Файл: Предмет изучения психологии, основные задачи и разделы психологии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.02.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7. компромиссное взаимодействие: оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.
Механизмы: внушение-неосознанное восприятие информации, убеждение, подражание, заражение-неосознанное восприятие и воспроизведение эмоций других людей.
Общение как перцепция. Понимание субъектами друг друга в общении опосредуется не только наличием общей системы кодирования декодирования информации, не только совместным действием, но и особенностями восприятия одного человека другим.
Выделяют следующие механизмы взаимопонимания:
- идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе. Это попытка понять состояние, настроение человека, его отношение к миру и себе, поставив себя на его место, слившись с его «Я»;
- эмпатия — постижение эмоционального состояния, вчувствование в другого человека. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.
Эмпатия имеет три уровня:
- когнитивная эмпатия, проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния;
- эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отреагирования;
- когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль поведения называется помогающим).
- рефлексия — это осмысление субъектом того какими средствами, почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению. Другими словами это представление о том, что думают обо мне другие. Это и познание другого через то, что он думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого.
- стереотипизация — это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, социальным стереотипам.
Стереотипное восприятие людей по эталонам связано с целым рядом специфических ошибок:
- эффектом проекции — когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному — свои недостатки, то есть наиболее четко выявлять у других те черты, которые ярко представлены у нас самих;
- эффектом средней ошибки — тенденцией смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего;
- эффектом порядка — когда при противоречивой информации больший вес придается данным, полученным первыми, а при общении со старыми знакомыми, наоборот, доверять больше последним сведениям;
- эффектом ореола — когда к человеку складывается определенное отношение по его какому–либо поступку, ореол может иметь как положительную, так и отрицательную окраску;
- эффектом стереотипизации, который заключается в приписывании человеку черт, характерных для определенных социальных групп (например, профессиональным: учителю, продавцу, математику мы приписываем определенные черты личности).
44.Психология воспитания: основные направления, средства воспитания
Воспитание, процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.
В самом общем виде воспитание можно определить, как целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника.
Средства и методы воспитания. Средства воспитания как способы психологического воздействия, направленные на изменение личности и поведения человека. Классификация методов воспитания: прямые и косвенные, сознательные и неосознаваемые, эмоциональные и поведенческие.
1.методы формирования сознания;
2.методы формирования поведения;
3.методы формирования чувств и отношений.
1. Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, чтобы передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно
Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Он является ведущим в воспитательной работе. Этот метод служит для формирования взглядов
2. Методы организации деятельности и формирования поведения - это практические методы. Человек - субъект деятельности, в том числе и познавательной. К этой группе методов относятся: упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др. Данные методы используются непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся.
Метод упражнений в воспитании реализуется через поручения. Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности. Приучение школьников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений, как показывает анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания к нему
3. Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка.
Виды воспитания
Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.
Задачи физического воспитания:
▪ укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
▪ повышение умственной и физической работоспособности;
▪ развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
▪ развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
▪ воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
▪ формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;
▪ развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности.
Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.
Нравственное воспитание
Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.
Эстетическое воспитание
Эстетическое (эмоциональное) воспитание — развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.
Задачи эстетического воспитания;
▪ формирование эстетических знаний и идеала;
▪ воспитание эстетической культуры;
▪ формирование эстетического отношения к действительности;
▪ развитие эстетических чувств;
▪ приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
▪ формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.
45.Психология воспитания.
Принципы - общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.
Принципы воспитания:
- включение детей на всех этапах их развития в различные социально-значимые виды деятельности;
- опора на коллектив и использование его позитивного влияния для повышения эффективности воспитательных действий;
- адекватное соотношение в процессе воспитания вербальных и действенных методов;
- избегание формализма и неискренности в отношениях с воспитанниками;
- учёт индивидуальных особенностей, ведущей мотивации и интересов учащихся;
- применение воспитательных средств на фоне положительного отношения к ребёнку, стремления его понять и оказать ему поддержку.
Основными критериями воспитанности являются:
•S высокий уровень нравственного и духовного развития человека; знание этических норм; формирование нравственных мотивов, установок, ценностей и соответствующего им поведения; умение соотносить свои действия с этическими эталонами;
S моральная ответственность за свое поведение и поступки перед обществом, другими людьми и самим собой; умение думать и действовать по совести;
■S гуманистическая направленность личности, выражающаяся в устойчивом преобладании мотивов социально полезных видов деятельности над эгоистическими мотивами;
S формирование познавательных мотивов и интересов, направленных не только на содержание учебных предметов, но и на всю окружающую действительность; формирование убеждений и мировоззрения;
■S эффективное выполнение разнообразных социальных ролей; понимание других людей, вовлеченных в процесс социальных взаимодействий;
J владение собой, регулирование своего поведения, умение адекватно выражать эмоции;
•S способность к самоконтролю и преодолению нежелательного поведения;
S открытость для новых возможностей личностного роста и развития, способность к самореализации и самовоспитанию.
46. Предмет, задачи, разделы педагогической психологии
Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией.
Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.
Задачи педагогической психологии
Цель педагогической психологии состоит в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Соответственно задачами педагогической психологии являются:
Механизмы: внушение-неосознанное восприятие информации, убеждение, подражание, заражение-неосознанное восприятие и воспроизведение эмоций других людей.
