Файл: Содержание введение Рабочая программа дисциплины (силлабус) лекционный комплекс Материалы практических, семинарских и лабораторных занятий Задания для самостоятельной .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

44
Тема 8. Типы организационной культуры и методы ее формирования
Понятие, структура и содержание организационной культуры. Основные элементы организационной культуры. Принципы и методы формирования организационной культуры.
Практические задания
Задание 1. Дайте понятие организационной культуры и определите профиль и функции организационной культуры на примере предприятий.
Варианты организаций:
1) Мясокомбинат;
2) Молочная ферма;
3) Птицефабрика;
4) Молочный завод;
5) Тепличный комплекс;
6) Перерабатывающее предприятие;
7) Рекламное агентство (специализация на рекламе в СМИ);
8) Учебное заведение (университет, колледж);
9) Автосервис (специализация на импортных машинах среднего класса);
10) Туристическая фирма (специализация на въездном туризме);
11) Супермаркет (специализация на продуктах питания);
12) Банк;
13) Интернет-студия (специализация на корпоративных сайтах);
14) Фирма по производству и установке окон;
15) Ресторан.
Задание 2. Проанализируйте проявление национальных факторов организационной культуры на предприятиях. Докажите, что организационная культура играет одну из важнейших ролей в успешном функционировании современной организации.
Задание 3. Проанализируйте действие факторов внешней среды на организацию: определите конкретный набор факторов, оцените степень сложности, динамичности и неопределенности внешней среды по этим факторам. Заполните таблицу.
Таблица – Факторы внешней среды
Группа факторов
Факторы и их влияние
Степень 1…..10
Деловая среда
Клиенты
Партнеры
Регуляторы
Основные конкуренты
…..
…..

45
Тема 9. Межотраслевые коммуникации.
Коммуникации между организацией и ее средой, горизонтальные и вертикальные коммуникации в системе менеджмента. Коммуникационный процесс. Элементы и этапы процесса коммуникаций. Межличностные коммуникации и преграды на их пути. Организационные коммуникации и преграды на их пути.
Практические задания
Задание 1. Выявление качеств характера, затрудняющих деловое общение.
Для выполнения данного задания каждому студенту необходимо: чистый лист бумаги (полстраницы) разделить горизонтальной линией на две части: верхнюю и нижнюю.
В верхней части листа (указав - причины, зависящие от Вас) перечислить не менее 3- х качеств вашего характера, затрудняющих ваше общение с другими людьми.
В нижней части листа (указав - причины, зависящие от других) соответственно назвать не менее 3-х свойств характера людей, вызывающих у вас определенные трудности в общении с ними (в частности, нежелание общаться). Листы заполняются анонимно и передаются преподавателю.
Задание 2. Предпосылки эффективного общения.
Выполнение данного задания предполагает анализ причин проявления негативных свойств в ходе общения и определение мер по их преодолению.
В период работы студентов над заданием 2 преподаватель анализирует «анкеты»
(результаты выполнения первого задания), определяя в них повторяющиеся качества, осложняющие межличностное общение студентов. Преподаватель анализирует «анкеты» и оглашает выявленные недостатки общения. Задача каждой из подгрупп состоит в установлении причин недостатков межличностного общения (от 10 до 20) и способов избавления от них Лидер каждой из подгрупп докладывает о результатах выполнение» работы.
Задание 3. Блиц-опрос «Деловое общение»
1. Что есть полезного в допущенных ошибках в ходе управленческого общения.
2. В чем состоит опасность очевидных недостатков руководителя?
3. Нужно ли руководителю стремиться к элегантности в одежде?
4. Стоит ли вмешиваться в личные дела подчиненных?
5. О чем следует помнить, слушая хвалящих тебя?
6. Как следует относиться к слухам: внимательно или пренебрежением?
7. Следует ли оставаться начальником с подчиненными в рабочей обстановке?
8. Какой критерий должен быть основным в системе поощрения работников?
9. Каковы должны быть отношения с родственниками в служебной обстановке?
10. Как следует относиться к руководителю?
Задание 4. Создайте макет принимаемых решений и ответьте на вопросы.
Упражнение позволяет принять решение в групповой дискуссии.
Примерный список решений:
1. Наем заведующим специалиста в исследовательскую лабораторию компании, производящей сложную техническую продукцию.
2. Определение годичного задания для ассистента профессора.
3 Дача начальником согласия на предоставление подчиненному возможности посетить учебный семинар в области его специализации.
4. Выбор правлением компании места для строительства ресторана «Вкусно и быстро» в небольшом, но растущем городе, находящемся между двумя очень большими городами.


