Файл: Учебнопрактическое пособие по ознакомлению с окружающим миром разработано для детей дошкольного возраста. В пособии имеются подробные конспекты по ознакомлению с окружающим миром для средней группы доу. (45 лет).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Зачем нужна вода растениям и животным?    (чтобы жить и расти)

Что люди делают с водой?     (готовят обед, пьют, купаются, стирают, моют, поливают)

Где на земле встречается вода?     (в морях, реках, озерах, океанах, ручьях, в лужах).

Есть ли вода на небе? где?    (есть: в тучах, облаках, в снежинках, туманах)

Вода:   Молодцы, ребята. Все правильно сказали: растения надо поливать водой, иначе они засохнут, животным надо пить воду, а некоторые,  например, рыбы, в ней живут. Людям вода нужна постоянно: чтобы пить, купаться, мыть, стирать, закаляться и отдыхать возле воды. Ни одно живое существо не может обходиться без воды. Я – Волшебница- Вода на земле и на небе. Царица всей природы. На земле я в морях, океанах, и реках, а еще я есть и под землей в колодцах и родниках. Люди знают, что родниковая вода самая чистая, вкусная и полезная, и, приходя к роднику, люди набирают для себя чистой воды. Вот и мы с вами наполним сейчас наши бутылки чистой родниковой водой.

(Проводится игра-эстафета «Набери воды в бутылку». 2 команды стаканами с водой из ведер по очереди наполняют через воронку бутылки на другом конце площадки. Кто первым наполнит бутылку, тот и победил. Участники команды- победительницы награждаются «каплями»).

Вода:   Но в небе я тоже бываю, когда по нему ползут тучи. Ну-ка, кто мне расскажет про небесную воду.

(выходят двое детей, читают стихи про дождь)

1. Дождик. дождик,                                        2.  Дождик,  дождик.поливай.                

    Что ты льешь?                                                   Будет хлеба каравай,

    Погулять нам не даешь?                                Дождик, дождик, припусти

  - Я водою дождевою                                         Дай гороху подрасти!

    Землю мою, мою, мою.

    Мою улицу и двор,

   Мою крышу и забор,

    Я калитку умываю,

   И деревья, и кусты,

   Чтобы были к Первомаю

   Все умыты и чисты!

Вода:   Молодцы, ребята, хорошие стихи про дождь.  Вот вам мои «капельки».

А у меня для ребят и игра есть подходящая:  «Зонтики»

(Проводится игра-эстафета «Зонтики». 2 команды, 2 зонтика. Ребенок с зонтиком добегает до кегли на другом конце площадки и возвращается назад спиной, передает зонтик следующему игроку. Участники команды-победительницы награждаются «каплями»)

 Вода:   Ой, какие вы ловкие и умелые. А загадки вы отгадывать любите? Только помните, что все мои загадки связаны с водой (отгадавшим загадку – «капельку»)


-Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле (дождь)

-Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою,

Но солнце ее припечет, -

Заплачет она и умрет (сосулька)

Пушистая вата плывет куда-то.

Вот вата ниже – и дождик ближе (облака)

Вода:  Да, ребята, все эти явления природы –сосульки, лед, облака – тоже связаны с водой.  Лед и сосульки – замерзшая вода, снежинки – замерзший дождь, а облака – это капельки воды,  летящие по небу.

(выходит ребенок, рассказывает стихотворение  про облака)

Облака, облака –

Кучерявые бока,

Облака кудрявые

Целые, дырявые,

Легкие, воздушные –

Ветерку послушные.

На полянке я лежу.

Из травы на вас гляжу.

Я лежу себе, мечтаю:

Почему я не летаю

Вроде этих облаков?

Облака в любые страны

Через горы, океаны

Могут запросто летать:

Выше, ниже -  как угодно!

Темной ночью – без огня!

Небо все для них свободно

И в любое время дня.

