Файл: Предмет изучения психологии, основные задачи и разделы психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Существенные изменения в функционировании мозга ребенка. Устанавливается функциональное доминирование в системе межполушарных отношений, у правшей начинает доминировать левое полушарие, более связанное с логическим вербальным мышлением. В физическом развитии – скачок в росте и смена молочных зубов на постоянные.

Лекция: ССР- школа, семья

ВВД – учеба

Новообразование: 1) произвольность психических процессов

2) мышление: от наглядно-образного к словесно-логическому

3) формирование внутреннего плана действий

4) появление рефлексии(самоанализ)

5) формирование временной перспективы

6) приобретение новых социальных ролей и опыта межличностных отношений

Школа заставляет ребёнка самому за себя отвечать.

Кризисы: 7-ми лет. Вызван новой социальной ролью и противоречием между старыми формами поведения и новыми требованиями, предъявляемыми к форме. Период рождения социального «Я» ребенка

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей.

Младший школьный возраст: Мотив- Смысловая ориентировка- Действия- Непосредственный результат и отдаленные последствия( Рациональная и эмоциональная оценка)

Психологическая готовность ребенка к школе:

1) Интеллектуальная

2) Эмоционально-волевая

3) Социальная

4) Развитие мелкой моторики

27. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВ: ВОЗРАСТНЫЕ РАМКИ, СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ, ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НОВООБРАЗОВАНИЯ, КРИЗИС.
Возрастные рамки: 10-11 до 14-15 лет

Период делится на младший и старший. Для этого возраста важны психо-физиологические изменения.

ССР: среда сверстников.

ВВД: интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом. Общественно-полезная деятельность.

В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация. Пытаясь вернуть прежние школьные успехи, родители стараются ограничить детей в общении со сверстниками. Однако важно помнить, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростков деятельностью и оно необходимо для полноценного психического развития ребенка.


Новообразования: чувство взрослости. Доминанта дали (установка подростка на большие масштабы в жизни) усилий (работа над собой), романтическая, эгоцентризма Со взрослыми min общения, только по отдельным вопросам. Рефлексия, самооценка самая низкая. Начало идентификации: построение собств. Я.

Кризис подростничетва заключается в том, что развитие психики требует новой сферы социальных взаимоотношений.

28) Психологические характеристики юношества: возрастные рамки, сср, ввд, новообразования, кризис.

Юношество (17-23 лет)

сср: эмансипация от семьи, создание собственной социальной среды.

ввд: выбор и приобретение профессии.

Новообразования: самостоятельность (психологическая и бытовая), ответственность, высокие требования к себе, внимательность к семье и другим, активность, интерес к общественной жизни, эмоциональная сфера регулируется, смена ценностей, появление жизненнныхпланов, новое отношение с миром, одиночество (как следствие), повышение самооценки (адекватной становится), самоуважение, смена авторитетов, сужение круга референтных личностей, завершение процесса физического созревания.

Мышление- аналитическое, критическое (переоценка собственных возможностей)

Внимание устойчивое, избирательное

Увеличивается объём памяти, произвольная, словесно-логическая

Развитие специальных способностей, связанных с проф. деят-тью

Потребность в уединении

Кризис: Сущность кризиса юношеского возраста заключается в том, что психология называет самоидентификацией. То есть, человек начинает осознавать себя самостоятельной личностью и пытается себя позиционировать именно в этом качестве. 17 лет- рубеж школьной и взрослой жизни.

Первый шаг в этом пути – это отрыв от самой сильной привязанности – привязанности семейной. Впрочем, отрыв – слово неверное. Имеется в виду скорее отказ молодого человека от традиций, которые имеют значение для его родных. Юношеский максимализм обычно превращает этот процесс в собственно отрицание всего, что важно для старшего поколения. В рамках юношеского бунта против семейных (и общественных) традиций молодой человек может производить самые разные действия – от занятий спортом, йогой до употребления наркотиков или других поисков «нестандартных решений». Именно среди молодых людей особенно заметны стремления к поиску некоей общей с другими молодыми людьми идеи. Так возникают молодёжные субкультуры: панки, готы, «зелёные», скинхеды и многочисленные другие.


Фактически, это вполне объяснимый процесс, который можно называть «поиском своей правды». Причём это правда – прежде всего о самом себе, о своих возможностях и потенциале. А также о возможных путях реализации этих потенций.

Процесс достижения знания о себе и своих возможностях в идеале должен завершиться к 25-30 годам. Но не факт, что в жизни всё получится так, как в идеале.

Формальные проявления этого процесса социализации – это собственное, отдельное от родителей жильё, работа, иногда – собственная семья. Но это только внешние проявления. Внутренний процесс познания может длиться всю жизнь…
29. Психологические характеристики молодежи: Возрастные рамки, соц. ситуация развития, ведущий вид деятельности, новообразования, кризис.

Молодость (20-23 – 30 л.)

ССР: профессиональная деятельность, создание семьи, установление системы межличностных отношений с референтными людьми.

ВВД: создание семьи и профессионализация

Новообразования:

1) самостоятельность

2) ответственность(на стадии становления)

3) способность принимать жизненно-важные решения

4) определение жизненных перспектив и смысла жизни

5) пластичность в поведении

6) сильное стремление к самовыражению и самоутверждению

7) приобретение новых социальных ролей

Физическое и половое созревание достигает своего оптиума

Кризис 30 лет

Приблизительно в возрасте тридцати лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.

Кризис тридцати лет нередко называют кризисом смысла жизни. Действительно, именно с периодом кризиса тридцати лет (границы которого иногда могут сдвигаться в ту или другую сторону) обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Кризис 30 лет – дисбаланс соц.ролей
30. Взрослость.30 - 65

Взрослость как психологический период — наиболее продолжительный период онтогенеза (в развитых странах составляет три четверти человеческой жизни). Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости:


— ранняя взрослость 30-40

— средняя взрослость40-65

— поздняя взрослость (старение и старость).65+

ССР: реализация себя, полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях. Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких людей.
ВВД: работа, семейные отношения, социальные роли.
Новообразование: умение брать на себя ответственность, стремление к власти и организаторской деят-ти, уверенность в себе и целеустремленность, склонность к философским обобщениям, формирование индивидуального жизненного стиля, защита системы жизненных ценностей и принципов, стремление оказывать влияние н а мир, передать опыт молодым, реализм в оценке себя, окружающих, мира, продуктивность: творческая и профессиональная, вкладывается в воспитание и утверждения в жизни следующего поколения. Забота о людях.

Типы зрелости

  1. стихийно-обыденный: человек находится в зависимости от событий, безынициативен, поведение стихийное.

  2. Функционально-действенный: активный, но нестабильный

  3. Созерцательно-пролоббированный: человек живёт для себя, собств. Удовольствий

  4. Созерцательно-преобразующий: творческое отношение к событию, времени, самостоятельность, независимость от внешних обстоятельств.

Кризис зрелости- кризис среднего возраста с 35-40 лет, кризис смысла жизни .

Причины:

- осознание человеком расхождения между своими мечтами и планами и ходом их осуществления;

- убывание физических сил, сексуальности, ухудшение здоровья, ригидность (неготовность к изменению программы действий в соответствии с новыми требованиями ситуации).

Характерные особенности кризиса:

  • Беспокойство относительно будущего

  • Безрадостное проведение отдыха

  • Ощущение расшатанности здоровья

  • Негатив. оценка отношений с детьми, семейных отношений, работы

Типы выхода из кризиса:

  • Смена рода деятельности

  • Смена семьи

  • Появление поздних детей

  • Начало творчества

  • Алкоголизм, наркомания



Вопрос 31

Старость (65-90) – поздняя зрелость.

ССР: система межличностных взаимоотношений (уход на пенсию, семья).

ВВД: общение.

Новообразования: гетерохромное угасание некоторых психических процессов; (ухудшение мышление, памяти); компенсаторные возможности организма (связано с отклонением в мозгах человека);

Кризис: Кризис ухода на пенсию, нарушение режима и уклада жизни.


Типы старения:

1) активная творческая старость

2) С хорошей соцеальной и психологической адаптацией

3) Женский тип

4) Старые ворчуны

5) Одинокие и грустные
32. Я-концепция личности: определение, факторы формирования, структура, роль в жизненной практике человека.

ЛИЧНОСТЬ - сознательный индивид, который свободно и ответственно проигрывает определенные социальные роли и занимающий определенное положение в обществе.

Я-КОНЦЕПЦИЯ – внутреннее «Я» ч-ка, на основе к-го формируется САМОоценка, САМОотношение, осуществляется САМОуправдение, САМОобучение и САМОвоспитание.

Структура. Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие «я»-концепции.

Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает.

Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится.

Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.

Факторы, влияющие на «Я-концепцию»:

восприятие ребёнка другими (родителями, сверстниками и т. д.)

социальные ценности, ожидания, идеалы

опыт социального поведения

внешние данные, ощущения силы, здоровья

самоанализ (анализ личных достоинств и недостатков)

Значение Я-концепции:

1. способствует достижению внутренней согласованности личности

2. определяет интерпретацию опыта

3. является источником ожиданий.

(здесь все описано, если вы не понимаете, что к чему http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/burns2.htm )

33 вопрос.

Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения в самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Социализация бывает:

  • Целенаправленная, осуществляемая в ходе воспитания и образования

  • Стихийная, складывающаяся в процессе жизненного опыта, личного или наблюдаемого со стороны, в результате влияния окружающих людей, воздействия средств массовой информации.