Файл: Предмет изучения психологии, основные задачи и разделы психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Стадии развития личности в процессе социализации:

  • Адаптация, как правило, проходит в детстве, когда человек выступает как объект общественных воздействий и в его задачи входит приспособление к требованиям общества.

  • Индивидуализация – обособление индивида, выполняющего требования социума, но в индивидуализированных формах, приемлемых для него.

  • Интеграция – достижение определенного баланса между человеком и обществом, когда личность находит оптимальный вариант жизнедеятельности, способствующий его самореализации, при этом личность, не нанося ущерба обществу, способна отстаивать свои права.

Виды социализации

  • Полная социализация личности — полное соответствие индивида выбранной социальной группе, а также результативное выполнение заданных функций.

  • Неполная или частичная социализация личности — соответствие полученных навыков и умений необходимых для принадлежности к выбранной социальной группе.

  • Односторонняя социализация индивида — когда человек получил полный объем знаний и умений только в одной из сфер своей жизни, например в карьере, или только в семейных отношениях.

Десоциализация — отказ от выработанных навыков, ролей и моделей поведения

Ресоциализация — получение новых понятий, норм и правил поведения взамен отторгнутых старых, необходимое для достижения поставленных целей.

( НА всякий случай, вдруг понадобиться) Механизмы социализации:

1. Подражание – простое повторение образцов, демонстрируемых социумом.

1. Имитация – осознанное повторение образцов, навязываемых или внушаемых социуму. Фимины и мускулины – содержание мужского и женского в психике.

1. Идентификация – принятие социальных норм и вхождение в них. Нормы становятся частью я-концепции. )

Особенности современной социализации:

1. Гуманизация детства. Это особый важный период жизни, его защищает общество и его законы. В сознании граждан дети нуждаются во всем самом лучшем и требуют особой опеки и защиты. Ювенальная юстиция.

1. Удлинение периода детства.

1. Постоянная ресоциализация.

1. Повышение роли образования.

1. Новые требования к чертам личности.

1. Усиление влияния средств массовой информации.

1. Глобализация мира.


1. Новое отношение к армии (касательно нашей страны). Потеря престижности.

1. Новые тенденции в межнациональных отношениях.


34. Социальные роли: определение,виды,роль в жизни человека

Социальные роли- это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий статус в социальной системе.

Виды социальных ролей:

  • Предписанные, т.е. данные от рождения или следующие на основании заложенных природой.

  • Приобретенные, усваиваемые человеком в процессе жизненной практики, зависящие от его выбора.

  • Активные, т.е. выполняемые в данный момент

  • Латентные, т.е. потенциально присущие, но не активированные.

  • . Специфические роли, т.е. четко обозначенные, прописанные (профессии)

  • Диффузные, много функциональные, не имеющие четких оформлений (мать, друг и т.д.).

Основные характеристики социальных ролей

1. ​Масштаб роли. Характеризует количество социальных связей и взаимодействий, которые реализуют данную роль.

2 Способ получения роли: от рождения или поэтапно в течение жизни.

3.​ По уровню эмоциональности. Одни и те же роли на разных этапах развития общества могут быть отмечены разной степенью эмоциональности. Также значимы ментальностные и национальные особенности, а также характеристика самой роли.

4.​Степень формализации. Есть четко прописанные роли и роли размытые.

Социально ролевые конфликты:

1​Личностно-ролевой конфликт – я-концепция личности вступает в противоречие с предписаниями социальной роли.

2​Интерролевой – предписание разных ролей одного и того же человека достаточно часто вступают в противоречия.

3​Интраролевой вызывается противоречивыми требованиями одной и той же роли (например, староста, завуч, бригадир).

4​Социально-ролевая деформация встречается, когда человек долго и продуктивно, отдавая все свои силы увлеченно выполняет какую-либо роль, которая со временем способна подавить все другие его роли (например, карьерист).
Вопрос 35

Социальная установка («аттитюд») – состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в конкретных условиях; психологическое переживание социальной ценности и смысла объекта.
Социальная установка связана с целым рядом психических свойств и процессов, таких, как восприятие и оценка ситуации, мотивация, принятие решений и поведение.

Социальные установки личности являются продуктом столкновения потребностей и ситуаций (условий) их удовлетворения, которые закрепляются в личностной структуре в результате опыта.


Признаки аттитюда:

  • социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека,

  • осознанность этих отношений и поведения,

  • их эмоциональный компонент,

  • а также регулятивная роль социальной установки

Компонента:

  • когнитивный, включающий знания и представления об объекте;

  • аффективный, содержащий эмоционально-оценочное отношение к объекту;

  • поведенческий, отражающий потенциальную готовность индивида реализовать определенное поведение по отношению к объекту (рис. 2.1).

Функции аттитюдов:

- приспособительная (утилитарная, адаптивная). Аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

- функция знания. Аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

- функция выражения (ценности, саморегуляции). Аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

- функция защиты. Аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

По модальности социальные установки делятся на

  • положительные (“за” объект)

  • нейтральные

  • отрицательные (“против” объекта)

Виды установок:

  • перцептивная установка, означающая предрасположенность индивида к определенной интерпретации воспринимаемых элементов действительности

  • - стереотип. Социальная установка с застывшим содержанием когнитивного компонента;

  • - предрассудок. Социальная установка с неадекватно изменённым содержанием когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает социальные объекты в искажённом виде.

Отрицательное воздействие социализации – виктимизация

  1. Ухудшение экологии

  2. Снижение адаптивности людей в связи с быстро меняющимися условиями жизни

  3. Изменение образа жизни человека к большей неподвижности и пресыщенности продуктами

  4. Снижение рождаемости

  5. Информационная перенасыщенность

Феноменологические факторы виктимности, превращающие индивидов в жертву

  • Комфортность

  • Возросла агрессия

36)Психология малой социалной группы

Малая группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами.

Малая социальная группа — немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений.


Отличительные признаки малой группы:

▪ Пространственное, и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность личных контактов.

▪ Наличие постоянной цели совместной деятельности.

▪ Наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может и нет, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы.

▪ Разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли).

▪ Наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.

▪ Выработка специфической групповой культуры — нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу.

Виды:

По порядку возникновения:

первичная группа – это совокупность индивидов, объединенных на основе непосредственных контактов, общих целей и задач и отличающихся высоким уровнем эмоциональной близости и духовной солидарности (семья, группа друзей, ближайших соседей). Для неё характерны следующие признаки:

1) малочисленный состав;

2) пространственная близость членов;

3) длительность существования;

4) общность групповых ценностей, норм и образцов поведения;

5) добровольность вступления в группу;

6) неформальный контроль за поведением членов.

вторичная группа – сравнительно большая социальная общность, субъекты которой не связаны интимными, близкими связями, социальная связь и взаимодействие в группе носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер. Вторичная группа ориентирована на цель (рабочий коллектив, школьный класс, спортивная команда и др.);
По общественному статусу:

1) формальная группа – группа, созданная на основании официальных документов (класс, школа, партия и т. д.) и имеющая юридически фиксированный статус. Формальная группа характеризуется четко заданными позициями членов, предписанными групповыми нормами, строго распределенными ролями в соответствии с подчинением в структуре власти в группе. Между членами такой группы устанавливаются деловые отношения, предусмотренные документами, которые могут дополняться личными симпатиями и антипатиями;