Файл: Предмет изучения психологии, основные задачи и разделы психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приёмы развития внимания.

Первостепенной задачей тех, кто хочет развить своё внимание, является овладение способностью обострять или наоборот, притуплять внимание (полностью при этом расслабляясь). Такое же большое значение для развития внимания, как и сосредоточение, имеет организация и контроль над вниманием.

Необходимо тренировать как активное, так и пассивное внимание. С этой целью можно выполнять разнообразные упражнения. Так, к примеру, можно регулярно изучать незнакомые рисунки или фотографии. При этом изображение рассматривается всего в течение 3 -4 секунд. Человек с хорошо развитым вниманием запоминает минимум 9 деталей. Это упражнение будет гораздо более эффективным, если его выполнять в сочетании с ещё одним упражнением, которое похоже на него с точки зрения визуальности, но отличается по «привязке» со временем. В ходе этого упражнения нужно внимательно, в течение 3 минут, рассматривать картинку, фотографию или предмет, а потом описывать его по памяти.

Кроме того, к числу популярных упражнений для развития внимания относится «рисование по воздуху». Оно выполняется в паре. Один человек «пишет» в воздухе текст или рисует геометрические фигуры, а второй «читает» и разгадывает зашифрованную «тайну». Эти упражнения направлены на развитие зрительного внимания. Однако необходимо уделять время и развитию слухового внимания. Для этого очень хорошо играть в игры типа «угадай мелодию».

13. Психологический процесс

Память — это процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации.

Виды памяти:

1. По времени хранения информации

• мгновенная (иконическая) память - хранит инф от 0.1 до 0.5 сек

• кратковременная память: хранит инфо до 20 сек

• оперативная память: хранит инфо до определенного заранее заданного момента; чем на больший срок даем установку, то инфо запоминается лучше

• долговременная память: хранит инфо в течение неограниченного срока; для припоминания требуется усилия воли и мышления и поэтому долговременная память связана с этими двумя психическими процессами.

Переход инфо из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей: как правило последние 5-6 единиц инфо поступившей через органы чувств имеют возможность задержаться в долговременной памяти, однако чтобы их там сохранить нужно применить либо усилия воли, либо логическое кодирование, либо ассоциирование, либо задать себе определенный мотив. Также можно усилить запоминание путем повторения.


2. По анализатору

А.зрительная

Б.слуховая

В.тактильная

Г.моторная

Д.вкусовая

Е.обонятельная

3.По материалу

А.эмоциональная

Б.словесно-логическая

В.образная

Д.двигательная

4.По участию воли

А.произвольная

Б.непроизвольная

5.По способу запоминания

А.механическая

Б.смысловая

Процессы памяти:

1.Запоминание

А.запечатление

Б.непроизвольное запоминание

В.преднамеренное запоминание

2.Сохранение информации

А.переработка

Б.усвоение

3.Воспроизведение

А.узнавание

Б.вспоминание

В.припоминание

Г.реминисценция (отсроченное воспроизведение информации)

4. Забывание

  • Проактивное

  • Ретроактивное

Закономерности:

• Инфо по мере хранения и восстановления сжимается и видоизменяется

• детали укрупняются и обрастают подробностями

• эффект края (лучше запоминается начало и конец)

• Структурированность информации

Приёмы развития:

• дозированное и сосредоточенное во времени повторение

• вопросы к тексту до него и после

• ассоциации жизненной практикой человека

  • использование мнемонических приемов: спец приемы для запоминания (пример: биссектриса это крыса...; каждый охотник желает знать..)

14. Психический процесс мышление: Определение, виды, формы, операции, приемы развития.

Мышление – сложный психический процесс опосредованного, обобщенного отражения действительности в существенных связах и закономерностях. Продукт – новое знание.

Структура мышления:

1.Мозг

2.Проблемная ситуация (когда существует потребность, реализовать которую известными ранее способами невозможно)

3. Гипотеза (предположение о вариантах решения проблем)

4. Проверка гипотезы

5. Формулировка выводов в виде суждений или законов

Виды мышления:

1. По степени новизны

А) репродуктивное (Репродуктивное мышление - мышление на ос­нове образов и представлений, почерпнутых из каких-то определен­ных источников.)

Б) творческое (Продуктивное мышление - мышление на основе твор­ческого воображения.)

2. По количеству даваемых решений:

А) конвергентное

Б) дивергентное - дает несколько решений в зависимости от целей

3. По уровню развития в онтогенезе:


А) Наглядно-действенное - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Решение нестандартной задачи ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам субъект.

