Файл: Учебное пособие для среднего профессионального образования одобрено методическим советом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 360

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23
- сбалансированность (взвешенность) решений предполагает учет сильных и слабых сторон принимаемых решений, а также их ближайших и долгосрочных последствий;
- простота решений – из возможных вариантов решений выбирается наиболее простой;
- сочетание коллективных и единоличных решений. Коллективные позволяют охватить различные проблемы, вовлечь в ее решение можно большое количество работников, учесть разнообразие мнений. Метод коллективных решений используется в решении важных и сложных перспективных проблем. Текущие, оперативные вопросы должны решаться единолично.
6) Принцип контроля. Контроль составляет заключительную функцию в цикле управления, обеспечивающем достижение фирмой своих целей. Контроль позволяет внести коррективы в деятельность фирмы. Принципы контроля включают:
- стратегическую направленность контроля обеспечение приоритетных направлений деятельности фирмы, выполнении ее основной миссии;
- ориентацию контроля на результаты. Контроль должен выявлять как положительные, так и отрицательные результаты;
- своевременность контроля позволяет предупредить недостатки и ошибки в деятельности фирмы;
- гибкость контроля, т.е. его способность реагировать на происходящие изменения внутри фирмы и в ее внешней среде;
- простоту и открытость контроля, означает, что контроль должен быть понятен и известен работникам фирмы.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте известные вам управленческие революции.
2. Перечислите основные этапы формирования менеджмента.
3. Кто является основоположником научной школы управления? Каковы его основные идеи?
4. Раскройте значение классической (административной) школы в менеджменте.
5. Назовите принципы управления А. Файоля.
6. В чем суть школы человеческих отношений?
7. Дайте характеристику поведенческой школы в менеджменте.
8. Опишите исследования российских ученых в области управления.
9. В чем заключаются особенности системного подхода в менеджменте?
10. Охарактеризуйте ситуационный подход в менеджменте.
11. В чем особенность программно-целевого подхода в управлении?
12. Особенности комплексного подхода в управлении.
13. Опишите сущность процессного подхода в менеджменте.
14. Дайте характеристику количественного подхода.
15. Раскройте значение маркетингового подхода для современных предприятий.
16. В чем особенности подготовки менеджеров в Японии и США?
17. Найдите из дополнительных источников информацию об особенностях менеджмента в ФРГ.
18. Что общего между японской и американской моделями менеджмента?
19. Какие трудности при работе с людьми могут возникнуть у российского менеджера и как вы рекомендовали бы их преодолевать?
20. Каковы основные проблемы менеджмента в России?
21. Каковы основные задачи, стоящие перед российским менеджментом?
22. Дайте определение понятию «принцип менеджмента». Перечислите принципы менеджмента.
Тестовые вопросы
Найдите в каждом тестовом вопросе один правильный ответ.
1.
Ф.
Тейлор, основоположник менеджмента, создатель:
1) административной школы;
2) школы научного управления;
3) школы человеческих отношений;
4) школы поведенческих наук.
2. В рамках какого принципа управления обеспечивается увеличение прибыли предприятия, наращивание рынка сбыта, увеличение состояния фирмы:
1) единоначалия;
2) эффективности;
3) социальной ответственности;


24 4) диверсификации.
3. В рамках какого принципа управления предприятие проявляет заботу о своих сотрудниках, создает хорошие условия труда:
1) единоначалия;
2) эффективности;
3) социальной ответственности;
4) диверсификации.
4. Кто предложил классические принципы управления:
1) А. Файоль;
2) М. Фоллет;
3) Ф. Тейлор;
4) Э. Мэйо.
5.Выберите принцип управления, который означает «первенство»:
1) эффективность;
2) диверсификация;
3) приоритетность;
4) оптимальность.
6.При выборе поставщика менеджер должен придерживаться следующего принципа управления:
1) законность;
2) единоначалие;
3) оптимальность;
4) нет правильного ответа.
7.Из предложенных требований к управленческим решениям выбрать их оптимальность:
1) четкость, лаконичность;
2) полномочность;
3) из нескольких вариантов должен быть выбран лучший;
4) своевременность.
8.Определите, какой принцип управления применяется при решении вопросов общим собранием представителей потребительских обществ Чувашской Республики?
1) стимулирование;
2) единоначалие;
3) диверсификация;
4) коллегиальность.
9.Как называется принцип управления, если работники, персонал привлекаются к управлению?
1) приоритетность;
2) демократизация управления;
3) плановость управления;
4) децентрализация управления.
10.Какие из способностей руководителю (менеджеру) не нужны?
1) способность к самообразованию;
2) способность обучать других;
3) способность к четким движениям;
4) быть компетентным, коммуникабельным.
11.Назовите автора и год признания управления наукой:
1) Анри Файоль;
2) 1911 г. ;
3) 1991 г.
;
4) Абрахам Маслоу;
5) Фредерик Тейлор;
6) 1670 г.
12. 14 принципов управления сформулировал:
1) Френк и Лилия Гилберт;
2) Анри Файоль;
3) Фредерик Тейлор;
4) Элтон Мэйо.
13.Выдающиеся представители школы человеческих отношений:
1) Анри Файоль;
2) Мари Паркер Фоллет;
3) Элтон Мэйо;
4) Дж.Муни;
5) Абрахам Маслоу.
14.Укажите год начала применения менеджмента, как разновидности управления в современной России:
1) 1670;
2) 1911;
3) 1991;
4) нет правильного ответа.
15. С чем было связано возникновение практики управления?
1) с появлением общения;
2) с возникновением письменности;
3) с разделением и кооперацией труда;
4) с возникновением производства.
16. Выдающиеся представители административной школы в управлении
1) Фредерик Тейлор;
2) Анри Файоль;
3) Мари Паркер Фоллет;
4) Дж.Муни;
5) Абрахам Маслоу.
17. Книга Г. Эмерсона называется:
1) изучение движений;
2) принцип научного управления;
3) двенадцать принципов производительности;
18. Сформулированный А. Файолем принцип справедливости означает:
1) справедливую плату за службу;
2) сочетание доброты и правосудия в управлении;
3) справедливое применение санкций;


25 4) азбука научной организации труда.
4) согласование интересов работника с интересами организации.
19. Лидер науки менеджмента:
1) Япония;
2) Россия;
3) США;
4) Франция.
20. Что такое принципы управления?
1) основные методы управления;
2) закономерности управления;
3) основные правила управления;
4) основные функции управления.
21. Когда менеджмент выделился в самостоятельную область знаний?
1) в ХIХ в.;
2) на рубеже ХIХ и ХХ вв.;
3) в середине ХХ в.;
4) в средние века.
22. Конкурентоспособность продукции – это:
1) совокупность качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает способность товара отвечать потребностям покупателя и условиям его реализации в определенном сегменте (сегментах) рынка;
2) способность товара отвечать запросам потребителя и условиям реализации на мировом рынке;
3) способность товара соответствовать его назначению и определенным условиям рынка;
4) способность товара приносить прибыль предприятию.
23.Установите соответствие между уровнем менеджера и его характеристикой
1) низовое звено
2) высший уровень
3) среднее звено
А) руководители принимают важнейшие для организации решения
Б) начальники (бригад, групп, секторов) контролируют выполнение производственных заданий, отвечают за использование выделенных им ресурсов
В) участвует в создании материальных благ
Г)
руководители координируют и контролируют работу руководителей низового звена
Д) изыскивает возможности внутри самой организации, разрабатывает и осуществляет проекты по совершенствованию деятельности
Задания
Задание № 1.
Заполните таблицу.
Школы и подходы менеджмента
Период
Представители
Вклад
Значимость на современном этапе
Задание № 2. С
учетом приведенных в тексте принципов Г.Эмерсона и А.Файоля сформулируйте принципы управления современным действующим предприятиям. Какие принципы, по вашему мнению, стали неактуальными и почему?
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. О РГ АНИЗ АЦИ Я КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
Организацией называется устойчивая группа лиц (физических и юридических), взаимодействующих с помощью материальных, экономических, правовых и иных условий для решения своих проблем или достижения поставленных целей.
Организация – это группа людей (как минимум, двое), деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или нескольких целей.
Таблица 2.1. Виды организационных систем
Производственные
Торгово-сбытовые
Финансовые
Консультативные
Инновационные
Научно-технические
Производство товаров
Оказание услуг
Производство
Торговые
Торгово-закупочные
Торгово-посреднические
Товарные биржи
Банки
Страхование
Аудит
Лизинг
Фондовые биржи
Общее управление
Администрирование
Финансовое управление
Управление кадрами

26 потребительских товаров
Маркетинг
Производство
Характерные признаки организации:
1) наличие ресурсов, основные из которых – люди (человеческие ресурсы), капитал, информация;
2) взаимодействие с внешней средой. Эта среда включает экономические условия,
деятельность конкурентов, запросы и поведение потребителей, общественные взгляды,
действующие законы и др. они оказывают влияние на все, что происходит внутри организации;
3) разделение труда – вся работа в организации разделяется на отдельные специализированные задания. Так образуются подразделения (отделы или службы), которые выполняют свои виды работ. Деятельность людей в подразделениях координируется и направляется. Такое разделение называется
горизонтальным
разделением
труда
(производство, маркетинг, финансы). Деятельность по координации работы других людей составляет сущность управления. Управленческий труд отделен от остального труда, и такое разделение труда называется вертикальным;
4) наличие управления как составной части деятельности.
Существуют формальные и неформальные организации.
Формальная организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Неформальная организация — спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействия друг с другом. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением очень незначительных.
Причины, побуждающие людей вступать в неформальные отношения, можно сгруппировать следующим образом:
1) чувство принадлежности. Удовлетворение потребности в чувстве принадлежности — одно из самых сильных наших эмоциональных потребностей. Поскольку большинство формальных организаций лишает людей возможностей социальных контактов, сотрудники обращаются к неформальным организациям, чтобы эти контакты обрести;
2) взаимопомощь. Можно обратиться за помощью к своему формальному начальнику, однако многие сотрудники предпочитают прибегать к помощи своих коллег;
3) защита. Важной причиной вступления в неформальную организацию является осознанная потребность в защите;
4) общение. Во многих формальных организациях система внутренних контактов довольно слабая, иногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных определенную информацию, доступ к неформальному получению информации (слухам) возможен только в неформальной организации;
5) симпатия. Люди часто присоединяются к неформальным группам для того, чтобы быть ближе к тому, кто им симпатичен.
Неформальные организации одновременно могут быть похожими и непохожими на формальные организации.
Существование неформальных групп в организации — нормальное явление. Такие группы чаще всего укрепляют трудовой коллектив, и формальный руководитель организации должен их поддерживать.
Организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность. Любая организация является открытой системой, так как взаи- модействует с внешней средой. Она получает из окружающей среды ресурсы в виде капитала, сырья, энергии, информации, людей, оборудования и т.п., которые становятся элементами ее внутренней среды. Часть ресурсов с помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется в продукцию и услуги, которые затем передаются во внешнюю среду.


27
ВНЕШНЯЯ СРЕДА
Рис. 2.1. Организация – открытая система
Таким образом, в любой организации реализуются три ключевых процесса: получение ресурсов из внешней среды, производство продукта и передача его во внешнюю среду.
При этом в процессе производства продукта происходит добавление ценности (новой стоимости) к тому, что перерабатывается. Добавленная стоимость, ее величина является ис- точником жизнедеятельности и развития любой организации.
Организация может предоставлять потребителям продукцию, услуги или то и другое одновременно. Организация как открытая система вынуждена приспосабливаться ко всей бо- лее быстро меняющейся внешней среде, и часто главные причины происходящего внутри организации следует искать вне ее.
Согласно концепции жизненного цикла организации ее деятельность проходит пять основных стадий.
Таблица 2.2. Стадии жизненного цикла организации
Стадии
Характеристика
Возникновение
(создание)
Концептуальная стадия, на которой происходит обоснование жизнеспособности идеи создания и развития организации, определение факторов коммерческого успеха. Формальное учреждение.
Развитие
Становление производства. Новизна продукции, малые масштабы. Борьба за лидерство между предприятиями-конкурентами
Рост
Расширение масштабов деятельности. Наращивание производства и объемов продаж. Основание новых рынков, поиск новых решений. Лучшее конкурентное положение.
Зрелость
Падение объемов продаж и доходов. Модернизация и индивидуализация продукции, проникновение в новые производственные сферы, поиск новых рынков. Пересмотр предпринимательской концепции.
Спад (кризис,
затухание)
Падение прибыли, снижение платежеспособности, ограничение возможности реализации продукции. На этой стадии возможны два пути дальнейшего развития организации:
- банкротство – ликвидация организации;
- реформирование (возрождение) организации.
Таблица 2.3. Элементы внутренней и факторы внешней среды организации
Внутренняя среда
Внешняя среда
Прямого воздействия
(непосредственное окружение
микросреда)
Косвенного воздействия
(макросреда)
- Миссия
- Цели
- Задачи
- Материально-технические ресурсы
- Структура организации
- Технология
- Организационная культура
- Персонал
- Потребители продукции
- Поставщики
- Конкуренты
- Государственные и муниципальные органы управления
- Общественные организации
-
Экономика
- Политико-правовой фактор
- Социально-культурный фактор
- Научно-технический прогресс
- Природно-географический фактор
- Глобализация
Ресурсы
Продукция
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА
Процесс переработки