Файл: Учебнопрактическое пособие по ознакомлению с окружающим миром разработано для детей дошкольного возраста. В пособии имеются подробные конспекты по ознакомлению с окружающим миром для средней группы доу. (45 лет).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, которые растут на участке. Вместе с детьми, идя от одного дерева к другому, называет их, осматривает ствол, веточки, почки. Напоминает, что в земле у деревьев есть корни. Воспитатель просит детей потрогать и погладить ствол, обращает их внимание на то, что он толстый. «А в лесу, по которому я хожу к бабушке, деревья еще толще»,— говорит Красная Шапочка. Воспитатель рассказывает, что из стволов деревьев делают древесину, которая идет на изготовление разных деревянных предметов.
2-я часть (в группе). Воспитатель знакомит детей с плотником, который чинит в детском саду мебель. У плотника ящик с деревяшками и инструменты. Воспитатель и плотник раздают детям по кусочку дерева. «А мне?» — спрашивает кукла. Воспитатель сажает ее рядом с детьми и дает ей кусок дерева. В дальнейшем не забывает включать ее в диалог. Педагог предлагает детям рассмотреть кусочки дерева — древесину, полученную из стволов деревьев. Отмечается сначала цвет дерева, разные его оттенки — от бледно-желтого до светло-коричневого, прожилки и рисунок. Воспитатель просит детей погладить деревяшки, определить, твердые ли они, взвесить на руке. Отмечаются легкость, твердость, приятные, теплые ощущения. Затем воспитатель просит всех понюхать деревяшки, говорит, что особенно хорошо пахнут свежеспиленные сосновые и еловые брусочки. Демонстрирует камень, просит одного из детей взять в руки одновременно камень и брусок и сравнить их по твердости, весу. Уточняет, что дерево хотя и твердое, но не такое, как камень, в который невозможно забить гвоздь. Просит плотника показать, как легко забивается гвоздь в дерево и как гвоздь гнется, когда его забивают в камень. Объясняет, что дерево — прекрасный материал для изготовления всяких предметов, его можно пилить, строгать, сверлить, т. е. обрабатывать разными инструментами.
Плотник пилит доску, высверливает в ней отверстия, строгает ее рубанком, при этом называет свои действия и инструменты. Воспитатель дает детям возможность рассмотреть и понюхать опилки, стружку, подержать их в руках.
3-я часть. Воспитатель предлагает всем обойти группу и найти предметы, которые сделаны из дерева. Все вместе рассматривают столы, стулья, пол, рамы, двери. Педагог говорит, что деревянные предметы могут легко ломаться, если с ними обращаться небрежно. Все изделия из дерева надо беречь, чтобы они служили как можно дольше. Тогда не придется рубить новые деревья. Сломанную мебель надо сразу чинить. Это делает плотник — человек, который умеет обращаться с деревом и инструментами.
4-я часть. Плотник в окружении детей, воспитателя и Красной Шапочки чинит 1—2 детских стула или стол. Воспитатель и дети оказывают ему посильную помощь, наблюдают за его работой.
В конце занятия воспитатель просит детей сообщать ему, если они заметят какую-либо поломку в мебели.
2-ЗАНЯТИЕ
Тема: Знакомство с деревянными предметами (сундук, стол, шкатулка).
Дидактические задачи. Расширить представления детей о том, что разные мастера делают из дерева: сундуки, шкатулки, столы идр. Делают не только полезные, но и очень красивые вещи, украшают их резьбой из дерева, окрашивают в разные цвета, рисуют на деревянных вещах красивые цветы и т. д. Если бережно относиться к вещам, они долго служат человеку и не утрачивают красоты.
Игровые задачи. Узнать, кто и что делает из дерева. Устроить выставку «Для себя и для друзей».
Игровые действия. Из «чудесного сундучка» вынимать вещи, показывать всем детям, называть и говорить, что это (мебель, игрушка, посуда и т. д.). Делать выставку вещей из дерева и из картинок.
Правила игры. Вынимать вещи надо по очереди, не мешая друг другу. Если кто-либо затрудняется назвать вещь, помогать находить точное слово (деревянный домик).Каждая группа детей устраивает выставку в соответствии с задачей: постройки (картинки), мебель, посуда, игрушки и др.
Оборудование игры. «Чудесный сундучок», разные игрушки, предметы (набор предметов должен быть разнообразен по содержанию, красочен и красив по оформлению, вызывать эстетические переживания, радость детей). Приспособление с полочками для устройства выставки. Картины, иллюстрирующие труд людей, наборы картинок-открыток с изображением игрушек, посуды из дерева.
Ход игры.
