Файл: Предмет изучения психологии, основные задачи и разделы психологии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.02.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стадии развития личности в процессе социализации:
-
Адаптация, как правило, проходит в детстве, когда человек выступает как объект общественных воздействий и в его задачи входит приспособление к требованиям общества. -
Индивидуализация – обособление индивида, выполняющего требования социума, но в индивидуализированных формах, приемлемых для него. -
Интеграция – достижение определенного баланса между человеком и обществом, когда личность находит оптимальный вариант жизнедеятельности, способствующий его самореализации, при этом личность, не нанося ущерба обществу, способна отстаивать свои права.
Виды социализации
-
Полная социализация личности — полное соответствие индивида выбранной социальной группе, а также результативное выполнение заданных функций. -
Неполная или частичная социализация личности — соответствие полученных навыков и умений необходимых для принадлежности к выбранной социальной группе. -
Односторонняя социализация индивида — когда человек получил полный объем знаний и умений только в одной из сфер своей жизни, например в карьере, или только в семейных отношениях.
Десоциализация — отказ от выработанных навыков, ролей и моделей поведения
Ресоциализация — получение новых понятий, норм и правил поведения взамен отторгнутых старых, необходимое для достижения поставленных целей.
( НА всякий случай, вдруг понадобиться) Механизмы социализации:
1. Подражание – простое повторение образцов, демонстрируемых социумом.
1. Имитация – осознанное повторение образцов, навязываемых или внушаемых социуму. Фимины и мускулины – содержание мужского и женского в психике.
1. Идентификация – принятие социальных норм и вхождение в них. Нормы становятся частью я-концепции. )
Особенности современной социализации:
1. Гуманизация детства. Это особый важный период жизни, его защищает общество и его законы. В сознании граждан дети нуждаются во всем самом лучшем и требуют особой опеки и защиты. Ювенальная юстиция.
1. Удлинение периода детства.
1. Постоянная ресоциализация.
1. Повышение роли образования.
1. Новые требования к чертам личности.
1. Усиление влияния средств массовой информации.
1. Глобализация мира.
1. Новое отношение к армии (касательно нашей страны). Потеря престижности.
1. Новые тенденции в межнациональных отношениях.
34. Социальные роли: определение,виды,роль в жизни человека
Социальные роли- это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий статус в социальной системе.
Виды социальных ролей:
-
Предписанные, т.е. данные от рождения или следующие на основании заложенных природой. -
Приобретенные, усваиваемые человеком в процессе жизненной практики, зависящие от его выбора. -
Активные, т.е. выполняемые в данный момент -
Латентные, т.е. потенциально присущие, но не активированные. -
. Специфические роли, т.е. четко обозначенные, прописанные (профессии) -
Диффузные, много функциональные, не имеющие четких оформлений (мать, друг и т.д.).
Основные характеристики социальных ролей
1. Масштаб роли. Характеризует количество социальных связей и взаимодействий, которые реализуют данную роль.
2 Способ получения роли: от рождения или поэтапно в течение жизни.
3. По уровню эмоциональности. Одни и те же роли на разных этапах развития общества могут быть отмечены разной степенью эмоциональности. Также значимы ментальностные и национальные особенности, а также характеристика самой роли.
4.Степень формализации. Есть четко прописанные роли и роли размытые.
Социально ролевые конфликты:
1Личностно-ролевой конфликт – я-концепция личности вступает в противоречие с предписаниями социальной роли.
2Интерролевой – предписание разных ролей одного и того же человека достаточно часто вступают в противоречия.
3Интраролевой вызывается противоречивыми требованиями одной и той же роли (например, староста, завуч, бригадир).
4Социально-ролевая деформация встречается, когда человек долго и продуктивно, отдавая все свои силы увлеченно выполняет какую-либо роль, которая со временем способна подавить все другие его роли (например, карьерист).
Вопрос 35
Социальная установка («аттитюд») – состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в конкретных условиях; психологическое переживание социальной ценности и смысла объекта.
Социальная установка связана с целым рядом психических свойств и процессов, таких, как восприятие и оценка ситуации, мотивация, принятие решений и поведение.
Социальные установки личности являются продуктом столкновения потребностей и ситуаций (условий) их удовлетворения, которые закрепляются в личностной структуре в результате опыта.
Признаки аттитюда:
-
социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека, -
осознанность этих отношений и поведения, -
их эмоциональный компонент, -
а также регулятивная роль социальной установки
Компонента:
-
когнитивный, включающий знания и представления об объекте; -
аффективный, содержащий эмоционально-оценочное отношение к объекту; -
поведенческий, отражающий потенциальную готовность индивида реализовать определенное поведение по отношению к объекту (рис. 2.1).
Функции аттитюдов:
- приспособительная (утилитарная, адаптивная). Аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;
- функция знания. Аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;
- функция выражения (ценности, саморегуляции). Аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;
- функция защиты. Аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.
По модальности социальные установки делятся на
-
положительные (“за” объект) -
нейтральные -
отрицательные (“против” объекта)
Виды установок:
-
перцептивная установка, означающая предрасположенность индивида к определенной интерпретации воспринимаемых элементов действительности -
- стереотип. Социальная установка с застывшим содержанием когнитивного компонента; -
- предрассудок. Социальная установка с неадекватно изменённым содержанием когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает социальные объекты в искажённом виде.
Отрицательное воздействие социализации – виктимизация
-
Ухудшение экологии -
Снижение адаптивности людей в связи с быстро меняющимися условиями жизни -
Изменение образа жизни человека к большей неподвижности и пресыщенности продуктами -
Снижение рождаемости -
Информационная перенасыщенность
Феноменологические факторы виктимности, превращающие индивидов в жертву
-
Комфортность -
Возросла агрессия
36)Психология малой социалной группы
Малая группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами.
Малая социальная группа — немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений.
Отличительные признаки малой группы:
▪ Пространственное, и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность личных контактов.
▪ Наличие постоянной цели совместной деятельности.
▪ Наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может и нет, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы.
▪ Разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли).
▪ Наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.
▪ Выработка специфической групповой культуры — нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу.
Виды:
По порядку возникновения:
первичная группа – это совокупность индивидов, объединенных на основе непосредственных контактов, общих целей и задач и отличающихся высоким уровнем эмоциональной близости и духовной солидарности (семья, группа друзей, ближайших соседей). Для неё характерны следующие признаки:
1) малочисленный состав;
2) пространственная близость членов;
3) длительность существования;
4) общность групповых ценностей, норм и образцов поведения;
5) добровольность вступления в группу;
6) неформальный контроль за поведением членов.
вторичная группа – сравнительно большая социальная общность, субъекты которой не связаны интимными, близкими связями, социальная связь и взаимодействие в группе носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер. Вторичная группа ориентирована на цель (рабочий коллектив, школьный класс, спортивная команда и др.);
По общественному статусу:
1) формальная группа – группа, созданная на основании официальных документов (класс, школа, партия и т. д.) и имеющая юридически фиксированный статус. Формальная группа характеризуется четко заданными позициями членов, предписанными групповыми нормами, строго распределенными ролями в соответствии с подчинением в структуре власти в группе. Между членами такой группы устанавливаются деловые отношения, предусмотренные документами, которые могут дополняться личными симпатиями и антипатиями;