Файл: Учебнопрактическое пособие по ознакомлению с окружающим миром разработано для детей дошкольного возраста. В пособии имеются подробные конспекты по ознакомлению с окружающим миром для средней группы доу. (45 лет).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, которые растут на участке. Вместе с детьми, идя от одного дерева к другому, называет их, осматривает ствол, веточки, почки. На­поминает, что в земле у деревьев есть корни. Воспитатель просит детей потрогать и погладить ствол, обращает их внимание на то, что он толстый. «А в лесу, по которому я хожу к бабушке, деревья еще толще»,— говорит Красная Шапочка. Воспитатель рассказывает, что из стволов деревьев делают древесину, ко­торая  идет  на изготовление  разных  деревянных  предметов.

2-я часть (в группе). Воспитатель знакомит детей с плотником, который чинит в детском саду мебель. У плотника ящик с де­ревяшками и инструменты. Воспитатель и плотник раздают детям по кусочку дерева. «А мне?» — спрашивает кукла. Воспитатель сажает ее рядом с детьми и дает ей кусок дерева. В дальнейшем не забывает включать ее в диалог. Педагог предлагает детям рас­смотреть кусочки дерева — древесину, полученную из стволов де­ревьев. Отмечается сначала цвет дерева, разные его оттенки — от бледно-желтого до светло-коричневого, прожилки и рисунок. Воспитатель просит детей погладить деревяшки, определить, твер­дые ли они, взвесить на руке. Отмечаются легкость, твердость, приятные, теплые ощущения. Затем воспитатель просит всех понюхать деревяшки, говорит, что особенно хорошо пахнут свежеспиленные сосновые и еловые брусочки. Демонстрирует камень, просит одного из детей взять в руки одновременно камень и брусок и сравнить их по твердости, весу. Уточняет, что дерево хотя и твердое, но не такое, как камень, в который невозможно забить гвоздь. Просит плотника показать, как легко забивается гвоздь в дерево и как гвоздь гнется, когда его забивают в камень. Объясняет, что дерево — прекрасный материал для изготовле­ния всяких предметов, его можно пилить, строгать, сверлить, т. е. обрабатывать разными инструментами.

Плотник пилит доску, высверливает в ней отверстия, строгает ее рубанком, при этом называет свои действия и инструменты. Воспитатель дает детям возможность рассмотреть и понюхать опилки, стружку, подержать их в руках.

3-я часть. Воспитатель предлагает всем обойти группу и найти предметы, которые сделаны из дерева. Все вместе рассмат­ривают столы, стулья, пол, рамы, двери. Педагог говорит, что деревянные предметы могут легко ломаться, если с ними об­ращаться небрежно. Все изделия из дерева надо беречь, чтобы они служили как можно дольше. Тогда не придется рубить новые деревья. Сломанную мебель надо сразу чинить. Это делает плотник — человек, который умеет обращаться с деревом и инструментами.


4-я часть. Плотник в окружении детей, воспитателя и Крас­ной Шапочки чинит 1—2 детских стула или стол. Воспитатель и дети оказывают ему посильную помощь, наблюдают за его работой.

В конце занятия воспитатель просит детей сообщать ему, если они заметят какую-либо поломку в мебели.


2-ЗАНЯТИЕ

Тема: Знакомство с деревянными предметами (сундук, стол, шкатулка).

Дидактические задачи. Расширить представления детей о том, что разные мастера делают из дерева: сундуки, шкатулки, столы идр. Делают не только полезные, но и очень краси­вые вещи, украшают их резьбой из дерева, окрашивают в разные цвета, рисуют на деревян­ных вещах красивые цветы и т. д. Если бережно относиться к вещам, они долго служат человеку и не ут­рачивают красоты.

Игровые задачи. Узнать, кто и что делает из дерева. Устро­ить выставку «Для себя и для дру­зей».

Игровые действия. Из «чу­десного сундучка» вынимать вещи, показывать всем детям, называть и говорить, что это (мебель, игрушка, посуда и т. д.). Делать выставку вещей из дерева и из картинок.

