Файл: Предмет изучения психологии, основные задачи и разделы психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).

Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.

Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].

Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.

Социальная ситуация развития: Полная биологическая зависимость от матери.
Ведущая деятельность: Эмоциональное общение со взрослым (мамой).
Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения. Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка. Причины этого кризиса следующие:

1) физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания);

2) психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.

Психика новорожденного ребенка располагает набором врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ему в первые часы жизни. К ним относятся сосательный, дыхательный, защитный, ориентировочный, хватательный («цеплятельный») рефлексы. Последний рефлекс достался нам от предков-животных, но, будучи не особенно нужным, он вскоре исчезает.

Период новорожденности считается временем адаптации к новым условиям жизни: постепенно увеличивается время бодрствования; развивается зрительное и слуховое сосредоточение, т. е. возможность сосредоточиться на зрительном и слуховом сигналах; развиваются первые сочетательные и условные рефлексы, например на положение при кормлении. Идет развитие сенсорных процессов – зрения, слуха, осязания, причем оно происходит значительно быстрее, чем развитие моторики.

23 вопрос. Младенчество(0-1год)


Социальная ситуация развития на первом году жизни складывается из 2 моментов.

Во-первых, младенец даже биологически – беспомощное существо. Самостоятельно он оказывается не в состоянии удовлетворить даже базовые жизненные потребности. Жизнь младенца целиком и полностью зависит от ухаживающего за ним взрослого: питание, перемещение в пространстве, даже переворачивание с боку на бок осуществляется не иначе, как с помощью взрослого. Такая опосредованность позволяет считать ребенка максимально социальным существом – его отношение к действительности изначально социально.

Во-вторых, будучи вплетенным в социальное, ребенок лишен основного средства общения – речи. Всей организацией жизни ребенок принужден к максимальному общению со взрослым, но это общение своеобразное – бессловесное.

В противоречии между максимальной социальностью и минимальными возможностями общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Грудной возраст (первые два месяца) характеризуется полной беспомощностью и зависимостью младенца от взрослых. Он имеет: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные ощущения; сосательный рефлекс.

Со 2-го месяца появляется способность различать цвета, единый образ лица и голоса матери (восприятие человеческого облика). Младенец умеет держать голову, может сосредоточиться, услышав речь взрослых.

На этом этапе жизни возникает комплекс оживления (при виде матери ребенок улыбается, оживляется, двигается).

На каждом этапе младенчества появляются свои особенности:

♦ 3-й месяц жизни: формируются хватательные движения; распознаются формы предметов.

♦ 4-й месяц: предметы узнаются младенцем; он совершает намеренные действия (берет, трясет игрушку), сидит, если есть поддержка; повторяет простые слоги; различает интонацию высказываний взрослых.

♦ 5-6 месяцев: следит за чужими действиями; координирует свои движения.

♦ 7-8 месяцев: ребенок запоминает образ предмета, активно ищет исчезнувший предмет; формируется фонематический слух; он садится самостоятельно, стоит, если его поддерживают, ползает. Появляются разнообразные чувства: страх, отвращение, радость и т. п. Возникают речевые звуки как средство эмоционального общения и воздействия на взрослых (лепет); малыш связывает воспринимаемый предмет с его именем/названием: поворачивает голову к называемому предмету, хватает его.

♦ 9-10 месяцев: ребенок устанавливает связь между предметами, устраняет барьеры, препятствия, мешающие достижению цели; стоит сам, ползает; ассоциативная память достаточно прочная: узнает предметы по их частям; предметное общение со взрослыми — в ответ на называние теми какого-либо предмета ребенок берет его и протягивает взрослому.


♦ 11-12 месяцев: понимание слов людей и команд; появление первых осмысленных слов; умение ходить; овладение способами воздействия на взрослых; случайное открытие новых возможностей достичь цели; развитие наглядно-действенного мышления, исследование предметов.

♦ Развитие речи и развитие мышления идут обособленно. Складывается базовое доверие или недоверие к миру (в зависимости от условий жизни и поведения матери).

