Файл: Содержание введение Рабочая программа дисциплины (силлабус) лекционный комплекс Материалы практических, семинарских и лабораторных занятий Задания для самостоятельной .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2. Основные бизнес-процессы в организации.
Определение организации. Суть и содержание управленческой деятельности менеджера. Сегментирование деятельности организации на систему процессов. Функции системы менеджмента процесса. Распределение функций между процессами. Принципы управления бизнес - процессами. Этапы внедрения процессного подхода. Анализ хода процесса по группам показателей. Система показателей для управления процессами.
Регламентирование бизнес-процесса
Практические задания
Задание 1. Деловая игра: Цели и стратегии фирмы
Цели: закрепление теоретического материала, овладение практическими навыками творческого мышления по формированию миссии и целей предприятия, разработке стратегий достижения целей.
Этап I: выбор лидера, разработка миссии, формулирование целей развития предприятия. Предварительно группа делиться на 6 подгрупп (по 5-4 человек в каждой)
Этап 2: осуществляется: выбор одной цели, • выполняется анализ цели (методом
SWOT - анализа), разрабатывается стратегия достижения выбранной цели методом построения «дерева цели».
Этап 3: лидеры каждой пары подгрупп (конкурирующие предприятия) поочередно докладывают о выполненной работе
(критериях выбора руководителей, сформулированной миссии предприятий, количестве и содержании поставленных целей, результатах анализа цели, разработанной стратегии), присутствующие и эксперты задают выступающему вопросы. Атмосфера обсуждения максимально приближается к производственной.
Цель:_____________________________________________________
Внутренние факторы (фирмы)
Способствующие достижению цели (сильные стороны фирмы)
Затрудняющие достижение цели
(слабые стороны фирмы)
Внешние факторы (внешней среды)
Способствующие достижению цели (возможности)
Затрудняющие достижение цели
(угрозы)
Ситуация
На совещание руководящего состава новый директор указал на необходимость кардинальных перемен в работе предприятия и поставил ряд задач. Основанием для подобного заявления явилось глубокое всестороннее изучение состояния дел в течение трех месяцев.
Задание
1. Выбрать лидера подгруппы.
2. Сформулировать миссию предприятия.
3. Разработать цели развития предприятия на ближайшие три-пять лет.
4. Выбрать цель методом суммирования рангов для последующего анализа
5. Осуществить SWOT - анализ выбранной цели

6. Разработать стратегию достижения цели путём построения «дерева целей» целей.
Задание выполняется по одному из предприятий: сельскохозяйственной отрасли или промышленности. Город N расположен на севере Казахстана, занимает промежуточное положении между курортной зоной и промышленными центрами.
Задание 2. Подготовить эссе, раскрыв предложенную тему «Основные концепции построения системы учета и контроля исполнения бизнес-процессов» с использованием собственных доводов, аргументов и конкретных примеров.

39
Тема 3. Виды и методы организационного планирования.
Стратегическое планирование: сущность, основные виды управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования. Виды и методы организационного планирования. Значение планирования для эффективного управления организацией. Выбор миссии организации. Ценности и цели топ-менеджмента.
Характеристики целей. Оценка и анализ внешней среды. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации.
Практические задания
1. Два подхода к организации управления. Сравните два подхода к организации управления: производственный и маркетинговый (рыночный) подход. Сравнение проведите по следующим параметрам:

Какие специалисты, как правило, стоят во главе предприятия?

Какие цели преобладают (внутренние или внешние)?

Каков горизонт планирования?

Как осуществляется обновление продукции?

Дайте характеристику ассортимента выпускаемой продукции.

Охарактеризуйте производственный процесс.

Какой преобладающий тип структуры управления?
Оцените другие возможные параметры.
2. Определение миссии бизнеса
Заполните таблицу, определив миссию (предназначение) бизнеса в разных сферах деятельности:
Сфера деятельности
Производственный подход
Маркетинговый подход
Парикмахерская
Стрижка, укладка волос и другие услуги
Мы делаем женщин красивыми
Добавить сфере деятельности минимум 5 сфер
3. Каждый человек должен планировать свою жизнь, свое будущее. Без этого его действия теряют целенаправленность, спонтанны. В странах с развитой рыночной экономикой жизненный план составляется во время обучения в школе. В Казахстане подобное планирование пока не привилось. В то же время значение жизненного плана трудно переоценить. Особенно он важен для менеджеров и руководителей. Постарайтесь разработать для себя жизненный план. Хорошо его продумать, скорректировать при необходимости и неуклонно выполнять. Тогда, без сомнения, вы многого добьетесь.
Таблица - Жизненный план развития
Цели и тактика
Дух-ая сфера
Фин.
Полож.
Карьера Семья
Здоровье Досуг
Краткосрочные цели до 1 года
Долгосрочные цели от 3 до 5 лет
Тактика реализации целей
Указания к выполнению задачи:
Заполните таблицу и разработайте свой жизненный план на 5 лет.
Составьте свой жизненный план. Определите свои жизненные цели. Как собираетесь достичь их? Назовите четыре мероприятия, которые вы должны осуществить в течение ближайших месяцев. Определите стратегию и тактику. Какие шаги необходимы? Когда вы начнете? Что будете делать? Разбейте ваши действия на небольшие этапы, чтобы получить план действий.


40
Тема 4. Типы организационных структур
Организация как функция менеджмента. Делегирование, ответственность и полномочия. Классическая концепция организационных полномочий. Линейные и аппаратные полномочия. Типы административного аппарата. Разновидности аппаратных полномочий.
Эффективная организация распределения полномочий.
Типы организационных структур.
Практические задания
Задание 1. Вопросник: Что вы хотите получить от своей работы?
Студенты заполняют вопросник. Суммируют результаты по малым подгруппам и объясняют, почему те или иные характеристики работы заняли определенные места.
Характеристика работы
Важность
Удовлетворенность
1. Независимость в работе
2. Шансы к продвижению
3. Возможность контактов с людьми
4. Гибкое рабочее время
5. «Бесплатные» социальные услуги (страховка и т.д.)
6. Интересная работы
7. Общественная значимость работы
8. Гарантии стабильности найма
9. Возможность научиться новому
10. Высокая оплата
11. Признание коллегами
12. Продолжительность отпусков
13. Продолжительность рабочего дня
14. Близость работы к дому
15. Небольшой стресс от работы
16. Возможность оказывать другим помощь на работе
Примечание. Проранжируйте данные характеристики в баллах от 1 до 16, поставив балл 1 наиболее оцениваемой характеристике с точки зрения важности и удовлетворенности, а балл 16 - характеристике с самой низкой оценкой.
Задание 2. Схема организационной структуры
По правилам изображения схем организационных структур студенты рисуют схему организации, в которой они учатся или работают. При этом, по необходимости, прилагается пояснение к тексту.
Задание
3.
Сформулируйте принципы управления, которыми надо руководствоваться, чтобы реализовать следующие положения новой парадигмы управления.

Предприятие – это открытая система.

Люди и знания – это главный ресурс организации.

Организационная культура и стиль руководства как источник успехов.

41
Тема 5. Мотивация и основные виды и процедуры внутриорганизационного
контроля.
Понятие мотивации и эволюция понятия мотивации. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Вознаграждения: внутренние и внешние. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.
Сущность и смысл контроля. Виды контроля и их характеристики. Основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля. Этапы процесса контроля. Характеристики эффективного контроля.
Практические задания
1. Назовите по пять наиболее важных, по вашему мнению, мотиваторов для следующих лиц:

вас лично на работе (в университете)

квалифицированного рабочего

служащего в конторе

неквалифицированного работника
Примечание: Сначала проделайте данное упражнение индивидуально, а затем обсудите в группе и достигните консенсуса. В аудитории с преподавателем обсудите и сформулируйте общую позицию по данному упражнению.
2.Заполнить «Лист желаний», обеспечив логику ваших желаний и потребностей.
Вещи, которые вам хочется получить в жизни
Какую потребность (по- требности) данное желание может удовлетворить?
Какая мотивационная тео- рия лучше объясняет вы- бранные вами потребности?
Краткосрочные желания
Среднесрочные желания
Долгосрочные желания
3. Вам предлагается создать небольшую фирму (тип продукции по собственному желанию). Вам как одному из создателей фирмы предлагается разработать систему мотивации для следующих групп специалистов:
- первых руководителей фирмы;
- специалистов по привлечению заказов и сбыту продукции;
- маркетологов;
- предпринимателя;
- посредников;
- производственников, осуществляющих изготовление изделий.
Указания к выполнению задач:
Сначала в течение 10-15 минут проделайте данное упражнение самостоятельно, а затем в течение 20 минут обсудите в группе и достигните консенсуса. В аудитории с преподавателем обсудите, и сформулируйте общую позицию по данному упражнению.


42
Тема 6. Виды управленческих решений и методы их принятия.
Понятие решения. Роль и значение организационных решение в управлении.
Понятие и классификация управленческих решений: запрограммированные и незапрограммированные решения, компромиссы. Подходы к принятию решений. Этапы рационального решения проблем. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решении.
Практические задания
Составьте макет управленческого решения по предложенному шаблону и аналогичную без него. Сравните принятые решения. Решение будет надежнее, если Вы ответите на следующие вопросы:
КТО? Кто должен принимать решение? Кто будет принимать решение? Если ответ на эти вопросы не один и тот же, то, как это поправить? С кем посоветоваться по поводу принимаемого решения? Кто должен участвовать в процессе принятие решения? Какие сферы деятельность будут затронуты принимаемым решением? Кого нужно проинформировать о решении? Кто будет реализовывать решение? ЧТО? Что должно быть решено? (идеальная ситуация)? Что нужно решить (минимум приемлемое положение)? Что можно решить? (что реально сделать, сейчас с надеждой добраться до максимума, идеала)? Какая требуется информация? Какие факты имеются в нашем распоряжении? Каких сведений недостает? Какие формальные коммуникации надо задействовать? Какие неформальные коммуникации могут быть использованы?
ГДЕ? Где найти необходимых людей? Где найти недостающую информацию? К чему приведет решение для работников и руководителя?
КОГДА? Когда должно, нужно, можно принимать решение? Когда следует объявить о нем? Когда следует приступать к его выполнению?
КАК? Как достигать информацию, найти нужных людей, заручаться поддержкой, обеспечить участие и помощь персонала? Как осуществлять решение?
Создайте макет принимаемых решений и ответьте на вопросы.
Упражнение позволяет принять решение в групповой дискуссии. Упражнение сначала выполняется индивидуально (10 минут), а затем в малых группах (15-20 минут).
При выработке группового решения нельзя пользоваться методами голосования или переговоров. В заключение в аудитории под руководством преподавателя обсуждаются результаты групповой работы и подводятся итоги (10-15минут).
Примерный список решений:
1. Наем заведующим специалиста в исследовательскую лабораторию компании, производящей сложную техническую продукцию.
2. Определение финансовым директором размера дивидендов, которые должны быть выплачены акционерам на девятый год последовательной успешной финансовой деятельности компании.
3. Решение начальника о допущении официального отсутствия, подчиненного на рабочем месте в связи с посещением им врача.
4. Выбор членами правления места для очередного филиала банка, уже имеющего
50 отделений в крупном городе.
5. Дача руководителем согласия на принятие выпускника юридического факультета университета на работу в аппарат крупной фирмы.
6. Дача начальником согласия на предоставление подчиненному возможности посетить учебный семинар в области его специализации.
7. Выбор правлением компании места для строительства ресторана «Вкусно и быстро» в небольшом, но растущем городе, находящемся между двумя очень большими городами и т.д.


43
Тема 7. Основные теории и концепции взаимодействия людей в организации.
Определение лидерства. Различия между управлением и лидерством. Влияние и власть. Понятие группы. Формальные и неформальные группы. Хоторнские эксперименты. Неформальная организация и ее отличие от формальной организации.
Причины вступления людей в неформальные группы и организации. Характеристики неформальных организаций. Управление неформальной организацией. Модель Дж.
Хоманса.
Практические задания
1. Покажите, что является основой власти администрации учебного заведения, преподавателей.
2. Приведите примеры известных харизматических руководителей и попытайтесь объяснить, в чем причина, сильные и слабые стороны их власти.
3. Перечислите условия, при которых задачи, содержащиеся в распоряжении, будут эффективно решаться.
4. Назовите подходы к руководству людьми и свяжите их с особенностями развития общества в целом.
5. Проанализируйте, как реализуются перечисленные в главе методы руководства в процессе учебных занятий.
Цели: исследовать основы власти по различным должностям. Продемонстрировать различия во мнениях об основах власти.
Этап I: Индивидуально проранжируйте должности с точки зрения всей власти, которую они должны иметь в своих организациях. Поставьте «1» перед той должностью, которая, по вашему мнению, является наиболее «властной» в указанной организации и
«15» - перед должностью, которая наименее «властная» в данной организации. __
Медсестра в больнице
__ Ректор в крупном университете
__ Генеральный директор в небольшой фирме
__ Фермер
__ Специалист отдела кадров в крупной компании
__ Профессор в университете
__ Оператор ЭВМ в известной фирме
__ Бухгалтер в поликлинике
__ Менеджер по продажам в крупной торговой фирме
__ Исследователь в компании высоких технологий
__ Полицейский на посту
__ Топ менеджер в крупной компании
__ Главный агроном
__ Секретарь ген. директора в известной нефтегазовой компании
__ Депутат Мажилиса
Этап II: Решить, которая из перечисленных выше должностей должна иметь наиболее «сильные»: право на власть; власть вознаграждения; власть принуждения.
Напишите до 50 слов объяснения, почему вы выбрали каждую из должностей как наиболее подходящую для каждой из трех категорий.
Этап III: Отберите наименее «властные» должности из своего проранжированного списка и подготовьте краткий перечень источников власти и влияния.
Этап IV: Индивидуальные результаты обсуждаются в малых группах.
Этап V: Под руководством преподавателя проводится общее обсуждение в аудитории.