46
1   2   3   4   5   6

Тема 10. Управление инновационными технологиями в АПК.
Понятие и сущность инновационной деятельности. Критерии классификации инноваций.
Виды инновационной деятельности.
Индикаторы инновационной деятельности. Структура инновационной деятельности. Технология осуществления инновационной деятельности.
Практические задания
ЗАДАНИЕ 1
Деловая игра «Фабрика инновационных решений»
Правила и порядок проведения деловой игры:
Участники – 6 человек в команде (экономист, креативный менеджер, инноватор, управляющий проектом, докладчик, технический менеджер).
Необходимо подготовить:
- название команды
- девиз команды
- инновационный проект в АПК, на предприятиях по переработке сельскохозяйственной продукции, на предприятиях природообустройства
- (презентация и проект в электронном и бумажном виде).
Презентация состоит минимально из 10 слайдов, в рамках выступления должно быть задействовано не менее 3 участников команды. В презентации должно быть указано: цель проекта, задачи проекта, социальная значимость проекта, экономическая целесообразность проекта, инновационная составляющая проекта.
ЗАДАНИЕ 2. Подготовить презентацию по государственным программам развития с/х Казахстана. Оценить результат реализации за последние 10 лет.
ЗАДАНИЕ 3. Подготовить презентацию по государственным программам развития с/х (зарубежный опыт). Оценить результат реализации за последние 3 года.
ЗАДАНИЕ 3. Подготовить доклад (реферат) по общему состоянию сельского хозяйства в РК!
ЗАДАНИЕ 4. Брейн-ринг «Инновации в АПК?»
Понятие инновационной деятельности. _____________________________________
_______________________________________________________________________
Сущность инновационной деятельности. ____________________________________
________________________________________________________________________
Критерии классификации инноваций_________________________________________
_________________________________________________________________________
Виды инновационной деятельности.__________________________________________
________________________________________________________________________
Индикаторы инновационной деятельности___________________________________
________________________________________________________________________
Структура инновационной деятельности______________________________________
________________________________________________________________________
Технология осуществления инновационной деятельности_______________________
________________________________________________________________________

47
Мультимедийное сопровождение аудиторных занятий и другие виды
раздаточных материалов по дисциплине


48
4 Задания для самостоятельной работы обучающихся
4.1 График выполнения и сдачи заданий СРО по дисциплине
№Наименование модуля
Тема занятияЗадания СРО
Форма контроля задания
Срок сдачи задания
1 2
3 4
6 7
1
Менеджмент в современной организации
Роль, функции и задачи менеджера в современной организации
1 Эссе: «Мой лучший менеджер» с позиции креативного мышления
2
Внутренняя и внешняя среда организации
(конкретного предприятия)
1 Написать эссе
(креативное мышление);
2 Описать на примере конкретного предприятия;
3 Устный опрос
1-2 2
Функции и связующие процессы в управлении
Функции управления
1
Практика разработки стратегического плана (бизнес-плана) на материалах предприятия.
2 Теории мотивации и примеры их использования в стимулировании персонала на предприятиях
(организациях)
1 Бизнес план предприятия;
2
Конспект, конкретизироват ь теории на примере предприятия;
3 Устный опрос
3-6 3
Управление в организации
Коммуникац ии
1 Изучение коммуникационного процесса на материалах конкретной организации
(предприятия, учреждения).
2 Особенности использования различных форм власти в конкретной организации.
3
Исследование работы неформальных групп в организациях (на предприятиях).
Описать на примере конкретного предприятия, устный опрос
7-10 1. Изучение текста лекций, записанных студентами во время лекционных занятий.
2. Подготовка к семинарским занятиям в соответствие с планом семинарских занятий и рекомендаций преподавателя.
3. Подготовка рефератов по перечню тем и источникам, рекомендованным

49 преподавателем.
4. Реферирование монографий или отдельных статей из специальных журналов по актуальным проблемам, изучаемым в учебном процессе.
5. Подготовка докладов для обсуждения на семинарских занятиях
6. Подготовка докладов к научно-практической конференции.
7. В соответствии с графиком выполнения и сдачи заданий СРО, некоторые вопросы рассматривают и описывают на примерах конкретных предприятий, которые выбрали в начале семестра - на первом занятии.
В рамках самостоятельной работы обучающиеся готовятся к экзамену по утвержденному кафедрой перечню вопросов, пишут и защищают рефераты.
4.2 Тематика рефератов
1. Менеджмент. Место в системе экономических дисциплин категории и понятия.
2. Цели, задачи менеджмента, основные виды менеджмента.
3. Характеристика основных типов менеджмента
(стратегический, инвестиционный, финансовый, производственный, инновационный менеджмент, самоменеджмент).
4. Научные исследования в менеджменте.
5. Методология менеджмента (Субъект, объект, предмет).
6. Методы управления.
7. Функции управления.
8. Современные тенденции в менеджменте.
9. Менеджмент в организации (отраслевой менеджмент).
10. Понятие организации, виды и формы организации.
11. Предназначение организации. Миссия.
12. Характеристика основных видов структур управления.
13. Сравнение основных структур и обоснование выбора типа структуры для организации.
14. Формирование и развитие менеджмента.
15. Основные модели менеджмента. (Понимание Западной, Евразийской, азиатской, японской и др. моделей).
16. Азиатская модель менеджмента.
17. Евразийская модель менеджмента.
18. Японская модель менеджмента.
19. Основные школы менеджмента.
20. Современные тенденции в развитии теории управления.
21. Менеджмент и менталитет.
22. Менеджмент и планирование.
23. Виды и формы планирования.
24. Структурная схема планирования.
25. Стратегическое планирование.
26. Оперативное планирование.
27. Бизнес-план.
28. Организация менеджмента (Организация управления).
29. Организационный процесс.
30. Понятие организации как функции управления.
31. Менеджмент и мотивация.
32. Теории мотивации (Маслоу и др.).
33. Теория справедливости.
34. Теория ожидания.


50 35. Теория постановки целей.
36. Контроль как функция менеджмента.
37. Понятие и роль контроля в организации.
38. Основные виды контроля.
39. Организационная культура в менеджменте.
40. Корпоративная культура .
41. Анализ внешней среды.
42. Внутренняя среда организации.
43. Люди являются как основа внутренней среды любой организации.
44. Конфликты в управлении
45. Методы в управлении.
4.3 Задания контрольных работ
Началь ная буква фамили и студент а
Тема контрольной работы
А
1. Потребность и необходимость управления в деятельности человека.
2. Роль и характеристика объекта управления, основные направления совершенствования управления в организации
Б
1. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики.
2. Цели организации. Влияние рыночных отношений на формирование целей.
В
1. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки, основные школы.
2. Системные основы менеджмента.
Г
1. Особенности российского менеджмента.
2. Функции управления и их разработка на предприятии.
Д
1. Интеграционные процессы в менеджменты: состав, характеристика, особенности.
2. Процессуальные теории мотивации.
Е
1. Внешняя и внутренняя среда организации.
2. Функции управления: состав, характеристика, механизм реализации в управленческом цикле.
Ж
1. Факторы прямого и косвенного воздействия в менеджменте.
2. Организационные структуры управления: анализ и совершенствование в различных типах предприятий.
З
1. Система менеджмента: функции и организационные структуры.
2. Менеджер в организации: роль, задачи, эффективность деятельности.
И
1. Управленческое решение в системе менеджмента: разработка и реализация.
2. Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений.
К
1. Механизмы менеджмента: средства и методы управления.
2. Стратегия управления предприятием в условиях изменяющейся внешней среды.
Л
1. Процессы коммуникаций в менеджменте, их влияние на эффективность управления организацией.
2. Управление изменениями
М
1. Управленческая деятельность в сфере бизнеса и предпринимательства: особенности, практика реализации.
2. Управление конфликтами и стрессами
Н
1. Программно-целевое и стратегическое управление в системе менеджмента.
2. Личность менеджера, лидерство и стиль управления.
О
1. Групповая динамика и разрешение конфликтов в менеджменте.
2. Разновидности современного менеджмента: управление по целям, управление по программе, управление по результатам.
П
1. Формальное и неформальное управление.
2. Стили лидерства