(воспитатель дает ребенку «капельку»)

Вода:     А теперь мы с вами поиграем. Отгадайте загадку:

Бегу я как по лесенке,

По камешкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня.      (ручей)

Игра наша называется «Ручеек»

(Волшебница- Вода проводит игру «Ручеек»: дети становятся в колонну по двое. делают «воротики», ребенок без пары проходит через воротики,  и выбирая себе пару, становится в конце колонны. Оставшийся без пары ребенок, повторяет все сначала)

Вода:  Как  хорошо прошел наш праздник воды! А в заключении  - подсчитаем лучшего «водяного» знатока (посчитываются «капельки» ; победителю  - «большая капля»; возможно 2-3 победителя с одинаковым количеством «капелек»)

 А в конце у меня для вас сюрприз – «живые фонтаны».  Вы, наверное, видели, ребята, как работают фонтаны, как красиво бьют вверх струи воды. В жаркий день находиться возле фонтана очень приятно: от него идет прохлада,  и капли воды сверкают на солнце.  Возьмите себе каждый по флакону (воспитатель обходит детей с корзиной пустых флаконов, на крышечках которых заранее проделаны маленькие дырочки) и на участке наполните их водой. Мы запустим  наши фонтаны на участке детского сада, на нашей главной клумбе – пусть еще красивее станут наши цветы!

Дети выходят на участок и игра «в фонтаны»  продолжается.

Игра «Хлеб нам очень дорог».

Дидактические задачи. 

Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку. В нашей стране для всех людей хлеб растят колхозники на огромных кол­хозных полях. Ученые, инженеры и рабочие создали разные ма­шины, помогающие колхозникам в их почетном и нужном для всех труде.

Воспитывать уважительное и благодарное отношение к труду хле­боробов.

Игровая задача. Узнать, откуда приходит хлеб на стол.

Игровые действия. Вооб­ражаемое путешествие по картин­кам. В сельской местности — непо­средственное наблюдение труда хле­боробов.

Оборудование игры. Хлеб­ные зерна, увеличительные стекла — лупы (если это возможно). Картин­ки с изображением сельскохозяй­ственных машин. Мешочек для зе­рен, если дети имеют возможность посеять их на своем поле (в сель­ских условиях).

Ход игры

Воспитатель. Хлеб нужен каждому человеку. Народная посло­вица говорит: «Хлеб — всему голо­ва». Это значит, что хлеб — главный продукт. А наша страна — огром­ная, и живут в ней много миллионов людей. Нам нужно много хлеба. Кто же выращивает хлеб для всех? Кого все люди благодарят за труд­ный и почетный труд по выращива­нию хлеба? Чтобы это узнать, мы будто бы поедем в путешествие (по картинкам). А если вы будете жить в сельской местности, пойди­те в поле, где можно все уви­деть.

Итак, отправляемся в путешест­вие...

Весной в поле выходит трак­тор — большая машина, которую ве­дет тракторист. Вот мы видим — и поле, и трактор (показывает кар­тинку). У тракториста много рабо­ты: нужно поле вспахать, разрых­лить землю — приготовить мягкую и теплую постель для зерен. Гото­вить землю нужно быстро. Послови­ца говорит: «Весенний день — год кормит». Чтобы был большой уро­жай, нужно подготовить землю и посеять зерно вовремя; иногда трактористы работают, сменяя друг друга, день и ночь.

Прежде чем дальше пойти в пу­тешествие, посмотрим хлебные зер­нышки. Возьмите их на ладошку: видите, какие они маленькие, а их росточки пробьются через слой земли...

А вот мы опять в поле. На вспа­ханное поле вышли машины сеялки (показывает картинку). Посмотри­те! Сеялка сеет сразу в три ряда. Зерна падают в землю ровно. В кол­хозах поля огромны! Только исполь­зуя машины можно быстро засеять поля.

Идет время, зерна прорастают из земли, появляются всходы, и вот уже все поле в золотых колосьях. Хлебные поля сравнивают с морем. Подует ветер, и колосья качаются, как золотые волны.


Но... осень приближается, стали колосья золотыми, созрела рожь. Пришла пора убирать урожай. Нельзя медлить: колоски могут осы­паться, и зерна ржи, пшеницы упа­дут на землю.

В поле вышли комбайны. Управ­ляет машиной комбайнер. Комбайны срезают колосья, обмолачивают — отделяют зерна от колосьев. Спешат колхозники собрать урожай, пока погода хорошая. Работают комбай­неры днем и ночью, сменяя друг друга.

И собирают колхозники золотые горы зерна!

Окончание сбора урожая колхоз­ники празднуют как большой «Праздник    урожая» — праздник труда. Славят знатных хлеборо­бов — трактористов, сеятелей, ком­байнеров— всех, кто трудился, кто выращивал хлеб. Веселый, радост­ный праздник!

А потом на машинах, украшен­ных красными флагами, везут зерно в новый дом — огромный элеватор (показывает картинку). Здесь зерно хорошо сохраняется.

Потом по воде и суше зерно отправляется в города, на муко­мольные заводы. Там зерно разма­лывают в муку. Потом муку в спе­циальных машинах везут на хлебо­заводы, в пекарни (показывает кар­тинку) .

А из пекарни в специальных ма­шинах буханки хлеба, батоны, булки везут в магазин. И в магазинах лю­ди, покупают все, что есть на этой картинке    (показывает  картинку).

Много людей работают, чтобы зерно стало хлебом и попало в ма­газин, а потом и к каждому челове­ку на стол. Надо помнить о нелегком труде трактористов, комбайнеров, шоферов, мукомолов, пекарей, про­давцов. И всем им говорить «спа­сибо!».

И нужно не только благодарить за хлеб. Нужно беречь хлеб — бо­гатство Родины.

Никогда не бросайте хлеб, даже маленькие кусочки. Если кто-либо из младших детей бросит — остано­вите их. Вы уже старшие.

Берегите хлеб!


3-ЗАНЯТИЕ

Тема: Предметы домашнего обихода.

Программное содержание:

1.  Задачи на развитие познавательных способностей: развивать системность мышления в процессе расши­рения знаний о предметах домашнего обихода; продолжать учить классифицировать посуду (чайная, столовая, кухонная); придумать фантастическую кастрюлю, используя метод фокальных объектов;

развивать логическое и образное мышление, творческое воображение, умение конструировать.

2. Задачи на развитие связной речи: составлять описание посуды, используя схему.

3. Прививать любовь к добру (не проходить мимо чужой беды).

Предварительная работа. Рассматривание посуды в «вол­шебном телевизоре» (системном операторе). Разгадывание загадок по теме. Чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе». Составление загадок описательного характера с ис­пользованием элементов ТРИЗа, рассматривание детьми сервизов и кухонной посуды дома.


Последующая работа. Инсценировка придуманной детьми сказки с использованием волшебной кастрюли.

Материал к занятию. Сказка К.И.Чуковского «Федорино горе». Схематические изображения посуды мелкого размера (индивидуально, для каждого ребенка в конверте). Игра «Чудесные вещи». Костюм Федоры (платок), скатерть, самовар, угощение к чаю. Посуда (стакан, чашка, блюдце, сахарница, молочник...), схема-модель составления описательного рассказа.

Ход занятия:

Воспитатель. Отгадайте загадку: «Я рукотворная, звучащая, воды не боюсь, для еды гожусь, а ударь — разобьюсь». (Посуда.) (Ответы детей.)

Воспитатель. Найдите предметы-отгадки на этой картинке (показывает картинку «Перепутаница»). Какой предмет лишний? (Утюг.) Почему?

Ребенок обводит контур предмета на картинке и говорит: «Я вижу кастрюлю, это посуда...» Дети называют все предметы.

Воспитатель. А сейчас я загадаю вам загадки о посуде. Вы отгадайте их и скажите, к какому виду посуды относится отгаданный предмет (кухонная, столовая, чайная).

При виде еды

Не считают ворон,

Бросаются дружно

С обеих сторон.

Один разрезает,

Другая хватает,

Обоим в тарелке

Работы хватает. (Нож и вилка.)

На огне я стою,

Еду вкусную варю. (Кастрюля.)

Новая посуда, а вся в дырках (Дуршлаг, решето.)

Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник)

 Дети. Нож и вилка — столовые приборы. Кастрюля — кухонная посуда, дуршлаг — тоже. Чайник  может  быть заварочный и кухонный.

Этюд «Закипающий чайник»

Воспитатель. Представьте себе, что вы — пустой чайник, в вас медленной струйкой наливают холодную воду (может, вас даже холодный пот прошиб). Чайник поставили на огонь, вода внутри вас начинает медленно закипать, бурлить. (Можно даже удивиться.) И вот — нет терпения! Кипит вода, пар из носика валит! (Слышится свист.) Вода вся выкипела: «Спасите! Помогите!»

Воспитатель берет в руки сборник произведений К. И. Чу­ковского и, показывая детям, спрашивает их.

Воспитатель. В какой сказке Корнея Ивановича Чуковского посуда убежала от своей хозяйки? Почему посуда убежала от Федоры? (Ответы детей.)

Воспитатель. В сказке ожило много посуды, назовите ее, а кто может, напомните строчки из сказки. (Ответы детей.)

Воспитатель. Как посуда может проучить Федору, если она ее найдет?

1-й ребенок. Может стать воздушной и улететь.

2-й ребенок. Может сделаться большим слипшимся комом и укатиться с горы.