Б) Наглядно-образное - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления - становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

В) Словесно-логическое - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

4. По сфере применения:

А) теоретическое – это познание законов, правил

Б) практическое - подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

Формы мышления(процессы):

1. Понятие – выделение значимых необходимых и достаточных признаков предмета и явления, выделяющих его из ряда других.

2. Суждение – высказывание, содержащее мысль утверждающего или отрицающего характера. Бывают истинные (логичные или алогичные) и ложные (могут быть парадоксальными)

3. Умозаключение- вывод, который делается на основании суждений.

4. Дедукция – от общего к частному

5. Индукция –от частого к общему

6. Традукция – от частного к частному

7. Абдукция – от общего к общему

Операции мышления:

1. Сравнение

2. Анализ - это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением.

3. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей.

4. Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.

5. Конкретизация — выделение частного из общего.

6. Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.

7. Классификация

8. Систематизация

Характеристики мышления:

1. Глубина – концентрация на сути

2. Целеустремленность – способность сохранять сферу мыслительной деятельности посредством волевых усилий

3. Гибкость – способность отказываться от шаблона

4. Быстрота


5. Критичность – способность оценивать

6. Самостоятельность

7. Аналитичность

8. Синкритичность

Приёмы развития мышления.

Изучение иностранных языков и математики, «брэйнштурм», паззлы и соответствующие картинки, где надо догадаться, что было до этого (возможно, у этого есть какой-то автор), например, видно что человек мокрый и с зонтика капает вода, значит, был дождь и все в таком роде.

15. ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ВООБРАЖЕНИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВИДЫ, ПРИЁМЫ, ФУНКЦИИ, ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ.

Воображение – познавательный процесс отражения реальной действительности в новых сочетаниях и связях, не имеющих раннее аналогов.

Виды воображения:

На основании связи с волей человека выделяют:

¬- непроизвольное воображение. Образы создаются при ослабленной деятельности сознания. Оно имеет место в полудремотном состоянии или во сне, а также при некоторых расстройствах сознания;

- произвольное воображение. Осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек отдаёт себе отчёт относительно её целей и мотивов. Оно характеризуется преднамеренным созданием образов.

По связи с прошлым опытом:

- репродуктивное. Создание образов объектов, которые ранее в законченном виде человеком не воспринимались, хотя он знаком с подобными объектами или их составными элементами. Образ формируется по словесному описанию или схематическому изображению;

- творческое. Самостоятельное создание новых образов, которые воплощаются в оригинальные продукты различных видов деятельности при минимальной опосредованной опоре на прошлый опыт.

Функции воображения.

– предвосхищение будущего (идеальное представление результата деятельности до того, как он будет достигнут).

- стимулирующая. Созданные в воображении образы побуждают, стимулируют человека к их реализации в конкретных действиях;

- планирующая. Избирательность в структурировании и воспроизведении прошлого опыта в соответствии с целями настоящего или будущего.

Приёмы воображения.

Все приемы воображения работают как единая система. Поэтому при создании одного образа могут использоваться несколько из них. В большинстве случаев приемы создания образов плохо осознаются субъектом.

Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и так далее).


Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и так далее.

Гиперболизация – выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества частей и элементов. Примером может служить образ Гулливера, многоголовый дракон и другие.

Акцентирование – субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя художественного произведения хорошо выделены отдельные черты характера, то писатель их подчеркивает еще больше.

Типизация - прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической).

Придача – заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет).

Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел.

Приёмы развития воображения.

Важную роль в развитии воображения играют следующие приемы:

- всемерное увеличение запаса представлений, так как деятельность воображения может успешно протекать только на основе многочисленных и разнообразных представлений;

- развитие способности мысленно сосредоточиваться на воображаемом объекте, видеть и слышать его внутренним зрением и слухом, представлять его себе не как-нибудь, не вообще, не приблизительно, а во всех деталях и подробностях, которые его характеризуют;

- развитие способности инициативного воображения. Необходимо руководить развитием воображения так, чтобы в процессе воображения всегда стояла определенная и ясная цель, чтобы результаты процесса воображения всегда проверялись практикой и контролировались постановкой вопросов — где, как, когда, почему, для чего и так далее;

- активная помощь со стороны , когда воображение иссякает и больше не дает результатов;

- систематическое упражнение способности воображения в процессе активной творческой работы. Не следует упускать ни одного случая, в котором могли бы с пользой применить свое творческое воображение. В результате такой активной работы воображение будет все более и более совершенствоваться. Пример людей, занятых творческими профессиями (художники, писатели, конструкторы и другие), показывает, как крепнет и развивается способность воображения в процессе активного его применения в той или другой практической деятельности.