Файл: Содержание введение Рабочая программа дисциплины (силлабус) лекционный комплекс Материалы практических, семинарских и лабораторных занятий Задания для самостоятельной .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1

2

3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………… 4 1.
Рабочая программа дисциплины (силлабус) ……………………….………….... 5 2.
Лекционный комплекс……………………………………………………………
17 3.
Материалы практических, семинарских и лабораторных занятий……………. 37 4.
Задания для самостоятельной работы обучающихся…………………………… 48 5.
Материалы по организации текущего и итогового контроля………………….. 52 6.
Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины……………………. 54

4
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях развития рыночной экономики особенно велика потребность организаций в специалистах, обладающих глубокими управленческими знаниями и практическими навыками. Профессиональные навыки менеджмента являются ключевым фактором достижения успеха для современных компаний и играют важную роль в экономическом развитии страны в целом. В этой связи, возрастает значимость и ответственность вузов в области подготовки высококвалифицированных специалистов, способных готовить и принимать решения в сложной рыночной среде.
В настоящее время важное место в подготовке занимают активные методы обучения, направленные на активизацию интеллектуального, творческого потенциала студентов, повышение их мотивации в саморазвитии и самореализации. Среди прогрессивных образовательных технологий получают широкое распространение метод конкретных ситуаций (кейсы), деловые игры, компьютерные учебные программы, написание эссе и т. д.
Активные формы обучения позволяют актуализировать приобретенные студентами теоретические знания, увязать их с реальной практикой, развить профессиональные умения, навыки и способности. Как известно, традиционные формы обучения предполагают целенаправленное внешнее воздействие на обучаемого со стороны преподавателя, в то время как активные методы обучения стремятся к освоению новых навыков, умений, ролей будущего профессионального поведения.

5
1 Рабочая программа дисциплины (силлабус)
1. Данные о преподавателе
Беспаева Роза Сансызбаевна, доктор PhD, и.о. ассоциированный профессор
кафедры Менеджмент и маркетинг, Экономический факультет, кабинет №1405 -
главный корпус (пр.Женис 62), консультации на кафедре по расписанию.
Zoom: 886 514 1550. Пароль 2020
WhatsApp: 8-702-161-89-42
e-mail: brs_@mail.ru
Казкенова Айгуль Сериковна - Магистр, ст. преподаватель
КазАТУ им. С. Сейфуллина, Экономический факультет, кафедра «Менеджмент и
маркетинг». Время проведения консультации на кафедре проводятся по утвержденному
расписанию с применением дистанционных технологий в режиме «online» и «offline».
Аудитория 1427 – главный корпус (пр.Женис 62).
Zoom: 336-756-9431пароль 88888
WhatsApp: 8-701-493-14-69
e-mail: kaz_aiga@mail.ru
2. Краткое описание курса
Целью преподавания дисциплины является вооружение обучающихся теоретическими знаниями в области управления и приобретение ими навыков применения лучшей практики менеджмента.
Задачи изучения дисциплины. После изучения данной дисциплины обучающиеся приобретают знания, умения и опыт, соответствующие результатам основной образовательной программы. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие основные задачи:
 освоение теоретических основ управления организациями в современных условиях их функционирования;
 формирование и развитие ситуационного и системного мышления у будущих менеджеров;
 изучение сути и содержания связующих процессов и функций управления;
 развитие творческих и аналитических способностей, необходимых студентам в будущем для нахождения эффективных управленческих решений;
 изучение групповой динамики и стилей лидерства, управления конфликтной ситуацией и изменениями.
Результаты обучения дисциплины
№ Формируемые результаты обучения (коды)
Описание дескрипторов
1
ON2 готовность к коммуникации в устной и письменной формах для решения задач профессиональной деятельности
- обладать нормами устной и письменной речи на русском и иностранном языках;
- выстраивать логически правильные рассуждений, правила подготовки и произнесения публичных речей, принципы ведения дискуссии и полемики;
- знать правила делового этикета;
- применять интонационное оформление высказываний разного типа;
- применять грамматические правила и модели, позволяющие понимать достаточно сложные тексты и грамотно строить собственную речь в разнообразных видовременных формах и в различной модальности.


6 2
ON6 способность управлять командой, иметь навыки профессионального, личностного роста и деловой коммуникации
- знать структуру общества как сложной системы;
- оценивать особенности влияния социальной среды на формирование личности и мировоззрения человека;
- применять основные социально-философские концепции и соответствующую проблематику;
- уметь корректно применять знания об обществе как системе в различных формах социальной практики;
- выделять, формулировать и логично аргументировать собственную мировоззренческую позицию в процессе межличностной коммуникации с учетом ее специфики;
- самостоятельно анализировать различные социальные проблемы с использованием философской терминологии и философских подходов;
- владеть способностями к конструктивной критике и самокритике;
- уметь работать в команде, взаимодействовать с экспертами в предметных областях;
- обладать навыками воспринимать разнообразие и культурные различия, принимать социальные и этические обязательства.
3
ON7 способность управлять, исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий в сфере бизнеса и АПК
- использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
- проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
- принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
- учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности с использованием инновационных технологий в сфере бизнеса и АПК;
- диагностировать социально-значимые проблемы и процессы с использованием инновационных технологий в сфере бизнеса и АПК;
- проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования;
- оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений;
- анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений;
- обобщать результаты исследования, основываясь на принципы академической честности.


7
Пререквизиты дисциплины:
Данная дисциплина базируется на знаниях, полученными студентами при изучении курсов:
Общеобразовательные дисциплины,
«Экономическая теория»,
«Микроэкономика», «Макроэкономика».
Постреквизиты дисциплины:
С целью более прочного усвоения прикладных знаний по менеджменту необходимо сопутствующее и последующее изучение смежных дисциплин, как «Организация бизнеса», «Логистика», «Маркетинг», «Теория государственного управления»,
«Производственный менеджмент», «Менеджмент персонала», «Финансы», «Бухучет» и др.
3. Содержание курса
3.1 Перечень лекционных занятий
Наименование модуля
Наименование темы
Объем, час
Неделя
Менеджмент в современной организации
Роль, функции и задачи менеджера в современной организации.
2 1
Основные бизнес-процессы в организации.
2 2
Функции и связующие процессы в управлении
Виды и методы организационного планирования.
2 3
Типы организационных структур
2 4
Мотивация и основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля.
2 5
Виды управленческих решений и методы их принятия.
2 6
Управление в организации
Основные теории и концепции взаимодействия людей в организации.
2 7
Типы организационной культуры и методы ее формирования.
2 8
Межотраслевые коммуникации.
2 9
Управление инновационными технологиями в
АПК.
2 10
Всего:
20 3.2 Перечень лабораторно-практических занятий
Наименование модуля
Наименование темы
Задания ЛПЗ
Объем, час
Неделя
Менеджмент в современной организации
Роль, функции и задачи менеджера в современной организации.
Понятие и предмет науки управления. Субъект и объект управления. Цель и задача управления. Роль, функции и задачи менеджера в современной организации.
Законы, закономерности и принципы управления.
Подходы к управлению на основе выделения различных школ. Подходы в управлении.
3 1
Основные бизнес- процессы в организации.
Определение организации. Суть и содержание управленческой деятельности менеджера.
3 2

