Файл: Социальная защита ветеранов боевых действий и военнослужащих по законодательству Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социальное обеспечение, помощь, обслуживание, поддержка являются блоком социальной защиты и имеют узконаправленные параметры действия. Например, социальное обеспечение сложилось как система защиты населения от наступления тех жизненных обстоятельств, что могут повлечь за собой снижение или утрату дохода, а также малообеспеченность. Данные жизненные обстоятельства называются социально-экономическими рисками.
Социальное страхование должно оставаться государственным, носить обязательный характер и охватывать всех граждан и лиц без гражданства, проживающих и работающих на территории данного государства. Социальные потребности, на удовлетворение которых в первую очередь направлена социальная политика, имеют объединяющее значение. Их удовлетворение должно гарантироваться обществом и государством. Каждому человеку. Важная роль в системе социальной защиты принадлежит системе социальных стандартов и нормативов, созданию и практической реализации механизмов внедрения социальной стандартизации и нормирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Выделяют два вида социальной защиты: ограниченную и абсолютную.
Ограниченная социальная защита - обеспечение всем членам общества гарантированного минимума уровня жизни, т. е. определенный минимум в еде, жилье и одежде, достаточный для поддержания здоровья и работоспособности. Данный вид защищенности не должен рассматриваться в качестве привилегии. Это законное требование каждого члена общества и естественное дополнение рыночной системы.
Абсолютная защита представляет собой гарантированное государством благополучие для защиты граждан от снижения доходов на рынке. Она предполагает "справедливое" вознаграждение на основе субъективных достоинств человека, а не результатов труда. Общества с абсолютной защитой контролируют рынок или ликвидируют рыночные отношения, что свойственно тоталитарному типу общества.
Социальная защищенность — это комплекс реальных прав и свобод граждан, обеспечивающих гарантированный обществом уровень безопасности и комфортности их жизнедеятельности. Степень социальной защищенности определяется уровнем социально-экономического развития страны и созданными механизмами обеспечения защищенности [35, с. 596].
Таким образом, социальная защита населения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и общественной поддержке населения, в том числе и меры, относящиеся к социальному обеспечению,
понимаемому как деятельность государства, по материальному обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению.
1.2 Нормативно-правовая основа социальной защиты
Нормативные акты принимаются различными органами государства, специально уполномоченными устанавливать правовые нормы. Для того чтобы разобраться в нормативно-правовых актах, необходимо построить их иерархию. Ознакомится с ней можно на рисунке 2.
Рисунок 2 - Система иерархии нормативных правовых актов РФ
Именно по такой иерархии построено социальное обеспечение. Всё вышеуказанное является нормативно-правовыми актами, которые и есть источники права в РФ. Источники права могут быть классифицированы по различным критериям. Нормативно-правовой акт – это официальный документ, выраженный в письменной форме, который принимается компетентными государственными органам [42].
Нормативно-правовыми основами социальной защиты населения является Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие социальные права, свободы и обязанности личности (Указы Президента РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства, правовые акты, принимаемые субъектами Федерации, муниципальными органами власти) составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых постановлениях и международных договорах о правах и свободах человека.
Конституция Российской Федерации является основой для развития социального законодательства и определяет пути реализации прав граждан на социальную защиту [1]. Рассмотреть закрепленные гарантии на социальную защиту в конституции можно в таблице 2.
Таблица 2 – Гарантии на социальную защиту по конституции
Ст. 7 | Конституции провозглашает Российскую Федерацию «социальным государством», |
Ст. 38 | Направлена на защиту материнства и детства |
Ст. 39 | Гарантирует гражданам социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей |
Ст. 41 | Закрепляется право на охрану здоровья и медицинскую помощь |
Ст. 43 | Гарантируется бесплатное образование в государственных или муниципальных образовательных организациях дошкольного, основного, среднего профессионального уровней и высшее образование на конкурсной основе в государственных образовательных организациях. |
Ст. 46 | Направлена судебную защиту |
Ст. 53 | Направлена на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц |
Данная таблица представляет главные гарантии на социальную защиту, установленные Конституцией РФ. Гарантирует гражданам социальные права, такие как социальную защиту, на здравоохранение и образование.
Кроме того, действующее законодательство Российской Федерации предусматривает защиту общегражданских и специальных прав и интересов населения страны. Ознакомится с этими правами можно в таблице 3.
Таблица 3 - Социальная защита, предусмотренная Налоговым, Семейным и Трудовым кодексами
Налоговый кодекс [2] | Налогоплательщик имеет право на социальные налоговые вычеты, включающие в себя суммы за обучение и лечение, а также пожертвования на благотворительные цели согласно ст. 219. Стандартный вычет предусмотрен для граждан, пострадавших от аварий на Чернобыльской АЭС или на производственном объединении "Маяк", инвалидов Великой Отечественной войны, участников испытаний ядерного оружия, Героев СССР и РФ, инвалидов и родителей/супругов военнослужащих, погибших при защите СССР и РФ, а также на каждого ребенка и других лиц ст. 218. |
Семейный кодекс [3] | Исходит из необходимости укреплять семью, поддерживать ее членов в осуществлении их прав и защищать их интересы. Социальная защита семьи как основополагающей опоры общества и государства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи. |
Трудовой кодекс [4] | Определяет создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений, защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. |
Основным нормативно-правовым актом общего характера является Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", который устанавливает принципы социального обслуживания, дает определения социальной службы, клиента социальной службы, социальных услуг. Социальное обслуживание трактуется широко, включая в себя и денежные выплаты, и социальные услуги, которые подразделяются на социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические и социально-правовые услуги [9].
Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ устанавливает, что социальная помощь оказывается для поддержания уровня жизни малоимущих семей и также малоимущих одиноко проживающих граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации [10].
Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997г. № 134-ФЗ является базовым для Федерального закона «О государственной социальной помощи» так как вводит основные параметры нуждаемости – прожиточный минимум. Прожиточный минимум является главным показателем уровня жизни населения, определяемый законом ежеквартально на основании потребительской корзины и статистических данных. Он используется для обоснования минимальной оплаты труда, пенсии и государственной социальной помощи [11].
Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000г. № 82-ФЗ вводит предельный размер оплаты труда на предприятиях, в организациях и учреждениях всех форм собственности, ниже которого заработная плата не может быть установлена. Он применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей [12].
Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995г. № 81-ФЗ устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Закон вводит перечень видов пособий, порядок их предоставления, определяет источники финансирования [13].
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. № 181-ФЗ определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации [14]. В развитие данного Закона Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 N 588 (ред. от 23.11.2022) "О признании лица инвалидом" (вместе с "Правилами признания лица инвалидом") утверждено Положение о признании лица инвалидом [21].