Правила игры. Вынимать ве­щи надо по очереди, не мешая друг другу. Если кто-либо затрудняется назвать вещь, помогать находить точное слово (деревянный домик).Каждая группа детей устраивает выставку в соответствии с задачей: постройки (картинки), мебель, по­суда, игрушки и др.

Оборудование игры. «Чу­десный сундучок», разные игруш­ки, предметы (набор предметов дол­жен быть разнообразен по содержа­нию, красочен и красив по оформле­нию, вызывать эстетические пере­живания, радость детей). Приспо­собление с полочками для устрой­ства выставки. Картины, иллюстри­рующие труд людей, наборы карти­нок-открыток с изображением игру­шек, посуды из дерева.

Ход игры.

Воспитатель кратко рассказыва­ет детям, кто и что делает из дерева, показывает картинки. Например, до­ма строят из дерева плотники. Они украшают дом резьбой, точеными колонками, вырезанными из дерева фигурками, коньками, петушками. В городах дома из дерева не стро­ят, но в каждом доме что-то есть из дерева. «Посмотрим, что из дерева в нашей комнате. (Двери, рамы окон, стол, сундук, шкатулка.) Как и из чего делают стол, рассказал С. Я. Маршак в стихотворении «От­куда стол пришел?». (Читает отры­вок.)

Берете книгу и тетрадь,

Садитесь вы за стол,

А вы могли бы рассказать,

Откуда стол пришел?

Недаром пахнет он сосной,



Пришел он из глуши лесной.

Вот   этот   стол —

 сосновый стол —

К нам из лесу пришел.

Пришел он из глуши лесной

Он сам когда-то был сосной...

Но в лес он больше не  пойдет — 

Он с нами будет жить. 

День изо дня, из года в год 

Он будет нам служить.

А теперь посмотрим, что в «чу­десном сундучке», — продолжает воспитатель. Каждый достанет один предмет и скажет, что это, для чего, как украшено». (Все предметы рас­кладываются или ставятся на подносики.) После того как вынуты из «чудесного сундучка» все предметы, воспитатель показывает картинки, на которых изображены игрушки из дерева. Она говорит, что игрушки делают мастера-игрушечники, а кар­тинки рисуют художники.

После этого дети распределяют­ся на группы и устраивают выстав­ку вещей из дерева и картинок, а потом рассказывают, почему они поместили ту или иную вещь в дан­ный раздел.

После занятия воспитатель хвалит детей.


3-ЗАНЯТИЕ

Тема: Знакомство с хозяйственно-бытовыми орудиями труда.

Цель: познакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели. Воспитать уважение к людям труда, желание помогать.

Ход прогулки.

Наблюдение: Обратить внимание детей на дворника. Спросить, цяя чего нужна профессия дворник, какие орудия труда используются в работе. Понаблюдать и наметить с детьми, что нужно сделать, чтобы растениям было хорошо, чтобы помочь им подготовиться к зиме: прополоть, обрезать сухие ветки. Спросить у старших детей, что было бы, если бы дворника не было.

Стихи по теме:

Встает дворник на заре, 
Крыльцо чистит на дворе. 
Дворник мусор уберет 
И дорожки разметет. 
Загадки

Голичок на длинной ножке 
Пляшет прямо на дорожке, 
Убирает все дотла. 
А зовут меня... 
{метла). 
Скручена, связана, 
На кол посажена, 
А по улице пляшет. 
{Метла) 
Зубасты, а не кусаются. 
{Грабли)


Дидактическая игра "Что делает?"

Задача — описать работу дворника. Цель - научить подбирать глаголы к существительному "дворник".


Упражнения на развитие мелкой моторики рук

"Сделай сам" — сделать из сухой травы веник.

Собрать мелкие камешки в корзину.

Труд и индивидуальные физические упражнения.

Собрать крупный мусор. 
Научить ходить по ограниченной поверхности, удерживая равновесие.


Подвижная игра "По ровненькой дорожке".

Цель: научить ходить в колонне по одному, выполнять движения в соответствии с текстом.

Ход игры:

По ровненькой дорожке, "Пружинка" на двух ногах с продвижением вперед. 
По ровненькой дорожке 
Шагают наши ножки. 
Раз-два, раз-два, 
По камешкам, 
по камешкам 
В ямку — бух! Присесть на корточки. 
Вылезли из ямы. Поднимаются. 
(Игра повторяется.)



4-ЗАНЯТИЕ

Тема: Беседа на тему «Будем опрятными».

Цели: Познакомить детей с основными правилами основ воспитанности – правилами культуры общения, приема пищи, режимных моментов и личной гигиены; развивать выразительную речь, мышление, память.

Ход занятия: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о привычках. Как вы думаете, что такое привычка? Привычка — это такое действие, которое становится для нас тем, без чего мы не можем жить.

Полезные, хорошие привычки делают человека более сво­бодным, так как о многих своих действиях он перестает задумываться, они словно совершаются сами собой. Полезные привычки помогают сохранить здоровье и облегчить нашу жизнь.

Что это за привычки? Правильно. Почаще мыть руки с мылом, умываться и закаливаться холодной водой по утрам, делать зарядку, соблюдать режим дня.

А еще? Какие очень нужные действия мы совершаем как бы автоматически?

Верно! Приходя с улицы, переобуваемся в домашнюю обувь, надеваем домашнюю одежду. А ту, что сняли, акку­ратно вешаем в шкаф.

Как вы думаете, хорошо ли всюду разбрасывать книжки, игрушки?

Конечно плохо. А почему?

Да потому, что потом на поиски нужной вещи вы потра­тите много времени. А время нужно ценить! У каждой вещи должно быть свое место! Класть вещи на место — полезная привычка!

Кстати, привычка ценить время, и свое, и своих родных и друзей, — замечательная привычка. Недаром говорят: «Точность — вежливость королей». Значит, невежливо опаздывать на встречу с другом, на занятия в школу или в спортив­ную секцию.


О каких еще хороших привычках мы забыли? Кто нам напомнит? Да, вы правы! Соблюдение чистоты и порядка в доме, уборка комнаты пылесосом или влажной тряпкой, мытье посуды — это хорошие привычки.

Полезная привычка — соблюдение правил личной гиги­ены. Всегда быть чисто и опрятно одетым, аккуратно приче­санным — замечательная привычка.

Но существуют, к сожалению, и вредные привычки. По­говорим о них. Вредные привычки плохо влияют на орга­низм человека, портят нам жизнь. Это несоблюдение режи­ма дня, малая подвижность, не опрятность и другие плохие при­вычки.

У некоторых из нас есть и хорошие привычки и дурные. Редко встретишь человека, у которого только хорошие по­лезные привычки.

Но с вредными привычками надо бороться, а сила воли поможет их победить.

Привычки

Есть у лисички

Хорошие привычки:

 Собираясь в гости,

Холить пышный хвостик,

Приучать лисяток

Соблюдать порядок.

 Есть у лисички

Дурные привычки:

В курятник — шасть

И курочку украсть.

 Игра «Отгадай, какие привычки полезные, а какие вредные».

 Разбросал я книги, вещи

И искал их целый вечер. (Вредная.)     И

 Мою грязную посуду,

Пол помыть я не забуду. (Полезная.)

 Пылесосом убираю,

Пыли я не оставляю. (Полезная.)

 Ногти очень грызть люблю,

Всех микробов я ловлю. (Вредная.)

 Чисто с мылом я умоюсь,

У меня опрятный вид. (Полезная.)

После занятия воспитатель хвалит детей.

ДЕКАБРЬ


1-ЗАНЯТИЕ

Тема: Беседа на тему «Ткани».

Цель. Познакомить детей с тканями, продемонстрировать их разнообразие по качеству и расцветке, рассказать об использова­нии ткани в жизни человека.

Предварительная работа.

Педагоги подбирают разно­образные образцы тканей, которые должны быть аккуратно под­рублены. Для создания коллекции понадобится большой альбом (для рисования или фотографий).

Материал.

При первом знакомстве с тканями понадобятся увеличительные стекла — лупы.

Методика работы.

Педагог вносит в группу и расклады­вает на детском столе образцы тканей, предлагает детям рассмот­реть их, обращает их внимание на разнообразие тканей.