Файл: Учебнопрактическое пособие по ознакомлению с окружающим миром разработано для детей дошкольного возраста. В пособии имеются подробные конспекты по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы доу. (56 лет).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Какого цвета бывает?

Наиболее распространенными сортами глины являются: красная глина, белая глина, глина для производства фарфора, огнеупорная глина и глина из песчаника (песка).

Природная красная глина

В природе эта глина имеет зеленовато-коричневую окраску. При обжиге в зависимости от температуры или печи глина приобретает красную или белесую окраску. Эта глина очень мягкая, легко мнется, и поэтому ее используют для изготовления посуды, небольших статуэток и фигурок. (Воспитатель показывает предметы узбекского гончарного искусства.)

Белая глина

Самый распространенный вид глины. Ее месторождения встречаются во всем мире. Используется для изготовления керамической посуды и декоративных изделий.

Цветная глина

Цветная глина — это глиняная масса с содержанием красочного пигмента.

Приготовление глиняной массы требует большого внимания. Ее можно составить двумя способами, которые дают совершенно разные результаты. Первый способ – это с помощью специального оборудования, он более надежный. Второй – более простой и, разумеется, менее надежный метод: подмешивать красители в глину рукой.

– Какой способ окрашивания мы с вами использовали, только в работе с соленым тестом? (второй)

Для чего нужна глина человеку?

С древних времен керамические изделия служили человеку. Они различались по виду используемого сырья, способу производства, по своему назначению. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, узбекские мастера-гончары создавали разнообразные по форме и декору (оформлению) горшки, миски, кувшины, блюда и многие другие предметы, необходимые в быту (показывает эти предметы на картинках). Многие предметы не только исправно служили человеку, но и становились произведениями искусства (показывает предметы узбекского гончарного искусства).

Основным свойством глины, определяющим ее пригодность для гончарных изделий, является пластичность. Глина — единственный в своем роде такой природный материал, имеющийся в большом количестве.

Что в наше время делают из глины? (Ответы детей.)

Сейчас керамика широко используется в интерьере в виде декоративных перегородок, решеток. Из керамических кирпичей сооружают камины. Большой популярностью пользуются различные по форме и размеру вазы, настенная керамика — декоративные блюда, тарелки. Даже картины пишут на керамике.


А кто делает все эти предметы из глины?

Мастера – гончары. Изготовление изделия из глины включает несколько этапов: приготовление тестообразной массы, формовка изделия, нанесение декора (рисунка), сушка на воздухе или обжиг в печи. Перед формованием глиняная масса подвергается дополнительной обработке: из нее удаляют пузырьки воздуха, переминая, придают ей однородную структуру.

Формование керамических изделий осуществляют различными способами: формовка изделий вручную и формовка изделий на гончарном круге. Гончарный круг позволяет создавать симметричные, равномерно расширяющиеся или сужающиеся сосуды разнообразной формы.

Работа на гончарном круге требует мастерства. Сырую глину, брошенную на гончарный круг, мокрыми руками вытягивают в конус. Нажимая на него сверху рукой, гончар опускает массу вниз. Это повторяется несколько раз (для выравнивания глиняной массы). Вытянутый ком в результате нажима большим пальцем превращают в полый цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя пальцами, вытачивают корпус и шейку изделия. С помощью деревянного резака массе придают необходимую форму. Во время формования руки следует периодически смачивать водой, чтобы усилить скольжение пальцев. Придав изделию законченную форму, его срезают с гончарного круга тонкой проволокой и ставят для сушки — чаще всего на воздухе. Если изделие состоит из нескольких деталей, их склеивают. Далее идет раскрашивание и декорирование.

– Ребята, так кто же такие гончары, что это за люди? (занимаются изготовлением предметов из глины).

– Предлагаю вам поиграть в гончаров. Одна часть детей будет мастерами-гончарами, а другая – будет глиной, из которой гончары будут делать различные предметы. Выбирайте себе карточки. У кого на карточке изображение человека – тот будет гончаром, у кого круг с точками – тот глиной. У каждого мастера свой кусок глины (выбирают карточки и разбиваются на пары).

Физ. минутка “Гончары”

(звучит классическая музыка, гончары надевают фартуки для работы)

– раз, два, три – повернись, наша группа в гончарную мастерскую превратись!

– гончары можете взять себе эскизы керамических изделий (предлагаются рисунки).

– пройдите, посмотрите на изделия своих коллег. У нас будет время потренироваться в этом нелегком деле, а теперь пора возвращаться обратно. Закрываем глазки и произносим волшебные слова: раз, два, три – повернись, гончарная мастерская в нашу группу превратись!



– ребята, а как вы думаете, раз глина природный материал, то она отличается чем-то, например, от земли, или обладает такими же свойствами?

– предлагаю отправиться в лабораторию, где мы сможем это проверить.

Опыты в другой части группы

Как реагируют земля и глина на воду (шарики из глины и земли бросаются в воду). Выводы детей.

Можно ли порвать землю и глину? (от куска глины отрывается другой, от сухой земли этого сделать невозможно).

Основное назначение глины – лепка. Возможно, ли это сделать с землей? (проверяем – земля сухая, из нее невозможно лепить).

Что быстрее пропускает воду? (прозрачные колбы уже наполнены глиной и землей, в каждую по очереди наливается вода и наблюдаем, как она просачивается на дно, путь воды. Проводим похожий опыт, но уже с кулечками, наблюдаем за скоростью просачивания воды наружу). Дети подводят итог.

– Сейчас каждый из вас может стать экспериментатором, поработать в лаборатории и повторить наш последний опыт с кулечками. Может быть, у вас будет другое открытие или подтвердите уже имеющееся.

– А кто догадался, почему у вас на столах лежит пластилин? (пластилин – это брат глины, он создан, в отличие от глины, человеком искусственно)

(Творческое задание на листочках с контурами кувшинов, ваз – дети замазывают лист пластилином, создавая объемное изображение).

2-ЗАНЯТИЕ


Тема: Беседа об Алишере Навои.

Цели: Познакомить детей с портретом Алишера Навои. Дать краткие сведения об А.Навои. Вызвать интерес к жизни великих людей. Воспитывать уважение к поэтам и писателям.

Ход занятия:

Воспитатель:

-Ребята, мы с вами учим много разных стихотворений. Кто хочет сейчас прочитать мне какие-нибудь стихи? (дети читают стихи на выбор)

-Молодцы! Красиво прочитали. А вы знаете, кто пишет стихи? ( ответы детей)

Ребята, человек, который придумывает стихи и пишет их на бумаге, называется поэтом. Поэт красиво и интересно рассказывает в своих стихах о природе, людях, животных. Давайте запомним это слово. А вы знаете каких-нибудь поэтов по именам. Кто мне может сейчас назвать имена поэтов Узбекистана?

Давайте, сейчас внимательно посмотрим на этот портрет. На нем изображен великий человек. Это дети - Алишер Навои. Это великий человек, поэт. Он жил давно здесь на нашей Родине. Он написал очень много стихов и сделал очень много добрых дел для людей. (Рассказ воспитателя об Алишере Навои)

Гениальный поэт и мыслитель, музыкант и художник, педагог и, ученый, крупный государственный деятель и один из культурнейших людей своего времени Алишер Навои был общепризнанным руководителем культурной жизни Герата, покровителем многочисленных представителей наук,

искусства и культуры. "Благодаря Алишеру сколько людей получило писательское и художественное воспитание и укрепление своего дарования, - писал Бабур, - Подобного Алишер - беку покровителя и воспитателя людей больше не было."

Алишер Навои родился 9 февраля 1441 года в городе Герате, в столице Хоросанского государства, С детства Алишер увлекся чтением произведений классиков перейдено - таджикской литературы: Саэди, Аттара и др. По свидетельству самого Навои, его направляли, давали высокую оценку написанным им стихам такие поэты, как Лутфи Шейх Кемаль Турбати. Навои учился у образованнейших людей своего времени, принимая участие в их высокоинтеллектуальных и глубоко поучительных беседах. Не имея не семьи, ни детей, ни наследников, поэт значительную часть своего огромного состояния тратил на благотворительные дела. Он построил немало учебных заведений, больниц, караван - сараев, каналов, мостов и дорог. В Герате Навои поддерживал самые тесные отношения с великим таджикским поэтом и мыслителем Абдуррахманом Джами (1414 - 1492), который был его ближайшим другом, единомышленником, учителем и духовным наставником. Дружба Навои и Джами навсегда останется в


истории как яркий символ дружбы между узбекским и таджикским народами. Ко времени когда Навои стал видным человеком в Хорасане, получив почетную должность при дворе, он уже пользовался репутацией виртуозного мастера стиха. Щедрость дарования Навои была такова, что поэт охватил все разновидности лирического творчества, созданные народами мусульманского Востока на протяжении ряда столетий. Газели и кыта, таржибаны и рубай - в каком бы жанре не выступал Навои, он всюду с блеском доказывал безграничные возможности своего таланта и мастерства.

Многие известные представители литературы, искусства и науки второй половины 15 - начало 16 в., в знак глубокого уважения к Алишеру Навои и в благодарность за его поддержку, посвящали ему свои труды. Образ этого разностороннего и талантливого человека исторически не отделим от

широкого круга его современников, друзей, почитателей и прямых учеников - поэтов и музыкантов, ученых и архитекторов, каллиграфов и художников, историков и писателей, определивших своей деятельностью культурный расцвет Герата "эпохи навои". 3 января 1501 года в Герате Навои скончался.

Весь Герат провожал в последний путь своего любимого поэта и мудрого деятеля. Целый год длился траур по поводу кончины Алишера Навои - так велика была любовь к человеку, посвятившему весь свой талант и дарования бесконечно любимому им народу. Литературное наследие Алишера Навои огромно. В нем мы находим множество прекрасных стихотворений, эпические произведения, научно -

философские гранты, литературоведческие исследования, жизнеописания ученых, поэтов, философов, труды по истории, по языкознанию. Вершиной же поэтического творчества Навои является создания "Хамсе" ("Пятерицы") -цикла из пяти поэм: "Смятение праведных", "Лейли и Меджнун", "Фврхад и

Ширин", "О семи скитальцах", "Стена Искандера" Духовное наследие замечательного сына узбекского народа в наше время приобретает международное звучание, становится достоянием всех, кому дороги интересы мира, дружба и единство народов.

3-ЗАНЯТИЕ

Тема: Знакомство с профессией врача.

Цель. Познакомить детей с профессией врача (медицинской сестры), с некоторыми профессиональными действиями врача, с предметами-помощниками в труде врача, воспитывать в детях чув­ство признательности и уважения к чужому труду.

Предварительная работа. Чтение сказки К. И. Чуков­ского «Айболит».