Файл: Предмет изучения психологии, основные задачи и разделы психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, как и собираются.

Обычно выделяются два вида причин и условий возникновения толпы: одни носят долговременный характер, другие — ситуативный. К первым относятся различные экономические, социальные, политические и другие факторы относительно длительного действия, которые порождают высокий уровень напряженности в обществе, формируют чувства фрустрации, безнадежности и отчаяния. Роль ситуативной причины для возникновения толпы и массовых беспорядков может сыграть все, что угодно — от неадекватных действий властей до неординарного бытового эпизода и просто слуха.

41. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: КОНФОРМИЗМ, ПОДЧИНЕНИЕ.

Для существования в социуме человек должен быть приспособлен устанавливать контакты с другими людьми, выстраивать взаимоотношения и адекватно оценивать свою принадлежность к социуму.

Психологические механизмы, позволяющие это осуществлять, давно привлекали психологов, пытавшихся дать ответы на вопросы приспособляемости человека к миру других людей.

Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы; проявляется в изменении его поведения и установок соответственно первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Факторы, воздействующие на степень конформизма:

Уровни конформизма:

1) Информационная недостаточность

2) Фактор авторитетности в воздействии

3) Фактор массовости воздействия

4) Ф. частотности воздействия

5) Ф. минимального количества

6) Ф. самоубеждение

7) Степень единства воздействия

8) Личностные факты

a. Возраст

b. Гендер

c. Уровень образования

d. Акцентуация характера

e. Локус-контроль/ самооценка

уровни комформности:

- уступчивость: внешнее согласие с группой при тайном сохранении собственной позиции;

- интернализация: индивид полностью принимает нормы группы, и они становятся его личной позицией;

- деиндивидуализация: полная потеря собственного я;

Подчиняемость (податливость вследствие императивного воздействия)

Ингибиция – угнетающее воздействие группы на индивида

Фасилитация - активизирущее воздействие группы на индивида, происходящее при условии, если индивид уверен в позитивном отношении к другим и уверен в себе;

Внутригрупповой позитивизм – априорное позитивное отношение к представителям своей социальной группы.

Межгрупповая дискриминация


Распространенная форма социального влияния — повиновение, подчинение авторитету, подверженность влиянию лица с более высоким социальным статусом. Если исключить фактор опасности получить неприятности, социальное наказание при неподчинении лицу с более высоким статусом (в этом случае человек в целях самозащиты стремится минимизировать неприятности и наказания для себя, выбирая стратегию подчинения), то следует задаться вопросом: какие еще факторы могут усиливать эту склонность подчиняться?

В экспериментах американского психолога Милгрэма испытуемые в роли «учителей» наказывали током «учеников» — жертв, и 66% испытуемых продолжали принимать участие в эксперименте даже при сильных болевых ощущениях, обмороках «жертвы».

При взаимодействиях у человека возникают состояния двух типов:

- автономное состояние личности, чувство личной ответственности за все, что вокруг происходит;

- человек представляет себя занимающим определенную ступень в иерархической лестнице, включенным в иерархическую систему, и потому полагает, что ответственность за его поведение несет индивид, который находится на более высокой ступени этой иерархии, — это феномен диффузии ответственности, или атрибуции ответственности, приписывания ее другому лицу, а не себе.

Так и в этом эксперименте многие испытуемые воспринимали экспериментатора как человека, который обладает более высоким статусом, и, значит, именно этот человек несет ответственность за все происходящее. Такая внутренняя позиция приводит к некритическому, безоговорочному подчинению авторитету лиц, занимающих более высокое социальное положение, даже если их указания противоречат требованиям закона, нравственности, да и самим взглядам, установкам конкретного человека.

42. Социально-психологические характеристики конфликта

Конфли́кт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

Классификация конфликтов

По действию на функционирование группы

1. Конструктивные

2. Деструктивные

По содержанию

· Реалистические

· Нереалистические.

Стоит отметить, что любой конфликт вызван реальными причинами, которые, однако, могут быть скрыты от его инициатора. Чтобы избежать диссонанса
, инициатор в таком случае "создаёт" причину конфликта в своём сознании, которая уже является нереалистичной.

По характеру участников

· Внутриличностные

· Межличностные

· Между личностью и группой

· Межгрупповые

Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений. Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к ее решению. Деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений. Основными дисфункциональными последствиями конфликтов являются:

· Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.

· Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.

· Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции — только как об отрицательной, а о своей позиции — как об исключительно положительной.

· Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.

· Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.

· Чувство обиды, неудовлетворенность, плохое настроение.

Реалистические конфликты вызываются неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ. Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Внутриличностный конфликт имеет место тогда, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и т. д. Такие конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы, однако чаще всего это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему различные требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, жены, мужа и т. д.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязывать его задерживаться на работе. Здесь причина конфликта — рассогласование личных потребностей и требований производства.

Межличностный конфликт — это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Однако причина конфликта — это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей (то есть субъективные причины), чаще всего в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу и т. п.). Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой. Конфликты возникают также между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.


Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда кто-либо из членов организации нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах. К этому виду относятся и конфликты между группой и руководителем, которые протекают наиболее тяжело при авторитарном стиле руководства.

Межгрупповой конфликт — это конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация. Например, между администрацией и рядовыми работниками, между работниками различных подразделений, между администрацией и профсоюзом.

Конфликтогенез — это процесс возникновения и развития современных конфликтных форм общества, накладывающих отпечаток, а нередко прямо детерминирующих направленность и содержание эволюции в целом. Конфликтогенез представляет собой непрерывный диалектический процесс зарождения, развития и модернизации существующей социальной реальности через свое ядро – конфликт.

Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях:

o сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;

o компромисс — урегулирование разногласий через взаимные уступки;

o избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем;

o приспособление — тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами;

o конкуренция — соперничество, открытая борьба за свои интересы
43. Общение как социально-психологическое явление: коммуникация, интеракция, перцепция.

Общение – комплексная деятельность, имеющая своим предметом другого человека и включающая перцепцию (восприятие), коммуникацию (обмен информацией) и взаимодействие (интеракцию). (Сосновский)

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, игра), обеспечивает планирование и контролирование деятельности. общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми.

Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого.


По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях, чертах характера, по специфике организации речевого сообщения – об общей культуре и грамотности.

Общение как коммуникация. В узком понимании под коммуникацией понимается обмен в ходе совместной деятельности между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками. Целью коммуникативного процесса является не просто взаимное информирование, а совместное постижение предмета. Ср-ва: вербальный и невербальные языки.

Невербальная коммуникация – это обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретация. Невербальные сообщения могут передаваться посредством: оптико- кинетической системы знаков (жесты, мимика, пантомимика), тактильной системы (различные прикосновения), параязыка (паралингвистической и экстралингвистической системы знаков), организации микросреды общения (изменение характеристик пространства общения), ольфакторной системы (различные запахи), визуального контакта (контакта глаз).

Общение как интеракция подразумевает организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некую общую для них деятельность. Общение как интеракция содержит несколько компонентов: позиция, роль, стиль.

В психологии все многообразие взаимодействий между людьми принято подразделять на следующие типы:

1. сотрудничество: оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности;

2. противоборство: оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого;

3. уклонение от взаимодействия: оба партнера стараются избегать активного сотрудничества;

4. однонаправленное содействие: когда один из участников совместной деятельности способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;

5. однонаправленное противодействие: один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым;

6. контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме);