Файл: Социальная защита ветеранов боевых действий и военнослужащих по законодательству Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация

«УРАЛЬСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Тема: Социальная защита ветеранов боевых действий и военнослужащих по законодательству Российской Федерации
Курсовая работа
Дисциплина: МДК.02.01 Организация работы органов и учреждений СЗ населения, органов ПФР
КР 40.02.01 233 02 22
Выполнил студент

________ А.С. Шипилов

«__» __________ 2023 г.
Руководитель

________ М.В. Зырянова

«__» __________ 2023 г.
2023

Содержание





Введение

3

1.

Теоретические основы социальной защиты ветеранов боевых действий и военнослужащих по законодательству Российской Федерации

7

1.1

Понятия, сущность, виды, функции социальной защиты

7

1.2

Нормативно-правовая основа социальной защиты

12

1.3

Роль и значение статуса ветеранов боевых действий и военнослужащих по законодательству Российской Федерации

17

2.

Исследование деятельности военного комиссариата как органа министерства обороны, осуществляющего социальную защиту и получение статуса ветерана боевых действий военнослужащим по законодательству Российской Федерации

22

2.1

Социально-экономическая характеристика военного комиссариата города Асбест

22

2.2

Исследование социальной защиты ветеранов боевых действий и военнослужащих по законодательству Российской Федерации

27

2.3

Проблемы деятельности по осуществлению социальной защиты ветеранов боевых действий и военнослужащих по законодательству Российской Федерации

33

3.

Основные направления совершенствования деятельности по социальной защите ветеранов боевых действий и военнослужащих

40




Заключение

47




Список источников

49




Приложение А – Классификация форм и видов социальной защиты населения по источникам финансирования

54




Приложение Б – Форма удостоверения ветерана боевых действий

55




Приложение В – Виды военно-призывного контроля

56




Приложение Г – Таблица, содержащая информацию о социальной защите военнослужащих и их семей основывающаяся на Федеральном законе от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О статусе военнослужащих"

57




Приложение Д – Систематизация гарантий социальной защиты военнослужащим, установленных Федеральном законе от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О статусе военнослужащих"

59




Приложение Е - Рапорт (заявление) военнослужащего на выдачу ему удостоверения ветерана боевых действий

60




Введение
Современное общество и государство не могут нормально функционировать без разрешения социальных проблем. Развитие социальной сферы жизнедеятельности общества становится приоритетным направлением политики. Ведь основной ресурс государства – демографический, а значит, государство и общество в целом заинтересованы в создании условий для достойной жизни людей.

Необходимость социальной защиты военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах, вытекает из гуманистического отношения к человеку, рискующему собственным здоровьем и жизнью ради государственных интересов. В связи с этим данная категория граждан может претендовать на присвоение особого правового статуса ветерана боевых действий. Локальные боевые конфликты, возникающие в разных концах земного шара, непосредственно сказываются на самочувствии граждан, участвующих в боевых действиях. Тем самым вызывая особую потребность в социальной защите данной категории граждан.

Проблема заключается в необходимости выработки налаженного механизма социальной защиты ветеранов боевых действий и военнослужащих, отвечающего текущим требованиям, так как в связи с возникшей в мире политической нестабильностью и постоянно возникающими вооруженными конфликтами увеличивается число их бывших участников, организация работы с которыми требует своевременного и постоянного совершенствования. Ведь, основываясь на словах кандидата юридических наук Подейко В. А. "начиная с Древнего Рима и заканчивая нашими днями, юриспруденция работает на казусах".

Актуальность темы обеспечения социальной защиты ветеранов боевых действий и военнослужащих определяется тем, что современный этап развития Вооружённых Сил Российской Федерации требует качественно нового отношения к проблеме реализации установленных законодательством гарантий военнослужащих, повышения их социального статуса, реализующегося в том числе и посредством социальной защиты ветеранов боевых действий и военнослужащих. Обращение к проблеме социальной защиты военнослужащих обусловлено потребностью теоретического обобщения и систематизации накопленного в обществе опыта в области социальной защиты всего населения и военнослужащих, в частности.

Объектом работы являются совокупность правоотношений, которые возникают и непосредственно связанны с оказанием государственной социальной защиты.

Предметом работы является социальная защита ветеранов боевых действий и военнослужащих.



Целью работы является систематизация теоретических знаний в области социальной защиты, исследование правового положения социальной защиты, поиск перспективных направлений совершенствования деятельности по социальной защите ветеранов боевых действий и военнослужащих.

Для достижения поставленной цели необходимо решить поставленные задачи:

- сформировать теоретические основы статуса ветеранов боевых действий и военнослужащих;

- исследовать деятельности военного комиссариата, осуществляющего социальную защиту ветеранов боевых действий и военнослужащих, а также найти пути совершенствования их деятельности;

- снискать перспективные тенденции совершенствования деятельности в области социальной защите ветеранов боевых действий и военнослужащих;

Информационную базу исследования составляют такие нормативно-правовые акты, как Конституция РФ, Федеральные законы, Закон РФ, Указы уполномоченных органов и Президента РФ, Приказы уполномоченных органов, научные труды авторов: Подейко В.А., Серебрякова Н.А., Анбрехт Т. А., Воронцова М. В. и др.

При написании курсовой работы использовались справочно-правовые системы Консультант Плюс, ­­Гарант.

Методологической основой в написании работы является юридический анализ документов, описание, сравнение, обобщение, постижение нормативно-правовых актов.