Воспитатель кратко рассказывает детям, кто и что делает из дерева, показывает картинки. Например, дома строят из дерева плотники. Они украшают дом резьбой, точеными колонками, вырезанными из дерева фигурками, коньками, петушками. В городах дома из дерева не строят, но в каждом доме что-то есть из дерева. «Посмотрим, что из дерева в нашей комнате. (Двери, рамы окон, стол, сундук, шкатулка.) Как и из чего делают стол, рассказал С. Я. Маршак в стихотворении «Откуда стол пришел?». (Читает отрывок.)
Берете книгу и тетрадь,
Садитесь вы за стол,
А вы могли бы рассказать,
Откуда стол пришел?
Недаром пахнет он сосной,
Пришел он из глуши лесной.
Вот этот стол —
сосновый стол —
К нам из лесу пришел.
Пришел он из глуши лесной
Он сам когда-то был сосной...
Но в лес он больше не пойдет —
Он с нами будет жить.
День изо дня, из года в год
Он будет нам служить.
А теперь посмотрим, что в «чудесном сундучке», — продолжает воспитатель. Каждый достанет один предмет и скажет, что это, для чего, как украшено». (Все предметы раскладываются или ставятся на подносики.) После того как вынуты из «чудесного сундучка» все предметы, воспитатель показывает картинки, на которых изображены игрушки из дерева. Она говорит, что игрушки делают мастера-игрушечники, а картинки рисуют художники.
После этого дети распределяются на группы и устраивают выставку вещей из дерева и картинок, а потом рассказывают, почему они поместили ту или иную вещь в данный раздел.
После занятия воспитатель хвалит детей.
3-ЗАНЯТИЕ
Тема: Знакомство с хозяйственно-бытовыми орудиями труда.
Цель: познакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели. Воспитать уважение к людям труда, желание помогать.
Ход прогулки.
Наблюдение: Обратить внимание детей на дворника. Спросить, цяя чего нужна профессия дворник, какие орудия труда используются в работе. Понаблюдать и наметить с детьми, что нужно сделать, чтобы растениям было хорошо, чтобы помочь им подготовиться к зиме: прополоть, обрезать сухие ветки. Спросить у старших детей, что было бы, если бы дворника не было.
Стихи по теме:
Встает дворник на заре,
Крыльцо чистит на дворе.
Дворник мусор уберет
И дорожки разметет.
Загадки
Голичок на длинной ножке
Пляшет прямо на дорожке,
Убирает все дотла.
А зовут меня...
{метла).
Скручена, связана,
На кол посажена,
А по улице пляшет.
{Метла)
Зубасты, а не кусаются.
{Грабли)
Дидактическая игра "Что делает?"
Задача — описать работу дворника. Цель - научить подбирать глаголы к существительному "дворник".
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
"Сделай сам" — сделать из сухой травы веник.
Собрать мелкие камешки в корзину.
Труд и индивидуальные физические упражнения.
Собрать крупный мусор.
Научить ходить по ограниченной поверхности, удерживая равновесие.
Подвижная игра "По ровненькой дорожке".
Цель: научить ходить в колонне по одному, выполнять движения в соответствии с текстом.
Ход игры:
По ровненькой дорожке, "Пружинка" на двух ногах с продвижением вперед.
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два,
По камешкам,
по камешкам
В ямку — бух! Присесть на корточки.
Вылезли из ямы. Поднимаются.
(Игра повторяется.)
4-ЗАНЯТИЕ
Тема: Беседа на тему «Будем опрятными».
Цели: Познакомить детей с основными правилами основ воспитанности – правилами культуры общения, приема пищи, режимных моментов и личной гигиены; развивать выразительную речь, мышление, память.
Ход занятия: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о привычках. Как вы думаете, что такое привычка? Привычка — это такое действие, которое становится для нас тем, без чего мы не можем жить.
Полезные, хорошие привычки делают человека более свободным, так как о многих своих действиях он перестает задумываться, они словно совершаются сами собой. Полезные привычки помогают сохранить здоровье и облегчить нашу жизнь.
Что это за привычки? Правильно. Почаще мыть руки с мылом, умываться и закаливаться холодной водой по утрам, делать зарядку, соблюдать режим дня.
А еще? Какие очень нужные действия мы совершаем как бы автоматически?
Верно! Приходя с улицы, переобуваемся в домашнюю обувь, надеваем домашнюю одежду. А ту, что сняли, аккуратно вешаем в шкаф.
Как вы думаете, хорошо ли всюду разбрасывать книжки, игрушки?
Конечно плохо. А почему?
