Файл: Предмет изучения психологии, основные задачи и разделы психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проблемы:

  1. соотношение обучения и развития,

  2. соотношения обучения и воспитания,

  3. Проблема учета сенситивных периодов развития в обучении,

  4. проблема одаренности детей,

  5. проблема готовности детей к обучению в школе

Педагогическая психология включает три основных раздела:

1) психологию обучения,

2) психологию воспитания,

3) психологию педагога.

На современном этапе педагогическая психология все более дифференцируется на психологию высшей школы (высшего образования) и педагогическую психологию школьного обучения.
47. Психология учения: структура, мотивы

Учение - это система специальных действий, необходимых учащимся для прохождения основных этапов процесса усвоения.

Процесс усвоения - это выполнение человеком определенных действий или деятельности. Знания всегда усваиваются как элементы этих действий, а умения и навыки имеют место при доведении усваиваемых действий до определенных показателей по некоторым из их характеристик.
Учение — овладение новыми психическими орудиями и действиями, за счет чего расширяется спектр взаимодействия индивида с окружающим миром.

Процесс учения состоит из четырех фаз.

1) чувственный образ объекта (создание проблемной ситуации);

В первой фазе на основе психического отражения объекта в субъекте возникает чувственный образ объекта: учитель в наглядной форме предлагает ученику учебный материал и проблемную ситуацию так, чтобы он понял их смысл, и тем самым как бы вводит ученика в предстоящий процесс учения.

2) выделение психического образа из психического процесса (поиск вариантов решения задачи);

Во второй фазе психический образ выделяется из психического процесса как его возможный результат: идет активное формирование ходов решения и их тренировка с помощью учителя.

3) усвоенное субъектом возвращается в психический процесс и деятельность (закрепление и проверка знаний);

В третьей фазе то, что субъект освоил, снова возвращается в психический процесс и в деятельность ученика; эта фаза используется для закрепления и проверки знаний.

4) синтез новых знаний с прошлым опытом, их практическое применение.


Возрастная динамика учения определяется задатками личности, новообразованиями возрастного периода, референтным социальным окружением, своим стремлением к саморазвитию.

Основная цель учения - умение учиться самостоятельно, где ведущую роль играет самоорганизация: рациональное использование физических, интеллектуальных, волевых усилий, умения придерживаться определенной перспективы, исследовательский поиск, положительная мотивация, удовлетворенность от успеха. Дополнительное условие - наличие квалифицированной помощи от взрослых в качестве консультантов.

Способности к учению являются индивидуальными и проявляются, прежде всего, в способности к сложной интеллектуальной деятельности, результативность которой зависит от чувствительности анализаторных систем, устойчивости нервной системы, пластичности коры головного мозга, компетентного взрослого окружения, общественного статуса "интеллекта". Как следствие, каждый ученик имеет свой потенциал способностей к учению, который реализуется в умственных действиях. Это актуализирует проблему дифференцированного обучения, которое направлено не на достижение для всех идентичного успеха, а максимальную индивидуальную реализацию имеющихся способностей.

Мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других — отношения с другими людьми в ходе учения.

Внешние мотивы в обучении:

• Отметки;

• Вынужденный долг;

• Учёба ради престижа, лидерства,

• материального вознаграждения;

• Избегание наказания.

Внутренние мотивы в обучении:

• Удовлетворение от самой деятельности;

• Прямой результат деятельности;

• Стремление к успеху,

• Понимание необходимости для жизни;

• Учение как возможность общения.

Известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:

1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;

2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то

заинтересовать его.

Пути разрешения проблемы мотивации

• Выяснить основные причины нежелания учиться и постараться их минимизировать

• Максимизировать то, что вызывает и поддерживает познавательную мотивацию

учащихся.

На формирование учебной мотивации влияет продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности.


Способы повышения внутренней мотивации:

  • По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные

задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.

  • Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше

приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и

достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые

виды деятельности.

  • Стараться не навязывать учебных целей. Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.

  • Стараться избегать установления временных ограничений там, где

это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.

48. Психология учения: уровни обученности, обученность и обучаемость, обучение и развитие.

Уровни обученности:

- узнавание. Выделение какого-то материала среди других, представляющихся вовсе неизвестными;

- воспроизведение. Воспроизведение материала в той же последовательности и теми же словами, что и в первоисточнике;

- понимание. Учащийся овладевает не словами, а понятиями, в них заключёнными и ими выраженными;

- усвоение. Собственная внутренняя переработка изученного материала. На данном уровне возможно творчество.

Обученность и обучаемость.

Обученность — это система знаний, умений и навыков, соответствующая ожидаемому результату обучения. Результат учебной деятельности ученика. Основные параметры обученности определяются образовательными стандартами.

Обучаемость представляет собой индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком содержания обучения.

Различают общую обучаемость — как способность усвоения любого материала, и специальную обучаемость — как способность усвоения отдельных видов учебного материала, (разделов курсов наук, видов искусств, практической деятельности).

В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них компонентов учебной деятельности. Обучаемость определяется не только уровнем развития активного познания (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем “рецептивного” познания, то есть тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, в частности, учителя.


Обучение и развитие.

Проблема обучения и развития всегда была и будет в центре исследований не только педагогической психологии, но и многих других областей психологической науки. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания.

Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития:

- между обучением и развитием отсутствует связь.

Согласно Ж. Пиаже и развиваемой его школой, отрицается связь между обучением и развитием ребенка. Эта независимость выражается, в частности, в том, что мышление ребенка проходит через известные стадии, независимо от того, обучается он или не обучается. А относительность независимости этих процессов состоит в том, что для того, чтобы обучение стало возможным, развитие должно подготовить для этого соответствующую основу. Обучение в этом случае "идет в хвосте развития", оно как бы надстраивается над созреванием;

- обучение и развитие - тождественные процессы (У. Джемс, Э. Торндайк и другие).

Считается, что ребенок развивается в меру того, как он обучается, поэтому развитие есть обучение, а обучение и есть развитие. Каждый шаг обучения считался и шагом развития ученика. При этом Торндайк не видел разницы между обучением человека и обучением животного, отрицал роль сознания в обучении;

- между обучением и развитием существует тесная связь.

Развитие как двойственный процесс: как созревание и как обучение. А отсюда следует, что созревание как-то влияет на обучение, а обучение, в свою очередь, влияет на созревание.

Показатели обученности:

  • активность ориентровки в новых условиях,

  • интеллектуальная инициатива,

  • восприимчивость к помощи другого человека при выполнении трудного для ученика задания,

  • способность школьника к последующему самостоятельному решению аналогичных задач (перенос),

  • темп продвижения ученика.

Если обученность - это характеристика актуального развития того, чем уже располагает ученик, то обучаемость - характеристика его потенциального развития.

49. Психология учения: причины неуспеваемости и пути их коррекции

Неуспеваемость - отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой.