Файл: Особенности жизненного цикла инновационного проекта (Понятие жизненного цикла проекта).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические основы управления проектом по жизненному циклу.
1.1.Понятие жизненного цикла проекта.
1.2. Управление проектом по фазам, стадиям и этапам жизненного цикла
Глава 2.Анализ управления проектом по жизненному циклу на примере компании ЗАО «Дикси Юг»
С открытием двух магазинов в «третьей столице» России – Нижнем Новгороде, ярко-оранжевые универсамы пришли в Приволжский федеральный округ — четвертый по счету для «Дикси». Еще один рекорд установлен по приросту сопоставимой выручки: были достигнуты лучшие показатели сопоставимых продаж за всю историю дивизиона.
Сильная собственная торговая марка «Д» является одним из мощных конкурентных преимуществ магазинов «Дикси».
В отличие от подхода, направленного на максимальное удешевление СТМ, менеджмент «Дикси» стремится создать под маркой «Д» продукты высокого качества, которые станут долгосрочным фаворитом покупателей.
Каждый поставщик, получивший право выпуска товаров под маркой «Д», проходит аудит производства, а продукция – ежедневную проверку качества. По результатам 2014 года продажи СТМ под маркой «Д» выросли вдвое. В 4-м квартале 2014 года, когда стало очевидным, что потребительская активность начинает падать, была запущена кросс-дивизиональная СТМ «Первым делом». Под маркой «Первым делом» выпускаются базовые продовольственные товары в основных категориях: хлеб, яйца, молоко, бутилированная вода, вареные колбасы. Новая торговая марка достаточно быстро завоевывает признание покупателей: всего лишь за несколько месяцев ее существования отмечен взрывной рост количества чеков, в которых присутствуют товары под брендом «Первым делом».
2.2. Бизнес-план проекта
Составим бизнес-план проекта, в котором отразим цель проекта, описание продукта и участников проекта, предпосылки к реализации проекта, построим дерево целей проекта.
Целью проекта является создание нового магазина сетевой компании «Дикси».
Продукт проекта – готовый магазин в микрорайоне, позиционируемый как магазин у дома.
Участники проекта – работники ЗАО «Дикси Юг».
Предпосылки к реализации проекта: необходимость в расширении географии магазинов «Дикси», конкурентоспособные цены. Дерево целей проекта представим на рисунке 3.
Рисунок 3. Дерево целей
Сформируем команду проекта. В данной организации все новые магазины открываются по одному и тому же сценарию. Поэтому в команду проекта входят: менеджер проекта, разработчик плана проекта и специалист по финансированию.
Рассмотрим функциональные обязанности каждого члена команды проекта. Менеджер проекта занимается контролем за проектом и сроками его выполнения, разработчик плана проекта рассчитывает и анализирует затраты на реализацию проекта, специалист по финансированию проекта проводит оценку эффективности проекта и выносит решение о перечислении инвестиций на данный проект.
Построим матрицу ответственности каждого из участников проекта (табл. 2). Матрица ответственности определяет степень ответственности каждого члена команды за ту или иную задачу, если он имеет к ней некоторое отношение.
Таблица 2 Матрица ответственности участников проекта
Цели проекта |
Менеджер проекта |
Разработчик плана проекта |
Специалист по финансированию |
1 |
О |
И |
И |
2 |
О |
И |
И |
3 |
И |
И |
О |
4 |
И |
О |
И |
5 |
И |
О |
И |
6 |
И |
И |
О |
7 |
И |
И |
О |
В нашем проекте предусмотрены 2 вида ответственности:
Ответственный (О) - полностью отвечает за выполнение задачи и вправе принимать решения по способу ее реализации.
Исполнитель (И) - исполняет задачу, но в общем случае, не несет ответственности за способ ее решения. Согласно дереву целей, основных целей у разработчиков семь.
Объект инвестиций является коммерческим проектом ЗАО «Дикси Юг» по организации магазина розничной торговли сети «Дикси». Магазин планируется открыть на базе нового торгового центра «Западный», строительство которого ведется на пустыре по ул. Ленинградская, 23.
