Файл: Предмет изучения психологии, основные задачи и разделы психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7. компромиссное взаимодействие: оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.

Механизмы: внушение-неосознанное восприятие информации, убеждение, подражание, заражение-неосознанное восприятие и воспроизведение эмоций других людей.

Общение как перцепция. Понимание субъектами друг друга в общении опосредуется не только наличием общей системы кодирования декодирования информации, не только совместным действием, но и особенностями восприятия одного человека другим.

Выделяют следующие механизмы взаимопонимания:

- идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе. Это попытка понять состояние, настроение человека, его отношение к миру и себе, поставив себя на его место, слившись с его «Я»;

- эмпатия — постижение эмоционального состояния, вчувствование в другого человека. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

Эмпатия имеет три уровня:

- когнитивная эмпатия, проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния;

- эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отреагирования;

- когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль поведения называется помогающим).

- рефлексия — это осмысление субъектом того какими средствами, почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению. Другими словами это представление о том, что думают обо мне другие. Это и познание другого через то, что он думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого.

- стереотипизация — это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, социальным стереотипам.

Стереотипное восприятие людей по эталонам связано с целым рядом специфических ошибок:

- эффектом проекции — когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному — свои недостатки, то есть наиболее четко выявлять у других те черты, которые ярко представлены у нас самих;


- эффектом средней ошибки — тенденцией смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего;

- эффектом порядка — когда при противоречивой информации больший вес придается данным, полученным первыми, а при общении со старыми знакомыми, наоборот, доверять больше последним сведениям;

- эффектом ореола — когда к человеку складывается определенное отношение по его какому–либо поступку, ореол может иметь как положительную, так и отрицательную окраску;

- эффектом стереотипизации, который заключается в приписывании человеку черт, характерных для определенных социальных групп (например, профессиональным: учителю, продавцу, математику мы приписываем определенные черты личности).

44.Психология воспитания: основные направления, средства воспитания

Воспитание, процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

В самом общем виде воспитание можно определить, как целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника.

Средства и методы воспитания. Средства воспитания как способы психологического воздействия, направленные на изменение личности и поведения человека. Классификация методов воспитания: прямые и косвенные, сознательные и неосознаваемые, эмоциональные и поведенческие.

1.​методы формирования сознания;

2.​методы формирования поведения;

3.​методы формирования чувств и отношений.

1. Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, чтобы передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно

Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Он является ведущим в воспитательной работе. Этот метод служит для формирования взглядов

2. Методы организации деятельности и формирования поведения - это практические методы. Человек - субъект деятельности, в том числе и познавательной. К этой группе методов относятся: упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др. Данные методы используются непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся.


Метод упражнений в воспитании реализуется через поручения. Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности. Приучение школьников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений, как показывает анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания к нему

3. Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка.

Виды воспитания

Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания:

▪ укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

▪ повышение умственной и физической работоспособности;

▪ развитие и совершенствование природных двигательных качеств;

▪ развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);

▪ воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);

▪ формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;

▪ развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности.

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.


Эстетическое воспитание

Эстетическое (эмоциональное) воспитание — развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания;

▪ формирование эстетических знаний и идеала;

▪ воспитание эстетической культуры;

▪ формирование эстетического отношения к действительности;

▪ развитие эстетических чувств;

▪ приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;

▪ формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.
45.Психология воспитания.

Принципы - общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.

Принципы воспитания:

- включение детей на всех этапах их развития в различные социально-значимые виды деятельности;

- опора на коллектив и использование его позитивного влияния для повышения эффективности воспитательных действий;

- адекватное соотношение в процессе воспитания вербальных и действенных методов;

- избегание формализма и неискренности в отношениях с воспитанниками;

- учёт индивидуальных особенностей, ведущей мотивации и интересов учащихся;

- применение воспитательных средств на фоне положительного отношения к ребёнку, стремления его понять и оказать ему поддержку.

Основными критериями воспитанности являются:

•S высокий уровень нравственного и духовного развития человека; знание этических норм; формирование нравственных мотивов, установок, ценностей и соответствующего им поведения; умение соотносить свои действия с этическими эталонами;

S моральная ответственность за свое поведение и поступки перед обществом, другими людьми и самим собой; умение думать и действовать по совести;

■S гуманистическая направленность личности, выражающаяся в устойчивом преобладании мотивов социально полезных видов деятельности над эгоистическими мотивами;

S формирование познавательных мотивов и интересов, направленных не только на содержание учебных предметов, но и на всю окружающую действительность; формирование убеждений и мировоззрения;


■S эффективное выполнение разнообразных социальных ролей; понимание других людей, вовлеченных в процесс социальных взаимодействий;

J владение собой, регулирование своего поведения, умение адекватно выражать эмоции;

•S способность к самоконтролю и преодолению нежелательного поведения;

S открытость для новых возможностей личностного роста и развития, способность к самореализации и самовоспитанию.

46. Предмет, задачи, разделы педагогической психологии

Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией.

Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.

Задачи педагогической психологии

Цель педагогической психологии состоит в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Соответственно задачами педагогической психологии являются:

  • раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

  • определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;

  • определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

  • определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

  • изучение психологических основ деятельности педагога;

  • определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

  • определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач;

  • разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы и др.