Файл: Содержание введение Рабочая программа дисциплины (силлабус) лекционный комплекс Материалы практических, семинарских и лабораторных занятий Задания для самостоятельной .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

33
Тема 9 Межотраслевые коммуникации.
Цель: Рассмотреть основные вопросы коммуникаций, коммуникационного процесса, принятие и реализация управленческих решений.
Ключевые слова: коммуникации, отправитель, сообщение, канал, получатель, декодирование.
Вопросы:
Коммуникации между организацией и ее средой, горизонтальные и вертикальные коммуникации в системе менеджмента. Коммуникационный процесс. Элементы и этапы процесса коммуникаций. Межличностные коммуникации и преграды на их пути. Организационные коммуникации и преграды на их пути.
Коммуникации между организацией и ее средой горизонтальные и вертикальные
коммуникации в системе менеджмента.
Коммуникации - это обмен информацией, они встроены во все виды управленческой деятельности, поэтому называются связующим процессом.
Коммуникации между организацией и средой. Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникации с внешней средой:
• потребителями - через рекламу;
• с общественными организациями - через создание имиджа на местном, междуна- родном уровне;
• с государственными органами - через отчеты по финансам, маркетингу;
• с профсоюзами или работниками - для приема на работу и для избежание кон- фликтов с работниками в будущем.
Коммуникации между уровнями и подразделениями (межуровневые):

Вертикальные
коммуникации
-
информация перемещается внутри организации с уровня на уровень
 нисходящая - сверху вниз (сообщения о текущих задачах, конкретных заданиях;
 восходящая с нижнего уровня на верхний (отчеты, справки).
Коммуникации между отделами - это горизонтальные коммуникации, они необходимы для координации задач и действий.
Коммуникации «руководитель - подчиненный». Это разновидность коммуникаций по вертикали рассматривается отдельно, так как 2/3 времени руководителя уходит на коммуникации.
Коммуникации между руководителем и рабочей группой позволяет повысить эффективность работы группы. Поскольку в обмене участвуют все члены группы, каждый имеет возможность поразмышлять о новых задачах и приоритетах отдела.
Неформальные коммуникации - это канал распространения слухов. Информация по этому канату распространяется быстрее, чем по каналам формальных сообщений,
Типичная информация, передаваемая по каналам распространения слухов:
• предстоящие сокращения рабочих мест;
• новые меры за опоздания;
• изменения в структуре организации;
• грядущие перемены и повышения;
• изложение спора двух руководителей на последнем совещании.
Коммуникационный процесс - обмен информацией между двумя и более людьми.
Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметам обмена, т.е. сообщений.
Коммуникационный процесс состоит из 4 базовых элементов:
1. Отправитель - лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее;
2. Сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов;