Проект нового магазина самообслуживания розничной сети «Дикси», расположенного вблизи жилых зданий. Магазин «Дикси» относится к категории магазинов «шаговой доступности», ещё его называют магазин у дома. Удобен для покупателей, имеет сбалансированный ассортимент из товаров повседневного спроса. Ассортимент магазина должен состоять из товаров повседневного спроса, поскольку покупки в таком магазине совершаются каждый день.
Работа подобных торговых точек основывается на принципе свободного выбора и доступа к товарам (за исключением нескольких групп продукции). Продажи ведутся через кассовые узлы.
Магазин «Дикси» планируется открыть в новом торговом центре «Западный», который строится на пустыре в районе ЖК «Подольские просторы». Объект будет расположен на улице Ленинградской, 23.
ТЦ «Западный» — это многофункциональный одноэтажный центр. Его максимальная высота, с учетом рекламных конструкций, составляет 10 метров, размеры в плане — 90х60 метров; предусмотрена парковка на 115 машиномест.
Предполагается, что на объекте будут размещены рестораны быстрого питания и торговые сетевые магазины.
Розничный магазин самообслуживания является магазином эконом-класса и ориентирован на жителей близлежащих домов.
Краткосрочные цели проекта предполагают открытие нового магазина сети «Дикси».
Долгосрочные цели проекта предполагают расширять сеть магазинов «Дикси».
Расчетные сроки инвестиционного проекта предполагают окупаемость за 18 месяцев.
Резюме комплекса маркетинга (4Р):
- Price. Настоящим инвестиционным проектом предусмотрено позиционирование магазина «Дикси» в нижнем ценовом сегменте.
- Product. Основной деятельностью магазина «Дикси» является розничная торговля продуктами питания и непродовольственными товарами.
- Promotion. Продвижение магазина «Дикси», во-первых, направлено на розничный рынок продуктов питания, т.к. магазин позиционирует себя, как магазин рядом с домом. Во-вторых, маркетинговая стратегия направлена на рынок алкогольной и безалкогольной продукции.
- Place. Магазин будет расположен по адресу г. Подольск, ул. Ленинградская, 23. Выбор места был ориентирован на то, что расположение магазина в крупном жилом комплексе Подольские просторы привлечет много покупателей.
Стоимость инвестиций первого года по проекту составляют минимум 4 685 тыс. руб.
Основные риски проекта связаны с возможными изменениями финансовой ситуации в стране вследствие влияния внутренних или внешних факторов.
Цены магазина «Дикси» по сравнению с другими розничными магазинами находятся в нижнем ценовом сегменте.
Средний чек магазина – 450 руб
2.3.Анализ управления проектом на прединвестиционной фазе
В процессе разработки проекта на прединвестиционной фазе было проведено маркетинговое исследование.
По оценкам разработчиков инвестиционного проекта, потенциальными и наиболее постоянными клиентами магазина «Дикси» будут мужчины и женщины из соседних домов, жители Подольских просторов и жители района Юго-Западный г. Подольска.
Также на рынке г. Подольска существуют другие розничные магазины, которые занимаются реализацией продуктов питания.
Объем продажи продовольственных товаров в г. Подольске увеличился на 9,4%, непродовольственных - на 8,8%. В структуре оборота розничной торговли по сравнению с прошлым годом изменений не произошло: 41% объема товарооборота приходился на продовольственные и 59% - на непродовольственные товары.
Современный потребительский рынок г. Подольска в общем можно охарактеризовать структурными изменениями в развитии оптовой и розничной торговли и тенденциями к росту сети современных высокоэффективных форм торговли.
На современном этапе развития розничной торговли в России можно говорить об определенном движении в сторону построения цивилизованных отношений в данном секторе. Наблюдается продолжение тенденции снижения доли рынков в обороте розничной торговли и соответственно увеличение доли торговых организации, преимущественно торговых центров и крупных торговых сетей, темпы роста которых значительно превышают среднерыночные в отрасли. Стоит также отметить, что на повышение качественного уровня розничной торговли существенное влияние оказывает приход на российский рынок крупных западных компаний. Причем активность данных процессов в настоящее время усиливается.
Согласно опросу, самыми популярными сетями у жителей г. Подольска являются «Пятерочка», «Дикси», «Монетка». ´
Развитие формата «удобный магазин» является в настоящее время наиболее перспективным направлением развития торговли в г. Подольске и по всей московской области. Предпосылками этому явился тот факт, что удобное расположение магазина, его близость к дому, является одним из важнейших критериев выбора магазина для осуществления покупок.
Мировая тенденция: небольшие форматы, такие как удобные магазины/магазины при заправках, дискаунтеры и аптечные магазины, составляют 22% магазинов, созданных за последние пять лет 30 крупнейшими розничными организациями мира. Концепция такого рода магазинов предполагает наличие ассортимента товаров первой необходимости, прежде всего продовольственных. Магазин обязан поддерживать оговоренный низкий уровень цен на товары социальной значимости - хлеб, молоко и т.д. - только при этом условии предоставляются льготы на аренду помещений.
Магазины, как предполагается, при площади не более 300-500 кв. м будут отличаться широким ассортиментом товаров (1,5-2,5 тысячи наименований) при умеренных ценах; в них также можно будет воспользоваться социальными скидками.
Отличительной чертой «удобного магазина» станут приемлемые цены, так как, все они будут снабжаться из распределительных центров, без посредников. Помимо этого, доступные цены в подобных магазинах, ожидается, будут формироваться путем конкурентной обстановки. Еще одной отличительной чертой «удобных магазинов» является легкость управления, что позволяет открывать их по франчайзингу.
Сеть «удобных магазинов» планируется развивать как с помощью нового строительства, так и путем использования первых этажей в нежилых и жилых помещениях, а также в подвалах. По мнению экспертов, основное участие в программе развития «удобных магазинов» примут розничные сети.
Для конкурентного анализа проанализируем розничные сети продуктов питания, магазины которых представлены в г. Подольске.
Конкурентный анализ проведен по следующим характеристикам:
- наименование;
- ассортимент;
- средняя проходимость;
- средний чек.
Представим конкурентный анализ в таблице 3 и на рис. 4.
Таблица 3 Конкурентный анализ
Наименование |
Ассортимент |
Средняя проходимость магазина, чел. в день |
Средняя цена чека, руб. |
Пятерочка |
Небольшой ассортимент, много просроченной продукции, нет своего производства |
270 |
360 |
Верный |
Скудный ассортимент, много продукции невысокого качества, нет своего производства |
130 |
220 |
Монетка |
Скудный ассортимент, много продукции невысокого качества, нет своего производства |
120 |
280 |
Дикси |
Широкий ассортимент, всегда свежие продукты хорошего качества, нет просроченных продуктов, продаются продукты своего производства |
400 |
450 |
В настоящий момент на розничном рынке города Подольска помимо сети «Дикси» присутствует еще три сети продуктовых магазинов в низком ценовом сегменте: сеть «Пятерочка», сеть «Монетка», сеть «Верный».
Таким образом, видны явные преимущества магазина сети «Дикси», особенно такие как: широта ассортимента, в результате чего средний чек выше, чем у конкурентов.
Рисунок 4. Конкурентный анализ
Маркетинговый комплекс магазина «Дикси» представлен на рис. 5.
Рисунок 5. Маркетинговый комплекс продвижения магазина «Дикси»
Составим маркетинговый план проекта. Он включает в себя комплекс мер направленных на увеличение продаж и выход на запланированные финансовые показатели.
Магазин позиционирует себя как «магазин у дома», в котором есть все необходимое по недорогим ценам.
Магазин позиционируется в нижней ценовой категории, поэтому средняя стоимость одной покупки (чека) - 450 рублей.