Файл: Социальная защита ветеранов боевых действий и военнослужащих по законодательству Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Закон Свердловской области «О социальной защите инвалидов в Свердловской области» 13 декабря 2016 года № 148-ОЗ (с изменениями на 19.04.2022 №45-ОЗ) устанавливает меры социальной защиты инвалидов в Свердловской области [25].
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ определяет общие принципы государственной поддержки детей и сирот, оставшихся без попечения родителей, формы их содержания и меры обеспечения социальной защиты [15].
Государственная программа "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2027 года" от 05 июля 2017г. № 480-ПП способствует государству в обеспечении социальной защищенности нуждающихся, поддержке семей с детьми, пожилых людей, инвалидов, граждан с ограниченными возможностями, созданию единой системы социальной защиты граждан, привлечению внимания общества к решению вопросов охраны семьи и детей, проблем старения населения [26].
Таким образом, в ходе смены социальных приоритетов многие законы и нормативно-правовые акты советского периода уже не могли применяться из-за изменившихся условий и нуждались в обновлении. Начался активный поиск новых форм и способов проведения социальной политики, который продолжается до сих пор. На данный момент законодательная база РФ защищает права и интересы граждан, включая нуждающихся в помощи. Она постоянно развивается, внося изменения и принимая новые нормативные акты. На этапе реформирования общества в Российской Федерации необходимо обобщение опыта формирования правовой базы, реорганизации прежней системы социального законодательства в новую систему, согласованную с мировым опытом защиты социальных прав человека.
1.3 Роль и значение статуса ветеранов боевых действий и военнослужащих по законодательству Российской Федерации
Значение военной службы для страны сложно переоценить. От качества российской армии во много зависит безопасность граждан Российской Федерации. Только благодаря военнослужащим мы можем спокойно спать и знать, что наш покой оберегают и каждую секунду готовы вступить в бой с любым врагом [36, с. 234].
Для начала рассмотрим само понятие «военнослужащий» и те характеристики, которыми оно обладает. Любое понятие проще всего раскрыть, используя прямое лексическое значение. Но с нашим термином дела обстоят иначе: для его расшифровки необходимо знать, в какой сфере он используется. Так вот, военнослужащий — гражданин Российской Федерации, проходящий в соответствии с определенными законодательными актами военную службу (лицо проходящее военную службу). Данное определение можно самостоятельно сформулировать, исходя из статей общего положения ФЗ "О статусе военнослужащих" [6].
Ни один из законодательных актов Российской Федерации не содержит официальной трактовки данного понятия. Но ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» включает в себя информацию о перечне лиц, которые могут осуществлять военную службу. Он так же может помочь нам сформулировать собственное определение для понятия «военнослужащий» поэтому рассмотрим его. Согласно п. 2 ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» прохождение военной службы осуществляется [16] рисунок 3:
Рисунок 3 - Кем осуществляется прохождение военной службы
Исходя из представленных характеристик для потенциальных кандидатов на прохождение службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее — ВС РФ), видно, что военнослужащие — совершенно особая категория государственных служащих.
В системе государственной политики Российской Федерации особое место занимают меры социальной поддержки отдельных категорий военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и спецслужб, привлекаемых к военной защите государственных интересов, борьбе с терроризмом, обеспечивающих суверенитет Российской Федерации.
Статус военнослужащего включает в себя все права и обязанности гражданина Российской Федерации. Совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности, установленных Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ — все это можно понимать под статусом «военнослужащий». Все права и обязанности военнослужащих непременно гарантированы государством.
Учитывая заслуги по защите Отечества, безупречную военную службу, иную государственную службу, а также с учетом продолжительности добросовестного труда, человеку может быть установлена категория «ветеран». Данный статус подтверждается специальным удостоверением. Посмотреть на образец удостоверение ветерана боевых действий можно в приложении Б - Форма удостоверения ветерана боевых действий. В приложении Е можно рассмотреть, как выглядит рапорт (заявление) военнослужащего на выдачу ему удостоверения ветерана боевых действий.
Законодателем выделены следующие категории ветеранов: «... ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда» [5].
В список лиц, которые могут претендовать на получение звания «ветеран боевых действий», включают разные категории военнослужащих, например указанные на рисунке 4:
Рисунок 4 - Список лиц, которые могут претендовать на статус "ВБД"
Полная классификация категорий ветеранов боевых действий представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 – Категории ветеранов боевых действий
Помимо Сирии, Афганистана и Чечни, учитываются и боевые действия на иных территориях. Например, к их числу относятся Эфиопия (1977-1990 гг.), Таджикистан (1993-1997 гг.), Южная Осетия и Абхазия (август 2008 г.) и иные территории, включенные в перечень Федерального закона № 5-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 17.02.2023) к ветеранам боевых действий относятся: «...военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации» [5].
Под социальным статусом принято понимать социальное положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Как правило, социальный статус определяется по специфическим признакам (национальные, возрастные и другие признаки) [31, с. 277]. В свою очередь, социальный статус ветеранов боевых действий может быть определен через осмысление проблем, характерных для данной категории. Среди основных можно выделить проблемы медико-психологического характера, социальные проблемы.
Медико-психологические проблемы. К числу таких проблем можно отнести посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Единичное или повторяющееся участие в военных действиях вызывает ПТСР, или «афганский синдром», которое характеризуется тяжелым психическим состоянием, психопатологическими переживаниями, избеганием либо выпадением памяти о травмирующих событиях и высоким уровнем тревожности. Следует отметить, что «такое состояние может сохраняться на протяжении более месяца после психологической травмы».
К социальным проблемам, характерным для данной категории, можно отнести: материальные проблемы, проблемы с трудоустройством. Материальные проблемы ветеранов боевых действий объясняются тем, что вследствие полученных травм и увечий они могут стать либо нетрудоспособными, либо получить ограничения трудоспособности. Это приводит к возникновению трудностей в области занятости. В частности, может понадобиться дополнительная профессиональная ориентация, подготовка или переподготовка. Взаимодействие со службами занятости по поводу поиска работы требует не только определенного количества времени, но и дополнительных материальных затрат [33, с. 39].
Таким образом, выделенные проблемы взаимообусловливают друг друга, поэтому их решение также должно осуществляться комплексно, через систему социальной защиты населения. Социальная защита военнослужащих и ветеранов боевых действий рассмотрена как составная часть системы социальной защиты населения, показаны ее характерные особенности в этой системе, определяемые спецификой труда военнослужащих, конечной целью которого выступает услуга особого рода - обеспечение безопасности. Даны характеристика основных направлений реформирования системы материального обеспечения военнослужащих и оценка эффективности реализуемого Правительством Российской Федерации курса в области материального и жилищного обеспечения военнослужащих.