Файл: Социальная защита ветеранов боевых действий и военнослужащих по законодательству Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация
«УРАЛЬСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Тема: Социальная защита ветеранов боевых действий и военнослужащих по законодательству Российской Федерации
Курсовая работа
Дисциплина: МДК.02.01 Организация работы органов и учреждений СЗ населения, органов ПФР
КР 40.02.01 233 02 22
Выполнил студент
________ А.С. Шипилов
«__» __________ 2023 г.
Руководитель
________ М.В. Зырянова
«__» __________ 2023 г.
2023
Содержание
| Введение | 3 |
1. | Теоретические основы социальной защиты ветеранов боевых действий и военнослужащих по законодательству Российской Федерации | 7 |
1.1 | Понятия, сущность, виды, функции социальной защиты | 7 |
1.2 | Нормативно-правовая основа социальной защиты | 12 |
1.3 | Роль и значение статуса ветеранов боевых действий и военнослужащих по законодательству Российской Федерации | 17 |
2. | Исследование деятельности военного комиссариата как органа министерства обороны, осуществляющего социальную защиту и получение статуса ветерана боевых действий военнослужащим по законодательству Российской Федерации | 22 |
2.1 | Социально-экономическая характеристика военного комиссариата города Асбест | 22 |
2.2 | Исследование социальной защиты ветеранов боевых действий и военнослужащих по законодательству Российской Федерации | 27 |
2.3 | Проблемы деятельности по осуществлению социальной защиты ветеранов боевых действий и военнослужащих по законодательству Российской Федерации | 33 |
3. | Основные направления совершенствования деятельности по социальной защите ветеранов боевых действий и военнослужащих | 40 |
| Заключение | 47 |
| Список источников | 49 |
| Приложение А – Классификация форм и видов социальной защиты населения по источникам финансирования | 54 |
| Приложение Б – Форма удостоверения ветерана боевых действий | 55 |
| Приложение В – Виды военно-призывного контроля | 56 |
| Приложение Г – Таблица, содержащая информацию о социальной защите военнослужащих и их семей основывающаяся на Федеральном законе от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О статусе военнослужащих" | 57 |
| Приложение Д – Систематизация гарантий социальной защиты военнослужащим, установленных Федеральном законе от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О статусе военнослужащих" | 59 |
| Приложение Е - Рапорт (заявление) военнослужащего на выдачу ему удостоверения ветерана боевых действий | 60 |
Введение
Современное общество и государство не могут нормально функционировать без разрешения социальных проблем. Развитие социальной сферы жизнедеятельности общества становится приоритетным направлением политики. Ведь основной ресурс государства – демографический, а значит, государство и общество в целом заинтересованы в создании условий для достойной жизни людей.
Необходимость социальной защиты военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах, вытекает из гуманистического отношения к человеку, рискующему собственным здоровьем и жизнью ради государственных интересов. В связи с этим данная категория граждан может претендовать на присвоение особого правового статуса ветерана боевых действий. Локальные боевые конфликты, возникающие в разных концах земного шара, непосредственно сказываются на самочувствии граждан, участвующих в боевых действиях. Тем самым вызывая особую потребность в социальной защите данной категории граждан.
Проблема заключается в необходимости выработки налаженного механизма социальной защиты ветеранов боевых действий и военнослужащих, отвечающего текущим требованиям, так как в связи с возникшей в мире политической нестабильностью и постоянно возникающими вооруженными конфликтами увеличивается число их бывших участников, организация работы с которыми требует своевременного и постоянного совершенствования. Ведь, основываясь на словах кандидата юридических наук Подейко В. А. "начиная с Древнего Рима и заканчивая нашими днями, юриспруденция работает на казусах".
Актуальность темы обеспечения социальной защиты ветеранов боевых действий и военнослужащих определяется тем, что современный этап развития Вооружённых Сил Российской Федерации требует качественно нового отношения к проблеме реализации установленных законодательством гарантий военнослужащих, повышения их социального статуса, реализующегося в том числе и посредством социальной защиты ветеранов боевых действий и военнослужащих. Обращение к проблеме социальной защиты военнослужащих обусловлено потребностью теоретического обобщения и систематизации накопленного в обществе опыта в области социальной защиты всего населения и военнослужащих, в частности.
Объектом работы являются совокупность правоотношений, которые возникают и непосредственно связанны с оказанием государственной социальной защиты.
Предметом работы является социальная защита ветеранов боевых действий и военнослужащих.
Целью работы является систематизация теоретических знаний в области социальной защиты, исследование правового положения социальной защиты, поиск перспективных направлений совершенствования деятельности по социальной защите ветеранов боевых действий и военнослужащих.
Для достижения поставленной цели необходимо решить поставленные задачи:
- сформировать теоретические основы статуса ветеранов боевых действий и военнослужащих;
- исследовать деятельности военного комиссариата, осуществляющего социальную защиту ветеранов боевых действий и военнослужащих, а также найти пути совершенствования их деятельности;
- снискать перспективные тенденции совершенствования деятельности в области социальной защите ветеранов боевых действий и военнослужащих;
Информационную базу исследования составляют такие нормативно-правовые акты, как Конституция РФ, Федеральные законы, Закон РФ, Указы уполномоченных органов и Президента РФ, Приказы уполномоченных органов, научные труды авторов: Подейко В.А., Серебрякова Н.А., Анбрехт Т. А., Воронцова М. В. и др.
При написании курсовой работы использовались справочно-правовые системы Консультант Плюс, Гарант.
