Файл: Предмет изучения психологии, основные задачи и разделы психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Творческий характер

3. Деят-ть удовлетворяет не только материальные, но и духовные и социальные потребности.

Структура деят-ти

1. Потребность (материальная, духовная, социальная; осознанная и неосознанная)

2. Мотив – определённая потребность, стимул для выполнения деят-ти. (осознанный и неосознанный, ситуационный и диспозиционный)

3. Цель (стратегическая и тактическая)

4. Действия (внешние и внутренние)

5. Операции

6. Результат (положительный и отрицательный)

7. Новая потребность

Цикл повторяется. Если результат отрицателен, то в 7 поиск ошибки и 8 отказ от потребности.

Основные виды деят-ти

Игра, учение, труд, общение.

Игра – непродуктивный вид деятельности, имитирующий элементы др видов деят-ти.

Учение – деят-ть по приобретению умений, знаний, навыков, лежащих в основе др видов деят-ти.

Разница между умением и навыком.

Умение - исполнение знаний на практике.

Навык – автоматизированное умение. А привычка – непроизвольно выполняемый элемент непродуктивной деят-ти.

Труд – продуктивный вид деят-ти, направленный на удовлетворение потребностей.

Общение – сложный процесс установления контактов между людьми, проявляющийся процесс в виде коммуникации, интеракции и перцепции (взаимовосприятия людьми друг друга)

7. Способности в психологической структуре личности: задатки и способности, виды способностей, приемы и уровни развития способностей.

Задатки - анатомо-физические функциональные особенности развития человека, создающие предпосылки для развития способностей. К задаткам относятся свойства нервной системы и физические особенности.

Способности - индивидуально-психические особенности человека, обусловленные продуктивное количественно-качественное освоение какого-либо вида деятельности.

Виды способностей:

1. Теоритические или практические

2. Репродуктивные или творческие (Репродуктивные позволяют успешно осваивать знания, а творческие - обуславливают способность к созданию новых оригинальных идей, знаний и т.д.)

3. Природные и социальные (Природные способности обусловлены врожденными свойствами психических процессов. Социальные способности в большей степени обусловлены системой обучения и воспитания)

4. Общие и специальные. Общие ( индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают продуктивность овладения большим количеством видов деятельности) Специальные (индивидульные свойства личности, предполагающие продуктивное освоение одного особого вида деятельности)


Уровни развития способностей:

1. способность

2. одаренность - совокупность общих способностей, которые при наличии знаний, умений и навыков позволят успешно выполнять какую-то деятельность.

3. талант - одаренность человека, реализованная в высоких и оригинальных достижениях в определенной области деятельности через совокупность специальных способностей.

4. гениальность - высший уровень способностей, когда одаренность выражается в результатах, имеющих эпохальную, историческую значимость.

С самого рождения и примерно до 6 лет формируется основа для развития общих способностей. Специальные способности активно формируются в школьном возрасте от 6 до 16 лет.

Значимым фактором процесса формирования и развития способностей является методика обучения и воспитания.

Наиболее эффективно развиваются способности при занятиях, сложность которых не превышает границы между тем, что ребенок может усвоить самостоятельно, и тем, что он может усвоить с чужой помощью. Слишком высокая сложность заданий тормозит развитие способностей.
8)Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание

Темперамент (лат. tempeгamentum – надлежащее соотношение частей) – это динамическая характеристика психической деятельности индивида.

Для темперамента показательна сила психических процессов. При значительной устойчивости сила реакций в каждом отдельном случае зависит от изменяющихся условий, в которых оказывается человек, и адекватна им: более сильное внешнее раздражение вызывает более сильную реакцию, более слабое раздражение – более слабую реакцию. У индивидов, с большей неустойчивостью – наоборот.

Психические процессы определенной интенсивности могут совершаться легко, без всякого напряжения у одного человека в один момент и с большим напряжением у другого человека или у того же человека в данный момент. Эти различия в напряжении скажутся о характере то ровного и плавного, то толчкообразного протекания деятельности.