Да потому, что потом на поиски нужной вещи вы потратите много времени. А время нужно ценить! У каждой вещи должно быть свое место! Класть вещи на место — полезная привычка!
Кстати, привычка ценить время, и свое, и своих родных и друзей, — замечательная привычка. Недаром говорят: «Точность — вежливость королей». Значит, невежливо опаздывать на встречу с другом, на занятия в школу или в спортивную секцию.
О каких еще хороших привычках мы забыли? Кто нам напомнит? Да, вы правы! Соблюдение чистоты и порядка в доме, уборка комнаты пылесосом или влажной тряпкой, мытье посуды — это хорошие привычки.
Полезная привычка — соблюдение правил личной гигиены. Всегда быть чисто и опрятно одетым, аккуратно причесанным — замечательная привычка.
Но существуют, к сожалению, и вредные привычки. Поговорим о них. Вредные привычки плохо влияют на организм человека, портят нам жизнь. Это несоблюдение режима дня, малая подвижность, не опрятность и другие плохие привычки.
У некоторых из нас есть и хорошие привычки и дурные. Редко встретишь человека, у которого только хорошие полезные привычки.
Но с вредными привычками надо бороться, а сила воли поможет их победить.
Привычки
Есть у лисички
Хорошие привычки:
Собираясь в гости,
Холить пышный хвостик,
Приучать лисяток
Соблюдать порядок.
Есть у лисички
Дурные привычки:
В курятник — шасть
И курочку украсть.
Игра «Отгадай, какие привычки полезные, а какие вредные».
Разбросал я книги, вещи
И искал их целый вечер. (Вредная.) И
Мою грязную посуду,
Пол помыть я не забуду. (Полезная.)
Пылесосом убираю,
Пыли я не оставляю. (Полезная.)
Ногти очень грызть люблю,
Всех микробов я ловлю. (Вредная.)
Чисто с мылом я умоюсь,
У меня опрятный вид. (Полезная.)
После занятия воспитатель хвалит детей.
ДЕКАБРЬ
1-ЗАНЯТИЕ
Тема: Беседа на тему «Ткани».
Цель. Познакомить детей с тканями, продемонстрировать их разнообразие по качеству и расцветке, рассказать об использовании ткани в жизни человека.
Предварительная работа.
Педагоги подбирают разнообразные образцы тканей, которые должны быть аккуратно подрублены. Для создания коллекции понадобится большой альбом (для рисования или фотографий).
Материал.
При первом знакомстве с тканями понадобятся увеличительные стекла — лупы.
Методика работы.
Педагог вносит в группу и раскладывает на детском столе образцы тканей, предлагает детям рассмотреть их, обращает их внимание на разнообразие тканей.
2-я часть (в группе). Воспитатель знакомит детей с плотником, который чинит в детском саду мебель. У плотника ящик с деревяшками и инструменты. Воспитатель и плотник раздают детям по кусочку дерева. «А мне?» — спрашивает кукла. Воспитатель сажает ее рядом с детьми и дает ей кусок дерева. В дальнейшем не забывает включать ее в диалог. Педагог предлагает детям рассмотреть кусочки дерева — древесину, полученную из стволов деревьев. Отмечается сначала цвет дерева, разные его оттенки — от бледно-желтого до светло-коричневого, прожилки и рисунок. Воспитатель просит детей погладить деревяшки, определить, твердые ли они, взвесить на руке. Отмечаются легкость, твердость, приятные, теплые ощущения. Затем воспитатель просит всех понюхать деревяшки, говорит, что особенно хорошо пахнут свежеспиленные сосновые и еловые брусочки. Демонстрирует камень, просит одного из детей взять в руки одновременно камень и брусок и сравнить их по твердости, весу. Уточняет, что дерево хотя и твердое, но не такое, как камень, в который невозможно забить гвоздь. Просит плотника показать, как легко забивается гвоздь в дерево и как гвоздь гнется, когда его забивают в камень. Объясняет, что дерево — прекрасный материал для изготовления всяких предметов, его можно пилить, строгать, сверлить, т. е. обрабатывать разными инструментами.
Плотник пилит доску, высверливает в ней отверстия, строгает ее рубанком, при этом называет свои действия и инструменты. Воспитатель дает детям возможность рассмотреть и понюхать опилки, стружку, подержать их в руках.
3-я часть. Воспитатель предлагает всем обойти группу и найти предметы, которые сделаны из дерева. Все вместе рассматривают столы, стулья, пол, рамы, двери. Педагог говорит, что деревянные предметы могут легко ломаться, если с ними обращаться небрежно. Все изделия из дерева надо беречь, чтобы они служили как можно дольше. Тогда не придется рубить новые деревья. Сломанную мебель надо сразу чинить. Это делает плотник — человек, который умеет обращаться с деревом и инструментами.
4-я часть. Плотник в окружении детей, воспитателя и Красной Шапочки чинит 1—2 детских стула или стол. Воспитатель и дети оказывают ему посильную помощь, наблюдают за его работой.
В конце занятия воспитатель просит детей сообщать ему, если они заметят какую-либо поломку в мебели.
2-ЗАНЯТИЕ
Тема: Знакомство с деревянными предметами (сундук, стол, шкатулка).
Дидактические задачи. Расширить представления детей о том, что разные мастера делают из дерева: сундуки, шкатулки, столы идр. Делают не только полезные, но и очень красивые вещи, украшают их резьбой из дерева, окрашивают в разные цвета, рисуют на деревянных вещах красивые цветы и т. д. Если бережно относиться к вещам, они долго служат человеку и не утрачивают красоты.
Игровые задачи. Узнать, кто и что делает из дерева. Устроить выставку «Для себя и для друзей».
Игровые действия. Из «чудесного сундучка» вынимать вещи, показывать всем детям, называть и говорить, что это (мебель, игрушка, посуда и т. д.). Делать выставку вещей из дерева и из картинок.
Правила игры. Вынимать вещи надо по очереди, не мешая друг другу. Если кто-либо затрудняется назвать вещь, помогать находить точное слово (деревянный домик).Каждая группа детей устраивает выставку в соответствии с задачей: постройки (картинки), мебель, посуда, игрушки и др.
Оборудование игры. «Чудесный сундучок», разные игрушки, предметы (набор предметов должен быть разнообразен по содержанию, красочен и красив по оформлению, вызывать эстетические переживания, радость детей). Приспособление с полочками для устройства выставки. Картины, иллюстрирующие труд людей, наборы картинок-открыток с изображением игрушек, посуды из дерева.
Ход игры.
Воспитатель кратко рассказывает детям, кто и что делает из дерева, показывает картинки. Например, дома строят из дерева плотники. Они украшают дом резьбой, точеными колонками, вырезанными из дерева фигурками, коньками, петушками. В городах дома из дерева не строят, но в каждом доме что-то есть из дерева. «Посмотрим, что из дерева в нашей комнате. (Двери, рамы окон, стол, сундук, шкатулка.) Как и из чего делают стол, рассказал С. Я. Маршак в стихотворении «Откуда стол пришел?». (Читает отрывок.)
Берете книгу и тетрадь,
Садитесь вы за стол,
А вы могли бы рассказать,
Откуда стол пришел?
Недаром пахнет он сосной,
Пришел он из глуши лесной.
Вот этот стол —
сосновый стол —
К нам из лесу пришел.
Пришел он из глуши лесной
Он сам когда-то был сосной...
Но в лес он больше не пойдет —
Он с нами будет жить.
День изо дня, из года в год
Он будет нам служить.
А теперь посмотрим, что в «чудесном сундучке», — продолжает воспитатель. Каждый достанет один предмет и скажет, что это, для чего, как украшено». (Все предметы раскладываются или ставятся на подносики.) После того как вынуты из «чудесного сундучка» все предметы, воспитатель показывает картинки, на которых изображены игрушки из дерева. Она говорит, что игрушки делают мастера-игрушечники, а картинки рисуют художники.
После этого дети распределяются на группы и устраивают выставку вещей из дерева и картинок, а потом рассказывают, почему они поместили ту или иную вещь в данный раздел.
После занятия воспитатель хвалит детей.
3-ЗАНЯТИЕ
Тема: Знакомство с хозяйственно-бытовыми орудиями труда.
Цель: познакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели. Воспитать уважение к людям труда, желание помогать.
Ход прогулки.
Наблюдение: Обратить внимание детей на дворника. Спросить, цяя чего нужна профессия дворник, какие орудия труда используются в работе. Понаблюдать и наметить с детьми, что нужно сделать, чтобы растениям было хорошо, чтобы помочь им подготовиться к зиме: прополоть, обрезать сухие ветки. Спросить у старших детей, что было бы, если бы дворника не было.
Стихи по теме:
Встает дворник на заре,
Крыльцо чистит на дворе.
Дворник мусор уберет
И дорожки разметет.
Загадки
Голичок на длинной ножке
Пляшет прямо на дорожке,
Убирает все дотла.
А зовут меня...
{метла).
Скручена, связана,
На кол посажена,
А по улице пляшет.
{Метла)
Зубасты, а не кусаются.
{Грабли)
Дидактическая игра "Что делает?"
Задача — описать работу дворника. Цель - научить подбирать глаголы к существительному "дворник".
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
"Сделай сам" — сделать из сухой травы веник.
Собрать мелкие камешки в корзину.
Труд и индивидуальные физические упражнения.
Собрать крупный мусор.
Научить ходить по ограниченной поверхности, удерживая равновесие.
Подвижная игра "По ровненькой дорожке".
Цель: научить ходить в колонне по одному, выполнять движения в соответствии с текстом.
Ход игры:
По ровненькой дорожке, "Пружинка" на двух ногах с продвижением вперед.
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два,
По камешкам,
по камешкам
В ямку — бух! Присесть на корточки.
Вылезли из ямы. Поднимаются.
(Игра повторяется.)
4-ЗАНЯТИЕ
Тема: Беседа на тему «Будем опрятными».
Цели: Познакомить детей с основными правилами основ воспитанности – правилами культуры общения, приема пищи, режимных моментов и личной гигиены; развивать выразительную речь, мышление, память.
Ход занятия: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о привычках. Как вы думаете, что такое привычка? Привычка — это такое действие, которое становится для нас тем, без чего мы не можем жить.
Полезные, хорошие привычки делают человека более свободным, так как о многих своих действиях он перестает задумываться, они словно совершаются сами собой. Полезные привычки помогают сохранить здоровье и облегчить нашу жизнь.
Что это за привычки? Правильно. Почаще мыть руки с мылом, умываться и закаливаться холодной водой по утрам, делать зарядку, соблюдать режим дня.
А еще? Какие очень нужные действия мы совершаем как бы автоматически?
Верно! Приходя с улицы, переобуваемся в домашнюю обувь, надеваем домашнюю одежду. А ту, что сняли, аккуратно вешаем в шкаф.
Как вы думаете, хорошо ли всюду разбрасывать книжки, игрушки?
Конечно плохо. А почему?
Да потому, что потом на поиски нужной вещи вы потратите много времени. А время нужно ценить! У каждой вещи должно быть свое место! Класть вещи на место — полезная привычка!
Кстати, привычка ценить время, и свое, и своих родных и друзей, — замечательная привычка. Недаром говорят: «Точность — вежливость королей». Значит, невежливо опаздывать на встречу с другом, на занятия в школу или в спортивную секцию.
О каких еще хороших привычках мы забыли? Кто нам напомнит? Да, вы правы! Соблюдение чистоты и порядка в доме, уборка комнаты пылесосом или влажной тряпкой, мытье посуды — это хорошие привычки.
Полезная привычка — соблюдение правил личной гигиены. Всегда быть чисто и опрятно одетым, аккуратно причесанным — замечательная привычка.
Но существуют, к сожалению, и вредные привычки. Поговорим о них. Вредные привычки плохо влияют на организм человека, портят нам жизнь. Это несоблюдение режима дня, малая подвижность, не опрятность и другие плохие привычки.
У некоторых из нас есть и хорошие привычки и дурные. Редко встретишь человека, у которого только хорошие полезные привычки.
Но с вредными привычками надо бороться, а сила воли поможет их победить.
Привычки
Есть у лисички
Хорошие привычки:
Собираясь в гости,
Холить пышный хвостик,
Приучать лисяток
Соблюдать порядок.
Есть у лисички
Дурные привычки:
В курятник — шасть
И курочку украсть.
Игра «Отгадай, какие привычки полезные, а какие вредные».
Разбросал я книги, вещи
И искал их целый вечер. (Вредная.) И
Мою грязную посуду,
Пол помыть я не забуду. (Полезная.)
Пылесосом убираю,
Пыли я не оставляю. (Полезная.)
Ногти очень грызть люблю,
Всех микробов я ловлю. (Вредная.)
Чисто с мылом я умоюсь,
У меня опрятный вид. (Полезная.)
После занятия воспитатель хвалит детей.
ДЕКАБРЬ
1-ЗАНЯТИЕ
Тема: Беседа на тему «Ткани».
Цель. Познакомить детей с тканями, продемонстрировать их разнообразие по качеству и расцветке, рассказать об использовании ткани в жизни человека.
Предварительная работа.
Педагоги подбирают разнообразные образцы тканей, которые должны быть аккуратно подрублены. Для создания коллекции понадобится большой альбом (для рисования или фотографий).
Материал.
При первом знакомстве с тканями понадобятся увеличительные стекла — лупы.
Методика работы.
Педагог вносит в группу и раскладывает на детском столе образцы тканей, предлагает детям рассмотреть их, обращает их внимание на разнообразие тканей.