8
Сегментирование деятельности организации на систему процессов. Функции системы менеджмента процесса.
Распределение функций между процессами. Принципы управления бизнес - процессами.
Этапы внедрения процессного подхода. Анализ хода процесса по группам показателей. Система показателей для управления процессами. Регламентирование бизнес-процесса
Функции и связующие процессы в управлении
Виды и методы организационного планирования.
Стратегическое планирование: сущность, основные виды управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования. Виды и методы организационного планирования.
Значение планирования для эффективного управления организацией. Выбор миссии организации. Ценности и цели топ-менеджмента.
Характеристики целей. Оценка и анализ внешней среды.
Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации.
3 3
Типы организационных структур
Организация как функция менеджмента.
Делегирование, ответственность и полномочия.
Классическая концепция организационных полномочий.
Линейные и аппаратные полномочия.
Типы административного аппарата.
Разновидности аппаратных полномочий.
Эффективная организация распределения полномочий.
Типы организационных структур.
3 4
Мотивация и основные виды и процедуры внутриорганизацио нного контроля.
Понятие мотивации и эволюция понятия мотивации. Первичные и вторичные потребности.
Потребности и мотивационное поведение.
Вознаграждения: внутренние и внешние.
Содержательные теории мотивации.
Процессуальные
3 5


9 теории мотивации. Сущность и смысл контроля. Виды контроля и их характеристики. Основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля.
Этапы процесса контроля.
Характеристики эффективного контроля.
Виды управленческих решений и методы их принятия.
Понятие решения.
Роль и значение организационных решение в управлении. Понятие и классификация управленческих решений: запрограммированные и незапрограммированные решения, компромиссы.
Подходы к принятию решений.
Этапы рационального решения проблем. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решении.
3 6
Управление в организации
Основные теории и концепции взаимодействия людей в организации.
Определение лидерства.
Различия между управлением и лидерством. Влияние и власть..
Понятие группы. Формальные и неформальные группы.
Хоторнские эксперименты.
Неформальная организация и ее отличие от формальной организации.
Причины вступления людей в неформальные группы и организации.
Характеристики неформальных организаций.
Управление неформальной организацией.
Модель
Дж.
Хоманса
3 7
Типы организационной культуры и методы ее формирования.
Понятие, структура и содержание организационной культуры
Основные элементы организационной культуры
Принципы и методы формирования организационной культуры
3 8
Межотраслевые коммуникации.
Коммуникации между организацией и ее средой, горизонтальные и вертикальные коммуникации в системе менеджмента.
3 9

10
Коммуникационный процесс.
Элементы и этапы процесса коммуникаций. Межличностные коммуникации и преграды на их пути.
Организационные коммуникации и преграды на их пути.
Управление инновационными технологиями в
АПК.
Понятие и сущность инновационной деятельности.
Критерии классификации инноваций
Виды инновационной деятельности
Индикаторы инновационной деятельности
Структура инновационной деятельности
Технология осуществления инновационной деятельности
3 10
Всего:
30 3.3 График выполнения и сдачи заданий СРО по дисциплине
№Наименование модуля
Тема занятияЗадания СРО
Форма контроля задания
Срок сдачи задания
1 2
3 4
6 7
1
Менеджмент в современной организации
Роль, функции и задачи менеджера в современной организации
1 Эссе: «Мой лучший менеджер» с позиции креативного мышления
2 Внутренняя и внешняя среда организации
(конкретного предприятия)
1
Написать эссе
(креативное мышление);
2
Описать на примере конкретного предприятия;
3 Устный опрос
1-2


11 2
Функции и связующие процессы в управлении
Функции управления
1
Практика разработки стратегическог о плана
(бизнес-плана) на материалах предприятия.
2
Теории мотивации и примеры их использования в стимулировани и персонала на предприятиях
(организациях)
1
Бизнес план предприятия;
2
Конспект, конкретизировать теории на примере предприятия;
3 Устный опрос
3-6 3
Управление в организации
Коммуникац ии
1 Изучение коммуникацио нного процесса на материалах конкретной организации
(предприятия, учреждения).
2 Особенности использования различных форм власти в конкретной организации.
3
Исследование работы неформальных групп в организациях
(на предприятиях).
Описать на примере конкретного предприятия, устный опрос
7-10
4 Основные формы и методы обучения
Методы обучения на практических занятиях: эссе, устный ответ, casestudy, защита докладов, защита рефератов, групповая работа, защита презентаций, устно-словесный, электронное обучение (e-learning).
Самостоятельная работа студентов предполагает подготовку к дискуссиям в аудитории, закрепление решения практических задач, выполнение индивидуальной работы, подготовку и защиту презентации по результатам этой работы.
Для осуществления контроля за качеством знаний и умений студентов предполагается: индивидуальные собеседования off-line в аудитории, on-line на платформах ZOOM; тестирование.

12
5 Список литературы
5.1
Основная литература:
1. Бельгимбаев А. К. Менеджмент Учеб. пособие Алматы : Nurpress, 2019. - 164 с.
2. Гриффин Р. Гриффин Р. Алматы: Улттық аударма бюросы, 2018. - 768 б.
3. Рахымбаев А. Б. Менеджмент оқу құралы / А. Б. Рахымбаев, Б. О. Сабатаева. -
Алматы : NURPRESS, 2019. - 150 б.
4. Менеджмент организации: учебно-методическое пособие. – 4 изд., дополн. / Сост.
Метелица В.И. – Иркутск: Издательство «Аспринт», 2020. – 94 c.
5. Кубышкин А. В. Менеджмент персонала: учебное пособие/ Кубышкин А. В.,
Митюгин В. И. – Брянск: Изд-во Брянский ГАУ, 2019. – 210 с.
6. Барабаш Н.Н. Менеджмент: учебное пособие/ Чувашпотребсоюза. - 3-е изд., испр. и доп. – Чебоксары: Единение, 2019. - 182 с.
7. Белоновская И.Д., Маркелова Ю.В. Менеджмент: руководство и лидерство: учебное пособие / Белоновская И.Д., Маркелова Ю.В., Оренбургский гос. ун-т.– М.:
Издательство «Перо», 2019. – 128 с.
8. Михайлов С. Г., Румянцева Т. В. Менеджмент: Учебник. СПб.: Изд-во Инфо-да,
2019. 154 с.
5.2Дополнительная литература:
1.
Соколова И. В. Менеджмент: учеб. пособие / Соколова И. В. – Краснодар:
КубГАУ, 2021. – 93 с.
2.
Пескова О. С. Менеджмент: практикум: учебное пособие/ Пескова О.
С.,Борискина Т. Б., Сазонов С. П.; ВолгГТУ. – Волгоград, 2019. – 128 с.
3.
Цукарев С.С. Общий менеджмент: учеб. пособие для студентов бакалавриата /
С.С. Цукарев, А.В. Гааг; отв. ред. С.С. Цукарев. – 3-е изд., испр., адапт. и перераб. –
Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2020. – 528 с.
4.
Галенко Е.В. Основы менеджмента: учебное пособие/ Галенко Е.В., Карлинский
В.Л., Киселева Л.С. и др. Нижний Новгород: НОО Профессиональная наука, 2018. – 234с.
5.
Панцуркина Т.К. Основы менеджмента: учебное пособие для СПО/
Новосибирский государственный университет – Москва: Профобразование, 2020. – 133с.
6.
Калимуллина, О. В. Менеджмент: учебно-методическое пособие / О. В.
Калимуллина. - Санкт-Петербург: СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича, 2021. - 32 с
7.
Ягунова, Н. А. Менеджмент: учебно-методическое пособие / Н. А. Ягунва. -
Нижний Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2021. - 60 с.
5.3 Дополнительные источники:
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины:
1. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть), принят Верховным
Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года (с изменениями и дополнениями). https://adilet.zan.kz/rus/docs/K940001000_
2. Трудовой кодекс Республики Казахстан Кодекс Республики Казахстан от 23 ноября
2015 года
№ 414-V
ЗРК.
(с изменениями и дополнениями). https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000414 3. Стратегия
«Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства Послание Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н.А.Назарбаева народу
Казахстана
14 декабря
2012 года. https://www.akorda.kz/ru/official_documents/strategies_and_programs