Общение как перцепция. Понимание субъектами друг друга в общении опосредуется не только наличием общей системы кодирования декодирования информации, не только совместным действием, но и особенностями восприятия одного человека другим.
Выделяют следующие механизмы взаимопонимания:
- идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе. Это попытка понять состояние, настроение человека, его отношение к миру и себе, поставив себя на его место, слившись с его «Я»;
- эмпатия — постижение эмоционального состояния, вчувствование в другого человека. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.
Эмпатия имеет три уровня:
- когнитивная эмпатия, проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния;
- эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отреагирования;
- когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль поведения называется помогающим).
- рефлексия — это осмысление субъектом того какими средствами, почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению. Другими словами это представление о том, что думают обо мне другие. Это и познание другого через то, что он думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого.
- стереотипизация — это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, социальным стереотипам.
Стереотипное восприятие людей по эталонам связано с целым рядом специфических ошибок:
- эффектом проекции — когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному — свои недостатки, то есть наиболее четко выявлять у других те черты, которые ярко представлены у нас самих;
- эффектом средней ошибки — тенденцией смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего;
- эффектом порядка — когда при противоречивой информации больший вес придается данным, полученным первыми, а при общении со старыми знакомыми, наоборот, доверять больше последним сведениям;
- эффектом ореола — когда к человеку складывается определенное отношение по его какому–либо поступку, ореол может иметь как положительную, так и отрицательную окраску;
- эффектом стереотипизации, который заключается в приписывании человеку черт, характерных для определенных социальных групп (например, профессиональным: учителю, продавцу, математику мы приписываем определенные черты личности).
44.Психология воспитания: основные направления, средства воспитания
Воспитание, процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.
В самом общем виде воспитание можно определить, как целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника.
Средства и методы воспитания. Средства воспитания как способы психологического воздействия, направленные на изменение личности и поведения человека. Классификация методов воспитания: прямые и косвенные, сознательные и неосознаваемые, эмоциональные и поведенческие.
1.методы формирования сознания;
2.методы формирования поведения;
3.методы формирования чувств и отношений.
1. Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, чтобы передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно
Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Он является ведущим в воспитательной работе. Этот метод служит для формирования взглядов
2. Методы организации деятельности и формирования поведения - это практические методы. Человек - субъект деятельности, в том числе и познавательной. К этой группе методов относятся: упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др. Данные методы используются непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся.
Метод упражнений в воспитании реализуется через поручения. Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности. Приучение школьников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений, как показывает анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания к нему
3. Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка.
Виды воспитания
Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.
Задачи физического воспитания:
▪ укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
▪ повышение умственной и физической работоспособности;
▪ развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
▪ развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
▪ воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
▪ формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;
▪ развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности.
Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.
Нравственное воспитание
Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.
Эстетическое воспитание
Эстетическое (эмоциональное) воспитание — развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.
Задачи эстетического воспитания;
▪ формирование эстетических знаний и идеала;
▪ воспитание эстетической культуры;
▪ формирование эстетического отношения к действительности;
▪ развитие эстетических чувств;
▪ приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
▪ формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.
45.Психология воспитания.
Принципы - общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.
Принципы воспитания:
- включение детей на всех этапах их развития в различные социально-значимые виды деятельности;
- опора на коллектив и использование его позитивного влияния для повышения эффективности воспитательных действий;
- адекватное соотношение в процессе воспитания вербальных и действенных методов;
- избегание формализма и неискренности в отношениях с воспитанниками;
- учёт индивидуальных особенностей, ведущей мотивации и интересов учащихся;
- применение воспитательных средств на фоне положительного отношения к ребёнку, стремления его понять и оказать ему поддержку.
Основными критериями воспитанности являются:
•S высокий уровень нравственного и духовного развития человека; знание этических норм; формирование нравственных мотивов, установок, ценностей и соответствующего им поведения; умение соотносить свои действия с этическими эталонами;
S моральная ответственность за свое поведение и поступки перед обществом, другими людьми и самим собой; умение думать и действовать по совести;
■S гуманистическая направленность личности, выражающаяся в устойчивом преобладании мотивов социально полезных видов деятельности над эгоистическими мотивами;
S формирование познавательных мотивов и интересов, направленных не только на содержание учебных предметов, но и на всю окружающую действительность; формирование убеждений и мировоззрения;
■S эффективное выполнение разнообразных социальных ролей; понимание других людей, вовлеченных в процесс социальных взаимодействий;
J владение собой, регулирование своего поведения, умение адекватно выражать эмоции;
•S способность к самоконтролю и преодолению нежелательного поведения;
S открытость для новых возможностей личностного роста и развития, способность к самореализации и самовоспитанию.
46. Предмет, задачи, разделы педагогической психологии
Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией.
Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.
Задачи педагогической психологии
Цель педагогической психологии состоит в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Соответственно задачами педагогической психологии являются:
-
раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого; -
определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях; -
определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.); -
определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность; -
изучение психологических основ деятельности педагога; -
определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления; -
определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач; -
разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы и др.