34 3. Канал - средство передачи информации;
4. Получатель - лицо, которому предназначена информация.
Коммуникационный процесс состоит из следующих 4 этапов:
1. Зарождение идеи. Обмен информации начинается с формулирование идеи и отбора информации. Руководитель решает, какую значимую информацию сделать предметом обмена. Лейтмотив этапа: не начинайте говорить - не начав думать.
2. Кодирование и выбор канала. Кодирование осуществляется с помощью слов, интонации, жестов в результате получается сообщение.
Каналы: передача речи, письменный материал, электрические средства связи, электронная почта, видеоленты, одновременно ещё несколько канатов (например, устной и письменной).
3.Передача - использование нескольких каналов для передачи сообщения по- лучателю. Эта физическая передача информации.
4.Декодирование - это перевод символов отправителя в мысли получателя.
Обмен информации будет эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи, пробуждая действия, которых ждал от него отправитель. Для этого суще- ствует механизм обратной связи, когда отправитель и получатель меняются местами.
Обратная связь повышает эффективность двухстороннего обмена информации, повышает уверенность в правильности понимания сообщений.
Шум - это то, что искажает смысл. Источники шума - язык, различия в восприятии, различия в организационном статусе руководителя и подчиненного.
Межличностные коммуникации и преграды на их пути.
На межличностные связи уходит 50-90 % времени менеджера. Преграды на пути межличностных коммуникаций:
Преграды, обусловленные восприятием.
Люди могут по-разному воспринимают одну и ту же информацию в зависимости от накопленного опыта, круга их интересов, потребностей, эмоционального состояния и внешнею окружения.
Семантические барьеры. Вступая в информационный контакт, мы используем символы - слова, жесты интонацию.
Невербальные преграды. Невербальные коммуникации - любые символы, кроме слов: взгляд, выражение лица, улыбка, поднятие брови и т.д. интонация, модуляция. 55 % сообщений передаются - через выражения лица, поза, жесты, 38 % - через интонацию и модуляцию голоса и только 7 % - через слова.
Плохая обратная связь.
Неумение слушать.
Организационные коммуникации и преграды на их пути.
а) Искажение сообщений, которое возможно из-за: затруднений в межличностных контактах; искажение с целью изменения смысла в своих интересах;
-вследствие фильтрации. б) Информационные перегрузки. в) Неудовлетворительная структура организации.
Контрольные вопросы:
1 Что такое коммуникация? Каковы этапы коммуникационного процесса?
2 Какие связи можно назвать межличностными? Какие преграды мешают осуществлению межличностных связей?
3 Что такое организационные коммуникации?
Как совершенствуются организационные коммуникации?
4 Что понимается под вербальными и невербальными коммуникациями?


35
Тема 10 Управление инновационными технологиями в АПК.
Цель: Рассмотреть основные вопросы управления инновационными технологиями в
АПК.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность
Вопросы:
Понятие и сущность инновационной деятельности. Критерии классификации инноваций.
Виды инновационной деятельности.
Индикаторы инновационной деятельности. Структура инновационной деятельности. Технология осуществления инновационной деятельности
Существуют различные определения инновационной деятельности. Ее можно определить как комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к инновациям. В узком смысле это совместная деятельность работников компании, направленная на создание и внедрение новшеств. Деятельность является инновационной, если в нее привносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для получения результата, который широко востребован в обществе.
Инновационная деятельность представляет собой комплекс мероприятий по разработке, внедрению, освоению, производству новшеств, объединенных в одну логическую цепь. Каждое звено этой цепи имеет свое содержание и свои закономерности развития. Научные изыскания, опытно-конструкторские и технологические разработки, инвестиционные, коммерческие и производственные мероприятия подчинены одной главной цели - созданию новшества.
Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным критериям. Построение классификационной схемы инноваций начинается с определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность.

36
К основным видам инновационной деятельности относятся:

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний;

приобретение (продажа) патентов, лицензий, ноу-хау;

инвестиционные решения, необходимые для проведения инновационной деятельности;

сертификация и стандартизация инновационных продуктов;

маркетинговые решения инновационной деятельности;

выбор и организация рынков сбыта инновационных продуктов;

подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности.
Структура инновационной деятельности может быть разделена на следующие этапы:

формулирование (пересмотр) корпоративной стратегии;

идентификация необходимых направлений инновационной деятельности и типов инновационных стратегий;

выработка критериев для новых идей о продуктах и процессах;

генерирование идей;

формулирование проектов и их проверка с помощью маркетингового, технологического и финансового анализа;

разработка нового продуктов (процессов), включая НИОКР и тестирование;

подготовка производства, каналов снабжения и реализации продукта;