Новообразования: ходьба как физическое выражение самостоятельности ребенка, появление первого слова как средства эмоциональной ситуативной речи.


Кризис одного года:

Содержание кризиса одного года младенца связано со следующими моментами.

• развитие ходьбы. Ходьба — основное средство передвижения в пространстве, основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

• появление первого слова: ребенок узнает, что каждая вещь имеет свое название, увеличение словаря ребенка, направление развития речи идет от пассивного к активному.0

• у ребенка возникают первые акты протеста, противопоставления себя другим, так называемые гипобулические реакции, которые особенно выявляются, когда ребенку в чем-то отказано (кричит, падает на пол, отталкивает взрослых и т.п.).

В младенческом возрасте «...автономной речью, практическими действиями, негативизмом, капризами ребенок обособляется от взрослых настаивает на своей самости».

24. Возрастные характеристики детства: возрастные рамки, социальная ситуация, ввд, новообразования, кризис

Раннее детство 1-3 года

ССР: семья ребенка с сохранением позиций мамы

ВВД: Предметно-манипулятивная деятельность:

а) соотносящая(матрешки, пиримидки)

б)орудийная (посудка, машинки)

Ноовобразования:

-формирование мелкой моторики, совершенствоание крупной моторики

-формирование восприятия, которое играет главную роль среди всех психических процессов

-память, внимание - непроизвольная, механическая, двигательная

-мышление - наглядно-действенное

-развитие речи! этот период сенситивен для развития речи (1,5 - 3 тыс. слов)

-появление сознания (Я сам!)

Кризис 3х лет:

-негативизм

-бунт против значимого взрослого

-агрессия

-стремление к самостоятельности

25. Дошкольный возраст – 3-7 лет

ССР – семья

ВВД – игра

Новообразования – развитие познавательных психических процессов: восприятие становится осмысленным, анализирующим; увеличивается производительность памяти(непроизвольна), внимания; мышление наглядно-образное с элементами словесно-логического; развито воображение; заканчивается процесс формирования речи(виды речи: социализированная, т.е. критика и насмешка, приказания, просьбы, угрозы, вопросы и ответы; и эгоцентрическая, т.е. повторения за взрослым, монолог, сопровождающий действия ребёнка) иерархия мотивов; появление внутренней позиции.


-Сензитивный период для усвоения моральных норм.

Иерархия мотивов:

1. Негативный стимул (Расстаться с игрушкой или картинкой, чтобы его не считали жадиной.)

2. Позитивный стимул (Готов быстро убрать игрушки ради прогулки)

3. Мотив данного обещания

4. Мотив благополучия для других людей

Игры:

1. Игра с предметом

2. Ролевая

3. Сюжетно-ролевая

4. Игра по правилам (охотники и утки, собачка)

Функции игры:

1. Когнитивная картина мира

2. Развитие психических процессов

3. Социализация

4. Формирование эмоций и воли

5. Снятие фрустрации (ущемлённости потребностей)

Развитие связано с нарастанием произвольности поведения, психосексуальной индентификацией, формированием приблизительной временной перспективы, обретением более адекватной самооценки, появлением элементов социальной и личностной рефлексии, дифференциацией внешнего и внутреннего мира и т.д.

Кризис 7 лет и готовность к школе:

К концу дошкольного возраста складывается целая система противоречий ( например, противоречие между возросшими интеллектуальными возможностями и способами их удовлетворения, которые остаются «дошкольными»). Кризис 6-7 лет связан утратой детской непосредственности, появлением «внутренней позиции» : желание выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, которой и является обучение.

Психологическая готовность:

• Интеллектуальная( память, мышление, внимание)

• Эмоционально-волевая

• Социальная

• Развитие мелкой моторики ( раскраски с мелкими деталями)

Проверяется с помощью тестов, например графический диктант, образец и правила и т.д.

26. Психологическая характеристика младших школьников: возрастные рамки, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, новообразования, кризис.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 6–7 ДО 10–11 ЛЕТ)

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.