Структура курсовой работы состоит из трёх глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы социальной защиты ветеранов боевых действий и военнослужащих. Во второй главе проведено исследование правового положения социальной защиты ветеранов боевых действий и военнослужащих. В третьей главе проведено рассмотрение перспективных направлений совершенствования деятельности по социальной защите ветеранов боевых действий и военнослужащих.

1 Теоретические основы социальной защиты ветеранов боевых действий и военнослужащих по законодательству Российской Федерации
1.1 Понятия, сущность, виды, функции социальной защиты
Российская Федерация является социальным государством, что декларируется в ст. 7 Конституции РФ, в соответствии с которой политика страны направлена на «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». То есть государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека [1]. Президент России Владимир Путин,
говоря о приоритетах государственной политики, неоднократно подчеркивал значимость социальной защиты как важнейшей функции государства, без которой оно не может существовать как институт.

Социальная защита — это функция общества, позволяющая обеспечивать его членам такие условия, которые соответствуют общепризнанным социальным правам человека, а также при возникновении социальных рисков помощи в улучшении сложившегося положения [28, с. 248].

Сама по себе социальная защита должна включать в себя комплекс мер охранительного и правозащитного характера. Это два юридических термина, на основании которых можно сделать вывод, что государство стремится не только помочь нуждающимся, но и не допустить того уровня жизни населения, который остро бы нуждался в социальной защите. Развитие различных частей социальной защиты в России происходит неравномерно. Как итог, нет точно-сформированного понятия социальной защиты. При определении данного понятия часто используют такие слова, как "деятельность", "мера", "защита", "действия", "мероприятия". В ходе анализа понятия выделяют объект и субъект социальной защиты, а также уточняют смысловые особенности понятия и различают его в широком и узком смыслах: целевые установки, функциональная нагрузка, механизм осуществления социальной защиты и обстоятельства, вызывающие необходимость осуществления этой деятельности. Это является свидетельством, что данное социальное явление сложно и многогранно.

Существует несколько основных принципов в системе социальной защиты. Главным принципом является всеобщность социальной защиты. Она подразумевает равную возможность в получении социального обеспечения для всех нуждающихся категорий граждан. На получение необходимой помощи не должны влиять ни раса, ни отношение к религии, ни занимаемая им должность или прошлое человека, ни принадлежность к различным объединениям. Помимо этого принципа существует еще несколько других [35, с. 595].

В социальной защите выделяют денежные и неденежные формы. Примером денежной формы социальной защиты может являться вовремя выплаченная заработная плата и правильная её организация страховая пенсия, социальная пенсия. Неденежная форма оказывается наиболее беззащитным группам населения в виде определенного обслуживания
, бесплатного питания, психологической помощи. С классификацией форм и видов социальной защиты по источникам финансирования можно ознакомится в Приложении А - Классификация форм и видов социальной защиты населения по источникам финансирования.

Россия — это социальное государство, поэтому в его обязанности входит создание благоприятных условий в обществе, поддержки нуждающихся слоев, предотвращения социальных рисков. Такое воздействие государства осуществляется через социальную политику, которая рассматривается как совокупность принципов, форм и практических мер, вырабатываемых и реализуемых как государственными, так и негосударственными органами, а также организации и учреждениями, которые направлены на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения [28, с. 252].

Структура системы социальной защиты обширна и включает следующие компоненты: социальное обеспечение, социальное страхование, социальную помощь, социальную работу, социальную поддержку, реабилитацию и адаптацию, социальные льготы и гарантии, самозащиту и самопомощь, систему социального контроля за осуществлением функционирования социальной защиты.

Посмотреть на схему систему социальной защиты можно на рисунке 1.


Рисунок 1 – Система социальной защиты в РФ
Особенностью структуры социальной защиты является то, что её элементы одновременно являются социальными институтами и основными функциями данной системы.

Наиболее рельефно сущность социальной защиты населения проявляется в ее функциях, которые показывают, от чего она должна защищать и что должна предупреждать. Функции социальной защиты – это направления воздействия на общество, которые обусловлены целевым назначением социального обеспечения. Влияние на общество обусловлено социальным обеспечением. Каждая основная сфера общества подвергается воздействию определенной функции. Ознакомится с функциями социальной защиты можно в таблице 1.

Таблица 1 – Функции социальной защиты

Функция

Содержание

Предупредительная

Состоит в проведении комплекса организационно-технических, медицинских и иных мероприятий, направленных на минимизацию социальных рисков

Социально-реабилитационная

Предусматривает осуществление комплекса медицинской, профессиональной и социальной реабилитации с целью восстановления утраченного здоровья и трудовой способности

Экономическая

Заключается в замещении утраченного заработка или дохода в связи с временной или постоянной утратой трудоспособности, потерей кормильца, а также компенсации дополнительных расходов

Политическая

Призвана обеспечить формирование и поддержание эффективных механизмов социальной защиты с целью обеспечения гарантированных государством социальных и правовых норм, защиты и поддержания социальной стабильности в обществе

Демографическая

Характерна воздействием социального обеспечения на все демографические процессы и действия. Состояние социальной защиты напрямую зависит от демографической структуры и характера происходящих процессов. В свою очередь, социальная защита оказывает ощутимое положительное воздействие на процессы в социуме. Содержанием демографической функции является стимулирование развития, создания и укрепления семейных отношений, а также повышение рождаемости