Файл: Предмет изучения психологии, основные задачи и разделы психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Согласно рецепторной теории, для возникновения ощущений достаточно наличия внешнего воздействия на соответствующий рецептор. По рефлекторной теории необходимо, чтобы была встречная реакция особых отражающих движений в рецепторе.

Анализаторная система

Раздражитель-рецептор-афферентные нервы-участок коры головного мозга-эфферентные нервы-рецепторы-действие.

Виды ощущений:

1. По модальности (зрение, слух, осязание, вкус, обоняние)

2. По участию в построении субъективного образа мира (экстероцепция отражает свойства внешнего мира, интероцепция отражает сигналы из внутренней среды организма, проприоцепция отражает сигналы от мышц и сухожилий).

Свойства ощущений:

• Адаптация (приспособление чувствительности) – это изменение величин порогов вследствие перемены объективных условий перцепции. Адаптация может привести к обострению чувствительности (темновая адаптация глаз), понижению (уменьшение остроты слуха в зашумленном помещении), полному исчезновению ощущения. Адаптивный возможности сенсорики очень широки и могут выходить даже на индивидуально-психологический уровень.

• Контраст ощущений (усиление)

• Апперцепция – влияние прошлого опыта на восприятие

• Целостность

• Константность (постоянность)

  • Осмысленность

  • Избирательность


11. ​Психический процесс восприятие: определение, свойства.

Восприятие – совокупность признаков какого-либо явления/ соотношение признаков

Апперцепция – влияние прошлого опыта на процесс восприятия.

Виды восприятия



Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.

Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с промежутками во времени) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.

Свойства восприятия:

1. Целостность восприятия

2. Константность восприятия (постоянство)

3. Осмысленность

4. Избирательность (то, что более выразительно)
11. Восприятие: определение, виды, свойства.
ВОСПРИЯТИЕ — процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.


Виды:

(Отдельные ощущения как бы 'привязаны' к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы - рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия.)

1. ЗРИТЕЛЬНОЕ

2. СЛУХОВОЕ

3. ОСЯЗАТЕЛЬНОЕ

(Четыре анализатора - зрительный, слуховой, кожный и мышечный. - чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.)

Основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия:

1. Предметность

2. Целостность

3. Константность

4. Категориальность

Предметность - это способность человека воспринимать мир не и виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.

Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.

Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

(ДЛЯ ПОДРОБНОЙ ИНФОРМАЦИИ - http://psy.rin.ru/article/1203/Vosprijatie-ego-vidy-i-svojstva.html )

12 вопрос

Внимание — это психический процесс сосредоточенности сознания на отдельных свойствах раздражителя при одновременном отвлечении от других.

Виды:

По участию воли:

Непроизвольное внимание наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. реагирует обычно на все новое, яркое, громкое и движущееся.


Произвольное управляется сознательной целью. Они тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным.

Послепроизвольное - подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы “входит” в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, но почти нет волевых усилий.

По происхождению:

  • Генетическое

  • Социальное

По виду деятельности:

  • Интеллектуальное

  • Эмоциональное

  • Образное

По способу запечатления сознания:

  • Опосредованное (узелки на память)

  • Неопосредованное


Свойства:

  • Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту.

  • Концентрация внимания — это степень или интенсивность сосредоточенности.

  • Распределением внимания - способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

  • Переключаемость или переключение внимания определяются скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна.

  • Объем внимания – количество объектов, воспринимаемых отчётливо и одновременно (до 4). Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.

  • Апперцептивность - учёт ментальности, гендера.

  • Колебание



Развитие внимания

Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои этапы развития. В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители. Причем это происходит только в случае их резкой смены, например при переходе из темноты к яркому свету, при внезапных громких звуках, при смене температуры и т. п.


Начиная с третьего месяца ребенок все больше интересуется объектами, тесно связанными с его жизнью, т. е. наиболее близкими к нему. В пять-семь месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. Особенно заметно проявление его интереса к ярким и блестящим предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное внимание уже достаточно развито.

Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого — началу второго года жизни. Можно предположить, что возникновение и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать. По мнению Н. Ф. Добрынина, в результате воспитания дети вынуждены обращать внимание на требуемое от них действие, и постепенно у них, пока еще в примитивной форме, начинает проявляться сознательность.

Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами.

Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Знакомство со все большим и большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предметами — все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание.

Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально, — он еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием.

Особое значение для развития произвольного внимания имеет школа. В процессе школьных занятий ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. Следует отметить, что в школьном возрасте развитие произвольного внимания также проходит определенные стадии. В первых классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках. У него по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание ребенка, что достигается периодической сменой формы подачи учебного материала. При этом следует помнить, что у ребенка в этом возрасте мышление в основном наглядно-образное. Поэтому, для того чтобы привлечь внимание ребенка, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным.


В старших классах произвольное внимание ребенка достигает более высокого уровня развития. Школьник уже в состоянии достаточно длительное время заниматься определенным видом деятельности, контролировать свое поведение. Однако следует иметь в виду, что на качество внимания оказывают влияние не только условия воспитания, но и особенности возраста. Так, физиологические изменения, наблюдаемые в возрасте 13–15 лет, сопровождаются повышенной утомляемостью и раздражительностью и в некоторых случаях приводят к снижению характеристик внимания. Это явление обусловлено не только физиологическими изменениями организма ребенка, но и значительным возрастанием потока воспринимаемой информации и впечатлений школьника.

Приёмы развития способностей:

- систематичное прикладывание усилий. Чтобы способности развивались, необходим опыт. Опыт приходит по мере движения в выбранном направлении. Как бы ни были слабы усилия, и коротки шаги, если они сделаны в верном направлении, то непременно приведут к цели;

- концентрация усилий. Развитие способностей происходит путем привнесения большей части времени и внимания в выбранную область;

- соблюдение ритма. Для развития способности, важно с самого начала соблюдать «правила», ритм той сферы, в которой человек хочет развиваться;

- мотивация. Ясное осознание цели и пользы результата делает движение к этой цели более активным;

- визуализация. Визуализация близлежащих этапов на пути к основной цели.