коммерциализация инновации.
Инновационная деятельность включает в себя четыре основных этапа: исследовательский, проектный, производственный и коммерческий.
На исследовательском этапе формируется концепция продукта, базирующаяся на экономическом и научно - техническом потенциале предприятия, результатах анализа информации о возможном спросе на новую продукцию, ситуации на рынках, конкурентных позициях других производителей, научно - технических возможностях и ограничениях в развитии продукта. Итогом первого этапа должен стать вывод об экономической целесообразности, технической возможности и основных параметрах новой продукции.
На втором этапе инновационного процесса на базе разработанной концепции нового продукта осуществляется проектирование этого продукта. Здесь производится детальная инженерная проработка изделия, включающая опытно - конструкторские разработки, изготовление и испытание опытных образцов новой продукции, изготовление чертежей.
Производственный этап включает в себя технологическую, организационную, плановую и экологическую подготовку производства и освоение собственно производства нового изделия.
Коммерческая стадия инновационного процесса представляет собой комплекс работ по продвижению новой продукции на рынок, включая маркетинговые исследования, организацию сбыта этой продукции, а также системы послепродажного (сервисного) обслуживания. Любой новый продукт в течение своего жизненного цикла проходит несколько стадий. Весь жизненный цикл нового продукта делится на два основных этапа: разработка новшества и его коммерциализация.
Контрольные вопросы:
1. В чем заключается сущность инновационной деятельности?
2. Назовите основные индикаторы инновационной деятельности.
3. Какова технология осуществления инновационной деятельности?


37
3. Материалы практических, семинарских и лабораторных занятий
Тема 1. Роль, функции и задачи менеджера в современной организации.
Понятие и предмет науки управления. Субъект и объект управления. Цель и задача управления. Роль, функции и задачи менеджера в современной организации. Законы, закономерности и принципы управления. Подходы к управлению на основе выделения различных школ. Подходы в управлении.
Практические задания
1 Определить модель управления в Республике Казахстан и сравнить с другими моделями. Изучить японский, американский модели управления. Также рассмотреть модели управления других стран. При общности мировых тенденций развития теории менеджмента имеются национальные особенности в механизме его практической реализации. Проведите сравнение характеристик американского и японского подходов к организации управления.
Японская организация
Американская организация
Пожизненный найм
Краткосрочный найм
Постепенная, медленная оценка и продвижение
Быстрая оценка и продвижение
Неспециализированная деятельность
Специализированная деятельность
Неформальные, тонкие механизмы контроля
Формальные, количественные механизмы контроля
Коллективное принятие решения
Индивидуальное принятие решения
Коллективная ответственность
Индивидуальная ответственность
2 Разделиться по группам и представить особенности менеджмента в разных странах мира. (группа состоит из 3-4 студентов). Материал представить в виде реферата, а также необходимо представить презентацию.
3 Управление деловой организацией. Цель: научить студентов подмечать и развивать происходящие в управлении бизнесом тенденции по принципу; управлять - значит предугадывать.
Шаг 1 - студенты индивидуально составляют список указанных тенденций, обдумывая доказательную сторону своего списка. Шаг 2 - в малых группах студенты составляют групповой список. Шаг 3 - в аудитории с преподавателем проводится обсуждение полученных в группах результатов.
4 Конкретная ситуация: «Введение в курс «Менеджмент»
После успешного окончания университетской программы бакалавра по направлению
«Менеджмент» в июле 2017 г. Вадим Крылов был принят на работу в фирму «Стейплер» в качестве помощника менеджера по международным операциям.
Приобретя опыт после выполнения нескольких заданий, Вадим был включен в группу специалистов фирмы, которой было поручено подготовить предложения по расширению объема международных операций, Фирма «Стейплер» являлась одной из ведущих в продвижении на рынке импортной компьютерной и конторской техники и технологий. Руководство компании приняло решение начать сборку компьютерной техники. К этому ее побудили высокие таможенные пошлины на ввозимую готовую продукцию. Группе было поручено провести оценку открывающихся возможностей и ожидаемого риска в реализации такого решения. Руководитель группы, в которую входит
Вадим, попросил его подготовить предварительную опенку ситуации, а также список вопросов, ответы на которые должны быть получены от руководства и подразделений компании.
Вопросы к конкретной ситуации: 1.Войдя в роль Вадима, как бы вы выполнили задание руководителя группы? 2. Какой из учебных курсов представляет наивысшую полезность для Вадима в выполнении им задания руководителя группы.


38
1   2   3   4   5   6