Методологической основой в написании работы является юридический анализ документов, описание, сравнение, обобщение, постижение нормативно-правовых актов.
Структура курсовой работы состоит из трёх глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы социальной защиты ветеранов боевых действий и военнослужащих. Во второй главе проведено исследование правового положения социальной защиты ветеранов боевых действий и военнослужащих. В третьей главе проведено рассмотрение перспективных направлений совершенствования деятельности по социальной защите ветеранов боевых действий и военнослужащих.
1 Теоретические основы социальной защиты ветеранов боевых действий и военнослужащих по законодательству Российской Федерации
1.1 Понятия, сущность, виды, функции социальной защиты
Российская Федерация является социальным государством, что декларируется в ст. 7 Конституции РФ, в соответствии с которой политика страны направлена на «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». То есть государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека [1]. Президент России Владимир Путин,
говоря о приоритетах государственной политики, неоднократно подчеркивал значимость социальной защиты как важнейшей функции государства, без которой оно не может существовать как институт.
Социальная защита — это функция общества, позволяющая обеспечивать его членам такие условия, которые соответствуют общепризнанным социальным правам человека, а также при возникновении социальных рисков помощи в улучшении сложившегося положения [28, с. 248].
Сама по себе социальная защита должна включать в себя комплекс мер охранительного и правозащитного характера. Это два юридических термина, на основании которых можно сделать вывод, что государство стремится не только помочь нуждающимся, но и не допустить того уровня жизни населения, который остро бы нуждался в социальной защите. Развитие различных частей социальной защиты в России происходит неравномерно. Как итог, нет точно-сформированного понятия социальной защиты. При определении данного понятия часто используют такие слова, как "деятельность", "мера", "защита", "действия", "мероприятия". В ходе анализа понятия выделяют объект и субъект социальной защиты, а также уточняют смысловые особенности понятия и различают его в широком и узком смыслах: целевые установки, функциональная нагрузка, механизм осуществления социальной защиты и обстоятельства, вызывающие необходимость осуществления этой деятельности. Это является свидетельством, что данное социальное явление сложно и многогранно.
Существует несколько основных принципов в системе социальной защиты. Главным принципом является всеобщность социальной защиты. Она подразумевает равную возможность в получении социального обеспечения для всех нуждающихся категорий граждан. На получение необходимой помощи не должны влиять ни раса, ни отношение к религии, ни занимаемая им должность или прошлое человека, ни принадлежность к различным объединениям. Помимо этого принципа существует еще несколько других [35, с. 595].
В социальной защите выделяют денежные и неденежные формы. Примером денежной формы социальной защиты может являться вовремя выплаченная заработная плата и правильная её организация страховая пенсия, социальная пенсия. Неденежная форма оказывается наиболее беззащитным группам населения в виде определенного обслуживания
, бесплатного питания, психологической помощи. С классификацией форм и видов социальной защиты по источникам финансирования можно ознакомится в Приложении А - Классификация форм и видов социальной защиты населения по источникам финансирования.
Россия — это социальное государство, поэтому в его обязанности входит создание благоприятных условий в обществе, поддержки нуждающихся слоев, предотвращения социальных рисков. Такое воздействие государства осуществляется через социальную политику, которая рассматривается как совокупность принципов, форм и практических мер, вырабатываемых и реализуемых как государственными, так и негосударственными органами, а также организации и учреждениями, которые направлены на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения [28, с. 252].
Структура системы социальной защиты обширна и включает следующие компоненты: социальное обеспечение, социальное страхование, социальную помощь, социальную работу, социальную поддержку, реабилитацию и адаптацию, социальные льготы и гарантии, самозащиту и самопомощь, систему социального контроля за осуществлением функционирования социальной защиты.
Посмотреть на схему систему социальной защиты можно на рисунке 1.
Рисунок 1 – Система социальной защиты в РФ
Особенностью структуры социальной защиты является то, что её элементы одновременно являются социальными институтами и основными функциями данной системы.
Наиболее рельефно сущность социальной защиты населения проявляется в ее функциях, которые показывают, от чего она должна защищать и что должна предупреждать. Функции социальной защиты – это направления воздействия на общество, которые обусловлены целевым назначением социального обеспечения. Влияние на общество обусловлено социальным обеспечением. Каждая основная сфера общества подвергается воздействию определенной функции. Ознакомится с функциями социальной защиты можно в таблице 1.
Таблица 1 – Функции социальной защиты
Функция | Содержание |
Предупредительная | Состоит в проведении комплекса организационно-технических, медицинских и иных мероприятий, направленных на минимизацию социальных рисков |
Социально-реабилитационная | Предусматривает осуществление комплекса медицинской, профессиональной и социальной реабилитации с целью восстановления утраченного здоровья и трудовой способности |
Экономическая | Заключается в замещении утраченного заработка или дохода в связи с временной или постоянной утратой трудоспособности, потерей кормильца, а также компенсации дополнительных расходов |
Политическая | Призвана обеспечить формирование и поддержание эффективных механизмов социальной защиты с целью обеспечения гарантированных государством социальных и правовых норм, защиты и поддержания социальной стабильности в обществе |
Демографическая | Характерна воздействием социального обеспечения на все демографические процессы и действия. Состояние социальной защиты напрямую зависит от демографической структуры и характера происходящих процессов. В свою очередь, социальная защита оказывает ощутимое положительное воздействие на процессы в социуме. Содержанием демографической функции является стимулирование развития, создания и укрепления семейных отношений, а также повышение рождаемости |