Существенным выражением темперамента является и скорость протекания психических процессов. От скорости или быстроты протекания нужно еще отличать и темп психических процессов ( количество актов за определенный промежуток времени, зависящее не только от скорости, но и от величины интервалов между актами) . для темперамента показательна и свойственная данной личности амплитуда колебаний от наиболее замедленных к наиболее ускоренным темпам. Эти особенности темперамента сказываются во всей деятельности личности, в протекании всех психических процессах.


Темперамент человека проявляется прежде всего в его впечатлительности, характеризующейся силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека. Впечатлительность – это всегда индивидуально различная у людей различного типа аффективная чувствительность. Она существенно связана с эмоциональной сферой и выражается в силе, быстроте и устойчивости эмоциональной реакции на впечатления.

Принято различать 4 типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический.

Холерика можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Ему свойственны повышенная возбудимость, сильная эмоциональность, иногда раздражительность, аффективность.

Флегматика можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Характерно то, что новые формы поведения у него вырабатываются медленно, но долго сохраняются, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, ему свойственны ровность, спокойствие, выдержка, иногда вялость, безучастность к окружающим, лень.

Меланхолика можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Он тормозится, ему трудно долго сосредотачиваться на чем–то одном, сильные воздействия приводят к ступору, иногда ему свойственны замкнутость, боязливость, тревожность.

Сангвиника можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, его чувства легко возникают и сменяются новыми, свойственны богатая мимика, подвижность, выразительность, иногда поверхностность, непостоянство.

Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга, т.е нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных факторов.

Для темперамента существенное значение имеет возбудимость подкорковых центров, с которыми связаны особенности моторики, статики и вегетатики. Тонус подкорковых центров оказывает влияние и на тонус коры, ее готовность к действию. В силу той роли, которую они играют в нейродинамике мозга, подкорковые центры влияют на темперамент.


В основу типов нервной системы Павлов положил 3 критерия: силу, уравновешенность и лабильность.

Исходя из этих основных признаков, он в результате своих исследований методов условных рефлексов пришел к определению четырех основных типов нервной системы.

1. Сильный, уравновешенный и подвижный – живой тип.

2. Сильный, уравновешенный и инертный – спокойный, медлительный тип.

3. Сильный, неуравновешанный с преобладанием возбуждения над торможением – возбудимый, безудержный тип.

4. Слабый тип.

Учение Павлова о типах деятельности имеет существенное значение для понимания физиологической основы темперамента. Правильное его использование предполагает учет того, что тип нервной системы является строго физиологическим понятием, а темперамент – это понятие психофизиологическое и выражается оно не только в моторике, в характере реакций, их силе, скорости и т.д., но также и в впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т.д.

Итак, темперамент – динамическая характеристика личности во всех ее действенных проявлениях и чувственная основа характера. Преобразуясь в процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого неразрывно связано с направленностью личности.



ВОПРОС 9.

Акцентуация характера — понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

По степени выраженности можно выделить два вида акцентуаций характера:

• Явная акцентуация характера — крайний вариант нормы. Черты характера достаточно выражены в течение всей жизни.

• Скрытая акцентуация характера — обычный вариант нормы. Черты характера этого типа проявляются в основном при психотравмах.

Они могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья.

Выделяются следующие основные типы акцентуации характера:

  1. эмотивность — чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом;

  2. гипертимность — постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца;

3) лабильность — резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

4) астенический — быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии;


5) сензитивный — повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности;

6) психастенический — высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию обсессий и ритуальных действий;

7) шизоидный — отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания , трудностях в установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции в процессе общения;

8) эпилептоидный — склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность;

9) застревающий (паранойяльный) — повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других и, как следствие, высокая конфликтность;

10) демонстративный (истероидный) — выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризуемая авантюристичностью, тщеславием, «бегством в болезнь», при неудовлетворенной потребности в признании;

11) дистимичность — преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни;

12) неустойчивый — склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;

13) конформный — чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.

В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера — промежуточные типы результат одновременного развития нескольких типических черт.

Учет акцентуации характера необходим для осуществления индивидуального подхода в воспитании детей и подростков, профориентации, выбора адекватных форм индивидуальной и семейной психотерапии.

10. Ощущение – это отражение отдельных простых признаков или качеств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувствительности.