свой- ственные данной структуре. Основная часть работников, занятых реализацией программы, оказывается в подчинении не менее двух руководителей, но по разным вопросам.
Руководство
Продукт А
Продукт Б
Функциональное подразделение 1
Функциональное подразделение 1
Функциональное подразделение 2
Функциональное подразделение 3
Функциональное подразделение 2
Функциональное подразделение 3

60
Рис. 5.6. Матричная структура
Преимущества матричной системы управления:

значительная активизация деятельности руководителей и работников управленческого аппарата за счет формирования программных подразделений, активно взаимодействующих с функциональными подразделениями, усиление взаимосвязи между ними;

разделение функций управления между руководителями, ответственными за обеспечение высоких конечных результатов (руководители проектных и программных групп и управлений), и руководителями, ответственными за обеспечение наиболее полного использования имеющихся производственных, материальных и трудовых ресурсов
(начальники функциональных подразделений), при этом руководители совместно контролируют работы по составлению оперативных производственных планов и их выполнению;

вовлечение руководителей всех уровней и специалистов в сферу активной творческой деятельности по ускоренному техническому совершенствованию производства;

четкое разграничение ответственности по проектам;

высокая гибкость и адаптивность основных подразделений;

хозяйственная и административная самостоятельность подразделений;

простота разработки и реализации единой политики.
Недостатки матричной структуры:

проблемы, возникающие при установлении приоритетов заданий и распределении времени работы специалистов над проектами, могут нарушать стабильность фун- кционирования фирмы;

трудности установления четкой ответственности за работу подразделения;

возможность нарушения установленных правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях из-за длительного отрыва сотрудников, участвующих в работе проекта, от своих подразделений;

трудность в приобретении навыков, необходимых для эффективной работы в коллективе;

возникновение конфликтов между менеджерами функциональных подразделений и управляющими проектов;

трудности и длительность согласования при принятии решений.
Руководство
Функциональные подразделения
Проект А
Проект Б
Персонал
Снабжение
Снабжение
Финансы
Маркетинг
Производство
Реализация
Производство
Реализация


61
Контрольные вопросы
1. Что включает в себя понятие организационной структуры управления?
2. Назовите и поясните элементы организационной структуры организации.
3. Перечислите основные принципы проектирования организационных структур.
4. Назовите основные требования к организационным структурам.
5. В чем отличие, преимущества и недостатки линейной структуры управления?
6. Назовите особенности построения, преимущества и недостатки функциональной структуры управления.
7. Дайте характеристику линейно-функциональной структуре управления.
8. Каковы преимущества и недостатки дивизиональных структур управления?
9. Назовите особенности формирования матричной структуры управления. Опишите их преимущества и недостатки.
10. Продумайте схему и разработайте варианты структур управления в известной вам организации. Опишите их.
Тестовые вопросы
Найдите в каждом тестовом вопросе правильные ответы.
1. Какой тип организационной структуры имеют многие малые предприятия?
1) линейно-функциональный;
2) линейный;
3) продуктовый;
4) региональный.
2. Какая организационная структура более всего подойдет для организации, действующей в стабильных условиях и выпускающей ограниченную номенклатуру продукции:
1) функциональная;
2) дивизиональная;
3) проектная;
4) матричная.
3. Принцип единоначалия нарушается в следующей структуре:
1) линейной;
2) штабной;
3) матричной;
4) все ответы неверны.
4. Требование к организационной структуре управления, когда между звеньями управления устанавливаются рациональные связи:
1) надежность;
2) экономичность;
3) оптимальность;
4) гибкость.
Задания
Задание № 1. Решите ситуации:
1. Какую организационную структуру управления для вашего учебного заведения Вы можете предложить и почему? Изобразите схематически организационную структуру вашего учебного заведения. Укажите достоинства данной структуры управления в учебном заведении.
2. В ООО «Пицца Пик» работают: директор, бухгалтер, 2 повара, 6 официантов и водитель грузового автомобиля. Определите тип организационной структуры управления предприятием.
Изобразите схематически структуру предприятия. Укажите достоинства и недостатки данной структуры.
3. Вы директор ресторана «Россия», вам необходимо уехать в командировку. Кому в ресторане Вы сможете делегировать свои полномочия? Ответ обоснуйте.
4. Вы собираетесь открыть очередной магазин самообслуживания «Фреш», который будет располагаться в центре густонаселенного района, имеются удобные подъездные пути, планируется открытие парковки, рядом детский сад (300 метров, почта).
Задание № 2. Выберите структуру управления:
Вас пригласили участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности управляющего службой маркетинга. Необходимо ответить, какую организационную структуру службы маркетинга вы предлагаете и почему? Вопрос относится к каждому из предприятий.


62
Предприятие 1. Фирма производит хлебобулочные изделия, которые поставляются в несколько районов города. В последующие пять лет фирма не предполагает изменений в номенклатуре выпускаемой продукции и прогнозирует работу на сложившемся рынке.
Продукция фирмы высокого качества и пользуется доверием и спросом потребителей.
Предприятие 2. Фирма выпускает широкий ассортимент хлебобулочных изделий, а также кондитерские изделия – рулеты и шоколадно-вафельную продукцию с длительным сроком хранения. Через год предполагается запустить новую линию по производству кексов.
Предприятие 3. Фирма производит диетическую продукцию. Рынок сбыта жестко сегментирован, основные потребители продукции – люди, страдающие сахарным диабетом.
Основная стратегия фирмы – приближение продукции к покупателю, поддержание достигнутого уровня качества выпускаемой продукции при снижении затрат на ее производство.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Раздел 6. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ. ПОЛНОМОЧИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Делегирование — передача задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение.
Цели делегирования:

разгрузка вышестоящих руководителей, что позволит создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления;

повышение дееспособности нижестоящих звеньев;

активизировать
«человеческий фактор», увеличить вовлеченность и заинтересованность работников.
К числу основных принципов рационального делегирования в менеджменте относятся:

единоначалие, когда сотрудник получает задания и отвечает за их выполнение перед одним начальником;

соответствие, состав задач должен соответствовать характеру полномочий сотрудника;

координация, т. е. полномочия должны динамично корректироваться в соответствии с новыми заданиями сотрудника;

достаточность, когда масштабы ответственности не должны превышать индивидуальные возможности сотрудника;

мотивированность, расширение ответственности должно мотивироваться повышением оплаты, влияния или лидерства.
Делегирование базируется на ответственности и полномочиях.
Ответственность — это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Под обязательством понимается то, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации.
Полномочие — совокупность официально предоставленных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные действия в интересах организации. Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который занимает ее в данный момент.
Объем полномочий определяется в соответствии с принципами:

характера решаемых проблем: чем больше важность и разнообразие проблем, которые решает руководитель, тем значительнее полномочия у него;

развитости системы коммуникаций, данный принцип предполагает, что если с руководителем достаточно легко установить связь, то тем меньше подчиненным требуется полномочий;

личных особенностей исполнителей: чем выше образование, опыт, ответственность, тем больше сотруднику может быть предоставлено полномочий;

63

морально-психологического климата организации: объем полномочий тем больше, чем благоприятнее морально-психологический климат. В этом случае существует меньшая вероятность того, что сотрудники будут превышать свои полномочия.
Можно делегировать

все рутинные виды работ;

специализированную деятельность (например, составление отчетов);

частные работы (разработка разделов планов, ответы на запросы и т.д.);

подготовительные работы (составление материалов к совещанию, проектов документов и т.п.);

участие в совещаниях.
Не рекомендуется делегировать

окончательное определение целей;

контроль результатов;

работу с кадрами;

новые, необычные дела;

задачи особой важности;

конфиденциальные дела.
Проблемы делегирования
Менеджер избегает делегирования по следующим причинам:

недоверие к подчиненному;

боязнь за свой авторитет;

отсутствие дополнительного времени на разъяснение и контроль;

низкая квалификация руководителя, незнание техники делегирования;

недооценка руководителем преимущества делегирования.
Подчиненный не желает принимать на себя полномочия:

неуверенность в своих силах;

боязнь вызвать критику со стороны руководства;

нежелание нести дополнительную ответственность.
Типы полномочий
Линейные полномочия передаются непосредственно от руководителя к подчиненному, и при необходимости, далее, к другим подчиненным. При таких полномочиях можно действовать в пределах конкретной организационной структуры без согласования с другими руководителями.
Административные полномочия базируется на делегировании различных функций аппарату управления. Он занимается консультированием линейных руководителей по вопросам планирования, финансирования, сбыта продукции и т.п. Речь идет о функциях помощников и секретарей.
Разновидности административных полномочий:

рекомендательные полномочия – линейные руководители могут обращаться за советом в соответствующую службу, но не обязательно полученные советы выполнить.

параллельные полномочия – установление систем сбалансированной власти, что способствует созданию эффективного контроля и предотвращению ошибок. Пример, необходимость наличия двух подписей (директора и главного бухгалтера) на платежных поручениях, направляемых в банк.

функциональные полномочия – аппарат управления может, как начать, так и запретить порядок действий по указанию менеджера (например, единый подход по сбору данных).
Контрольные вопросы
1. Назовите основные цели делегирования.
3. Перечислите основные этапы и принципы эффективного делегирования.
4. Дайте определения понятиям делегирования и ответственности.


64 5. Что представляют собой полномочия?
6. Каким образом определяется объем полномочий в организации?
7. Почему делегирование полномочий имеет функциональное значение для управления?
8. Каковы некоторые наиболее распространенные препятствия для эффективного делегирования?
9. Охарактеризуйте типы полномочий.
Тестовые вопросы
Найдите в каждом тестовом вопросе правильные ответы.
1.
Какие из полномочий не могут быть делегированы:
1) принятие решения о ликвидации предприятия;
2) принятие устава предприятия;
3) утверждение отчетов о работе;
4) все ответы верны.
2. Смещение властных полномочий в направлении нижних уровней организации:
1) структурирование;
2) централизация;
3) децентрализация;
4) делегирование.
3.
Права, обязанности, ответственность руководителей, специалистов и других работников определены:
1) Уставом организации;
2) Законом РФ «О защите прав потребителей»
;
3) Должностной инструкцией;
4) Трудовым Кодексом Российской Федерации.
4. Ответственность – это:
1) обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их решение;
2) право использовать ресурсы организации;
3) выполнение задач данной должности;
4) передача задач и полномочий.
Задания
Задание № 1.
Вы, как руководитель торгового предприятия, всегда сами составляли отчет по текущей деятельности для вышестоящей организации. Между тем сложилось так, что Вы по объективным причинам не имеете времени составить такой отчет. У вас работает сотрудник, который не раз проявлял себя с хорошей стороны в решении не менее важных управленческих задач. И на этот раз Вам кажется, что он подойдет для составления нужного отчета. Руководствуясь правилами делегирования, разработайте план беседы с выбранным
Вами сотрудником. Назовите вопросы, которые не подлежат делегированию.
Задание № 2.
Вы приняты на должность (технолога общественного питания во вновь созданный ресторан; коммерсанта во вновь открывающийся магазин). Директор предприятия предложил Вам самостоятельно разработать проект должностной инструкции, которой Вы будете руководствоваться в своей работе. Каков порядок разработки и утверждения должностной инструкции специалиста?
Разработайте проект должностной инструкции технолога общественного питания для работы в ресторане.
Специальность
Общие положения
Функции
Должностные обязанности
Права Ответственность
Раздел 7. ФУНКЦИЯ МОТИВАЦИИ
Мотивация — процесс, с помощью которого менеджер побуждает других людей работать для достижения организационных целей, тем самым удовлетворяя их личные желания и потребности.
Потребности — это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека.
Мотивация, рассматриваемая как процесс, представлена в виде шести этапов: